Государственная политика развития малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 18:13, курсовая работа

Описание работы

Актуальность работы определяется, исходя из следующих соображений. Так, малое предпринимательство в условиях современности является той сферой, к которой оказывается устремлено достаточно большое количество молодых (и не только) людей – отношения рыночной экономики, в которых оказалась Россия, создали саму атмосферу предпринимательства, поиска, конкуренции, но – не в ситуации общей стихийности, а уже с элементами государственного управления. Исследование этих элементов позволит определить роль государства в сфере малого предпринимательства, а также – круг возможных аспектов, по поводу которых субъект малого предпринимательства может найти поддержку со стороны государства – во-первых, и оценить – хотя бы предварительно – свои собственные перспективы – во-вторых.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………….3
1.Субъекты и объекты государственной политики в отношении
малого предпринимательства…………………………………………………………………...5
2.Содержание политики развития малого предпринимательства
2.1. Направления государственной политики……………………………………………..…13
2.2.Меры поддержки малого предпринимательства, их результаты………………………..21
Заключение……………………………………………………………………………………..25
Список литературы…………………………………………………………………………….27

Файлы: 1 файл

Рег эк и упр_т35_Государственная политика развития малого предпринимательства.doc

— 190.00 Кб (Скачать файл)

Кроме того, в  Красноярском крае функционирует т.н. Единая система поддержки и развития малого и среднего бизнеса, в которую, кстати, не входят вышеуказанные учреждения, которые подведомственны министерству спорта, туризма и молодежной политики – а именно, Центр молодежных инициатив «Форум», который и призван реализовать комплекс мероприятий в сфере молодежного предпринимательства. Определить место Единой системы поддержки и развития малого и среднего бизнеса в общей структуре государственной политики по работе с малым предпринимательством можно таким образом – все учреждения этой Единой системы являются отчасти негосударственными учреждениями, которые оказывают какую-либо поддержку малому предпринимательству, но зачастую эти учреждения создаются под эгидой государственных структур.

Например, ОАО  «Красноярское региональное агентство  поддержки малого и среднего бизнеса» юридически организовано так, что «…Красноярский край, в лице Агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю, является Единственным акционером ОАО «Красноярское региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса», обладающий 100 % долей акций в уставном капитале…»9. С одной стороны, сама форма организации такого предприятия – ОАО – говорит о том, что содержание его работы может отличаться от федеральных целевых программ и разработанного комплекса мероприятий; с другой стороны – предприятие создано государственной структурой, которая не входит в список исполнителей целевой программы, утвержденной Постановлением. Все это в совокупности придает деятельности этого структурного компонента по работе с малым предпринимательством некий автономный и независимый характер, не подчиненный напрямую требованиям какой-либо программы.

Можно заметить, что субъекты государственной политики развития малого предпринимательства, несмотря на общую иерархичность  их структуры, в реальности выстраиваются  в довольно сложную систему, в  которой на первый взгляд непросто понять, какое отношение те или иных организации и учреждения имеют, во-первых, к конкретной работе по развитию малого предпринимательства, а во-вторых – непосредственно друг к другу. Кроме того, в структуре управления развитием малого предпринимательства присутствуют субъекты, которые сложно отнести вообще к какому-либо ведомству – например, существует некий «Дистанционный бизнес-инкубатор», который ведет свою работу в рамках Единой системы поддержки и развития малого и среднего бизнеса, но не является подведомственным учреждением для государственной структуры.

Все это в  совокупности сообщает государственной  политике развития малого предпринимательства достаточно специфический характер. С одной стороны – для развития малого предпринимательства выделено множество субъектов, которые своими действиями должны – как это следует из содержания целевой программы – способствовать развитию этого предпринимательства. Часть этих субъектов обозначена в законодательном порядке – это, прежде всего, министерства и агентства, которые напрямую заявлены в качестве исполнителей программы. Однако часть субъектов имеет отчетливый внегосударственный характер, но исключению их из системы субъектов политики работы с малым предпринимательством мешают несколько обстоятельств.

Во-первых, исключению их из системы субъектов государственной  политики развития малого предпринимательства  мешает то, что некоторые из субъектов, несмотря на их внегосударственную форму  – например, ОАО со своим Уставом, которое не заявлено в списке исполнителей Программы – основаны именно государственными структурами или курируются ими. Это означает, что такие субъекты все же не являются полностью автономными от государственного начала в своей деятельности.

Во-вторых, исключению их из системы мешает то, что реальные предприниматели обращаются к этим субъектам за помощью, а, следовательно, все субъекты работы с малым предпринимательством имеют общие объекты для работы, и не могут, вследствие этого, допускать существенные или кардинальные различия в своей работе – независимо от того, регулируется ли эта работа универсальной Программой или же нет. Поэтому для всех субъектов государственной политики развития малого предпринимательства, кроме того, что они имеют общий объект для работы – саму сферу малого предпринимательства – будут также характерны схожие цели и задачи работы. Эти цели и задачи будут продиктованы общей государственной политикой в отношении малого предпринимательства, хотя конкретные действия по реализации этих целей и задач, конечно, могут различаться для каждого из субъектов.

Малое предпринимательство, само по себе, является одним из направлений, на которое в современных условиях обращается внимание высшей государственной  власти – это свидетельствует  о том, что в деле общего государственного устройства малому предпринимательству отводится существенное место – главным образом для того, чтобы какая-то часть работоспособного населения могла реализовать себя именно в качестве предпринимателя. Опыт западных стран показывает, что увеличение доли предпринимательской активности населения благотворно сказывается на изменении социально – экономической картины жизни всего общества – создаются новые рабочие места, увеличивается поступление налогов, уменьшается количество обращений за различными пособиями и т.д. Этот опыт, как можно предположить, субъекты государственной политики в развитии малого предпринимательства заинтересованы реализовать и в современных российских условиях, ориентируя его с самого начала на наиболее актуальные и важные моменты, связанные с объективной обстановкой, в которой приходится действовать малому предпринимательству.

Объективная же обстановка для малого предпринимательства  в современной России характеризуется  наличием определенных свойств и  особенностей. Так, например, одной из особенностей объективной обстановки для малого предпринимательства является то, что оно возникает и развивается в условиях активного воздействия ряда глобальных мировых процессов – например, глобализации и интеграции. Глобализация же, в свою очередь, сопровождается таким понятием, как разделение труда в мировом масштабе – так, есть страны, которые активны именно в сфере производства чего-либо, есть страны, активные на рынке услуг и посреднической деятельности. Все это приводит к тому, что производство как крупная сфера человеческой деятельности становится прерогативой отдельных государств, тогда как остальным государствам отводится роль потребителей продукции – и малое предпринимательство оказывается объективно несвободным от этих мировых тенденций. Например, в практике предпринимательской деятельности могут возникать ситуации, когда производство чего-либо обходится дороже, нежели, например, закупка искомых товаров за рубежом – и тогда от производства приходится отказываться.

Другая особенность, которая свойственна объективной обстановке, в которой существует малое предпринимательство – это специфика самой конкурентной среды. Так, в современных условиях конкуренция на многих рынках является сравнительно высокой, и при этом Россия готовится к вступлению в ВТО, которое также отразится на конкурентной среде – она, по прогнозам специалистов, станет еще более жесткой10. Несмотря на то, что по сравнению с западными странами, многие ниши на рынках являются в России до сих пор занятыми не полностью, усиление конкуренции не может не отражаться на области малого предпринимательства – как минимум, на каких-либо конкретных его областях.

Все эти особенности  объективной обстановки, в которой  существует малое предпринимательство  сегодня, становятся объектом внимания государства, поскольку именно оно заинтересовано в том, чтобы малое предпринимательство развивалось – следовательно, перед государством стоит задача минимизации рисков для малого предпринимательств, которые ставит перед ним объективная среда. Государственная политика развития малого предпринимательства должна, как можно предположить, включать в себя какую-либо работу с этими внешними объективными факторами, и эта работа должна выстраиваться в целые направления со своей инфраструктурой.

Говоря о  субъектах и объектах государственной политики развития малого предпринимательства, следует сказать также о том, что объекты этой политики – собственно, сами предприниматели и организации т.н. малого бизнеса – в современных условиях должны рассматриваться не только как объекты в том смысле, что государство возьмет всю активность по развитию малого предпринимательства только лишь на себя, а самим малым предприятиям и предпринимателям необходимо будет пассивно ждать того, чтобы их сложности и проблемы были преодолены преимущественно участием государства. Объекты политики развития малого предпринимательства должны также принимать на себя и субъектное значение в том плане, что совместно с государством работать на преодоление и разрешение общих проблем. Например, проблема интеграции России в мировое финансово – экономическое пространство – это проблема не только самого государства, но также и самого малого предпринимательства – соответственно, малое предпринимательство должно взять на себя некоторые субъектные функции, чтобы успешно преодолеть данную проблему. Эти функции могут состоять, например, в повышении активности самого малого предпринимательства, увеличением его взаимодействия с государственными субъектами политики развития малого предпринимательства, участием в т.н. обратной связи при реализации государственных начинаний, инициатив и программ и т.д.

Другими словами, субъекты и объекты политики развития малого предпринимательства должны дополнять действия друг друга, направлять их на решение общих проблем, для  чего четкое разделение на субъектно – объектные роли, возможно, должно зачастую уменьшаться. Это сможет внести в государственную политику необходимую степень гибкости и своевременного реагирования на факторы внешней и внутренней среды, в которой развивается и малое предпринимательство, и сама государственная политика его ведения и развития.

 

2.Содержание  политики развития малого предпринимательства 

 

2.1. Направления  государственной политики

 

Государственную политику развития малого предпринимательства  целесообразно начать с рассмотрения того, в каких направлениях она сосредоточена, и чем может быть обусловлен выбор именно этих направлений. Это позволит лучше понять те результаты и итоги, которые данная политика являет по состоянию на сегодняшний день.

В Красноярском крае государственная политика развития малого предпринимательства определяется некоторыми программными документами – в частности, Постановлением Правительства Красноярского края от 20 ноября 2010 г. N 577-П "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Красноярском крае" на 2011-2013 годы". Это в системе региональной политики в отношении малого предпринимательства – наиболее значимый документ, нежели какие-либо прочие, поскольку он определяет общую схему работы всех участников системы работы с малым предпринимательством, задает общие цели и задачи работы для всех элементов системы.

Целью программы  заявлено следующее – «…создание благоприятных экономических и  правовых условий для динамичного развития малого и среднего предпринимательства на территории края…»11. В этом тезисе следует подробнее рассмотреть некоторые термины, поскольку их правильная трактовка позволит лучше понять какую-либо конкретику в государственной политике развития малого предпринимательства. Прежде всего, необходима расшифровка термина «динамичное развитие» - так, слово «динамичный» означает «…богатый движением, действиям; проявляющий наличие внутренней силы…»12. «Динамичное развитие», таким образом – это развитие, основанное на внутренней силе. Другими словами, малое предпринимательство, которому – согласно цели Программы – сообщается «динамичное развитие», должно обладать внутренней силой, а для обретения этой силы, следует полагать, государство со своей стороны будет создавать благоприятные экономические и правовые условия.

Однако обретение  этой внутренней силы – само по себе – остается сферой самостоятельной  активности малого предпринимательства; государство, ставя себе цель поддержать это предпринимательство, оставляет за собой право и – что важнее - обязанность создания внешних, объективных условий для того, чтобы объект предпринимательства смог сам обрести необходимую силу для собственного развития. Это важно, поскольку в таком случае государственная политика развития малого предпринимательства заключается преимущественно в том, что она будет касаться в основном внешних, обрамляющих любую предпринимательскую деятельность условий – следовательно, адресная поддержка тому или иному конкретному виду предпринимательства может оказываться ситуативно, по желанию субъектов государственной политики, а может оставаться такой, что будет иметь сугубо универсальный для всех видов предпринимательства характер.

Следовательно, наличие или отсутствие у объекта малого предпринимательства внутренней силы будет зависеть, прежде всего, от активности и способностей того, кто непосредственно занимается этим объектом. Если активности и способностей, например, самого предпринимателя оказывается недостаточно для того, чтобы его предприятие обрело необходимый уровень внутренней силы, то, следовательно, на объекте малого предпринимательства это может отразиться негативно.

Программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства  имеет также комплекс задач, кроме единой цели – так, к ее задачам относится следующее –

  1. «…обеспечение функционирования целостной системы устойчивого развития малого и среднего предпринимательства в крае как условия для дальнейшего роста количественных и качественных показателей субъектов малого и среднего предпринимательства;
  2. формирование благоприятной для роста предпринимательской активности среды;
  3. создание системы стимулов и контроля для муниципальных образований края по реализации действенных мер поддержки малого и среднего предпринимательства на местном уровне;
  4. создание на территории края устойчивой, взаимосвязанной, многоуровневой системы инфраструктурной поддержки малого и (или) среднего предпринимательства;
  5. развитие системы микрофинансирования и предоставления поручительств;
  6. снижение стоимости информационных и консультационных услуг для субъектов малого и (или) среднего предпринимательства края;
  7. выравнивание территориальных диспропорций в размещении информационных ресурсов;
  8. повышение уровня предпринимательской грамотности;
  9. информирование жителей региона о действующих мерах поддержки малого и (или) среднего предпринимательства и условиях ее предоставления;
  10. поддержка субъектов малого и (или) среднего, в том числе молодежного предпринимательства, в приоритетных для края областях, вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность;
  11. поддержка субъектов инновационного предпринимательства;

Информация о работе Государственная политика развития малого предпринимательства