Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2012 в 08:25, курсовая работа
Цель исследования: выявление условий способствующих созданию социально психологической атмосферы взаимопонимания и сотрудничества и охарактеризовать их.
Задачи исследования:
1. осуществить теоретический анализ литературы по созданию в коллективе социально психологической атмосферы взаимопонимания и сотрудничества.
2. провести экспериментальное исследование.
3. выработка рекомендаций для членов коллектива, способствующих созданию оптимальных условий для педагогической деятельности.
Введение
Глава 1. Понятие социально-психологического климата и его основные характеристики.
Факторы, определяющие состояние СПК.
Создание условий в коллективе социально психологической атмосферы взаимопонимания и сотрудничества.
Глава 2. Исследование
Организация исследования
Общая характеристика методов исследования
Анализ интерпретации результатов проведенного исследования
Выводы
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГОУ ВПО КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А. Н. ТУПОЛЕВА
КУРСОВАЯ РАБОТА
НА ТЕМУ:
Характеристика условий создания в коллективе социально психологической атмосферы взаимопонимания и сотрудничества.
ВЫПОЛНИЛ:
СТУДЕНТ ГР.8404
ПРОВЕРИЛА:
.
КАЗАНЬ, 2011
Содержание:
Введение
Глава 1. Понятие социально-психологического климата и его основные характеристики.
Факторы, определяющие состояние СПК.
Создание условий в коллективе социально психологической атмосферы взаимопонимания и сотрудничества.
Глава 2. Исследование
Организация исследования
Общая характеристика методов исследования
Анализ интерпретации результатов проведенного исследования
Выводы
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
Введение
Актуальность данной проблемы диктуется, прежде всего, возросшими требованиями к уровню психологической включенности индивида в его трудовую деятельность и усложнением психической жизнедеятельности людей, постоянным ростом их личностных притязаний. Совершенствование социально-психологического климата коллектива – это задача развертывания социального и психологического потенциала общества и личности, создания наиболее полнокровного образа жизни людей. Социально-психологический климат является показателем уровня социального развития коллектива и его психологических резервов, способных к более полной реализации. От уровня оптимальности социально-психологического климата каждого отдельного трудового коллектива во многом зависит и общая социально-политическая, идеологическая атмосфера общества, страны в целом.
Значимость социально-психологического климата определяется также тем, что он способен выступать в качестве фактора эффективности тех или иных социальных явлений и процессов, служить показателем как их состояния, так и их изменения под влиянием социального и научно-технического прогресса. Социально-психологический климат выступает также в качестве полифункционального показателя уровня психологической включенности человека в деятельность, меры психологической эффективности этой деятельности, уровня психического потенциала личности и коллектива, масштаба и глубины барьеров, лежащих на пути реализации психологических резервов коллектива.
Эффективность совместной деятельности во многом зависит от оптимальной реализации личностных и групповых возможностей. Благоприятная атмосфера в группе не только продуктивно влияет на результаты ее, но и перестраивает человека, формирует его новые возможности и проявляет потенциальные.
Цель исследования: выявление условий способствующих созданию социально психологической атмосферы взаимопонимания и сотрудничества и охарактеризовать их.
Объект исследования: сотрудники компании ООО «Макдоналдс».
Предмет исследования: условия создания социально-психологической атмосферы в конкретной организации.
Задачи исследования:
1. осуществить теоретический анализ литературы по созданию в коллективе социально психологической атмосферы взаимопонимания и сотрудничества.
2. провести экспериментальное исследование.
3. выработка рекомендаций для членов коллектива, способствующих созданию оптимальных условий для педагогической деятельности.
Гипотеза: демократический стиль управления и материальное стимулирование будет являться условием благоприятного социально-психологического климата в коллективе.
В исследовании были использованы следующие методики:
Методика К.Н. Томаса «Оценка способов реагирования в конфликте».
Методика «Оценка психологического климата в коллективе».
«Тест на оценку уровня конфликтности личности».
«Тест на конфликтность Кноблоха - Фальконетта».
Практическая значимость работы заключается в применении результатов исследования в решении проблем, связанных с психологией управления.
Методы исследования:
Обзорно аналитический
Метод сбора данных – анкетирование
Интерпретационные методы – качественного анализа.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения,
теоретической основы, экспериментального исследования, выводов, заключения, списка используемой литературы.
Понятие социально-психологического климата
и его основные характеристики
Понятие «социально-психологический климат» используют для интегральной характеристики трудовых коллективов. В отечественной психологической литературе, в том числе советского периода, широко использовались это понятие и другие, синонимичные: «морально-психологический климат», «психологический климат», «эмоциональный климат», «моральный климат». Насчитывается несколько десятков определений социально-психологического климата и различных исследовательских подходов:Г.М. Андреева, И.П. Волков, Е.С.Кузьмин, В.В.Новиков, В.Б.Ольшанский, Б.Д.Парыгин, К.К.Платонов, А.А. Русалинова, Л.А.Свенцицкий, В.М.Шепель, Ю.А.Шерковин и другие).
Социально-психологический климат – качественная сторона межличностных отношений проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе.
Важнейшие признаки благоприятного СПК:
доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу;
доброжелательная и деловая критика;
свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов,
касающегося всего коллектива;
отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за
ними права принимать значимые для группы решения;
достаточная информированность членов коллектива о его задачах и
состоянии дел при их выполнении;
удовлетворенность принадлежностью к коллективу;
высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях вызывающих состояние фрустрации у кого-либо из членов коллектива;
принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым
из ее членов и прочие
Таким образом характер СПК зависит от уровня группового решения,
Установлено что между состоянием СПК развитого коллектива и эффективностью совместной деятельности его членов существует положительная связь.
Наиболее общим образом социально-психологический климат
коллектива (СПК) можно определить как психологическое состояние, интегрированным образом отражающее особенности его жизнедеятельности. Это состояние включает в себя когнитивный и эмоциональный компоненты, характеризуется различной степенью осознанности. Б.Д. Парыгин охарактеризовал его как «преобладающий и относительно устойчивый психический настрой коллектива, который находит многообразные формы проявления во всей его жизнедеятельности».
Г.А. Моченов и М.Н.Ночевник считают, что СПК проявляется в тех взаимоотношениях, которые устанавливаются на основе объективных и субъективных взаимосвязей между членами коллектива, формальными и неформальными группами, при личных контактах между людьми.
Г.М.Андреева определила СПК как «Целостное состояние коллектива. Относительно устойчивый для него эмоциональный настрой, отражающий реальную ситуацию трудовой деятельности (характер, условия, организация труда) и характер межличностных отношений.
Дается и более узкое определение понятию: «СПК – качественная сторона отношений между людьми, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в трудовом коллективе. СПК складывается постепенно в процессе совместной жизнедеятельности людей, приобретает относительную самостоятельность и сам начинает влиять на поведение и результаты деятельности членов коллектива».
Б.Д.Парыгин понимает атмосферу в коллективе как неустойчивую, постоянно изменяющуюся сторону коллективного сознания. Однако понятие СПК используется не для обозначения тех или иных ситуативных переменных в преобладающем настроении людей, а лишь его устойчивые черты] К.К.Платонов тоже определяет СПК как «стойкое настроение группы», в отличие от психологической атмосферы, которая отличается меньшей устойчивостью и не всегда отчетливо осознается.
Другие авторы отмечают и такие характеристики СПК, как:
— общий эмоционально-динамический, эмоционально-психологический настрой;
— настроение группы, определяемое межличностными отношениями совместно живущих, работающих или обучающихся людей;
— атмосфера, складывающаяся между работниками, непосредственно контактирующих друг с другом;
— социально-психологическая обстановка в коллективе, рассматриваемая с точки зрения психологической совместимости индивидов в составе малого трудового коллектива;
— состояние коллектива, включающее эмоциональный, когнитивный, действенный компоненты межличностных отношений;
— отражение комплекса явлений, связанных взаимодействием людей, условий труда, методов его стимулирования, взаимоотношений людей в процессе труда;
— отношение членов коллектива к труду вообще, к выполняемой работе, условиям жизнедеятельности коллектива, ценностям различных социальных общностей, групповой атмосфере, общему стилю и тону групповых взаимодействий, социальным ценностям;
— морально-политическое единство членов коллектива, их сплоченность, взаимоотношения, общие мнения, настроения, традиции и другое.
В западной социальной психологии социально-психологический климат рассматривается более широко, в рамках понятия организационного климата, который является составной частью организационной культуры.
А.А. Русалинова отмечает, что «в эмоциональном настрое коллектива отражается система групповых отношений:
a) «по вертикали» (между руководителем и подчиненными);
b) «по горизонтали» (между членами коллектива, находящимися на одинаковой социальной позиции в структуре управления);
c) отношение группы к труду;
d) общая удовлетворенность условиями труда в рабочем процессе».
Факторы, определяющие состояние СПК
Важнейшей проблемой в изучении социально - психологического климата является выявление факторов, которые его формируют. Наиболее важными факторами, определяющими уровень психологического климата производственного коллектива являются личность руководителя и система подбора и расстановки административных кадровНа него оказывают влияние и личностные качества руководителя, стиль и методы руководства, авторитет руководителя, а также индивидуальные особенности членов коллектива.
На состояние СПК влияют:
1) тип организации, т.е. является ли она государственной или коммерческой структурой; закрытым или открытым учреждением; учебным, научным или производственным коллективом;
2) образ жизни (сельский, городской), качество жизни членов организации;
3) социальные условия (социально-политические, социально-экономические, социально-культурные) и экологические.
Система групповых отношений складывается под воздействием объективных и субъективных факторов микро- и макросред, которые составляют общую производственную обстановку, в условиях которой функционирует коллектив.
Важнейшие факторы макросреды, выделенные А.Л.Свенцицким, - это общественно-экономическая формация, социально-политический строй государства. Особенности современного этапа накладывают свой отпечаток на СПК коллектива.
Воздействия со стороны микросреды предприятия, как «поля» непосредственного функционирования коллектива: предметно-вещественная сфера его деятельности, то есть весь комплекс технических, технологических, санитарно-гигиенических и организационных элементов, которые входят в понятие «производственная (рабочая) ситуация».
Другую группу факторов микросреды составляют воздействия, представляющие собой групповые явления и процессы, происходящие в коллективе. Их иногда называют социально-психологическими. Они включают в себя характер официальных организационных связей между членами коллектива, закрепленный в формальной структуре данного подразделения. Возможные различия между типами такой структуры можно показать на основе выделенных Л.И. Уманским следующих «моделей совместной деятельности».