Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 13:02, курсовая работа
Поэтому в настоящее время актуальность разработки комплекса маркетинга на фирме не вызывает сомнения, играя ключевую роль в развитии рыночной экономики, он также является и ее важным элементом. Одним из главных элементов маркетинговой деятельности предприятий в условиях рыночной экономики является реклама. Вот почему в странах с высоким уровнем жизни, массовым производством тратятся огромные деньги на рекламу и маркетинговые исследования.
.Целью данной дипломной работы является разработка путей совершенствования комплекса маркетинга. Объектом исследования является супермаркет ООО Рубцовский, расположенный в г. Канске красноярского края.
Предмет исследования - маркетинг-микс супермаркета «Рубцовский»
Введение 2
Глава 1 Теоретические аспекты управления комплексом маркетинга на предприятии торговли. 4
1.1. Сущность элементов комплекса маркетинга предприятия торговли 4
1.2 Стратегические решения в рамках комплекса маркетинга предприятия торговли 10
1.3 Организационные аспекты управления комплексом маркетинга на предприятии торговли 17
Глава 2 Анализ элементов комплекса маркетинга на предприятии торговли 24
2.1 Организационно-экономическая оценка предприятия 24
2.2 Анализ товарной политики предприятия 35
2.3 Анализ ценовой политики предприятия 39
2.4 Анализ сбытовой и коммуникационной политики предприятия 46
Глава 3 Формирование программы по совершенствованию комплекса маркетинга на предприятии 51
3.1 Анализ конкурентного окружения предприятия 51
3.2 Обоснование мероприятий по совершенствованию элементов комплекса маркетинга на предприятии 58
3.3 Бюджет мероприятий и оценка рисков. 61
Заключение 66
Список используемых источников 68
Из таблицы видно, что
затраты на рекламу супермаркета
не велики, и стоит так же отметить что очень мало видов
рекламы используется. На ведение рекламной
деятельности супермаркет выделяет денежные
средства прописанные отдельной главой
в бюджете. Расходы на рекламу отображены
в таблице 15
Таблица 10 - Расходы на рекламную деятельность супермаркета «Рубцовский».
Вид рекламы |
Расход (за месяц) |
Удельный вес в бюджете, % |
Газеты |
2050 |
1,45 |
Телефонные справочники |
900 |
0,7 |
Электрофицированное пано |
2690 |
1,78 |
Печатные объявления |
450 |
0,52 |
Визитки |
300 |
0,46 |
[составлено автором по данным исследования] . Для оценки эффективности средств продвижение приведем результаты опроса покупателей, проводимого в январе 2013 года:
Рисунок 2 Источники прироста покупателей Согласно приведенным данным, наиболее эффективным инструментом на сегодняшний день является наружная реклама – 37%, 17% приходится на сарафанное радио (покупатели указывали, что узнали о супермаркете от знакомых, друзей, соседей и т.д.), 24% - вывеска, 15% - печатная реклама, 7% - справочные службы. Стоит отметить, что такой вид рекламы как реклама в газетах при высоком удельном весе показывает низкую эффективность – доля в причинах поступления новых покупателей занимает долю, равную 1%. Это обусловлено охватом газеты и локальностью обслуживания супермаркетом рынка – данный носитель охватывает слишком большую часть аудитории, не принадлежащей к целевой. |
Что касается программы ФОССТИС, то на предприятии рекламные затраты распределяются по мере необходимости и/или появления подходящих предложений (скидки на размещение в газете, удобные условия для размещения наружной рекламы), а также исходя из соображений оперативного реагирования на изменения спроса или необходимости его стимулирования в отдельно взятые период.
Сегодняшняя ситуация на рынке продуктового ритейла в регионах заключается в том, что большие магазины шаговой доступности, по мнению экспертов, «закрывают» четыре-пять небольших малых предприятий торговли, работавших в этом районе раньше. Таким образом, растет число наёмного персонала, а количество предпринимателей уменьшается.
Федеральные сети представляют серьезную угрозу для выстроенных дилерских сетей. Особенно в регионах, где сегодня происходит широкомасштабная экспансия крупных московских и международных ритейлеров. Абсолютно понятно, что дальнейшее развитие поставщика (владельца марки) определяется состоянием бизнеса его ключевых партнеров - региональных дистрибуторских и дилерских компаний. Сегодня на лицо дилемма: не поставлять товар в сети, оберегая существующий маркетинговый канал, означает либо пустить в регион конкурента; начать поставки товара сетевым операторам - разрушить хрупкое равновесие, сложившееся за годы в маркетинговом канале.
Развитие региональных
и федеральный сетей в формате
«у дома» или «магазина за углом»
для исследуемого предприятия
является существенной угрозой. Красноярская
продуктовая розница в
Таблица 11 - Обороты ведущих сетей Красноярска
Сеть |
Оборот за 2012 г. |
(в млн руб.) | |
«Командор» |
7 527 |
«Красный Яр» |
5 500 |
«Каравай»/Spar |
3 600 |
«Сибтрейд» (торговые марки «Десятка», «БигСи») |
1 400 |
«Свежие продукты» |
1 074 |
Цифры за прошлый год в ассоциации привести не смогли, однако пояснили, что даже с учетом изменения доходов компаний, расклад сил остался прежним. По количеству магазинов лидируют также «Командор» и «Красный Яр» — каждая сеть насчитывает уже около 50 торговых точек.
Экспертному мнению красноярских ритейлеров, основным драйвером роста сетевого продритейла в ближайшем будущем станет развитие сравнительно новых для нашего города форматов торговли. В частности, «магазинов у дома» площадью до 200 кв. м., которые будут обслуживать продуктами повседневного спроса небольшие микрорайоны, вплоть до 4-5 жилых домов. По такому пути сейчас движется, например, «Красный Яр».
Что касается емкости
рынка, то оборот розничной торговли
в Красноярском крае в 2012 году достиг 428,3 миллиарда рублей,
что на 12,1% выше показателя 2011 года. По
данным Красноярскстата, в структуре оборота
розничной торговли на долю непродовольственных
товаров в 2012 году приходилось 58,1% общего
объема оборота розничной торговли против
56,3% в 2011 году. В 2012 году розничные торговые
сети в среднем по Красноярскому краю
обеспечили 14,4% общего объема оборота
ритейла. Это говорит о том, что консолидация
рынка в пользу розничных сетей усилилась
- в 2011 году их доля была 12,7%.
В обороте продуктового ритейла (включая
напитки, и табачные изделия) та же картина
- удельный вес торговых сетей составил
16,5% против 14,1% в 2011 году.
Товароооборот г.Канска составляет сегодня 1 млрд 865 млн. руб.
Таким образом, стоит отметить, что для предприятия ООО «Рубцовский» существует угроза входа на локальный рынок местных или федеральных сетей, что вызовет снижение валовых показателей прибыли и оборота.
Согласно данным Роскомстата, емкость продовольственного рынка в г.Красноярске составляет 1, 956 млрд. руб. Приведем рыночную долю супермаркетов и магазинов г.Канска:
Таблица 12 – Рыночные доли супермаркетов
Предприятие |
Адреса предприятий |
Оборот 2012 |
Рыночная доля |
Рубцовский |
147291 |
7,8% | |
Старт |
Советская 14 |
68940 |
3,6% |
Эскадра № 1 |
Енисейская 5 |
201450 |
10,6% |
Глория |
Мира 10 |
149061 |
7,9% |
Горизонт-2 |
Ленина 19 |
208800 |
11,0% |
Мир Продуктов |
Пушкина 10 |
57890 |
3,1% |
Хороший |
Советская 1 |
12943 |
0,7% |
ИП Лесков В.Ф. Сеть Продовольственных Магазинов |
Пограничников 8 |
55449 |
2,9% |
Мечта Хозяйки |
Мира 1 |
65087 |
3,4% |
Нива Канск |
Красноярская 19 |
32897 |
1,7% |
Продукты 24 Часа |
Красноярская 3 |
21467 |
1,1% |
Удачный |
Омская 5а |
128954 |
6,8% |
Эскадра |
Строителей 5 |
89765 |
4,7% |
Гурман |
Строителей 30 |
269075 |
14,2% |
Сибирячка |
Ачинская 8 |
4163,796 |
0,2% |
Александрия Сеть Предприятий Розничной Торговли |
Школьная 14 |
67833 |
3,6% |
Радуга |
Красноярская 34 |
99589 |
5,3% |
Светофор |
Школьная 50 |
189540 |
10,0% |
прочие |
21796 |
1,2% |
Представим данные графически:
Рисунок 3 Рыночная доля супермаркета Рубцовский.
Согласно полученным данным, рыночная доля изучаемого нами предприятия равна менее 8% . лидером рынка является Мир продуктов -14%, 11% - Горизонт-2.
Рынок является олигополией, где большая доля рынка принадлежит крупнейшим игрокам рынка.
Оценим рыночную долю на локальном рынке в месте расположения предприятия. Согласно данным, предприятие рассчитано на хват 50 домов в округе. Среднее число квартир в каждом - 120, среднее число жильцов в квартире – 2 . Для определения емкости локального рынка, предположим. Что потребитель в среднем посещает супермаркет 5 раз в месяц, средний чек в данном случае составит 564 руб. определим потенциальную емкость:
Епот=50*120*2*5*564*12 месяцев=692 млн. руб. в год.
Доля рынка при данном расчете предприятия ООО «Рубцовский» составит:
Доля рынка = РТО/ Епот=147/692=21%
Рисунок 4 Структура локального рынка предприятия ООО «Рубцовский»
Рассмотрим конкурентное окружение в зоне охвата. У супермаркета нет прямых конкурентов в районе его расположения. Рядом с торговым центром расположено лишь две торговые точки, не являющимися прямыми конкурентами, поскольку специализация одного из магазинов это пиво, а второго – цветы. Но стоит заметить, что в недавнее время открылся новый супермаркет «Калина», находящееся не так уж и далеко от «Рубцовского». Новый супермаркет может переманить часть клиентов.
Неконкурентное окружение. Можно оценить хорошо, так имеется наличие соседних магазинов и других предприятий-неконкурентов - салон красоты, кинотеатр, кафе и другие торговые центры.
Так же стоит рассмотреть и часы работы супермаркета. Режим работы представлен в таблице 13.
Таблица 13 - Режим работы супермаркета «Рубцовский»
День недели |
Время работы |
Понедельник |
8:00-23:00 |
Вторник |
8:00-23:00 |
Среда |
8:00-23:00 |
Четверг |
8:00-23:00 |
Пятница |
8:00-24:00 |
Суббота |
8:00-24:00 |
Воскресенье |
8:00-24:00 |
[составлено автором по данным исследования]
Для того чтобы понять насколько же соответствует супермаркет по выявленным критериям, с более объективной стороны, проведем экспертную оценку. Экспертами выступали директор, заместитель директора, заведующий торговым отделом, бухгалтер, администратор торгового зала.
Таблица 14 - Исходные и расчетные данные для определения интегральной оценки места супермаркета.
Критерии оценки |
Вес |
Оценки экспертов |
Сумма оценок |
Интегральная оценка деятельности отдела |
Максимально возможное |
Итоговая оценка параметра (8/10) | ||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | ||||||||||||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 | ||||||
Привлекательность данного помещения |
0,75 |
8 |
6 |
6 |
6 |
7 |
33 |
24,75 |
37,5 |
0,66 | ||||||
Удаленность от основных транспортных потоков |
0,6 |
8 |
9 |
7 |
7 |
8 |
39 |
23,4 |
30 |
0,78 | ||||||
Интенсивность потока людей |
0,8 |
7 |
8 |
5 |
6 |
5 |
31 |
24,8 |
40 |
0,62 | ||||||
Наличие парковки или возможность ее организации |
1 |
8 |
8 |
5 |
6 |
4 |
31 |
31 |
50 |
0,62 | ||||||
Конкурентное окружение в зоне охвата |
1 |
5 |
3 |
4 |
5 |
6 |
23 |
23 |
50 |
0,46 | ||||||
Неконкурентное окружение в зоне охвата |
1 |
4 |
3 |
5 |
4 |
5 |
21 |
21 |
50 |
0,42 |
Информация о работе Формирование программы по совершенствованию комплекса маркетинга на предприятии