Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 13:02, курсовая работа
Поэтому в настоящее время актуальность разработки комплекса маркетинга на фирме не вызывает сомнения, играя ключевую роль в развитии рыночной экономики, он также является и ее важным элементом. Одним из главных элементов маркетинговой деятельности предприятий в условиях рыночной экономики является реклама. Вот почему в странах с высоким уровнем жизни, массовым производством тратятся огромные деньги на рекламу и маркетинговые исследования.
.Целью данной дипломной работы является разработка путей совершенствования комплекса маркетинга. Объектом исследования является супермаркет ООО Рубцовский, расположенный в г. Канске красноярского края.
Предмет исследования - маркетинг-микс супермаркета «Рубцовский»
Введение 2
Глава 1 Теоретические аспекты управления комплексом маркетинга на предприятии торговли. 4
1.1. Сущность элементов комплекса маркетинга предприятия торговли 4
1.2 Стратегические решения в рамках комплекса маркетинга предприятия торговли 10
1.3 Организационные аспекты управления комплексом маркетинга на предприятии торговли 17
Глава 2 Анализ элементов комплекса маркетинга на предприятии торговли 24
2.1 Организационно-экономическая оценка предприятия 24
2.2 Анализ товарной политики предприятия 35
2.3 Анализ ценовой политики предприятия 39
2.4 Анализ сбытовой и коммуникационной политики предприятия 46
Глава 3 Формирование программы по совершенствованию комплекса маркетинга на предприятии 51
3.1 Анализ конкурентного окружения предприятия 51
3.2 Обоснование мероприятий по совершенствованию элементов комплекса маркетинга на предприятии 58
3.3 Бюджет мероприятий и оценка рисков. 61
Заключение 66
Список используемых источников 68
Содержание
Понятие «комплекс маркетинга» впервые научно закреплено в 1964 году профессором Гарвардской школы бизнеса Нейлом Борденом. Однако, истоки его уходят в далекие 40-е годы прошлого столетия, когда Д.Каллитон впервые применил так называемый «рецептный подход» в изучении затрат на маркетинг. Продавец был определен им как «составитель маркетинговой программы из ингредиентов», так как именно он осуществляет планирование стратегии конкуренции, одновременно являясь менеджером, способным интегрировать все составляющие в комплекс маркетинга. В 1960 Маккарти, в целях создания квалифицированных кадров маркетологов, синтезировал комплекс маркетинга из таких элементов, как товар, цена, распределение и продвижение, создав модель «4P» .
В настоящее время наиболее распространенным является такое определение комплекса маркетинга, которое характеризует его как совокупность контролируемых факторов, направленных на возникновение предсказуемых и желаемых ответных реакций определенного сегмента рынка. То есть, это те мероприятия, которые способна осуществить та или иная компания с целью продвижения своего товара на рынке
Современный этап развития нашей страны отличается динамизмом и качественными изменениями во всех сферах общественной жизни. Процесс обновления затронул все без исключения политические, экономические и социальные институты. В период перехода страны к рыночной экономике, когда многие производственные предприятия, объединения и другие организации стали независимыми, нормальное их функционирование в подобных условиях практически невозможно без хорошо организованной комплексной маркетинговой деятельности.
Разработка комплекса маркетинга для фирмы сегодня является неотъемлемой частью предпринимательской деятельности любой фирмы. Даже самый лучший товар с превосходными характеристиками не может обладать достаточным уровнем конкурентоспособности без предварительной подготовки потребителей.
Поэтому в настоящее время актуальность разработки комплекса маркетинга на фирме не вызывает сомнения, играя ключевую роль в развитии рыночной экономики, он также является и ее важным элементом. Одним из главных элементов маркетинговой деятельности предприятий в условиях рыночной экономики является реклама. Вот почему в странах с высоким уровнем жизни, массовым производством тратятся огромные деньги на рекламу и маркетинговые исследования.
.Целью данной дипломной работы является разработка путей совершенствования комплекса маркетинга. Объектом исследования является супермаркет ООО Рубцовский, расположенный в г. Канске красноярского края.
Предмет исследования - маркетинг-микс супермаркета «Рубцовский»
Комплекс маркетинга – это деятельность организации, включающая решение по выбору: продуктовой политики, ценообразованию, доведение продукта до потребителя, продвижение продукта. Все элементы комплекса маркетинга между собой взаимосвязаны.
Комплекс маркетинга (marketing mix) – набор маркетинговых средств, определенная структура которого обеспечивает решение маркетинговых задач на целевом рынке.
Джереми Маккарти предложил
классификацию маркетинговых
Четыре составляющие комплекса маркетинга, с точки зрения продавца, есть инструменты маркетинга, которыми он оказывает влияние на покупателей. С точки зрения покупателей, предназначение каждого маркетингового инструмента – увеличение выгоды потребителя.
Товар представляет собой продукт, созданный
для удовлетворения потребностей. В системе
маркетинга он рассматривается как совокупность
полезных свойств, наиболее полно обеспечивающих
потребности целевой группы потребителей.
Товаром может выступать материальное
благо (изделие, предмет) или вид деятельности
(услуга). Товар – все, что может удовлетворить
нужду или потребность и предлагается
рынку в целях привлечения внимания, приобретения,
использования или потребления. Это могут
быть физические объекты, услуги, лица,
места, организации и идеи.
Решения в области товарной политики направлены
на обеспечение конкурентоспособности
товара, развитие ассортимента и продуктовых
линий, разработку новой продукции, создание
марочных изделий, совершенствование
упаковки, организацию сервиса и др.
По Ж.-Ж. Ламбену указанные
измерения соответственно обозначаются
как ядерные (функциональная полезность),
периферийные (связанные с основной
функцией товара: комфортность, экономичность,
обслуживание и др.) и добавленные
услуги (не связанные с основной функцией, но
расширяющие возможность удовлетворения
потребителей, например зачет стоимости
подержанного изделия при покупке нового
товара).
П. Диксон предлагает рассматривать атрибуты
товара глазами потребителей как: основные
качества (набор функциональных характеристик,
присутствующих у всех товаров-конкурентов);
добавленные качества характеристики
свойств товаров сверх качества товаров-конкурентов).
Атрибутами товаров могут выступать не
только их функциональные, но и эмоциональные
составляющие.
Товарная единица –
это обособленная целостность, характеризуемая
показателями величины, цены, внешнего
вида и прочими атрибутами.
При разработке товара разработчику нужно
воспринимать идею товара на трех уровнях.
По Ф. Котлеру товар воспринимается потребителем в трех измерениях,
т. е. имеет три группы атрибутов:
Первый уровень –
товар по замыслу – здесь дается
ответ на вопрос, что в действительности
покупает потребитель? Любой товар
– это заключенная в
Второй – товар в реальном исполнении
– может обладать пятью характеристиками:
уровнем качества, набором определенных
свойств, специфическим оформлением, марочным
названием, специфической упаковкой. Внешний
вид, материал изготовления, эргономика,
эстетика (например, габариты, вес и внешний
вид стиральной машины);
Третий – товар с подкреплением – когда
товару сопутствуют определенные дополнительные
услуги и выгоды (например, сервис, поставки
и кредитование, гарантия, послепродажное
обслуживание, монтаж).
При выборе стратегий маркетинга полезно
классифицировать товары по различным
основаниям.
Характеристики услуг: неуловимость, неосязаемость или нематериальный их характер, непрерывность производства и потребления услуги, неоднородность или изменчивость качества, неспособность услуг к хранению.
В зависимости от предназначения: товары широкого потребления; товары промышленного назначения.
Уровни товара:
1. Основная выгода
– это нужды, которые
2. Базовый товар – это основные характеристики, способные удовлетворить нужды, например, услуги Аэрофлота: место в самолете, надежность, безопасность, определенность полетов расписанием.
3. Ожидаемый товар
– следующий этап эволюции
товара, например, обновленный Аэрофлот:
вежливость персонала, журналы
в полете, незатянутый процесс регистраци
4. Улучшенный товар – это товар, отличающийся от остальных благодаря своим специфическим характеристикам, например, Трансаэро, Западные авиалинии: комфортабельное кресло, вкусная пища в полете, скидки постоянным клиентам, комнаты отдыха в зале регистрации, демонстрация фильмов в полете.
5. Потенциальный товар
– товар следующего поколения.
Товарный ассортимент – группа товаров,
тесно связанных между собой либо в силу
схожести их функционирования, либо в
силу того, что их продают одним и тем же
группам клиентов, или через одни и те же типы торговых заведений,
или в рамках одного и того же диапазона
цен.
Товарный ассортимент – это вся совокупность изделий, выпускаемых предприятием и предлагаемых рынку. Она включает в себя вид товара (автомобиль, трактор, телевизор) и делится на ассортиментные группы (типы) в соответствии с функциональными особенностями, качеством и ценой. Каждая группа состоит из ассортиментных позиций (разновидностей или марок), которые образуют низшую степень классификации.
Упаковка – это
оболочка товара. Она может быть одно- и многослойной.
Внутренняя упаковка – непосредственное
вместилище товаров (например, флакон
для одеколона и духов); внешняя упаковка
защищает внутреннюю упаковку и удаляется
при подготовке материала к непосредственному
использованию. Транспортная упаковка
(тара) – это вместилище, необходимое для
хранения, идентификации или транспортировки
товара (третий слой).
Функции упаковки: вмещение и замещение товара; облегчение использования товара; средство коммуникации с потребителем; содействие сегментации рынка; содействие работе каналов сбыта; средство формирования новой продукции, ее образа. Функции упаковки начинают формироваться уже на этапе создания и производства товара и сохраняются на всем пути следования товара от производителя до потребителя.
Важным основанием, оказывающим влияние на формирование товарной политики, является концепция «жизненного цикла товара». Жизненный цикл товара – это время существования товара на рынке, то есть временной промежуток от начала и до окончания его выпуска и реализации в первоначальном виде. Жизненный цикл товара – важнейшая концепция, которая рассматривает динамику конкурентоспособного пребывания товара на рынке.
Цена
Как много готов заплатить клиент? В рамках
данной переменной определяется ценовая стратегия. Не позволяйте себе «плыть
по течению», просто выстраивая цены «как
у всех». Стоит описать все составляющие
цены, как то собственно цена товара, цена
сервиса, обслуживания, гарантий даже
если эти составляющие с точки зрения
клиента бесплатны. Хотя ценовая конкуренция
стара как мир, тем не менее покупатели
все еще чутко реагируют на дисконтные
цены и специальное предложение.
Цена также имеет
и иррациональную сторону, например,
если что-то дорого, то оно должно быть
хорошее. Поэтому конкурентная цена для многих компаний зачастую не
всегда умный подход.
Переменная «Цена» также может быть представлена
множеством переменных, таких как «Прайс-лист»,
«Скидки», «Потребительское кредитование»,
«Возможности сдачи в аренду», «Специальные
предложения»
Место
Описывает возможность предложить продукт в правильном месте, в правильное время и в нужном количестве. В частности, заметим, что незаметно для нас и на наших глазах осуществились целые революции только за счет изменения места.
Переменная «Место» как множество (некоторые переменные): «Расположение», «Логистика», «Канал товародвижения», «Рыночное покрытие», «Уровень сервиса», «Интернет», «Мобильная связь».
Продвижение
Данная переменная описывает
как целевые группы будут информированы
или «просвещены» о фирме и о продукте. В этой переменной
раскрываются вся мощь маркетингового
оружия – реклама, сбыт, демонстрации/дегустации/тест-
Переменная «Продвижение» может быть описана огромным множеством переменных. Вот некоторые из них – «Реклама», «Продажи». «Паблик Релейшн», «Мессидж», «Ивент», «Прямые продажи», «Маркетинговый бюджет», «Средства массовой информации».
Приминительно к торговым предприятиям применим маркетинг-микс с расширенной матрицей: «7P» – это расширенный маркетинг-микс для сферы обслуживания, которую попадает и торговля. Успешно пользуюсь этой методикой для анализа и оценки торговых объектов (магазинов).
7P включает:
7Р модель расширяет
число управляемых переменных
до 7-ми. Традиционная 4Р ММ модель
хорошо подходит для товаров, но по утверждению
авторов не очень подходит для описания
маркетинга услуг.
Модель расширяется переменными «People»,
«Process», «Phisical Evidence». Или по-русски – «Люди»,
«Процесс», «Очевидность».
Примечание. «Phisical Evidence» переводят по
разному.
Люди
Все люди непосредственно
или косвенно вовлеченные в сферу
услуг являются важной частью такого
продукта как услуга и поэтому
включены в расширенную модель ММ.
Интеллектуальные работники, служащие,
менеджмент, клиенты очень часто добавляют значительную ценность в совокупную
стоимость предлагаемой услуги.
Процесс
Процедуры, механизмы, действия,
рабочие операции которые составляют
суть услуги это значимый элемент
маркетинговой стратегии. Еще большее
значение приобретают услуги, процессы в которой в значительной степени
управляются самим клиентом.
Осязаемость - физические свидетельства
Хотя услуга в некоторых
своих частях неосязаема, следует
позаботится о предоставлении клиенту
достаточных свидетельств оказания
услуги, а также свидетельств о качестве оказываемых услуг.
В качестве осязаемости и "доказательств"
качественной услуги могут служить совершенно
разные параметры окружение, например:
- освещенность, температура места оказания
услуги, а также дизайн, комфорт, удобство,
эстетика, условия окружающей среды, внешний
вид персонала;
- оборудование,материалы, программы используемые
в ходе оказания услуги;
- презенты и информационные материалы,
например блокноты, канцелярия, буклеты,
журналы, упаковочные пакеты, памятные
значки, вымпелы, грамоты, медали;
- свидетельства квалификации - сертификаты
соответствие профстандартам, сайты, дипломы
и медали выставок.
Возможно, не всем фирмам доступно управление
всеми обозначенными переменными. Все
таки нужно иметь достаточно ресурсов,
чтобы по своему хотенью «перекраивать»
себя, окружение и среду. Но тем не менее,
указать требуется – что же является значением
обозначенных в моделях переменных и насколько
данные переменные управляемы конкретной
фирмой. А если управляемы – то какой ценой.
Информация о работе Формирование программы по совершенствованию комплекса маркетинга на предприятии