Государственная политика развития малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 18:13, курсовая работа

Описание работы

Актуальность работы определяется, исходя из следующих соображений. Так, малое предпринимательство в условиях современности является той сферой, к которой оказывается устремлено достаточно большое количество молодых (и не только) людей – отношения рыночной экономики, в которых оказалась Россия, создали саму атмосферу предпринимательства, поиска, конкуренции, но – не в ситуации общей стихийности, а уже с элементами государственного управления. Исследование этих элементов позволит определить роль государства в сфере малого предпринимательства, а также – круг возможных аспектов, по поводу которых субъект малого предпринимательства может найти поддержку со стороны государства – во-первых, и оценить – хотя бы предварительно – свои собственные перспективы – во-вторых.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………….3
1.Субъекты и объекты государственной политики в отношении
малого предпринимательства…………………………………………………………………...5
2.Содержание политики развития малого предпринимательства
2.1. Направления государственной политики……………………………………………..…13
2.2.Меры поддержки малого предпринимательства, их результаты………………………..21
Заключение……………………………………………………………………………………..25
Список литературы…………………………………………………………………………….27

Файлы: 1 файл

Рег эк и упр_т35_Государственная политика развития малого предпринимательства.doc

— 190.00 Кб (Скачать файл)

модернизация промышленного  производства, развитие перерабатывающих отраслей…»13. Анализируя эти задачи целевой программы, следует отметить, что в них заметно наличие общих понятий о том, как должна функционировать государственная политика в отношении малого предпринимательства – «формирование», «создание», «развитие», «снижение», «выравнивание», «повышение», «информирование», «поддержка», «модернизация».  Более конкретизирующих понятий в задачах Программы не просматривается.

Программа, как  заявлено в ее тексте, призвана обеспечить: а) «…систематизацию мер государственной  поддержки малого и среднего предпринимательства  с точки зрения максимальной эффективности расходования бюджетных средств, обеспечение единого комплексного подхода к решению проблем развития малого и среднего предпринимательства в крае со стороны органов государственной власти края, общественных организаций предпринимателей, объединений граждан, средств массовой информации, а также взаимодействие субъектов базовых отраслей промышленности и крупного бизнеса с субъектами малого и (или) среднего предпринимательства; б) определение приоритетов, правовых, организационных, информационных и финансовых инструментов государственной поддержки малого и среднего предпринимательства с использованием средств краевого бюджета; в) создание системы стимулов для органов местного самоуправления, организацию мониторинга и контроля исполнения полномочий органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства…»14.

Если проанализировать эти программные заявления на предмет того, насколько они оказываются  выдержанными в общем русле государственной  политики развития малого предпринимательства, направленной на создание благоприятных экономических и правовых условий для динамичного развития малого и среднего предпринимательства (как заявлено в целях Программы), то можно обнаружить, что Программа должна обеспечить также и предварительную работу со средой, в которой малому предпринимательству предстоит создаваться и развиваться. При этом речь идет также о процессах «создания» и «систематизации» чего-либо – это означает, что Программа будет направлена, прежде всего, не на само малое предпринимательство, а на то, чтобы для этого предпринимательства была сформирована наиболее благоприятная среда.

Другими словами – малое  предпринимательство в вопросах актуального для него внедрения  в объективную среду должно рассчитывать, прежде всего, само на себя, поскольку меры государственной политики в его отношении находятся еще в процессе «создания» и «систематизации» той среды, которая позволит малому предпринимательству развиваться более эффективно и добиться в итоге того самого динамичного развития, о котором идет речь в целях Программы.

Впрочем, государственная  политика развития малого предпринимательства  реализуется также и в более  конкретных мерах и адресном участии  в делах малого предпринимательства, хотя и здесь есть свои особенности. В 2011 году был опубликован Доклад о состоянии, перспективах развития и государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в Красноярском крае15, в котором были рассмотрены как более обобщенные действия субъектов государственной политики в области малого предпринимательства, так и более частные и конкретные меры.

Доклад отражает то, насколько государственная политика адекватна объективной обстановке вокруг малого предпринимательства  и насколько она понимает эту  обстановку – «… тот факт, что малый и средний бизнес должен стать существенным сектором экономики России, признан на всех уровнях. И этому перспективному во всех отношения направлению развития государство сегодня уделяет пристальное внимание. В то же время все мы понимаем, что некоторые шаги не только не способствуют этому, но и препятствуют. Не мне вам говорить о без преувеличения заметном ударе по малому и среднему бизнесу в виде увеличения в 2011 году страховых взносов до 34 %, об интенсивном росте энерготарифов и других вызовах, которые пока не дают малому предпринимательству занять достойное место в экономике, о котором мы говорим… Финансирование отдельных мероприятий поддержки предпринимательства у нас в крае началось в 2004 году. Начиная с 2006 года, действуют краевые целевые программы поддержки малого и среднего предпринимательства… Очевидно, что факт утверждения программы на местном уровне ещё не гарантирует её эффективную реализацию. Многие муниципальные программы либо не реализуются вообще, либо средства, заложенные в местном бюджете (даже с учетом софинансирования программ из краевого бюджета), слишком малы, чтобы оказать существенную поддержку бизнесу…»16 - заметно, что региональная государственная политика развития малого предпринимательства вполне понимает, какова объективная обстановка, в которой существует малое предпринимательство, и каков уровень и круг проблем, которые необходимо решать, чтобы действительно оказать поддержку малому предпринимательству.

Вместе с  тем, в Докладе говорится и  о том, что не все объективные  сложности поддаются воздействию  на них со стороны государственной  политики – «…Я уверен, что у вас накопились и другие вопросы к органам власти, на которые мы сегодня постараемся ответить. Однако прошу вас, коллеги, не забывать, что некоторые из них просто не в нашей компетенции, но я, со своей стороны, обязуюсь направить озвученные сегодня вами предложения и замечания в соответствующие федеральные структуры. Ведь сегодня мы видим, что вызванное повышением страховых взносов возмущение предпринимательской среды привело к тому, что Президентом дано поручение Правительству дополнительно проанализировать возможности по их снижению в 2012 году, а это значит, что ваши вопросы не остаются без ответа…»17 - здесь, с одной стороны, прослеживается признание региональной политикой своих недостаточных ресурсов для решения некоторых оперативных проблем, с которыми сталкивается малое предпринимательство, а с другой стороны – заметно, что задействуется иерархия самой государственной политики, и проблемные вопросы движутся к высшим властным структурам.

Оценить это  явление в плане того, как оно  отражается на эффективности государственной  политики развития малого предпринимательства, можно двояко. С одной стороны – региональная государственная политика реагирует на нужды и потребности малого предпринимательства тем, что доводит сведения о них до высших инстанций, что само по себе является позитивным моментом. С другой же стороны – движение проблемных вопросов по иерархичной структуре государственной политики может быть недостаточно оперативным для нужд малого предпринимательства, и оно, не видя своевременного участия государства в своих нуждах, способно утратить лояльность к мерам этой государственной политики. Не случайно в докладе отмечается момент о «повышении доверия к доступности реализуемых мер» - надо полагать, что это доверие являет собой относительно хрупкое образование, и может быть утрачено или, наоборот, укреплено в зависимости от конкретных действий субъектов государственной политики.

Государственная политика развития малого предпринимательства  носит, можно сказать, преимущественно  универсальный характер в том  плане, что она зачастую действует  не избирательно по отношению к конкретным нуждам малого предпринимательства. Если посмотреть на то, в каких реальных действиях эта политика находит свое воплощение, то можно обнаружить следующее – «…комплекс программных направлений был достаточно обширным. Это 11 мероприятий по непосредственно финансовой поддержке, 4 по информационной и методической поддержке, 3 по развитию инфраструктуры и 2 по содействию органам муниципального управления…»18 - заметно, что в докладе не оговаривается, каким именно нуждам малого предпринимательства получали такую поддержку, и это свидетельствует о том, что поддержка может предлагаться без учета актуальных требований и запросов малого предпринимательства.

Задачи, которые  ставились перед региональными  программами работы со сферой малого предпринимательства, также отличаются обезличенным и универсальным походом – «…перед Программой ставились следующие задачи: а) развитие системы кредитования и снижение затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, возникающих в связи с привлечением финансовых ресурсов; б) содействие в продвижении продукции, товаров и услуг, выпускаемых субъектами малого и среднего предпринимательства, на российский и международный рынки; в) повышение эффективности существующей инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства и её дальнейшее развитие; г) обеспечение деятельности целостной системы информационно-консультационных услуг для субъектов малого и среднего предпринимательства; д) методическая поддержка органов местного самоуправления и субъектов малого и среднего предпринимательства; е) содействие субъектам малого и среднего предпринимательства в переподготовке и повышении квалификации кадров; ж) создание системы стимулов для органов местного самоуправления по реализации мероприятий поддержки и развития субъектов малого и среднего предпринимательства…»19.

Впрочем, в государственной  политике развития малого предпринимательства, кроме общего универсального ее характера, можно найти также элементы уже  адресной поддержки и избирательности  в отношении малого предпринимательства. Эти элементы можно проследить уже по конкретным программам, направленным на поддержку и развитие малого предпринимательства, и их возникновение обусловлено вполне объективными причинами, среди которых можно найти как элементы местной специфики, диктующие свои требования к реализации малого предпринимательства, так и элементы общих для всей страны процессов и тенденций.

Так, например, в докладе отмечается, что «…сейчас… прорабатывается вопрос об объединении мероприятий по поддержке малого и среднего бизнеса, содержащихся в различных отраслевых программах, в единую программу с выделением отраслевых приоритетов, как это, например, уже реализовано в настоящее время с мероприятиями по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся лесопереработкой, переработкой сельскохозяйственной продукции и дикоросов…» - это выделение из всей сферы малого предпринимательства субъектов, занятых в четко определенных областях, продиктовано именно местной спецификой такого региона, как Красноярский край.

Известно, что  в Красноярском крае значительные территории в настоящее время осваиваются  именно как источник материальных благ, из которых малому предпринимательству  доступны – в силу наличия относительно небольших финансовых и человеческих ресурсов - лесопереработка, работа с сельскохозяйственной продукцией и дикоросами (поскольку большие площади занимает лес, дающий эти дикоросы). На территориях Красноярского края объективные условия для малого предпринимательства способны диктовать то, в каких областях это предпринимательство сможет реализоваться наиболее эффективно, и, соответственно, государственная политика развития малого предпринимательства отражает этот момент, связывая свои действия с объективной реальностью.

Общие для всей страны проблемы и тенденции, которые реализуются в государственной политике развития малого предпринимательства на региональном уровне, отражают воздействие на экономику страны более глобальных процессов – выше говорилось, что к ним можно отнести глобализацию и мировую интеграцию – страны объединяются в некое единое финансово – экономическое пространство, единый рынок с похожими для всех участников правилами и законами. Известно, что современный цивилизованный мир, не занятый в сфере мирового производства – это мир постиндустриального развития, в котором велико значение разного рода инноваций. Современный мир вкладывает в инновационные направления экономики значительные средства, и Россия стремится следовать этой общемировой тенденции, тоже пытаясь развивать инновационные производства. Соответственно, это отражается и на государственной политике работы с малым предпринимательством.

В частности, влияние  общероссийских тенденций в том, чтобы усилия направлялись на инновации, в политике развития малого предпринимательства выражается в том, что эта политика включает в себя приоритет проектов и мер, направленных на поддержку именно инновационных начал, особенно – в части, которая касается молодежного предпринимательства. Например, министерство спорта, туризма и молодежной политики Красноярского края является учредителем проекта «Инновационный прорыв», который призван к созданию условий для коммерциализации инновационных проектов молодежи на территории Красноярского края, а министерство инвестиций и инноваций Красноярского края является разработчиком долгосрочной целевой программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства 
в Красноярском крае" на 2011-2013 годы. Кроме того, министерство инвестиций и инноваций является также государственным заказчиком и ведущим распорядителем бюджетных средств, выделенных на реализацию этой программы. Можно предположить, что данная программа выдержана в духе приоритетов работы данного министерства, и включает акцент на инновационном начале предпринимательской деятельности, которое найдет поддержку государственной политики – и действительно, в задачи программы входит «поддержка субъектов инновационного предпринимательства»20.

В общем и  целом можно сказать, что направления государственной политики развития малого предпринимательства выбраны субъектами этой политики в соответствии с рядом актуальных потребностей и нужд не только самого региона – в данном случае, Красноярского края – но также и всей страны в целом. Эти направления государственной политики призваны к тому, чтобы работа по ним способствовала решению задач уже не только малого предпринимательства, но и вообще социально - экономической сферы. Государственная политика стремится направить малое предпринимательство в русло актуальных для страны нужд и потребностей, для чего задействует целый комплекс мер и усилий, которые объединены в единую систему. Чтобы понять, как действует эта система в реальности, целесообразным будет рассмотрение ряда конкретных мер, которые предпринимает государственная политика в адрес малого предпринимательства.

 

2.2.Меры  поддержки малого предпринимательства,  их результаты 

 

Государственная политика развития малого предпринимательства  обозначает себя в программных документах – например, в долгосрочной программе "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Красноярском крае" на 2011-2013 годы", в проектах, которые инициируются исполнителями этой программы, однако здесь следует отметить такой момент – многие министерства, которые заявлены в долгосрочной программе как исполнители ее мероприятий, не имеют конкретных планов работы в направлении малого предпринимательства. Исключение составляет, как показывает практика, только такой исполнитель, как краевое государственное автономное учреждение "Центр молодежных инициатив "Форум" – именно это учреждение в первую очередь осуществляет какую-либо реальную работу по взаимодействию с субъектами малого предпринимательства именно в рамках долгосрочной целевой прораммы. Но и для этого центра малое предпринимательство не является единственным направлением в работе – «…приоритетные содержательные направления и проекты «Центра молодежный инициатив «Форум»: 1. робототехника, предпринимательство и инноватика. Создание условий для поддержки высокотехнологических, инновационных, предпринимательских проектов; 2. поддержка талантов. Создание условий для выявления и поддержки активной молодёжи. Направление «Молодежный IQ-бал»; 3. спортивно-массовое направление. Создание условий для развития и продвижения массовых видов спорта. Направление ЦЭС «Спортэкс», количество секций — 5, ежедневное количество посетителей — в среднем 200 человек; 4. работа с творческой молодёжью. Создание условий для формирования и закрепления творческой активности. Направления КВН, Брейн-ринг…»21.

Информация о работе Государственная политика развития малого предпринимательства