Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 15:52, курсовая работа
В условиях ограниченных производственных возможностей и при неограниченном спросе подобный принцип был оправдан и обеспечивал должную прибыльность на вложенный капитал. Это явилось мощным стимулом к развитию массового производства на основе использования результатов научно-технического прогресса. Последнее привело к тому, что производственные возможности начали превосходить наличный спрос, и рынок товаров стал характеризоваться большей насыщенностью. Это усилило конкуренцию между производителями за потребителя, что, в свою очередь, обусловило изменение принципов ведения бизнеса, т.е. способствовало переходу от ориентации на производство к ориентации на сбыт. В результате на первое место вышел потребитель со всеми своими специфическими потребностями и желаниями.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СЛУЖБЫ МАРКЕТИНГА НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Служба маркетинга на предприятии: основные элементы, задачи и функции
1.2 Схемы организации службы маркетинга, их достоинства и недостатки
1.3 Место и роль маркетинговых служб в системе управления предприятием
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ СЛУЖБЫ МАРКЕТИНГА ЗАО « СЛИВКИ»
2.1 Общая характеристика ЗАО «Сливки»
2.2 Организация службы маркетинга в ЗАО «Сливки»»
2.3 Деятельность службу маркетинга в ЗАО «Сливки» и направления ее совершенствования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Организация службы по функциональному принципу (рис 1.) формируется в тех случаях, когда количество товаров и рынков невелико и они рассматриваются как некоторые однородности. На предприятии создаются специальные отделы, выполняющие все функции маркетинга: исследование рынка, планирование производства и маркетинга, управление сбытом, его стимулированием и т.д.
Рис № 1 Схема организации службы маркетинга по функциональному принципу
Основным достоинством функциональной организации является простота управления. С другой стороны, по мере роста товарного ассортимента и рынков фирмы эта схема все больше и больше теряет свою эффективность. Становится все труднее разрабатывать особые планы для каждого отдельного рынка или товара, а также координировать маркетинговую деятельность фирмы в целом.
Организация службы маркетинга
по товарному принципу используется,
когда фирма производит различающиеся
товары или товарные группы, требующие
особых производства, сбыта, обслуживания,
что требует выделения
Рис №2 Схема организации службы маркетинга по товарному принципу
Она не заменяет функциональную схему организации службы маркетинга, а устраняет ее недостатки, поскольку точнее реагирует на изменения рыночной конъюнктуры, является хорошей школой для подготовки кадров. Вместе с тем, она может привести к противоречию в полномочиях руководителей разного уровня, увеличиваются расходы на управление, узкая товарная специализация не способствует приобретению сотрудниками навыков работы в других функциональных областях.
При этом по каждому товару
(товарной группе) имеется свой управляющий
с подразделением сотрудников, выполняющих
все функциональные задачи маркетинга
по данному товару. Маркетинг конкретного
товара большее значение потому, что
дифференциация товара становится одним
из главных факторов конкурентной борьбы.
Основными функциями
Для предприятий, реализующих свои товары на рынках с различными покупательскими предпочтениями, а сами товары требуют специального обслуживания, целесообразна рыночная организация службы маркетинга рис. 3.
Рис № 3 Схема организации службы маркетинга по рыночному принципу
При такой схеме оптимально
учитываются потребности
Ограниченность товарной и рыночной организации служб маркетинга преодолевается внедрением товарно-рыночной или матричной схемы (рис. 4).
Рис. 4 Схема товарно-рыночной организации службы маркетинга
В рамках этой схемы - управляющие
по товарам отвечают за планирование
сбыта и прибыли от продажи
своих товаров, а управляющие
по рынкам - за развитие рынков для существующих
и потенциальных товаров. Такая
организационная структура
Однако всегда надо иметь
в виду, что не существует идеальной
организационной структуры
Таблица 1
Достоинства и недостатки различных схем организации служб маркетинга
СХЕМА ОРГАНИЗАЦИИ |
ДОСТОИНСТВА |
НЕДОСТАТКИ |
Функциональная |
Простота управления, Описание обязанностей сотрудника. Функциональная специализация и рост квалификация кадров. |
Отсутствует управление маркетингом конкретных товаров. Отсутствует управление маркетингом на конкретных рынках |
Товарная |
Полный маркетинг каждого товара. Более глубокого изучение специфики потребностей рынка и удовлетворение их |
Увеличение затрат и расширение обязанностей у сотрудников затрудняет рост их квалификации. Наличие дублирующих друг друга подразделений |
Рыночная |
Высокая координация служб
при внедрение на рынок. Разработка
комплексной программы |
Сложная структура. Низкая степень специализации деятельности. Дублирование функций. Плохое знание товарной нуменклотуры |
Продолжение таблицы 1
Товарно-рыночная |
Хорошая организация работы
при внедрении на рынок. Разработка
комплексной программы |
Высокие управленческие издержки. Возможность конфликта между различными службами при решение вопросов по одному и тому же рынку |
Разрабатываемая или внедряемая структура маркетинговой службы должна отвечать следующим требованиям;
1.3 Место и роль маркетинговых служб в системе управления предприятием
Правильный выбор
Руководители и ведущие
специалисты маркетинговых
К числу таких требований относятся:
Системность знаний, большая эрудиция и кругозор. Маркетолог должен обладать знаниями и в области последних достижений НТП, и в области коммерческой деятельности, и в области производства и т. Д.
Коммуникабельность. Маркетолог должен уметь находить общий язык с людьми разных мировоззрений, привычек, характеров, проживающих в разных регионах и странах и занимающихся разными видами деятельности.
Стремление к новому, высокая
степень динамизма. Время в маркетинге
— решающий фактор. Год в жизни
руководителя в начале XXI века длится
меньше, чем несколько десятилетий
назад. Недаром используется понятие
«турбомаркетинг», характеризующее
стремительность современных
Дипломатичность, умение гасить
конфликты. Являясь носителем нового,
маркетолог, вынуждая других руководителей
идти на нововведения, вызывает этим у
них противодействие и
Для тех, кто ведет операции за рубежом, знание иностранных языков способствует установлению духа взаимопонимания с бизнесменами из других стран, проведению рациональной маркетинговой политики.
Распределение задач, прав и
ответственности в системе
Обобщенная схема, характеризующая место и роль маркетинговых служб в системе управления предприятием, показана на рисунке 5.
Эта схема не является организационно-структурной
управления, в ней не представлены
конкретные структурные звенья предприятия,
а указаны только важнейшие с
точки зрения маркетинга функции
управления. Руководитель маркетинговых
служб выполняет опосредующие функции
между подразделениями и
Таким образом, маркетинг
является ведущей функцией, определяющей
техническую, производственную политику
предприятия, стиль и характер управления
всей предпринимательской
Маркетинговые службы оказывают влияние на реализацию всех важнейших функций предприятия.
Так, в области определения
целей и задач деятельности предприятия
акцент делается на рыночные, а не на
производственные его возможности,
общие ресурсы предприятия
Рисунок 5 - Место и роль маркетинговых служб в системе управления предприятием
Направления НИОКР определяются
прежде всего не возможностями и
задачами совершенствования
При освоении производства
новой продукции большое
В серийном производстве снижение себестоимости должно осуществляться не за счет ухудшения качества продукта, его потребительских свойств.
Упаковка рассматривается
не только как средство транспортировки
и обеспечения сохранности
При определении цены на продукт решающей является не себестоимость, а прежде всего цена, которую готов платить потребитель.
Основной заботой сотрудников материально-технического снабжения должно быть стремление достать не то, что легче приобрести, а то, что лучше с точки зрения потребительских характеристик продукции.
Сотрудники финансового подразделения не должны стремиться к получению прибыли от каждой операции, поскольку иногда предприятие вынуждено вкладывать дополнительные средства для того, чтобы завоевать расположение потребителей.
Бухгалтер, стремясь снизить затраты на различные операции, не должен отвергать нестандартные, как правило более дорогие, операции, если их целесообразность оправданна.
Часто сотрудники различных
подразделений отвергают