Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 16:47, курсовая работа
Исходя из поставленной цели, задачами настоящей работы являются:
- рассмотрение сущности и значения деятельности маркетинговой службы на предприятии;
- рассмотрение механизма формирования маркетинговой службы на предприятии;
- разработка рекомендаций по повышению эффективности деятельности маркетинговой службы предприятия.
ВВЕДЕНИЕ
1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ СЛУЖБЫ МАРКЕТИНГА НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Понятие и значение службы маркетинга
1.2 Возникновение и развитие служб маркетинга на предприятии
1.3 Место службы маркетинга в системе управления предприятием
2. ФОРМИРОВАНИЕ СЛУЖБЫ МАРКЕТИНГА НА ПРИМЕРЕ САЛОНА СВЯЗИ ТС «ЦИФРОГРАД»
2.1 Краткая характеристика предприятия и ее деятельности
2.2 Системный подход к созданию службы маркетинга
2.3 Обеспечение эффективной деятельности службы маркетинга на предприятии
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ МАРКЕТИНГА НА ПРЕДПРИЯТИИ
3.1 Организационные мероприятия
3.2 Повышение профессионально-квалификационного уровня персонала как важнейший фактор эффективности службы маркетинга на предприятии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Объектами маркетинга в современной экономике являются:
- товары
потребительского и
- продукты
интеллектуального труда (
- услуги производственного и потребительского характера (услуги транспорта, хранения, до и после продажного обслуживания, учебные, медицинские, бытовые и др.);
- нематериальные активы (торговые марки и товарные знаки);
- имущественные права (акции и другие ценные бумаги, авторские права, права собственности на земельные участки и здания).
Как система управления маркетинг постоянно развивается, взаимодействует с другими управленческими инновациями в сфере товародвижения, накапливает внедренческий опыт в новых сферах бизнеса. В табл.1.2. представлены пять важнейших инноваций XX века в сфере товародвижения.
Рыночными методами маркетинг обеспечивает важные общественные функции: бесперебойное и комплексное снабжение граждан потребительскими товарами и услугами в соответствии с их доходами и предпочтениями; надежное ресурсообеспечение производственных предприятий и организаций непроизводственной сферы, государственного сектора экономики сырьем, материалами и оборудованием; эффективное осуществление экспортно-импортных операций в соответствии с конъюнктурой мировых рынков и международным разделением труда.
Таблица 1.2.
Пять важнейших управленческих инноваций XX века в сфере товародвижения
Инновации | Миссия | Доминирую-щий принцип | Общественная эффективность | Кредо | |
Маркетинг | Формирование портфеля заказов, обеспечивающего устойчивое развитие предприятия | Программно целевой подход | Наиболее полное удовлетворение платежеспособного спроса, развитие потребностей | Бизнес - это конкуренция | |
Логистика | Интегрирование управления материальными потоками с рациональными запасами и издержками | Сотрудничество | Повышение устойчивости экономики, снижение затрат в товародвижении | Бизнес - это компромисс интересов | |
Электронная торговля | Организация торговых сделок в режиме реального времени (онлайн) | Стандартиза-ция | Сокращение управленческих (трансакционных) издержек | Бизнес - это
глобальный процесс |
|
Конкурс-ные торги | Размещение заказов на публичных тендерах | Открытость | Экономия бюджетных и корпоративных средств | Бизнес - это
общественные связи |
|
Аутсор-синг | Выполнение непрофильных функций заказчика специализированной организацией на бессрочной договорной основе | Надежность | Повышение производительности общественного труда | Бизнес - это польза клиента | |
Примечание. Источник: [].
Теневая экономика, фальсификация товаров, недобросовестная конкуренция несовместимы с ответственным маркетингом.
Социальная ответственность бизнеса и маркетинга не противоречит целевой ориентации предпринимательства на получение прибыли. Прибыль - объективный показатель эффективности бизнеса и маркетинга, главный источник дохода и стимул для предпринимателя, ресурс для развития дела.
Стратегии, цели и методы маркетинговой политики зависят от особенностей рынка, товара, рыночной силы компании. В любой ситуации целесообразно опираться на универсальные принципы маркетинга как функции управления. К числу основных принципов относятся: программно-целевое управление; инновационный подход; ориентация на спрос; единство информационного и физического маркетинга; сочетание методов количественного и качественного анализа рынка; тотальное управление маркетингом; логистическая модель организации; электронный маркетинг; превращение маркетинга в центр прибыли; приоритетное кадровое обеспечение.
Коротко охарактеризуем перечисленные принципы управления.
Программно-целевое управление. Цели маркетинга должны быть определены количественно через систему сбалансированных показателей с выделением ключевых факторов результативности, дифференцированы по видам товаров, регионам, подразделениям. Маркетинговые инструменты и мероприятия подобраны в соответствии со спецификой задач, скоординированы по срокам, исполнителям, обеспечены финансовыми ресурсами для их реализации.
Инновационный подход. Маркетинг способствует формированию новых и развитию имеющихся потребностей, постоянному совершенствованию товара, упаковки, системы товародвижения, методов продаж и обслуживания потребителей, а также самих маркетинговых технологий.
Ориентация на спрос. Постоянный поиск незаполненных рыночных ниш, повышение уровня и качества удовлетворения спроса в избранных сегментах потребителей, создание брэндов и марочных товаров, использование финансово-кредитных инструментов мобилизации отложенного спроса обеспечивают рентабельную работу и развитие компании.
Единство информационного и физического маркетинга. Управление маркетингом не может концентрироваться в «башне из слоновой кости». Только вовлеченность маркетинговой службы в реальный процесс контроля, регулирования поставок, управления сбытовыми запасами, то есть оперативный маркетинг, может обеспечить достижение поставленных задач. Этот принцип означает оценку маркетинга по практическим результатам: увеличению портфеля заказов на поставку товаров и объемов их реализации за денежные средства.
Сочетание методов количественного и качественного анализа рынка. Надежное информационно-аналитическое обеспечение политики маркетинга, особенно сегментации рынка, приоритезации (выбора целевого сегмента потребителей), позиционирования товара является необходимым элементом маркетинга. Использование данных статистики не всегда дает полную и достоверную фотографию рынка и должно дополняться материалами выборочных опросов, фокус-групп, интервью, а так же использованием специальных методов качественного анализа и оценки. К числу последних относятся SWOTанализ, АВС-анализ, Portfolio-анализ, бенчмаркинг.
Тотальное управление маркетингом. Успех маркетинговой стратегии, политики продаж и выполнение плана соответствующих мероприятий во многом зависят от слаженной и целенаправленной внутрифирменной работы всех служб и подразделений, а также персонала компании.
Логистическая модель организации. Маркетинг, сбыт и сервис строятся как подсистема интегрированной микрологистической системы компании. В логистике маркетинга используются: единая информационная система компании; анализ товарных запасов по методу ABC-XYZ; штриховое кодирование товара, логистически сконструированная упаковка; программа постоянного пополнения запасов торговли (CRP); концепция управления взаимоотношениями с клиентами (CRM); правила практики дистрибуции товаров (GDP) и т.д.
Электронный маркетинг. Современное предпринимательство должно использовать возможности “электронной экономики” (создание своего сайта в Интернете, электронная реклама, участие в электронных торгах, аккредитация на электронных площадках, новые системы передачи данных, сотовая, в том числе широкополосная, связь). Коммерция делает маркетинг предпринимательской структуры глобальным, позволяет снизить трансакционные издержки, оперативно реагировать на запросы рынка и потребителей.
Превращение маркетинга в центр прибыли. Финансовая сторона маркетинга очень важна, так как связана со значительными затратами. Особое значение имеет система ценообразования на товар, которая должна строиться исходя из спроса и полезности товара. Без налаженного управленческого учета логистических затрат на маркетинговые мероприятия, выявления их реальной эффективности, денежной оценки результатов деятельности отдела маркетинга, невозможно превратить его в центр прироста прибыли. Без такой перспективы само его существование всегда будет под вопросом.
Приоритетное кадровое обеспечение. Без наличия инициативных и квалифицированных руководителей и специалистов любая маркетинговая стратегия обречена на неудачу. Нет смысла создавать из маркетинговой службы слабый отдел конъюнктурного института. Необходимый персонал следует специально готовить в лучших учебных центрах страны и за рубежом, находить на рынке вакансий, рекрутировать из маркетинговых агентств, консалтинговых центров.
В глобальном маркетинге важнейшее значение имеют качество товара, реклама, уровень обслуживания, упаковка, снижение логистических затрат. В российских условиях наиболее актуальны: политика цен, модернизация товара, набор надежных партнеров, общественные связи, повышение квалификации торгового персонала. Например, компания сотовой связи «МТС» приоритетами заявляет доступность, качество услуг, высокие технологии.
Управленческие концепции, методы и технологии маркетинга отражают условия и опыт стран с развитой рыночной экономикой. Российские предприниматели, равно как и предприниматели других стран СНГ в массе своей не имеют достаточных знаний и навыков в использовании маркетинга.
Таблица 1.3.
Различия в маркетинговой практике стран СНГ и стран с развитой рыночной экономикой
Развитая рыночная экономика | Транзитивная экономика стран СНГ | |
1. Товарная политика | ||
1.1. Производство товаров, исходя из требования рынка | 1.1. Расширение
имеющейся номенклатуры |
|
1.2. Использование
кросс-функционально |
1.2. Взаимствование
новых продуктов за счет |
|
1.3. Резкое снижение интервала времени от разработки продукта до его продвижения на рынок | 1.3. Поддерживание
традиционного ассортимента |
|
2. Ценовая политика | ||
2.1. Агрессивное ценообразование | 2.1. Инфляционное ценообразование | |
2.2. Цены, основанные на спросе | 2.2. - Цены, ограниченные налоговой политикой | |
2.3. Цены, основанные на пользе клиента | 2.3. - Цены монопольного рынка | |
3. Каналы сбыта | ||
3.1. Признание важной роли посредников в системе сбыта | 3.1. Ориентация на прямые поставки | |
3.2. Построение многоканальной системы сбыта | 3.2. Стремление интегрировать посредников в каналы сбыта | |
3.3. Налаживание
партнерских отношений с |
3.3. Стремление оптовиков к доминированию | |
4. Продвижение товара | ||
4.1. Реклама - двигатель торговли | 4.1. Отсутствие средств для широкой рекламной деятельности | |
4.2. Государственная поддержка - необходимый элемент международного маркетинга | 4.2. Российские чиновники продвигают западные торговые марки | |
4.3. Общественные связи - премьерлига бизнес-сообщества | 4.3. Лоббирование интересов является средством формирования портфеля заказов | |
4.4. Договор - гарант надежности исполнения контрактных обязательств | 4.4. Личные знакомства - залог исполнения договорных обязательств | |
Примечание. Источник: [].
Как видно из данных табл.1.3., можно отметить
существенные различия в маркетинговой
практике стран СНГ и стран с развитой
рыночной экономикой, причем последние
явно уступают. Поэтому на белорусских
предприятиях необходимо дальнейшее совершенствование
деятельности маркетинговых служб.
1.3 Место службы маркетинга в системе управления предприятием
Организационно служба маркетинга должна быть подчинена непосредственно директору предприятия, что обеспечивает независимость ее положения по отношению к другим подразделениям и объективную оценку возможностей предприятия при разработке его маркетинговой политики. В своей деятельности служба маркетинга должна взаимодействовать с подразделениями предприятия, участвующими в достижении его производственно-коммерческих целей.
При взаимодействии с отделом главного конструктора и главного технолога служба маркетинга предоставляет следующие данные:
- количественные и качественные требования потенциальных и существующих потребителей новой продукции;
- план мероприятий по коммерческой реализации и техническому обслуживанию продукции;
- стоимостные ограничения на цену изделия, определяемые рынком и производителями аналогичной продукции.
Конструкторские и технологические отделы взаимодействуют со службой маркетинга по всем вопросам, связанным с оценкой продуктивности новых решений по разработке и производству перспективной продукции, и обеспечивают службу маркетинга сведениями:
- о реальном состоянии и возможностях предприятия в области конструирования новой техники и технологии;
- об уровне квалификации специалистов;
- о конструкторских, ресурсных и прочих ограничениях;
- о прочих факторах, влияющих на эффективность работы службы маркетинга.
Взаимодействие службы маркетинга с отделом технического контроля осуществляется по вопросам повышения качества и надежности продукции.
С экономическими отделами и бухгалтерией служба маркетинга предприятия взаимодействует при:
- разработке планов внедрения передовой техники;
- организации производства;
- определении экономической эффективности новой продукции и технологии;
Информация о работе Формирование и организации службы маркетинга на предприятии