Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 10:12, курсовая работа
Содержанием маркетинга является комплексное исследование целей и причин принятия решений участниками рынка в процессе взаимоотношений спроса и предложений.
В связи с этим целью данной курсовой является маркетинговая деятельность предприятия.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1.Изучит ассортимент выпускаемой продукции;
2.Оценить маркетинговую ориентацию предприятия;
3.Изучить каким образом проводится рекламная поддержка, а также сбытовая политика производителя
Введение 3
1 Общие сведения об объекте исследования 4
1.1 Товарный ассортимент 4
1.2 Основные конкуренты в г. Красноярске 10
1.3 Оценка маркетинговой ориентации предприятия 11
2 Определение целей деятельности 13
2.1 Характеристика микро и макросреды деятельности ОАО «Балтика-Пикра» 13
2.2 Маркетинговые исследования потребителей 20
2.3 Исследования конкурентов 26
2.4 Анализ маркетинговых стратегий конкурентов и позиций конкурирующих марок 28
3 Разработка комплекса маркетинга по товару 33
4 Ценовая политика 40
5 Сбытовая политика предприятия 42
6 Политика продвижения товара 44
7 Планирование расходов на маркетинг и доходов от него 46
Заключение 52
Библиографический список 54
Совместный анализ ответов на приведенные два вопроса показал, что 41% потребителей пьют пиво летом чаще, чем зимой. Однако, как видно из приведенной ниже таблицы (таблица 4), резкого падения частоты все же не происходит: зимой люди чаще всего склонны либо вообще не изменять своим летним привычкам, либо, если уж отступать, то всего лишь "на один шаг":
Таблица 4 - Совместный анализ потребления пива в холодное и теплое время года
Потребители, пьющие пиво в теплое время года: |
Доля тех, кто пьет пиво в холодное время года (% от числа когда-либо пьющих пиво, 1 00% по таблице) | |||||
почти каждый день, каждый день |
несколько раз в неделю |
несколько (4-5) раз в месяц |
несколько раз за сезон |
вообще не пью пиво |
затрудняюсь ответить | |
почти каждый день, каждый день |
4% |
6% |
3% |
1% |
||
несколько раз в неделю |
1% |
14% |
10% |
2% |
1% |
|
несколько (4-5) раз в месяц |
1% |
17% |
12% |
2% |
1% | |
несколько раз за сезон |
1% |
18% |
5% |
1% |
Ситуация начинает меняться, если перейти к анализу особых категорий
потребителей пива (в первую очередь, по объему выпиваемого ими за год пива). Для выделения этой категории людей респондентам наряду с вопросами о типичной частоте потребления пива задавался вопрос о размере разовой порции. Ответы представителей рынка пива распределились следующим образом (таблица 5):
Таблица 5 - Пропорции потребителей потребляющих определенное количество пива за один раз
Количество выпиваемого пива за раз |
Процент потребителей |
до 0,5 литра |
55% |
от 0,5 до 1 литра |
32% |
более 1 литра |
13% |
После проведения подобных исследований, все данные предоставляются главному маркетологу предприятия, после чего он их анализирует и формирует в отчет для высшего руководства.
Перед проведением опроса нами была исследована сегментация рынка потребителей в разных районах города. Сведения по потребителям представлены в таблице 6.
Таблица 6 – Исходная информация для сегментации потребителей
Потребитель (с указанием географического положения) |
2008 г. |
2010 г. | ||||
Фактически поставлено, ед. |
Цена, руб. |
стоимость, тыс. руб. |
Фактически поставлено, ед. |
Цена, руб. |
стоимость, тыс. руб. | |
1. Центральный район |
128 526 |
30 |
3855780 |
305678 |
35 |
10698730 |
2. Советский район |
156923,80 |
28 |
4393866,4 |
299643 |
33 |
9888219 |
3. Свердловский район |
113400 |
28,5 |
3231900 |
117563 |
32 |
3762016 |
4. Ленинский район |
123560 |
28 |
3459680 |
302470 |
33 |
9981510 |
Исходя из исследований можно отметить следующее: из составляющих четырех районов города, наибольшее потребление пива осуществляется в Центральном районе, на втором месте – Советский район, затем Ленинский и Свердловский.
Нами было проведено исследование на основании статистических данных интернет - источника по количеству проживаемого количества людей в этих районах (таблица 7).
Таблица 7 – Исследование потребителей по критерию численности
Потребитель |
2008 г. |
2010 г. |
1. Центральный район |
118 тыс. чел. |
120 тыс. чел. |
2. Советский район |
350 тыс. чел. |
375 тыс. чел. |
3. Свердловский район |
105 тыс. чел. |
109 тыс. чел. |
4. Ленинский район |
201 тыс. чел. |
206 тыс. чел. |
Данные числа являются субъективными и принято считать приблизительными. Таким образом, мы видим, что в центральном районе потребление пива происходит больше всего, хотя численность ниже Советского района. Это обусловлено тем, что все массовые развлечения города проходят в центре нашего города и большее скопление народа сосредотачивается именно в этом районе. Советский район по населению занимает первое место, но потребление данного напитка стоит на втором месте.
Далее мы провели исследование по возрастной категории потребителей по отношению к употреблению пива. Такие данные получались путем опроса работников торговых точек и опроса потребителей на улице. Таким образом, потребителями пива «Балтика» являются люди возрастной категории от 20 лет до 45.
2.3 Исследования конкурентов
Мониторинг компании позволил получить данные о компаниях, представляющих свою продукцию на пивном рынке и марки ими производимые, характеристики сортов каждой марки, а также представленность каждого сорта, марки и продукции компании в розничной торговле.
Мониторинг показал, что на рынке представлена продукция множества компаний, в том числе отечественные, лицензионные и импортируемые марки. Компаниями, производящими продукцию в России и представляющие свою продукцию на рынке являются (в скобочках указана рыночная доля на российском рынке):
- Baltic Brewing Holding (15%)
- Sun Interbrew (12,5%)
- Пивоварни Heineken" (5%)
- SAB Miller
- Efes Brewing Group
- ОАО «Красный Восток» (8%)
- ОАО «Ярпиво» (10-12%)
- ОАО «Вена»
- ОАО «Амстар» (1,5%)
- ОАО«Пивоварни Ивана Таранова»(4%)
- Пивокомбинат Очаковский
- ОАО «Афанасий-пиво» (менее 1%)
- Чебоксарский пивоваренный завод
- ОАО «ПивоВар», г.Арзамас
- ЗАО «Волга-Инвест», Г.Н.Новгород
- ЗАО «Лысковский», г.Лысково
Baltic Brewing Holding первый в России производитель пива, с рыночной долей 15% и вторая компания в Европе, обогнавшая нидерландскую компанию «Amstel» и уступающая лишь компании «Heineken» (Нидерланды). Сейчас эта компания расширяет свои мощности и планирует за 2003 год занять 25% пивного рынка России. Имея самую современную в России производственную базу, «Балтика» активно инвестирует в предприятия, которые позволят снизить себестоимость продукции (например, в собственное предприятие по производству солода).
Компания "Sun Interbrew" - это стратегический альянс бельгийской компании "Interbrew", одной из крупнейших пивоваренных компаний в мире, работающей на Украине с 1996 года и в России с 1998 года, и фирмы "Sun Brewing", представленной на этом рынке с 1992 года. Сейчас этот холдинг имеет 8 заводов в России и три на Украине. "Sun Interbrew" является одной из ведущих пивоваренных компаний в России и на Украине. Сейчас доля этой компании в производстве пива на территории России составляет 12,5% и она занимает второе место после «Балтики» по продаже пива в стране. "Пивоварня Heineken" - бывшая компания "Bravo International". Heineken – это международная компания, занимающая самую высокую долю пивной рынка в Европе. В России же при покупке компании "Bravo International" она получила 5% российского рынка. «Амстар» - пивоваренная компания в городе Уфа. Доля этой компании на российском рынке пива составляет 1,5%. Сейчас к этому заводу проявляет интерес холдинг Efes Brewing Group и в ближайшее время он перейдет в его владения. Компания «Тинькофф» до настоящего времени не имеет прямого конкурента среди российских марок пива. Рынок пива — один из самых динамично развивающихся за последние годы. В целом конкуренция на нем очень жесткая, но других отечественных производителей пива в сегменте «ультра-премиум» пока просто нет.
Сегодня высшая ценовая категория российского пива ограничивается сегментом «премиум», представленным лицензионным пивом (не считая импортируемого пива), продажи которых сейчас динамично растут. Но в любом случае продукция российских компаний находится в более низкой ценовой категории, чем бутылочное пиво «Тинькофф». Поэтому перед данной компанией, помимо основной цели развития своего брэнда, стоит и другая задача: формирование самого сегмента «ультра-премиум» на российском рынке пива.
Проведенный мониторинг розничной торговли пива показал, что продукция большинства компаний представлена не во всех торговых точках. Наиболее представительной является продукция следующих компаний "Baltic Brewing Holding", "Sun Interbrew", Центрально-Европейской компании (ОАО «Волга- Инвест»), ОАО «Ярпиво» (100%), а также продукция компаний "SAB Miller", "Пивоварни Heineken", "Efes Brewing group" (табл. 2.3). А наиболее распространенными товарными марками являются «Русич», «Окское», «Балтика», «Ярпиво», «Клинское» (100%), а также «Волга» от ОАО «Ярпиво» (96%) (табл. 2.4). Большую представленность имеют и такие товарные марки как «Бочкарев» (90%), «Премьер» (87,5%), «Золотая бочка» (81,25%), «Охота» (77%) и «Сибирская корона» (78%), «Старый мельник», «Толстяк», "Holsten" (75%). Продукция же компании "Пивоваренный завод Лысковский" представлен только в 75% розничных точек. Причем марка «Макарий» наиболее представительная: представлена во всех данных точках (75%). А что касается новой ТМ «Драйв» - только в 6,25%. Т.е. эту марку следует больше развиваться, проводить более активную политику продвижения и налаживать дистрибуцию.
Также в розничной сети города представлена продукция зарубежных производителей, импортирующих ее в Россию. Это немецкие (например, "Hacker-Pshorr", "Kromacher", "Paulaner Brauerei"), чешкие компании ("Lowenbrau Breuerei", АО "Пльзенский Праздой", "Будеовицкий мещанский ПЗ", "Budweiser Budvar N.C.", "Krolovsky Pivovar Krusovice A.S.")- а также датская компания "Faxe Breuerei", голландские компании "Bavaria", "Heineken", "Groishe Bierbrouwerij", украинская компания ЗАО "Оболонь", Киев. Но данная продукция отличается высокими ценами (а, следовательно, и низким спросом) и представлена только в крупных магазинах города, таких как EuroSpar, Пятачок, Караван и некоторые другие, а удельный вес ее представленное™ невелик.
На рынке представлены различные сорта пива, различающиеся по содержанию алкоголя, типу, составу. В последнее время распространенным становится новый сорт пива - пиво безалкогольное. Этот сорт представлен во всех розничных точках продаж города, и выпускается под следующими марками: "Балтика"; "Клинское"; "Сибирская корона"; "Ярпиво"; "Пит"; "Бочкарев"; "Белый медведь"; "Солодов"; "Сокол"; "Bavaria"; "Paulaner"; "Becks". Наиболее распространеными из них являются Балтика (87,5%), а также "Белый медведь" (56,25%), "Бочкарев" (43,75%) и "Сокол" (41,67%) (приложение 7). Но все-таки потребители в большей степени склоны к потреблению пива крепостью 4 - 4,5%. Это пиво на рынке и более распространенное. Цена пива зависит от емкости, крепости, сорта. Очевиден тот факт, что темное пиво стоит дороже светлого; крепкие сорта дороже легких, исключение составляет пиво безалкогольное как новинка. Различается также цена пива в алюминиевых банках и стеклянных бутылках, при этом последнее дешевле примерно на 0,5-2 рубля. Кроме того, важным моментом является производитель. Импортируемое пиво, как правило, стоит дороже, чем таже марка пива произведенная в России по лицензии. Таким образом, на рынке явно выделяются лидирующие компании и марки, которые при этом стремятся не только защитить свое положение, но и укрепить его. Рынок пива еще ненасыщен, темп роста положителен, но с каждым годом снижается, приближаясь к пиковому значению. По объему потребления пиво постепенно вытесняет другие алкогольные напитки. В связи с этим расширяется и растет также и потребительский рынок пива в нашем городе.
2.4 Анализ маркетинговых стратегий конкурентов и позиций конкурирующих марок
Рынок, пива - это рынок монополистической конкуренции. На нем присутствует множество товарных марок, каждая из которых является по-своему уникальна, а ее производитель является монополистом на нее, хотя не имеет возможности диктовать свои условия потребителям.
Информация о работе Характеристика микро- и макро-среды деятельности ОАО «Балтика-Пикра»