Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2012 в 08:25, курсовая работа
Цель исследования: выявление условий способствующих созданию социально психологической атмосферы взаимопонимания и сотрудничества и охарактеризовать их.
Задачи исследования:
1. осуществить теоретический анализ литературы по созданию в коллективе социально психологической атмосферы взаимопонимания и сотрудничества.
2. провести экспериментальное исследование.
3. выработка рекомендаций для членов коллектива, способствующих созданию оптимальных условий для педагогической деятельности.
Введение
Глава 1. Понятие социально-психологического климата и его основные характеристики.
Факторы, определяющие состояние СПК.
Создание условий в коллективе социально психологической атмосферы взаимопонимания и сотрудничества.
Глава 2. Исследование
Организация исследования
Общая характеристика методов исследования
Анализ интерпретации результатов проведенного исследования
Выводы
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
б) Я стараюсь сделать всё, чтобы избежать бесполезной напряжённости.
18. а) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своём;
б) Я дам настоять на своём мнении другому, если он идёт мне навстречу.
19. а) Первым делом я пытаюсь определить то, в чём состоят все затронутые вопросы и интересы;
б) Я стараюсь отложить спорные вопросы, с тем чтобы со временем решить их окончательно.
20. а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия;
б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
21. а) Во время переговоров стараюсь быть внимательным к другому;
б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
22. а) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей и позицией другого человека;
б) Я отстаиваю свою позицию.
23. а) Как правило я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас;
б) Иногда представляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
24. а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу;
б) Я стараюсь убедить другого пойти на компромисс.
25. а) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте;
б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого.
26. а) Я обычно предлагаю среднюю позицию;
б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.
27. а) Зачастую стремлюсь избежать споров;
б) Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своём.
28. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;
б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого.
29. а) Я предлагаю среднюю позицию;
б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из – за возникающих разногласий.
30. а) Я стараюсь не задеть чувств другого;
б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха.
Ключ для опросника.
Соперничество: 3а, 6б, 8а, 9б, 10а, 13б, 14б,16б, 17а, 22б, 25а, 28а.
Сотрудничество: 2б, 5а, 8б, 11а, 14а, 19а, 20а, 21б, 23а, 26б, 28б, 30б.
Компромисс: 2а, 4а, 7б, 10б, 12б, 13а, 18б, 20б, 22а, 24б, 26а, 29а.
Избежание: 1а, 5б, 7а, 9а, 12а, 15б, 17б, 19б, 21а, 23б, 27а, 29б.
Приспособление: 1б, 3б, 4б, 6а, 11б, 15а, 16а, 18а, 24а, 25б, 27б, 30а.
Тест на конфликтность (Кноблох - Фальконетт).
Инструкция: ответьте да или нет на следующие вопросы:
1. Я хотел бы в большей степени контролировать свои мысли.
2. Если я попадаю в дурацкую ситуацию, то воспринимаю это серьёзно.
3. Я всегда желаю делать дела лучше, чем делаю.
4. Обычно у меня всего достаточно для исполнения желания.
5. Я фактически живу для будущего.
6. Если я смог прожить жизнь заново, то сделал всё иначе.
7. Редко, если это вообще бывает, я испытываю потребность в контроле моих мыслей.
8. Обычно я, принимая мои личные проблемы.
9. Я в конфликте с тем, что даёт мне судьба.
10. Нет ничего важнее для меня, чем пребывать под контролем.
11. Обычно я удовлетворён уровнем моей деятельности.
12. Нет одного правильного способа бытия.
13. Я хотел всё объединить всё воедино.
14. Если бы я мог делать дела лучше, то моя жизнь была бы лучше.
15. Я фактически борюсь против превратностей жизненного пути.
16. Я желаю больше, чем обычно получаю.
17. Моя жизнь улучшится, будь я более удачлив.
18. Когда я хочу делать что – либо лучше, я понимаю, что это имеет ограниченную возможность.
19. Понимание моих личных проблем наступает легче, если я не оказываю им сопротивление.
20. Удовлетворённость моим уровнем деятельности только препятствует реализации моего потенциала на жизненном пути.
Ключ.
ДА 1. г, 2. э, 3. э, 4.э, 5. э, 6. э, 7. г, 8. г, 9. э, 10-13. г, 14-17. э, 18-19. г. 20. э.
НЕТ 1. э, 2-6. г, 7. э, 8. э, 9. г, 10-13. э, 14-17. г, 18-19. э, 20. г.
Интерпретация.
Эгохватание – это внутренняя конфликтность личности. Склонность к самообвинениям, нерешительности и неуверенности в себе. Потребность в постоянной опёке.
Гармоничность – спокойствие, уверенность в себе, сбалансированность желаний, стремлений, уровня притязаний. Последовательность поведения.
Глоссарий
1 Авторитарный стиль стиль руководства, при котором руководитель определяет цели и всю политику в целом, распределяет обязанности, а также в большей части указывает соответствующие процедуры, управляет, проверяет, оценивает и исправляет выполняемую работу.
2 Адаптация приспособление строений и функций организма к условиям среды. Процессы А. направлены на сохранение гомеостазиса. Понятие А. применяется в качестве теоретического в тех психологических концепциях, которые трактуют взаимоотношения индивида и его окружения как процессы гомеостатического уравновешивания
3 Группа ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков (характера выполняемой деятельности, социальной или классовой принадлежности, структуры, композиции, уровня развития и т.д.).
4 Группа малая относительно небольшое число непосредственно контактирующих индивидов, объединенных общими целями или задачами. Структура Г. м., их состав, сплоченность, стиль руководства, межличностные отношения, социальная перцепция, коммуникативные связи, процессы, в них происходящие, и т.п. экспериментально исследуются социальной психологией, в частности, школой "групповой динамики".
5 Демократический стиль управления стиль руководства, при котором руководитель вырабатывает директивы, команды и распоряжения на основе предложений, вырабатываемых общим собранием работников или кругом уполномоченных лиц
6 Компромисс метод разрешения конфликтов путем переговорного процесса конфликтующих сторон, глубокого изучения предмета спора, осознания пределов уступок каждой стороной.
7 Конфликт столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. В основе любого К. лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т.п.
8 Либеральный стиль стиль руководства, при котором руководитель вырабатывает директивы, команды и распоряжения, подлежащие неукоснительному исполнению со стороны подчиненных руководителю лиц на основе собственного мнения с учетом мнения подчиненных.
9 Лидерство отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе
10 Мотивация побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность
11 Оркультура Своеобразная уникальная психология организации, отличающая ее от всех других, состоящая из нескольких компонентов: во-первых, это сложившиеся нормы и правила поведения, способы принятия решений, во-вторых, в оргкультуру входит система ценностей и убеждений, которые разделяют сотрудники организации.
12 Производственные конфликты открытое или скрытое столкновение индивидуальных и (или) групповых интересов в сфере деловых и профессиональных отношений, складывающихся в совместной производственной деятельности
13 Реакция избегания инструментальная оборонительная реакция: возникающая в ответ на сигнал, предвещающий эмотивно-отрицательное раздражение и направленная на предотвращение этого раздражения
14 Сплоченность групповая один из процессов групповой динамики, характеризующий степень приверженности к группе ее членов
15 Управление функция систем различной природы, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы, цели деятельности
Оценка психологического климата в коллективе.
3 2 1 0 -1 -2 -3
1. Преобладает добрый
жизнерадостный
тон настроения
2. Доброжелательность в отношениях и взаимные симпатии
3. В отношениях между группировками существует взаимное расположение, понимание.
4. Членам коллектива нравится вместе проводить время, участвовать в совместной деятельности.
5. Успехи или неудачи товарищей вызывают сопереживание членов коллектива.
6. С уважением относятся к мнению друг друга.
7. Достижения и неудачи коллектива переживаются как свои собственные
8. В трудные для коллектива минуты происходит единение коллектива
1. Преобладает подавленное настроение
2. Конфликтность в отношениях и антипатии.
3. Группировки конфликтуют между собой
4. Проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности
5. Успехи или неудачи товарищей оставляют равнодушными или вызывают зависть и злорадство.
6. Каждый считает свое мнение главным, нетерпим к мнению товарищей.
7. Достижения и неудачи коллектива не находят отклика у членов коллектива.
8. В трудные минуты коллектив раскисает, возникают ссоры, растерянность,
«один за всех и все за одного».
9. Чувство гордости за коллектив, если его замечают руководители.
10. Коллектив активен, полон энергии.
11. Участливо и доброжелательно относятся к новым членам коллектива, помогают им освоиться в коллективе.
12. Совместные дела увлекают всех, велико желание работать коллективно.
13. В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, поддерживают слабых, выступают в их защиту.
взаимные обвинения.
9. К похвалам и поощрениям
коллектива здесь относятся равнодушно.
10. Коллектив инертен и пассивен.
11. Новички чувствуют себя чужими, к ним часто проявляют враждебность.
12. Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает о своих интересах.
13. Коллектив заметно разделяется на привилегированных, пренебрежительное отношение к слабым.