Функции маркетинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 15:52, курсовая работа

Описание работы

В условиях ограниченных производственных возможностей и при неограниченном спросе подобный принцип был оправдан и обеспечивал должную прибыльность на вложенный капитал. Это явилось мощным стимулом к развитию массового производства на основе использования результатов научно-технического прогресса. Последнее привело к тому, что производственные возможности начали превосходить наличный спрос, и рынок товаров стал характеризоваться большей насыщенностью. Это усилило конкуренцию между производителями за потребителя, что, в свою очередь, обусловило изменение принципов ведения бизнеса, т.е. способствовало переходу от ориентации на производство к ориентации на сбыт. В результате на первое место вышел потребитель со всеми своими специфическими потребностями и желаниями.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СЛУЖБЫ МАРКЕТИНГА НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Служба маркетинга на предприятии: основные элементы, задачи и функции
1.2 Схемы организации службы маркетинга, их достоинства и недостатки
1.3 Место и роль маркетинговых служб в системе управления предприятием
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ СЛУЖБЫ МАРКЕТИНГА ЗАО « СЛИВКИ»
2.1 Общая характеристика ЗАО «Сливки»
2.2 Организация службы маркетинга в ЗАО «Сливки»»
2.3 Деятельность службу маркетинга в ЗАО «Сливки» и направления ее совершенствования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

маркетинг курсовая.rtf.docx

— 160.44 Кб (Скачать файл)

- выдача предложений по  улучшению качественных характеристик  продукции, технологи производства  выпускаемой и новой продукции;

- разработка стратегии  маркетинга с учетом потребностей  в данной продукции, емкости  рынка, меняющегося платежеспособного  спроса, конкуренции;

- изучение и использование  передового опыта рекламы и  стимулирования сбыта;

- разработка предложений  и рекомендаций по улучшению  характеристик выпущенной и новой  продукции предприятия.

Создание службы маркетинга в ЗАО «Сливки» привело к финансовым, материально-техническим и производственным улучшениям.

Для расчета эффективности  от создания службы маркетинга на предприятии  ЗАО «Сливки» необходимо в первую очередь определить дополнительную прибыль, полученную в результате создания службы, и затраты, необходимые на маркетинговые мероприятия.

 

Таблица 4

Затраты на организацию службы маркетинга на предприятии ЗАО «Сливки» в 2009г

Вид затрат

Кол-во

Стоимость затрат, руб.

Набор офисной мебели

8

48000

Персональные компьютеры

8

160000

Канцелярия

-

10000

Телефонная и факсимильная связь

5

5000

Другая орг. техника

-

30000

Итого

 

253000


 

Просчитав затраты, можно  определить экономическую эффективность  создания службы маркетинга:

Эф=З/Пр*100%=253/41193 * 100%= 0,6%

где: Эф – экономическая  эффективность создания службы;

З – затраты, связанные  с организацией службы, тыс. руб.;

Пр – валовая прибыль, тыс. руб.

По результатам расчета  можно сделать вывод, что сумма  затрат на создание отдела маркетинга составила лишь 0,6% от полученной прибыли  предприятия за год.

Ежегодно затраты на маркетинг  в ЗАО «Сливки» составляют 9-10% от всех затрат на производство.

Таблица 5

Затраты на маркетинговые  мероприятия на предприятии ЗАО  «Сливки» в 2010г.

Показатель

сумма, тыс.руб

Суммарный доход от продаж

234 721


 

 

Продолжение таблицы 5

Суммарные затраты

174 400

Затраты на маркетинг:

16770

- маркетинговые исследования

3150

- развитие товара

1763

- реклама

2180

- продвижение товара на  рынок

2001

- организация продаж

4180

- упаковка

1236

- заработная плата сотрудников  отдела 

2160

- прочие расходы на  маркетинг

100

Чистая прибыль предприятия

60321


 

После создания службы маркетинга объем реализованной продукции  увеличился на 36207тыс.руб., в то время  как суммарные затраты на производство – на 17079 тыс.руб. (98,2% от них приходятся на маркетинг).

Эффективность маркетинговой  деятельности можно определить как  отношение объема продаж, связанного с маркетинговой деятельностью  к затратам на маркетинговую службу:

Эфм=∆П/Зм

Эфм – эффективность маркетинговых  мероприятий;

∆V – прирост объема реализованной продукции, тыс. руб.;

Зм – затраты на маркетинговые  мероприятия, тыс.руб.

Эфм = 36207/17079 = 2,12

Таким образом, создание службы маркетинга оказало эффективное  влияние на объем реализованной  продукции и, соответственно, на чистую прибыль. Увеличение объема реализованной  продукции вследствие маркетинговой  деятельности показывает, что усилия по реализации товара оказались успешными  и товар «попал» в целевую  группу потребителей.

 

2.3 Деятельность  службы маркетинга в ЗАО «Сливки» и направления ее совершенствования

Анализ маркетинговой  деятельности ЗАО «Сливки» показал, что отдел маркетинга выполняет 4 основные функции.

В составе аналитической  функции маркетинга проводятся следующие  мероприятия:

1) Поскольку изучение  рынка представляется отделу  маркетинга необходимым условием  успешного проведения целенаправленной  маркетинговой политики, данное  мероприятие осуществляется в  полной мере. Зная условия и  тенденции развития экономики,  политики, законодательства, а также  стиля жизни и демографические  изменения, можно предвидеть спрос  на ту или иную продукцию. 

2) Продукция предприятия  рассчитана на массового покупателя  со средним уровнем доходов,  поэтому при ее производстве  ЗАО «Сливки» старается по  возможности учесть потребности  всех возрастных групп  населения  и при этом сохранить доступные  цены. Специфика выпускаемой продукции  такова, что успех или неуспех  каждого конкретного вида продукции  у покупателей влияет на результаты  работы целого предприятия. Так  как ЗАО «Сливки» имеет большие  мощности, то невыгодно производить  продукцию маленькими партиями, а результатом выпуска неудачной  продукции может быть затаривание  складских помещений, недополучение  прибыли. Поэтому очень важным  является изучение спроса потребителей  на новый вид продукции, а  также сбор информации о результатах  продаж уже выпущенной продукции.

При этом проводятся следующие  мероприятия:

1) Изучение спроса на  новую продукцию проводится путем  проведения выставок-дегустаций  в торговых залах магазинов.  Работники отдела маркетинга  проводят опрос  представителей  различных возрастных групп. В  настоящее время в торговых  залах магазинов проводились  выставки-дегустации йогурта молочного «Фитнес» 1,5 % жирности в полиэтиленовом пакете, напитка из пахты «Идеал» 2,5 % жирности в полиэтиленовом пакете. Новые продукты получили положительные оценки у покупателей и в ближайшее время все они будут поставлены в торговую сеть.

2) Систематически работник  отдела маркетинга, в функции  которого входит изучение спроса, посещает торговые организации,  которые продают продукцию предприятия,  с целью сбора информации о  том, как реализуется данная  продукция, какие виды продаются  хорошо, а какие «зависают», выясняются  причины, по которым тот или  иной продукт был не принят  покупателем. Прямо в торговых  залах магазина производится  анкетирование продукта и заполняются  анкеты оценки удовлетворенности  потребителей. В анкете оцениваются  следующие критерии:

- качество поставленной  продукции;

- внешний вид;

- вкусовые качества;

- упаковка;

- дизайн упаковки;

- сроки исполнения договорных  обязательств;

- оперативность и результативность  реагирования на запросы.

Затем выводится средний  балл (среднее арифметическое по всем критериям), а также вносятся предложения  по улучшению качества продукции. Результаты анкеты тщательно анализируются  и принимаются соответствующие  меры.

3) Изделия конкурентов,  уровень их качества, цены, конкурентоспособность  изучаются при посещении работниками  отдела маркетинга различных  магазинов, торгующих как продукцией  предприятия, так и продукций  других предприятий, а также  фирменных секций конкурентов.  Анализируются и сопоставляются  цены конкурентов и цены предприятия.  Если рентабельность достаточно  высокая, то производится снижение цены. Так, на масло «Славянское» в результате анализа отпускная цена была снижена на 7%.

На основе анализа можно  сделать вывод, что продукция  российских производителей, отличающаяся большим разнообразием, составляют предприятию серьезную конкуренцию. Но в силу того, что потребность  данного рынка в качественных, недорогих и натуральных продуктах  очень велика и не удовлетворяется  полностью, ЗАО «Сливки» может многократно  увеличивать объем реализации продукции.

В связи с вышесказанным, а также с целью укрепления позиций на рынках РФ, стран СНГ  и за рубежом, маркетинговая стратегия  предприятия предусматривает следующие  направления:

- увеличение присутствия  продукции ЗАО «Сливки» на  рынках РФ и СНГ и освоение  новых рынков  сбыта в странах  Западной Европы;

- постоянный анализ производственных  издержек с целью снижения  себестоимости продукции и повышению  конкурентоспособности молочной  продукции.

Таким образом, выполнение аналитической  функции маркетинга позволяет работникам отдела участвовать в разработке новых видов, таких, которые будут  признаны покупателями и, принимать  решения о внедрении этих видов  в производство, то есть выполнять  производственную функцию маркетинга, которая сводится к следующему:

1) Служба маркетинга предлагает  свои рекомендации по организации  производства новой конкурентоспособной  продукции в требуемом рынком  количестве и в оптимальные  сроки. Однако данные рекомендации  редко принимаются во внимание, поскольку руководство предприятия  считает, что спрос на определенные  виды продукции может измениться  и предприятие в таком случае  вместо ожидаемой прибыли получит  убытки. Выпускаемые опытные партии  молочной продукции, перед внедрением  в производство предоставляются  на рассмотрение отделу маркетинга. Работники отдела на основе знаний, пожеланий потребителей, исходя из проведенных выставок-дегустаций, высказывают свое мнение относительно того, будет ли пользоваться успехом у покупателей данная продукция. Кроме того, отдел указывает также в каком количестве следует производить данный продукт. Так, был произведен опытной партией коктейль-шейк «Сладкая жизнь», который не нашел своего покупателя, поэтому не был пущен в массовое производство.

2) Отдел маркетинга принимает  участие в снабжении предприятия  основными и вспомогательными  материалами. Полное соответствие  продукции предприятия требованиям  покупателей невозможно без учета  этих требований при осуществлении  закупок материалов. Поэтому отдел  снабжения не может производить  закупку основных и вспомогательных  материалов без подробных консультаций  с отделом маркетинга по всем  вопросам. Предложения по наполнителям, вносимые отделом маркетинга, являются  обоснованными, так как предварительно  работники отдела проводят изучение  предпочтений покупателей относительно  и качества в фирменном магазине, путем проведения дегустации. Например, творожные массы с курагой  пользуются значительно большей  популярностью, чем творожные  массы с изюмом, черносливом. При  изготовлении йогуртов наибольшей  популярностью пользуются наполнители  «Персик-Маракуйя», «Лесная ягода», «Клубника». Не пользуются спросом  йогурты с наполнителем «Яблоко-Банан».

Однако часто возникают  разногласия между отделами, так  как приходится увязывать требования отдела маркетинга и отдела снабжения, который руководствуется соображениями  постоянства связей с поставщиками, доступностью материалов, их дешевизной. Кроме того, на предприятии очень  высоки постоянные издержки. Это объясняется  тем, что приобретаются большие  партии основных и вспомогательных  материалов, которые долгое время  хранятся на складе, и могут так  и не использоваться.

Основной функцией отдела маркетинга является сбытовая функция. Причем существует разделение функции  сбыта: одни работники отдела работают с покупателями РФ, другие – с  зарубежными покупателями. Работа и  тех и других сводится к заключению договоров на поставку молочной продукции. На 2010 год было заключено 303 договора и контракта.

Главенствующим направлением маркетинговой стратегии является политика сбыта, основная цель которой  – удовлетворение потребностей каждого  конкретного покупателя. В связи  с этим предусматривается проведение следующих мероприятий:

- увеличение объема продаж  торгующим организациям РФ, согласно  квотам;

- увеличение объема продаж  на рынке стран СНГ и стран  дальнего зарубежья;

- работа над открытием  фирменных магазинов в крупных  городах России;

- увеличение поставок  продукции за свободно конвертируемую  валюту, поиск новых стратегических  партнеров из Дальнего Зарубежья.

Информация о работе Функции маркетинга