Государственная политика развития малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 18:13, курсовая работа

Описание работы

Актуальность работы определяется, исходя из следующих соображений. Так, малое предпринимательство в условиях современности является той сферой, к которой оказывается устремлено достаточно большое количество молодых (и не только) людей – отношения рыночной экономики, в которых оказалась Россия, создали саму атмосферу предпринимательства, поиска, конкуренции, но – не в ситуации общей стихийности, а уже с элементами государственного управления. Исследование этих элементов позволит определить роль государства в сфере малого предпринимательства, а также – круг возможных аспектов, по поводу которых субъект малого предпринимательства может найти поддержку со стороны государства – во-первых, и оценить – хотя бы предварительно – свои собственные перспективы – во-вторых.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………….3
1.Субъекты и объекты государственной политики в отношении
малого предпринимательства…………………………………………………………………...5
2.Содержание политики развития малого предпринимательства
2.1. Направления государственной политики……………………………………………..…13
2.2.Меры поддержки малого предпринимательства, их результаты………………………..21
Заключение……………………………………………………………………………………..25
Список литературы…………………………………………………………………………….27

Файлы: 1 файл

Рег эк и упр_т35_Государственная политика развития малого предпринимательства.doc

— 190.00 Кб (Скачать файл)

Впрочем, заметно, что сфера предпринимательства все же является приоритетной в общем перечне направлений, в которых работает это учреждение. Если говорить о конкретных мероприятиях, которые были реализованы в рамках проведения политики развития малого предпринимательства, то можно указать подведомственное Центру мероприятие, которое было реализовано на т.н. «территории инициативной молодежи» Бирюса в области «Экономика».

Это мероприятие  проводилось с 25 по 31 июля 2012 года, и имело целью «показать молодому человеку технологии и практики эффективного использования своих и окружающих ресурсов». Слоганом смены (мероприятия ТИМ «Бирюса» именуются сменами) стала фраза  «Все неэффективное обречено погибнуть», участниками -  «…работающая молодежь и молодежные советы предприятий, менеджеры, команды небольших организаций; молодые предприниматели и инноваторы; робототехники, представители молодежи, занимающиеся научно-техническим творчеством»22. Основными событиями мероприятия стали экономическая игра для всех участников смены, заседание совета фонда «Национальные перспективы», выставка инновационных, предпринимательских и робототехнических проектов.

Кроме того, в  целях смены, по замечанию ее куратора, значилось еще несколько плановых мероприятий – так, предполагалась работа приехавших молодых людей с их идеями, проектами, уже работающими бизнесами – «…наши участники съехались со всей Сибири. Они делятся на три категории, каждая из которых решает свои задачи. В первую – «Идея» - вошли молодые люди, желающие открыть свое дело. Они находятся только в начале своего пути. За время смены эти ребята должны начать работать со своей идеей, либо, если она окажется несостоятельной, отказаться от нее и найти новую. Вторая категория «Проект» - это молодые люди с готовым проектом, которые они должны довести до бизнес-плана, продолжить работу в своем направлении, или пойти учиться в бизнес-школу. Третье направление – «Бизнес». Туда входят начинающие предприниматели, имеющие  свой зарегистрированный бизнес. На выходе они смогут понять дефициты компании, набрать команду единомышленников, найти партнеров и инвесторов, открыть новые направления своей организации. Вообще, наша основная цель – открытие новых и новых бизнесов…»23.

Результатами  этих мероприятий, следует полагать, стало ознакомление субъектов малого предпринимательства с некоторой справочной информацией, которая может быть полезна для их предпринимательской деятельности. Вообще следует отметить, что государственная политика развития малого предпринимательства сосредоточена преимущественно именно на оказании информационно – справочных и финансовых услуг субъектам малого предпринимательства. Например, даже долгосрочная программа развития малого предпринимательства в числе своих задач называет «развитие системы микрофинансирования и предоставления поручительств», а также «оказание субъектам малого и (или) среднего предпринимательства организационных, методических и информационно-консультационных услуг». Учитывая то, что долгосрочная программа разработана до 2013 года и последующие программы, вероятнее всего, сохранят с ней преемственность, можно предположить, что такой характер действий субъектов государственной политики развития малого предпринимательства сохранится и в будущем.

Кроме краевого государственного автономного учреждения «Центр молодежных инициатив «Форум» в области непосредственного взаимодействия с малым предпринимательством задействован также Красноярский городской инновационно-технологический бизнес-инкубатор, не заявленный в качестве подведомственного учреждения для исполнителей долгосрочной целевой программы, но, тем не менее, работающий со сферой малого предпринимательства. Это учреждение было создано в целях развития малого предпринимательства города Красноярска на инновационной основе, и по состоянию на сегодня в его состав входят 12 малых инновационных предприятий, реализующих проекты в различных сферах деятельности (энергосбережение, промышленность, строительство, информационные технологии, образование и др.). Можно заметить, что взаимодействие этого учреждения со сферой малого предпринимательства ведется избирательно и адресно – так, поддержка оказывается тем предприятиям, которые выдержаны в своей деятельности в духе инноваций – это, как говорилось выше, является откликом на актуальные нужды современности. Однако для предприятий, которые не отвечают требованиям соблюдения фактора инноватики в своей работе, это учреждение, можно сказать, по сути остается невостребованным.

Таким образом, меры поддержки малого предпринимательства, которые реализуются в современных  условиях, имеют несколько специфический характер. С одной стороны, можно отметить, что они относительно разнообразны – например, информационная поддержка способна быть оказанной на достаточно неплохом уровне – начиная с привычного формата консультаций для предпринимателей и заканчивая особо разработанными экономическими играми и выставками проектов, которые проводятся, например, в специализированных местах. С другой же стороны – эти меры отличаются тем, что не обладают универсальностью – они востребованы лишь какой-то определенной категорией малого предпринимательства, в то время как прочие категории не могут рассчитывать на аналогичные меры, если не отвечают каким-либо заданным требованиям (например, не работают в сфере инновационных производств или производств вообще).

Такой характер мер государственной поддержки малого предпринимательства не может не отражаться на общей эффективности государственной политики развития малого предпринимательства. Данная политика, если судить по состоянию реальных действий со стороны ее субъектов, способна быть эффективной избирательно, адресно – например, она может быть результативной для отдельных предприятий, если они сохраняют соответствие определенным параметрам, задаваемым федеральными и региональными программами и проектами. Массовая же эффективность государственной политики развития малого предпринимательства, можно сказать, отличается сомнительностью, поскольку далеко не все субъекты малого предпринимательства становятся потребителями предлагаемых государством услуг в области помощи и поддержки. Все это в совокупности придает государственной политике развития малого предпринимательства несколько ограниченный характер, замыкая ее на сфере узкоспециализированной деятельности, заведомо направленной на эффективную работу только лишь с отдельными категориями предприятий.

 

Заключение

 

Завершая рассмотрение того, какой характер имеет современная государственная политика в ее воздействии на развитие малого предпринимательства, можно сделать несколько выводов.

Так, относительно состава субъектов и объектов государственной политики развития малого предпринимательства можно сказать следующее – структура субъектов государственной политики отличается иерархичностью, наличием многих участников, а также – сложной системой взаимоотношений между этими участниками. Система субъектов государственной политики развития малого предпринимательства централизована – например, она стремится отражать общероссийские тенденции в развитии социально – экономической жизни страны, но, тем не менее, региональная политика развития малого предпринимательства ориентирована также на местную, региональную специфику – это сообщает ей более высокую эффективность, поскольку сохраняет связь государственной политики с объективно существующей реальностью.

Объектами государственной  политики развития малого предпринимательства являются сами субъекты такого предпринимательства – в основном, юридические лица. Малое предпринимательство занимает значительную долю в экономиках наиболее развитых стран, и вполне логично, что Россия стремится утвердить аналогичный опыт на своей территории – государственная политика развития малого предпринимательства отражает также и это стремление. В целях этого субъекты государственной политики работают над тем, чтобы наладить взаимодействие с субъектами малого предпринимательства. Однако можно заметить, что государственная политика действует, с одной стороны, на универсальных началах по отношению к конкретным нуждам и запросам малого предпринимательства (например, предлагаются одинаковые услуги для всего малого предпринимательства в целом), а с другой стороны, способна проявлять избирательность в том, чтобы выделить для себя некие приоритеты в работе и направлении большего количества усилий.

Например, особым вниманием со стороны государственной  политики пользуются предприятия, работающие в русле инновационных производств. Это обусловлено характером объективной обстановки, в которой происходит взаимодействие государства со сферой малого предпринимательства – для этой обстановки характерно усиление конкуренции, воздействие глобальных процессов, а также – интересы страны в том, чтобы занять свое место в постиндустриальном мировом сообществе.

Соответственно, государственная политика развития малого предпринимательства оказывается  сосредоточенной в своих значительных усилиях в областях, которые наиболее адекватны именно требованиям объективной обстановки – так, эта политика поддерживает инновационное направление деятельности малого предпринимательства заметно лучше, нежели какие-либо иные направления. Учитывая то, что долгосрочные целевые программы, определяющие ход государственной политики, отличаются таким свойством, как преемственность, можно предположить, что в близком будущем ситуация с избирательной направленностью государственной политики развития малого предпринимательства существенно не изменится.

Рассматривая  конкретные меры, в которых реализует  себя государственная политика развития малого предпринимательства, можно  заметить, что они сосредоточены, главным образом, в сфере информационно  – справочной и финансовой поддержки; реализуемые же проекты, предполагающие какие-либо иные формы взаимодействия малого предпринимательства и субъектов государственной политики, носят зачастую узкоспециализированный характер и заведомо не могут быть общими, универсальными для большинства субъектов малого предпринимательства.

Все это, в свою очередь, отражается на общей эффективности  государственной политики в деле развития малого предпринимательства, при этом – в негативную сторону, а также – на ограничении реального  поля ее деятельности, которое значительно сужается, поскольку избирательность в отношении конкретных сфер малого предпринимательства делает его взаимодействие с государственной политикой ограниченным и зачастую условным. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

 

  1. ФЗ от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». – М., 2007.// Доступно по ссылке: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=115870 
  1. Постановление Правительства Красноярского края  от 20 ноября 2010 г. N 577-П  "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Красноярском крае" на 2011-2013 годы". – Красноярск, 2010// Доступно по ссылке: www.smb24.ru/UserFiles/Program_SMB/577p.zip

  1. Перечень долгосрочных целевых программ, подлежащих финансированию в 2011 году и плановом периоде 2012-2013 годов (Приложение 9 к Закону "О краевом бюджете на 2011 год и плановый период 2012 – 2013 годов" от 09.12.2010  №11-5419)  (в ред. Закона от 06.10.2011 № 13-6216). – Красноярск, 2010// Доступно по ссылке: http://econ.krskstate.ru/dcp/perechen
  1. Доклад заместителя Губернатора края – заместителя председателя Правительства края А.А.Гнездилова о состоянии, перспективах развития и государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в Красноярском крае (апрель 2011 года). – Красноярск, 2011// Доступно по ссылке:

http://www.smb24.ru/tselostnaya_podderzhka_msb_v_krasnoyarskom_krae/Doklad_Gnezdilova

  1. Краевое государственное автономное учреждение «Центр молодежных инициатив «Форум». Материалы официального сайта. – Красноярск, 2012// Доступно по ссылке: http://www.molodkrsk.ru/struct/facilities/forum
  2. Направление работы «Ты – предприниматель». Поддержка молодежного предпринимательства// Молодежный портал Красноярского края МыМолодые.РФ – Красноярск, 2012// Доступно по ссылке: http://www.molodkrsk.ru/ministry/
  3. Портал по поддержке малого и среднего предпринимательства Красноярского края. Целостная поддержка МСБ. – Красноярск, 2012// Доступно по ссылке: http://www.smb24.ru/tselostnaya_podderzhka_msb_v_krasnoyarskom_krae/goroda/krasnoyarsk_/regionalnoe_agentstvo_podderzhki_malogo_i_srednego_biznesa_
  4. ТИМ «Бирюса». Смены. «Экономика». Материалы официального сайта. – Красноярск, 2012// Доступно по ссылке: http://www.timbiryusa.ru/2012/economy
  5. Андронова А. Дневник «Бирюсы»: Екатерина Вовченко: «На нашей смене не модно батониться!». – Красноярск, 2012// Доступно по ссылке: http://www.timbiryusa.ru/ekaterina-vovchenko
  6. Большой экономический словарь: 25000 терминов / под ред. А. Н. Азрилияна. - 6-е издание, дополненное . – М.: Институт новой экономики, 2004
  7. Буйновский В.В. Тенденции развития малого бизнеса в Красноярском крае./ В. В. Буйновский // Актуальные проблемы развития потребительского рынка. - Красноярск, 2003
  8. Данилова А.С. Проблемы развития малого бизнеса Красноярского края./ А. С. Данилова, О. М. Федорова // Актуальные проблемы развития потребительского рынка : материалы VII Межрегиональной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, 22 апреля 2009 г., г. Красноярск / Федерал. агентство по образованию ; ГОУ ВПО "Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т" и др. - Красноярск: КГТЭИ, 2009
  9. Казимирчик С.И.  Развитие малого бизнеса в Красноярском крае на современном этапе [Текст] / С. И. Казимирчик // Проблемы социально-экономического развития Сибири : материалы межвузовской региональной научной конференции, 24 апреля 2009 года / Краснояр. ин-т соц.-экон. наук [и др. ; редкол.: Н. В. Гапоненко (отв. ред.) и др.]. - Красноярск : КрИСЭН, 2009. - Вып. 4.
  10. Кузеванова К.П. Экономические факторы, оказывающие влияние на развитие малого бизнеса Красноярского края / К. П. Кузеванова // Молодые ученые в решении актуальных проблем науки : сборник статей студентов, аспирантов и молодых ученых по итогам Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) (12-13 мая 2011 г.) : [в 3 томах] / М-во образования и науки Рос. Федерации, ГОУ ВПО "Сиб. гос. технол. ун-т" ; [редкол.: О. Ф. Буторова и др.]. - Красноярск : СибГТУ, 2011. - Т. 3
  11. Попов А. Малый бизнес и ВТО. Кому – бублик, кому – дырка от бублика.// «Деловой партнер МТПП». - № 1-2 (10-11). - 2006
  12. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н.Ушакова. - Печатается по изд. 1935г. – М.: Терра, 1996
  13. Чубарева, Н. В. Роль малого бизнеса в экономике Красноярского края.// Актуальные проблемы развития потребительского рынка: материалы IV Региональной научно-практической конференции студентов и аспирантов, 27 апреля 2006 г. / М-во экон. развития и торговли Рос. Федерации; ГОУ ВПО "Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т" [и др.] ; [редкол.: Александров Ю. Л. и др.]. - Красноярск: КГТЭИ, 2006

 

1 Большой экономический словарь: 25000 терминов / под ред. А. Н. Азрилияна. - 6-е издание, дополненное . – М.: Институт новой экономики, 2004

2 Там же.

3 ФЗ от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». – М., 2007. // Доступно по ссылке: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=115870

4 ФЗ от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». – М., 2007. // Доступно по ссылке: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=115870

5 Там же.

6 Постановление Правительства Красноярского края  от 20 ноября 2010 г. N 577-П  "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Красноярском крае" на 2011-2013 годы". – Красноярск, 2010// Доступно по ссылке:

www.smb24.ru/UserFiles/Program_SMB/577p.zip

7 Перечень долгосрочных целевых программ, подлежащих финансированию в 2011 году и плановом периоде 2012-2013 годов (Приложение 9 к Закону "О краевом бюджете на 2011 год и плановый период 2012 – 2013 годов" от 09.12.2010  №11-5419)  (в ред. Закона от 06.10.2011 № 13-6216). – Красноярск, 2010// Доступно по ссылке: http://econ.krskstate.ru/dcp/perechen

8 Направление работы «Ты – предприниматель». Поддержка молодежного предпринимательства// Молодежный портал Красноярского края МыМолодые.РФ – Красноярск, 2012// Доступно по ссылке:

http://www.molodkrsk.ru/ministry/

9 Портал по поддержке малого и среднего предпринимательства Красноярского края. Целостная поддержка МСБ. – Красноярск, 2012// Доступно по ссылке: http://www.smb24.ru/tselostnaya_podderzhka_msb_v_krasnoyarskom_krae/goroda/krasnoyarsk_/regionalnoe_agentstvo_podderzhki_malogo_i_srednego_biznesa_  

10 Попов А. Малый бизнес и ВТО. Кому – бублик, кому – дырка от бублика.// «Деловой партнер МТПП». - № 1-2 (10-11). - 2006

11 Постановление Правительства Красноярского края  от 20 ноября 2010 г. N 577-П  "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Красноярском крае" на 2011-2013 годы". – Красноярск, 2010// Доступно по ссылке:

www.smb24.ru/UserFiles/Program_SMB/577p.zip

12 Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н.Ушакова. - Печатается по изд. 1935г. – М.: Терра, 1996

13 Постановление Правительства Красноярского края  от 20 ноября 2010 г. N 577-П  "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Красноярском крае" на 2011-2013 годы". – Красноярск, 2010// Доступно по ссылке:

www.smb24.ru/UserFiles/Program_SMB/577p.zip

14 Постановление Правительства Красноярского края  от 20 ноября 2010 г. N 577-П  "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Красноярском крае" на 2011-2013 годы". – Красноярск, 2010// Доступно по ссылке:

Информация о работе Государственная политика развития малого предпринимательства