Формирование ассортиментной политики предприятия розничной торговли ООО «Эколас»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 23:32, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является разработка эффективной ассортиментной политики фирмы, основанная на комплексном анализе его финансово-экономического состояния, на данных показателей ассортимента и изучение теоретических аспектов выбранной темы. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
-изучение основных проблем и тенденций развития розничной торговли;
-изучение теоретических основ формирования товарного ассортимента предприятий розничной торговли;
-изучение содержания торгово-технологических процессов в магазине и выкладки товаров в торговом зале;
-совершенствование управления товарным ассортиментом.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ 7
1.1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ 7
1.2. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ 12
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОВАРНОГО АССОРТИМЕНТА ПРЕДПРИЯТИЙ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ22
2.1. КРИТЕРИИ ФОРМИРОВАНИЯ ТОВАРНОГО АССОРТИМЕНТА ПРЕДПРИЯТИЙ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ 22
2.2. СОДЕРЖАНИЕ ТОРГОВО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ РОЗНИЧНОГО ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 32
2.3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ТОРГОВЛИ 41
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ СФ ООО "ЭКОЛАС" 47
3.1. НАЗНАЧЕНИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА ООО "ЭКОЛАС" 47
3.2. АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАБОТЫ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ СФ ООО "ЭКОЛАС" 62
3.3. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТОВАРНОГО АССОРТИМЕНТА СФ ООО "ЭКОЛАС" 68
3.4. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПЛАНИРОВКИ ТОРГОВОГО ЗАЛА СФ ООО "ЭКОЛАС"75
ГЛАВА 4.УПРАВЛЕНИЕ ТОВАРНЫМ АССОРТИМЕНТОМ СФ ООО "ЭКОЛАС" 77
4.1. ОЦЕНКА И ПЕРЕСМОТР ТОВАРНОГО АССОРТИМЕНТА СФ ООО "ЭКОЛАС" 77
4.2. РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ О ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГРУПП ТОВАРОВ СФ ООО "ЭКОЛАС" 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 92

Файлы: 7 файлов

diplom.doc

— 409.50 Кб (Скачать файл)

Фактическая полнота ассортимента и ее динамика могут служить свидетельством грамотной ассортиментной политики. Полнота ассортимента зависит не только от торговой площади магазина, объемов товарооборота. Важными  факторами, обеспечивающими полноту ассортимента, по нашему мнению, являются финансовая устойчивость и авторитет предприятия на рынке товаров и услуг. Большим доверием у поставщиков товаров пользуются магазины которые принимают товар крупными партиями, своевременно производят расчеты, имеют высокую степень надежности.

Мы считаем, что для повышения  социального уровня торгового обслуживания торгово-оперативные работники магазинов  должны уделять особое внимание устойчивости ассортимента. С одной стороны, этот показатель существенно влияет на показатель уровня обслуживания, а с другой – свидетельствует о ритмичности поставок. Устойчивость ассортимента – главный ориентир для покупателя.

Для характеристики эффективности  коммерческой деятельности розничного предприятия, на наш взгляд, наиболее важным показателем является степень обновления товарного ассортимента, то есть его пополнения новыми продуктами и изделиями. Этот показатель может быть определен как коэффициент обновления. Он представляется важным для работы с непродовольственными товарами.

Расчеты устойчивости ассортимента позволяют  судить об отсутствии перебоев в продаже  отдельных товаров. Анализ стабильности реализации товара с колеблющимся, неравномерным качеством покупок  в течение дня, поможет не только проанализировать эффективность организации товароснабжения, но и определить рациональность ассортиментной структуры и эффективность ассортиментной политики розничного предприятия.

Анализ широты и устойчивости ассортимента необходимо проводить на базе оперативных  данных о состоянии текущих запасов, выделяя товары с замедленной товарооборачиваемостью.

2.2. Содержание торгово-технологических  процессов  розничного торгового  предприятия

Основной из инновационных функций  торговой фирмы является управление технологическими процессами в магазине. Под этими процессами понимается совокупность последовательных, взаимосвязанных операций,  выполняемых персоналом магазина,  направленных на доведение товаров до покупателей с минимальными затратами трудовых,  материальных и финансовых ресурсов. Торгово-технологические процессы,  осуществляемые в магазинах,  условно подразделяют на основные и вспомогательные.

К основным торгово-технологическим  процессам относятся продажа  товаров и обслуживание покупателей, включающие в себя организацию покупательских потоков в торговом зале; выкладку товаров на оборудование,  обеспечивающую покупателям оптимальные условия  их осмотра и отбора; организацию расчетов за отобранные покупателями товары; оказание покупателям дополнительных торговых услуг  и другие подобные им технологические операции. [24]

К вспомогательным торгово-технологическим  процессам относятся:  приемка  товаров от поставщиков; доставка их на места хранения; обеспечение необходимых  условий хранения товаров; подготовка товаров к продаже; их транспортирование в торговый зал;   организация хранения   и сдачи тары.

Мы считаем,  что содержание основных и вспомогательных торгово-технологических  процессов магазинов различных  типов имеет определенные особенности, вызываемые формой их товарной специализации, методами продажи товаров, а также размерами. Эти особенности определяют специфику отдельных технологических операций, осуществляемых в рамках основных и  вспомогательных торгово-технологических процессов в магазине. Для примера рассмотрим структуру и последовательность операций торгово-технологического процесса в магазинах самообслуживания.

 










 








 

 


 

 


 


 

Рисунок 3. Структура и последовательность операций торгово-технологического процесса в магазинах самообслуживания

Можно сказать, что в соответствии с характером торгово-технологических  процессов формируется структура   помещений магазина и организуется их технологическая планировка. Состав   конкретных помещений  магазина и их размеры определяются его типом и существенно дифференцируются в зависимости от ассортимента реализуемых товаров,  методов их продажи и видов дополнительных торговых услуг,  оказываемых покупателям. Тем не менее, автор выделяет в каждом магазине   следующие группы помещений,  обеспечивающие осуществление торгово-технологических процессов: торговые помещения; помещения для приемки,  хранения и подготовки товаров к продаже; подсобные помещения; административно-бытовые помещения; технические помещения. [4]


Структура площадей различных видов  помещений зависит в первую очередь  от применяемых методов продажи  товаров,  определяющих соотношение  площадей,  отводимых для осуществления  основных и вспомогательных торгово-технологических  процессов. В магазинах с индивидуальным обслуживанием покупателей удельный вес торговой площади в общей площади магазина    колеблется    в пределах 45-46%,  то в магазинах самообслуживания    он возрастает до 55-65%,  а в магазинах реализующих товары по образцам    и каталогам - до 65-75%. Кроме того, специалисты по торговле обращают внимания на то, что существенное влияние на структуру площадей оказывает форма товарной специализации магазинов,  это можно проследить по данным таблицы 2.

 

Таблица 2.

Рекомендуемая структура площадей различных видов помещений в магазинах самообслуживания

Форма товарной специализации магазинов

Торговая площадь

Площадь для приемки, хранения и  подготовки товаров к продаже

Площадь подсобных помещений

Площадь административно-бытовых  и технических помещений

Итого,

%

всего

В т.ч. торгового зала

Продовольственные

Универмаги

"Товары для детей"

"Товары для молодежи"

"Товары для женщин"

"Товары для мужчин"

"Товары для дома"

"Галантерея

60

 

54

58

 

60

 

61

 

61

 

57

 

63

55

 

56

56

 

58

 

59

 

59

 

55

 

61

25

 

31

27

 

25

 

24

 

24

 

28

 

23

8

 

9

9

 

9

 

9

 

9

 

9

 

8

6

 

6

6

 

6

 

6

 

6

 

6

 

6

100

 

100

100

 

100

 

100

 

100

 

100

 

100


 

Рассматривая рекомендации,  изложенные в таблице 2, следует обратить внимание на то, что в настоящее время  структура площадей многих магазинов самообслуживания не соответствует этому методу продажи.  Как правило, в непродовольственных магазинах основная масса товарных запасов, находящихся в магазине перемещается непосредственно в торговый зал. Так,  если в магазинах с обычными методами продажи непродовольственных товаров доля запасов,  находящихся в торговом зале   составляет 20-25%,  то в магазинах самообслуживания она доходит до 40-60%, что создает предпосылки для  существенного распределения площадей между торговым залом и складским помещением. За счет повышения доли торговой площади в общей площади на 1% товарооборот магазинов самообслуживания увеличивается на 0,2-0,4%

В связи с этим,  можно сделать  вывод,  что торговые фирмы должны ориентироваться на повышение доли торговой площади магазинов самообслуживания,  организуемых в ранее действовавших магазинах с индивидуальным обслуживанием покупателей,  в первую очередь за счет сокращения площади других помещений,  примыкающих непосредственно к торговому залу.

 По своему назначению площадь  торгового зала магазина подразделяется на такие основные зоны: площадь,  занимаемая оборудованием для выкладки и демонстрации товаров; площадь,  занимаемая узлами расчетов; площадь проходов для покупателей.

В зависимости от типа здания,  размеров и конфигурации торгового зала в магазинах применяются следующие системы размещения оборудования: линейная с продольным  размещением оборудования; линейная с поперечным размещением оборудования; боксовая и смешанная. [24]

По нашему мнению, наиболее рациональной является линейная система расстановки оборудования, т.к. она позволяет четко формировать потоки движения покупателей,  создает лучшие условия для группировки и размещения товаров, обеспечивает высокую просматриваемость всего торгового зала. К тому же, варьируя длину линий,  можно регулировать  концентрации покупателей на различных участках торгового зала.

В торговых залах прямоугольной  конфигурации шириной от 7 до 12 м., по нашему мнению целесообразно применять  линейную систему с продольным размещением  оборудования,  а при ширине 13-24 м. наиболее эффект дает линейная система с поперечным  размещением оборудования. В крупных магазинах, где ширина торгового зала превышает 24 м,  целесообразно применять смешанную систему расстановки оборудования,  комбинируя при этом его продольное и поперечное линейное размещение.

Так же при размещении оборудования в торговом зале следует обратить внимание на необходимость обеспечения  рациональной направленности покупательских потоков, т.к. для большинства покупателей  характерна тенденция перемещаться в магазине в направлении против часовой стрелки.[19]

Следовательно, эту направленность движения покупателей необходимо использовать   с тем,  чтобы им был обеспечен  хороший обзор торгового зала, и потоки покупателей по возможности  не пересекались. Однако не следует жестко направлять покупательские потоки по единым  определенным маршрутам с помощью заградителей,  декоративного оборудования и др. Покупателю необходимо предоставлять свободу в выборе маршрута движения в торговом зале.

Для определения общей эффективности технологической планировки торгового зала применяют следующие показатели:

  1. Коэффициент установочной площади. Он представляет собой отношение  суммарной установочной площади оборудования к общей площади торгового зала.
  2. Коэффициент демонстрационной площади. Он определяется как отношение суммарной демонстрационной площади оборудования к общей площади торгового зала.

В зависимости от размера площади  торгового зала и форм товарной специализации  рекомендуются следующие примерные  показатели коэффициентов установочной и демонстрационной площади для магазинов розничной торговли.

Таблица 3.

Показатели коэффициентов установочной и демонстрационной площади в  магазинах

Площадь, м2

Коэффициент установочной площади

Коэффициент демонстрационной площади

Продовольственных товаров

одежды

обуви

галантереи

Товары для детей, молодежи,  женщин,  мужчин

 

До 100

101-150

251-650

651-1500

свыше1500

0, 32

0, 31

0, 30

0, 29

0, 27

0, 76

0, 75

0, 73

0, 72

0, 70

0, 66

0, 63

0, 60

0, 57

-

0, 80

0, 76

0, 73

0, 70

-

0, 90

0, 88

0, 85

0, 80

-

0, 75

0, 74

0, 72

0, 70

0, 68

В среднем

0, 30

0, 75

0, 60

0, 74

0, 86

0, 70


 

Сопоставление рекомендуемых и  фактически достигнутых значений коэффициентов  установочной и демонстрационной площади  позволяет оценить эффективность технологической планировки торгового зала магазина и при необходимости разработать мероприятия по ее совершенствованию

На практике используются несколько  технико-экономических показателей  подобного типа для  магазинов:

Отношение торговой площади к общей:

К = Sm / So;             (2)

где Sm – торговая площадь;

So – общая площадь.

Этот коэффициент показывает,  какую часть общей площади  магазина занимает торговая площадь. Чем  больше значение этого коэффициента,  тем эффективнее используется площадь  здания магазина.

Показатель рациональности расстановки  оборудования     (эффективности  использования торговой площади) –  установочный коэффициент  (ky) показывает отношение площади, занятой торговым оборудованием (установочная площадь),  к общей площади торгового зала:

discript.ion

— 234 байт (Скачать файл)

titul_list.doc

— 20.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Формирование ассортиментной политики предприятия розничной торговли ООО «Эколас»