Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 18:13, курсовая работа
Актуальность работы определяется, исходя из следующих соображений. Так, малое предпринимательство в условиях современности является той сферой, к которой оказывается устремлено достаточно большое количество молодых (и не только) людей – отношения рыночной экономики, в которых оказалась Россия, создали саму атмосферу предпринимательства, поиска, конкуренции, но – не в ситуации общей стихийности, а уже с элементами государственного управления. Исследование этих элементов позволит определить роль государства в сфере малого предпринимательства, а также – круг возможных аспектов, по поводу которых субъект малого предпринимательства может найти поддержку со стороны государства – во-первых, и оценить – хотя бы предварительно – свои собственные перспективы – во-вторых.
Введение………………………………………………………………………………………….3
1.Субъекты и объекты государственной политики в отношении
малого предпринимательства…………………………………………………………………...5
2.Содержание политики развития малого предпринимательства
2.1. Направления государственной политики……………………………………………..…13
2.2.Меры поддержки малого предпринимательства, их результаты………………………..21
Заключение……………………………………………………………………………………..25
Список литературы…………………………………………………………………………….27
модернизация промышленного производства, развитие перерабатывающих отраслей…»13. Анализируя эти задачи целевой программы, следует отметить, что в них заметно наличие общих понятий о том, как должна функционировать государственная политика в отношении малого предпринимательства – «формирование», «создание», «развитие», «снижение», «выравнивание», «повышение», «информирование», «поддержка», «модернизация». Более конкретизирующих понятий в задачах Программы не просматривается.
Программа, как заявлено в ее тексте, призвана обеспечить: а) «…систематизацию мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства с точки зрения максимальной эффективности расходования бюджетных средств, обеспечение единого комплексного подхода к решению проблем развития малого и среднего предпринимательства в крае со стороны органов государственной власти края, общественных организаций предпринимателей, объединений граждан, средств массовой информации, а также взаимодействие субъектов базовых отраслей промышленности и крупного бизнеса с субъектами малого и (или) среднего предпринимательства; б) определение приоритетов, правовых, организационных, информационных и финансовых инструментов государственной поддержки малого и среднего предпринимательства с использованием средств краевого бюджета; в) создание системы стимулов для органов местного самоуправления, организацию мониторинга и контроля исполнения полномочий органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства…»14.
Если проанализировать эти программные заявления на предмет того, насколько они оказываются выдержанными в общем русле государственной политики развития малого предпринимательства, направленной на создание благоприятных экономических и правовых условий для динамичного развития малого и среднего предпринимательства (как заявлено в целях Программы), то можно обнаружить, что Программа должна обеспечить также и предварительную работу со средой, в которой малому предпринимательству предстоит создаваться и развиваться. При этом речь идет также о процессах «создания» и «систематизации» чего-либо – это означает, что Программа будет направлена, прежде всего, не на само малое предпринимательство, а на то, чтобы для этого предпринимательства была сформирована наиболее благоприятная среда.
Другими словами – малое предпринимательство в вопросах актуального для него внедрения в объективную среду должно рассчитывать, прежде всего, само на себя, поскольку меры государственной политики в его отношении находятся еще в процессе «создания» и «систематизации» той среды, которая позволит малому предпринимательству развиваться более эффективно и добиться в итоге того самого динамичного развития, о котором идет речь в целях Программы.
Впрочем, государственная политика развития малого предпринимательства реализуется также и в более конкретных мерах и адресном участии в делах малого предпринимательства, хотя и здесь есть свои особенности. В 2011 году был опубликован Доклад о состоянии, перспективах развития и государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в Красноярском крае15, в котором были рассмотрены как более обобщенные действия субъектов государственной политики в области малого предпринимательства, так и более частные и конкретные меры.
Доклад отражает
то, насколько государственная
Вместе с
тем, в Докладе говорится и
о том, что не все объективные
сложности поддаются
Оценить это явление в плане того, как оно отражается на эффективности государственной политики развития малого предпринимательства, можно двояко. С одной стороны – региональная государственная политика реагирует на нужды и потребности малого предпринимательства тем, что доводит сведения о них до высших инстанций, что само по себе является позитивным моментом. С другой же стороны – движение проблемных вопросов по иерархичной структуре государственной политики может быть недостаточно оперативным для нужд малого предпринимательства, и оно, не видя своевременного участия государства в своих нуждах, способно утратить лояльность к мерам этой государственной политики. Не случайно в докладе отмечается момент о «повышении доверия к доступности реализуемых мер» - надо полагать, что это доверие являет собой относительно хрупкое образование, и может быть утрачено или, наоборот, укреплено в зависимости от конкретных действий субъектов государственной политики.
Государственная политика развития малого предпринимательства носит, можно сказать, преимущественно универсальный характер в том плане, что она зачастую действует не избирательно по отношению к конкретным нуждам малого предпринимательства. Если посмотреть на то, в каких реальных действиях эта политика находит свое воплощение, то можно обнаружить следующее – «…комплекс программных направлений был достаточно обширным. Это 11 мероприятий по непосредственно финансовой поддержке, 4 по информационной и методической поддержке, 3 по развитию инфраструктуры и 2 по содействию органам муниципального управления…»18 - заметно, что в докладе не оговаривается, каким именно нуждам малого предпринимательства получали такую поддержку, и это свидетельствует о том, что поддержка может предлагаться без учета актуальных требований и запросов малого предпринимательства.
Задачи, которые ставились перед региональными программами работы со сферой малого предпринимательства, также отличаются обезличенным и универсальным походом – «…перед Программой ставились следующие задачи: а) развитие системы кредитования и снижение затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, возникающих в связи с привлечением финансовых ресурсов; б) содействие в продвижении продукции, товаров и услуг, выпускаемых субъектами малого и среднего предпринимательства, на российский и международный рынки; в) повышение эффективности существующей инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства и её дальнейшее развитие; г) обеспечение деятельности целостной системы информационно-консультационных услуг для субъектов малого и среднего предпринимательства; д) методическая поддержка органов местного самоуправления и субъектов малого и среднего предпринимательства; е) содействие субъектам малого и среднего предпринимательства в переподготовке и повышении квалификации кадров; ж) создание системы стимулов для органов местного самоуправления по реализации мероприятий поддержки и развития субъектов малого и среднего предпринимательства…»19.
Впрочем, в государственной политике развития малого предпринимательства, кроме общего универсального ее характера, можно найти также элементы уже адресной поддержки и избирательности в отношении малого предпринимательства. Эти элементы можно проследить уже по конкретным программам, направленным на поддержку и развитие малого предпринимательства, и их возникновение обусловлено вполне объективными причинами, среди которых можно найти как элементы местной специфики, диктующие свои требования к реализации малого предпринимательства, так и элементы общих для всей страны процессов и тенденций.
Так, например, в докладе отмечается, что «…сейчас… прорабатывается вопрос об объединении мероприятий по поддержке малого и среднего бизнеса, содержащихся в различных отраслевых программах, в единую программу с выделением отраслевых приоритетов, как это, например, уже реализовано в настоящее время с мероприятиями по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся лесопереработкой, переработкой сельскохозяйственной продукции и дикоросов…» - это выделение из всей сферы малого предпринимательства субъектов, занятых в четко определенных областях, продиктовано именно местной спецификой такого региона, как Красноярский край.
Известно, что в Красноярском крае значительные территории в настоящее время осваиваются именно как источник материальных благ, из которых малому предпринимательству доступны – в силу наличия относительно небольших финансовых и человеческих ресурсов - лесопереработка, работа с сельскохозяйственной продукцией и дикоросами (поскольку большие площади занимает лес, дающий эти дикоросы). На территориях Красноярского края объективные условия для малого предпринимательства способны диктовать то, в каких областях это предпринимательство сможет реализоваться наиболее эффективно, и, соответственно, государственная политика развития малого предпринимательства отражает этот момент, связывая свои действия с объективной реальностью.
Общие для всей страны проблемы и тенденции, которые реализуются в государственной политике развития малого предпринимательства на региональном уровне, отражают воздействие на экономику страны более глобальных процессов – выше говорилось, что к ним можно отнести глобализацию и мировую интеграцию – страны объединяются в некое единое финансово – экономическое пространство, единый рынок с похожими для всех участников правилами и законами. Известно, что современный цивилизованный мир, не занятый в сфере мирового производства – это мир постиндустриального развития, в котором велико значение разного рода инноваций. Современный мир вкладывает в инновационные направления экономики значительные средства, и Россия стремится следовать этой общемировой тенденции, тоже пытаясь развивать инновационные производства. Соответственно, это отражается и на государственной политике работы с малым предпринимательством.
В частности, влияние
общероссийских тенденций в том,
чтобы усилия направлялись на инновации,
в политике развития малого предпринимательства выражается
в том, что эта политика включает в себя
приоритет проектов и мер, направленных
на поддержку именно инновационных начал,
особенно – в части, которая касается
молодежного предпринимательства. Например,
министерство спорта, туризма и молодежной
политики Красноярского края является
учредителем проекта «Инновационный прорыв»,
который призван к созданию условий для
коммерциализации инновационных проектов
молодежи на территории Красноярского
края, а министерство инвестиций и инноваций
Красноярского края является разработчиком
долгосрочной целевой программы "Развитие
субъектов малого и среднего предпринимательства
в Красноярском крае" на 2011-2013 годы.
Кроме того, министерство инвестиций и
инноваций является также государственным
заказчиком и ведущим распорядителем
бюджетных средств, выделенных на реализацию
этой программы. Можно предположить, что
данная программа выдержана в духе приоритетов
работы данного министерства, и включает
акцент на инновационном начале предпринимательской
деятельности, которое найдет поддержку
государственной политики – и действительно,
в задачи программы входит «поддержка
субъектов инновационного предпринимательства»20.
В общем и целом можно сказать, что направления государственной политики развития малого предпринимательства выбраны субъектами этой политики в соответствии с рядом актуальных потребностей и нужд не только самого региона – в данном случае, Красноярского края – но также и всей страны в целом. Эти направления государственной политики призваны к тому, чтобы работа по ним способствовала решению задач уже не только малого предпринимательства, но и вообще социально - экономической сферы. Государственная политика стремится направить малое предпринимательство в русло актуальных для страны нужд и потребностей, для чего задействует целый комплекс мер и усилий, которые объединены в единую систему. Чтобы понять, как действует эта система в реальности, целесообразным будет рассмотрение ряда конкретных мер, которые предпринимает государственная политика в адрес малого предпринимательства.
2.2.Меры
поддержки малого
Государственная политика развития малого предпринимательства обозначает себя в программных документах – например, в долгосрочной программе "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Красноярском крае" на 2011-2013 годы", в проектах, которые инициируются исполнителями этой программы, однако здесь следует отметить такой момент – многие министерства, которые заявлены в долгосрочной программе как исполнители ее мероприятий, не имеют конкретных планов работы в направлении малого предпринимательства. Исключение составляет, как показывает практика, только такой исполнитель, как краевое государственное автономное учреждение "Центр молодежных инициатив "Форум" – именно это учреждение в первую очередь осуществляет какую-либо реальную работу по взаимодействию с субъектами малого предпринимательства именно в рамках долгосрочной целевой прораммы. Но и для этого центра малое предпринимательство не является единственным направлением в работе – «…приоритетные содержательные направления и проекты «Центра молодежный инициатив «Форум»: 1. робототехника, предпринимательство и инноватика. Создание условий для поддержки высокотехнологических, инновационных, предпринимательских проектов; 2. поддержка талантов. Создание условий для выявления и поддержки активной молодёжи. Направление «Молодежный IQ-бал»; 3. спортивно-массовое направление. Создание условий для развития и продвижения массовых видов спорта. Направление ЦЭС «Спортэкс», количество секций — 5, ежедневное количество посетителей — в среднем 200 человек; 4. работа с творческой молодёжью. Создание условий для формирования и закрепления творческой активности. Направления КВН, Брейн-ринг…»21.
Информация о работе Государственная политика развития малого предпринимательства