Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 18:13, курсовая работа
Актуальность работы определяется, исходя из следующих соображений. Так, малое предпринимательство в условиях современности является той сферой, к которой оказывается устремлено достаточно большое количество молодых (и не только) людей – отношения рыночной экономики, в которых оказалась Россия, создали саму атмосферу предпринимательства, поиска, конкуренции, но – не в ситуации общей стихийности, а уже с элементами государственного управления. Исследование этих элементов позволит определить роль государства в сфере малого предпринимательства, а также – круг возможных аспектов, по поводу которых субъект малого предпринимательства может найти поддержку со стороны государства – во-первых, и оценить – хотя бы предварительно – свои собственные перспективы – во-вторых.
Введение………………………………………………………………………………………….3
1.Субъекты и объекты государственной политики в отношении
малого предпринимательства…………………………………………………………………...5
2.Содержание политики развития малого предпринимательства
2.1. Направления государственной политики……………………………………………..…13
2.2.Меры поддержки малого предпринимательства, их результаты………………………..21
Заключение……………………………………………………………………………………..25
Список литературы…………………………………………………………………………….27
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Субъекты и
объекты государственной
малого предпринимательства…………
2.Содержание
политики развития малого
2.1. Направления государственной политики……………………………………………..…13
2.2.Меры поддержки
малого предпринимательства,
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Развитие малого предпринимательства является одной из важных задач современной финансово - экономической политики государства. Опыт зарубежных стран показывает, что в системе внутренних экономических связей и отношений доля малого бизнеса должна составлять значительную величину, чтобы экономика всей страны в целом имела прогрессивное, эффективное и качественное содержание и развитие. Соответственно, к этому опыту постепенно обращается отечественная экономика. Ведущим субъектом в деле развития малого предпринимательства является, прежде всего, само государство, и в связи с этим целью данной работы станет изучение того, какой характер имеет современная российская политика в ее воздействии на развитие малого предпринимательства. Примером реализации государственной политики в деле это развития станет опыт Красноярского края.
Задачами работы является следующее:
- во-первых, необходимо
обозначить состав субъектов
и объектов государственной
- во-вторых, задачей работы станет изучение самого содержания современной государственной политики развития малого предпринимательства. Будут рассмотрены направления, в которых реализует себя государственная поддержка субъектов малого предпринимательства, а также – конкретные меры и результаты, которые имеются в современных условиях. Это позволит провести сопоставление между заявляемыми теоретическими посылами, исходящими от государственной власти, и конкретной практической реализацией этих посылов.
- наконец, в-третьих, задачей
работы станет выявление
Актуальность работы определяется, исходя из следующих соображений. Так, малое предпринимательство в условиях современности является той сферой, к которой оказывается устремлено достаточно большое количество молодых (и не только) людей – отношения рыночной экономики, в которых оказалась Россия, создали саму атмосферу предпринимательства, поиска, конкуренции, но – не в ситуации общей стихийности, а уже с элементами государственного управления. Исследование этих элементов позволит определить роль государства в сфере малого предпринимательства, а также – круг возможных аспектов, по поводу которых субъект малого предпринимательства может найти поддержку со стороны государства – во-первых, и оценить – хотя бы предварительно – свои собственные перспективы – во-вторых.
1.Субъекты
и объекты государственной
Прежде чем рассматривать то, каков состав субъектов и объектов в области государственной политики развития малого предпринимательства, следует остановиться на самом понятии того, что есть малое предпринимательство вообще. Итак, малое предпринимательство в общем значении – это «…предпринимательская деятельность в небольших масштабах; под субъектами малого предпринимательства понимаются физические лица, занятые предпринимательством без образования юридического лица, а также небольшие коммерческие организации…»1. Следует отметить, что в число субъектов малого предпринимательства в современных условиях входят также т.н. индивидуальные предприниматели. Формой, в которой малое предпринимательство, инициируемое любым субъектом, реализует себя, является малое предприятие – «…небольшое предприятие любой формы собственности, характеризуемое, прежде всего, ограниченным числом работников (от 15 человек в торговле до 100—200 — в промышленности) и занимающее крайне небольшую долю в общем по стране, региону объеме деятельности, являющейся профильной для предприятия…»2.
Малое предпринимательство является регулируемой сферой общественной деятельности – прежде всего, регулирующее начало реализует само государство в лице нескольких субъектов различной степени влияния. В каждом субъекте Федерации существует целый комплекс из субъектов государственного значения, которые в своей деятельности призваны осуществлять политику в отношении малого предпринимательства. Все эти региональные субъекты руководствуются, в свою очередь, общим федеральным законодательством – в связи с этим рассмотрение субъектов государственной политики развития малого предпринимательства целесообразно начать именно с субъектов федерального значения.
Одним из субъектов федерального значения являются высшие государственные органы законодательной власти – так, Государственная Дума в июле 2007 года принимает федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»3. Этот закон «…регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки…»4. Соответственно, этот закон имеет право приоритетного документа, которым регулируется политика государства в отношении малого предпринимательства, и органы местного самоуправления уполномочены действовать в рамках этого закона.
Закон определяет
некоторые функции для
Кроме того, федеральный закон определяет также иерархию, в которой должна быть выстроена структура государственной политики развития малого предпринимательства – «…нормативное правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления…»5. Таким образом, субъектом высшей законодательной власти в отношении малого предпринимательства является Конституция РФ, за ней следует Федеральный закон (или их комплекс), затем – законодательство субъектов РФ и, наконец – законодательство уровня местного самоуправления.
Как можно заметить,
вся государственная политика развития
малого предпринимательства
Федеральное законодательство задает направления для работы подчиненных иерархических структур – так, например, конкретные целевые программы по поддержке и развитию малого предпринимательства реализуются усилиями уже местных субъектов государственной политики. Эти субъекты – уже регионального значения – также могут быть выстроены в определенную иерархичную структуру, в которой есть более и менее ключевые участники.
В Красноярском крае группу
таких субъектов
Правительство
Красноярского края определяет общие
направления для ведения
Соответственно, можно проследить такую закономерность – вся государственная политика развития малого предпринимательства по своей структуре носит системный и иерархически упорядоченный характер, что, впрочем, не исключает того, что конкретное осуществление тех или иных мер на практике будет осуществляться с наличием трудностей и проблем. Так, можно заметить, что в качестве ведущего субъекта ведения государственной политики развития малого предпринимательства Красноярского края обозначено региональное Правительство, тогда как группа других субъектов являются исполнителями его разработок.
Это, с одной стороны, несколько упорядочивает государственную политику работы с малым предпринимательством – единый центр принятия решений не позволяет субъектам работать несвязанно друг с другом, позволяет лучше контролировать и координировать их деятельность. Однако, с другой стороны, если ведущий субъект допустит упущение в разработке мер работы с малым предпринимательством, а другим субъектам не хватит полномочий самостоятельно преодолеть эти упущения или вовсе изменить какие-либо мероприятия – то в реальную работу с малым предпринимательством пойдут именно ошибочные разработки, которые могут иметь противоречивые последствия.
Министерства
и агентства Красноярского
В их работе вопрос
развития малого предпринимательства
занимает место рядом с другими
проблемными вопросами и
Как можно заметить, иерархические уровни государственной политики развития малого предпринимательства достаточно многочисленны, и их взаимосвязь не всегда очевидна – если функции Правительства Красноярского края в деле развития малого предпринимательства являются более или менее отчетливыми, хотя и носящими обобщенный характер, то функции подведомственных ему учреждений необходимо разыскивать для каждой конкретной организации, и лишь затем искать в них взаимозависимые компоненты.
Информация о работе Государственная политика развития малого предпринимательства