Государственная политика развития малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 18:13, курсовая работа

Описание работы

Актуальность работы определяется, исходя из следующих соображений. Так, малое предпринимательство в условиях современности является той сферой, к которой оказывается устремлено достаточно большое количество молодых (и не только) людей – отношения рыночной экономики, в которых оказалась Россия, создали саму атмосферу предпринимательства, поиска, конкуренции, но – не в ситуации общей стихийности, а уже с элементами государственного управления. Исследование этих элементов позволит определить роль государства в сфере малого предпринимательства, а также – круг возможных аспектов, по поводу которых субъект малого предпринимательства может найти поддержку со стороны государства – во-первых, и оценить – хотя бы предварительно – свои собственные перспективы – во-вторых.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………….3
1.Субъекты и объекты государственной политики в отношении
малого предпринимательства…………………………………………………………………...5
2.Содержание политики развития малого предпринимательства
2.1. Направления государственной политики……………………………………………..…13
2.2.Меры поддержки малого предпринимательства, их результаты………………………..21
Заключение……………………………………………………………………………………..25
Список литературы…………………………………………………………………………….27

Файлы: 1 файл

Рег эк и упр_т35_Государственная политика развития малого предпринимательства.doc

— 190.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3

1.Субъекты и  объекты государственной политики  в отношении 

малого предпринимательства…………………………………………………………………...5

2.Содержание  политики развития малого предпринимательства 

2.1. Направления  государственной политики……………………………………………..…13

2.2.Меры поддержки  малого предпринимательства, их  результаты………………………..21

Заключение……………………………………………………………………………………..25

Список литературы…………………………………………………………………………….27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Развитие малого предпринимательства является одной из важных задач современной финансово - экономической политики государства. Опыт зарубежных стран показывает, что в системе внутренних экономических связей и отношений доля малого бизнеса должна составлять значительную величину, чтобы экономика всей страны в целом имела прогрессивное, эффективное и качественное содержание и развитие. Соответственно, к этому опыту постепенно обращается отечественная экономика. Ведущим субъектом в деле развития малого предпринимательства является, прежде всего, само государство, и в связи с этим целью данной работы станет изучение того, какой характер имеет современная российская политика в ее воздействии на развитие малого предпринимательства. Примером реализации государственной политики в деле это развития станет опыт Красноярского края.

Задачами работы является следующее:

- во-первых, необходимо  обозначить состав субъектов  и объектов государственной политики  развития малого предпринимательства;  рассмотреть само это понятие  на предмет того, какую задачу оно выполняет в деле общего государственного устройства, какие цели на него возложены высшей государственной властью. Кроме того, необходимо рассмотреть объективную обстановку, в которой происходит взаимодействие государства со сферой малого предпринимательства. Это позволит определить то, в каком русле движется государственная политика в отношении предпринимательства в целом, какие в ней можно заметить тенденции и приоритеты;

- во-вторых, задачей работы  станет изучение самого содержания современной государственной политики развития малого предпринимательства. Будут рассмотрены направления, в которых реализует себя государственная поддержка субъектов малого предпринимательства, а также – конкретные меры и результаты, которые имеются в современных условиях. Это позволит провести сопоставление между заявляемыми теоретическими посылами, исходящими от государственной власти, и конкретной практической реализацией этих посылов.

- наконец, в-третьих, задачей  работы станет выявление потенциальных  перспектив государственной политики развития малого предпринимательства, которые можно предположить, исходя из полученных данных относительно современной теории и практики существующих мер государственного участия в делах малого предпринимательства. 

Актуальность работы определяется, исходя из следующих соображений. Так, малое предпринимательство в условиях современности является той сферой, к которой оказывается устремлено достаточно большое количество молодых (и не только) людей – отношения рыночной экономики, в которых оказалась Россия, создали саму атмосферу предпринимательства, поиска, конкуренции, но – не в ситуации общей стихийности, а уже с элементами государственного управления. Исследование этих элементов позволит определить роль государства в сфере малого предпринимательства, а также – круг возможных аспектов, по поводу которых субъект малого предпринимательства может найти поддержку со стороны государства – во-первых, и оценить – хотя бы предварительно – свои собственные перспективы – во-вторых.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Субъекты  и объекты государственной политики  в отношении малого предпринимательства

 

Прежде чем  рассматривать то, каков состав субъектов  и объектов в области государственной  политики развития малого предпринимательства, следует остановиться на самом понятии того, что есть малое предпринимательство вообще. Итак, малое предпринимательство в общем значении – это «…предпринимательская деятельность в небольших масштабах; под субъектами малого предпринимательства понимаются физические лица, занятые предпринимательством без образования юридического лица, а также небольшие коммерческие организации…»1. Следует отметить, что в число субъектов малого предпринимательства в современных условиях входят также т.н. индивидуальные предприниматели. Формой, в которой малое предпринимательство, инициируемое любым субъектом, реализует себя, является малое предприятие – «…небольшое предприятие любой формы собственности, характеризуемое, прежде всего, ограниченным числом работников (от 15 человек в торговле до 100—200 — в промышленности) и занимающее крайне небольшую долю в общем по стране, региону объеме деятельности, являющейся профильной для предприятия…»2.

Малое предпринимательство  является регулируемой сферой общественной деятельности – прежде всего, регулирующее начало реализует само государство в лице нескольких субъектов различной степени влияния. В каждом субъекте Федерации существует целый комплекс из субъектов государственного значения, которые в своей деятельности призваны осуществлять политику в отношении малого предпринимательства. Все эти региональные субъекты руководствуются, в свою очередь, общим федеральным законодательством – в связи с этим рассмотрение субъектов государственной политики развития малого предпринимательства целесообразно начать именно с субъектов федерального значения.

Одним из субъектов  федерального значения являются высшие государственные органы законодательной  власти – так, Государственная Дума в июле 2007 года принимает федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»3. Этот закон «…регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки…»4. Соответственно, этот закон имеет право приоритетного документа, которым регулируется политика государства в отношении малого предпринимательства, и органы местного самоуправления уполномочены действовать в рамках этого закона.

Закон определяет некоторые функции для субъектов  государственной политики развития малого предпринимательства – так, этим законом предписывается создание некой инфраструктуры для поддержки субъектов малого предпринимательства, которая должна быть создана в регионах и поддерживаться в работоспособном состоянии. Соответственно, участие со стороны федеральных субъектов государственной политики развития малого предпринимательства предполагает также организацию соответствующего финансирования для того, чтобы эти программы поддержки могли быть реализованы.

Кроме того, федеральный  закон определяет также иерархию, в которой должна быть выстроена структура государственной политики развития малого предпринимательства – «…нормативное правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления…»5. Таким образом, субъектом высшей законодательной власти в отношении малого предпринимательства является Конституция РФ, за ней следует Федеральный закон (или их комплекс), затем – законодательство субъектов РФ и, наконец – законодательство уровня местного самоуправления.

Как можно заметить, вся государственная политика развития малого предпринимательства реализуется  централизованно – есть единый центр разработки и принятия ведущих законодательных актов, есть градация законодательства по приоритетному значению, можно проследить также то, в каком направлении движется работа государственной политики в адрес малого предпринимательства – она идет от центра к периферии, от высших законодательных актов – к законодательству на местах. Можно сказать, что региональная политика развития малого предпринимательства ориентирована на реализацию предписаний субъектов государственной политики более высокого уровня, и региональная политика является преимущественно исполнительным звеном, а также – своеобразным посредником между высшей законодательной властью и непосредственно самой сферой реального малого предпринимательства.

Федеральное законодательство задает направления для работы подчиненных иерархических структур – так, например, конкретные целевые программы по поддержке и развитию малого предпринимательства реализуются усилиями уже местных субъектов государственной политики. Эти субъекты – уже регионального значения – также могут быть выстроены в определенную иерархичную структуру, в которой есть более и менее ключевые участники.

В Красноярском крае группу таких субъектов государственной  политики по развитию малого предпринимательства возглавляет Правительство Красноярского края. Именно оно отвечает за разработку определенных программных документов, которыми будут руководствоваться другие субъекты, работающие в области политики развития малого предпринимательства. Так, например, Правительство Красноярского края является ответственным за долгосрочную целевую программу «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Красноярском крае» на 2011 – 2013 годы.

Правительство Красноярского края определяет общие  направления для ведения государственной  политики развития малого предпринимательства в регионе, общие результаты, к которым должны прийти все субъекты государственной политики, а также – объемы поддержки, которая будет оказана со стороны бюджета для нужд, целей и задач, который эта политика ставит перед собой. Кроме того, оно указывает других субъектов государственной политики, которые также осуществляют какую-либо работу в отношении малого предпринимательства – например, министерство инвестиций и инноваций Красноярского края, министерство экономики и регионального развития Красноярского края, министерство строительства и архитектуры Красноярского края, министерство спорта, туризма и молодежной политики Красноярского края, агентство труда и занятости населения Красноярского края, агентство печати и массовых коммуникаций Красноярского края, краевые государственные учреждения службы занятости населения, краевое государственное автономное учреждение "Центр молодежных инициатив "Форум"6. Эти субъекты в тексте Постановления обозначены как исполнители мероприятий Программы.

Соответственно, можно проследить такую закономерность – вся государственная политика развития малого предпринимательства по своей структуре носит системный и иерархически упорядоченный характер, что, впрочем, не исключает того, что конкретное осуществление тех или иных мер на практике будет осуществляться с наличием трудностей и проблем. Так, можно заметить, что в качестве ведущего субъекта ведения государственной политики развития малого предпринимательства Красноярского края обозначено региональное Правительство, тогда как группа других субъектов являются исполнителями его разработок.

Это, с одной стороны, несколько  упорядочивает государственную  политику работы с малым предпринимательством – единый центр принятия решений  не позволяет субъектам работать несвязанно друг с другом, позволяет лучше контролировать и координировать их деятельность. Однако, с другой стороны, если ведущий субъект допустит упущение в разработке мер работы с малым предпринимательством, а другим субъектам не хватит полномочий самостоятельно преодолеть эти упущения или вовсе изменить какие-либо мероприятия – то в реальную работу с малым предпринимательством пойдут именно ошибочные разработки, которые могут иметь противоречивые последствия.

Министерства  и агентства Красноярского края, деятельность которых регулируется Правительством Красноярского края, соответственно, могут рассматриваться как субъекты государственной политики второго уровня в сфере развития малого предпринимательства (первый уровень в региональном значении занимает само Правительство края).

В их работе вопрос развития малого предпринимательства  занимает место рядом с другими  проблемными вопросами и программами  – так, например, Министерство экономики  и регионального развития Красноярского  края ведет работу еще по многим программам социально – экономического свойства (их общее заявленное число – 44, среди них программа  «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Красноярском крае» на 2011-2013 годы занимает 44-е место7). Министерство спорта, туризма и молодежной политики в перечне своих ведомственных целевых программ относительно развития малого предпринимательства не упоминает ничего; впрочем, у этого министерства есть подведомственное учреждение – некий молодежный портал, который ведет свою работу под эгидой министерства, и в сферу деятельности уже этого молодежного портала входит работа по развитию малого предпринимательства. Например, для них сформулировано целое направление работы – «Ты – предприниматель», в котором «…куратором направления на уровне края выступает министерство спорта туризма и молодежной политики Красноярского края при поддержке Федерального агентства «Росмолодежь». Реализацию мероприятий в данной области осуществляет КГАУ «Центр молодежных инициатив «Форум»…»8.

Как можно заметить, иерархические уровни государственной  политики развития малого предпринимательства  достаточно многочисленны, и их взаимосвязь не всегда очевидна – если функции Правительства Красноярского края в деле развития малого предпринимательства являются более или менее отчетливыми, хотя и носящими обобщенный характер, то функции подведомственных ему учреждений необходимо разыскивать для каждой конкретной организации, и лишь затем искать в них взаимозависимые компоненты.

Информация о работе Государственная политика развития малого предпринимательства