Информационное обеспечение маркетинговой деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 15:46, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в России существует довольно много предприятий, на которых маркетинг поставлен умело и грамотно. Как показывают исследования, и за рубежом, в том числе в странах, входящих в «семерку», проблем организации маркетинговой работы достаточно. Предприятия, работающие на российском рынке, в которых используются маркетинговые подходы для решения управленческих и производственно-сбытовых задач, предлагается разделить на следующие три группы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Информационные задачи маркетинга………………………………………. 5
2. Информационное обеспечение маркетинговых исследова-ний……………7
2.1. Источники маркетинговой информа-ции………………………………..7
2.2. Формы представления первичных дан-ных…………………………...10
3. Сбор, накопление и анализ информа-ции.…………………………………13
3.1. Факторы, воздействующие на предпри-ятия.………………………….15
4. Информационная система предпри-ятия…………………………………...19
4.1. Защита информа-ции.…………………………………………………….21
4.2. Оборот и обмен информацией на предпри-ятии…………………….22
4.3. Критерии полезности информа-ции……………………………...…….23
5. Информационное обеспечение……………………………………………...25
5.1. Организация работы с информаци-ей…………………………………26
6. Анализ информационной системы ООО «ЖЭУ №Х» 31
6,1. Краткая характеристика предприятия 31
6.2. Функциональная структура ИС предприятия 32
6.3. Анализ информационных потоков 33
6.4. Аппаратное обеспечение ИС 34
6.5. Вывод по анализу ИС 36
Заключение ………………………………………………………………………37
Литература 38

Файлы: 1 файл

0778358_EA786_informacionnoe_obespechenie_marketingovoi_deyatelnosti_predp.doc

— 236.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Маркетинг»

На тему «Информационное обеспечение маркетинговой деятельности предприятия»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Барнаул, 2010г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Информационные  задачи  маркетинга………………………………………. 5

2. Информационное  обеспечение  маркетинговых  исследований……………7

    2.1. Источники  маркетинговой  информации………………………………..7

    2.2. Формы  представления  первичных  данных…………………………...10

3. Сбор, накопление  и  анализ  информации.…………………………………13

    3.1. Факторы, воздействующие  на  предприятия.………………………….15

4. Информационная  система  предприятия…………………………………...19

    4.1. Защита  информации.…………………………………………………….21

    4.2. Оборот  и  обмен  информацией  на  предприятии…………………….22

    4.3. Критерии  полезности  информации……………………………...…….23

5. Информационное  обеспечение……………………………………………...25

    5.1. Организация  работы  с  информацией…………………………………26

6. Анализ  информационной системы ООО «ЖЭУ №Х» 31

6,1.  Краткая характеристика предприятия 31

6.2. Функциональная структура ИС  предприятия 32

6.3. Анализ информационных потоков 33

6.4. Аппаратное обеспечение ИС 34

6.5.  Вывод по анализу ИС 36

Заключение ………………………………………………………………………37

Литература 38

 

 

 

 

 

 

Введение

    Экономическая среда в России  еще не полностью сформировалась. Рыночные механизмы и рыночные отношения существуют и действуют далеко не всегда и не везде. Процесс адаптации к новым реалиям еще будет продолжаться не один год. Но сегодня, как и завтра, предприятия и фирмы, оказавшиеся в водовороте рыночных отношений, лишь тогда смогут успешно работать, когда овладеют всеми новыми методами и инструментами маркетинговой деятельности. Среди них финансы, управление, персонал, планирование, маркетинг и др. Если среди перечисленных первые были задействованы и ранее, то маркетинг стал для всех новым направлением в организации работы предприятий и фирм.

    И частным, и государственным  предприятиям необходимо обеспечить  грамотную организацию работы с рыночной, конкурентной, деловой, экономической и иными видами информации. В сегодняшнем мире значимость информации растет в геометрической прогрессии. Видимо, в обозримом будущем эта тенденция сохранится.

    В настоящее время в России  существует довольно много предприятий, на которых маркетинг поставлен  умело и грамотно. Как показывают  исследования, и за рубежом, в  том числе в странах, входящих  в «семерку», проблем организации маркетинговой работы достаточно. Предприятия, работающие на российском рынке, в которых используются маркетинговые подходы для решения управленческих и производственно-сбытовых задач, предлагается разделить на следующие три группы.

    Дочерние предприятия западных фирм. Здесь маркетинг (а именно задачи, цели, методы, оргструктура и пр.) ставился по образу и подобию «родительских структур». В процессе работы на отечественном рынке все они столкнулись с множеством противоречий и недоразумений. Не всегда и не все методы работы на иностранных рынках могут быть перенесены на наш внутренний. Сильной стороной таких предприятий является то, что все подобные проблемы рано или поздно разрешаются, а их руководство и менеджмент готовы к изменениям, да и бюджеты, выделяемые на маркетинг, отнюдь не мизерные.

    Отечественные предприятия с  рыночным управлением. Большинство  из них, начав с нуля и действуя  методом проб и ошибок, осознали  важность и необходимость применения рыночных механизмов в своей работе. Маркетинговая система на предприятиях формировалась постепенно на основе осознания необходимости перемен в организации работы.

    Отечественные предприятия (как  правило, госсобственности). На них  отсутствует эффективная современная система управления по причине нежелания нововведений, неумения управлять или по корыстным соображениям. Даже если под гнетом внешних факторов на таких предприятиях и сформирован отдел маркетинга, то деятельность его настолько урезана, что и называть его таковым неуместно, либо он существует формально без ставок и без бюджета.

    Декарт сказал: «Определите значения  слов, и вы избавите человечество  от половины его заблуждений». Определим то, что является обязательным в работе маркетинговых служб. Рассмотрим основные функции маркетинговых структур на предприятиях.

    1. Аналитическая. Вернее, информационно-аналитическая  функция, потому что, прежде чем  что-то анализировать, необходимо  информацию добыть, найти, получить, купить.

    2. Производственная. Прежде чем что-то  производить, необходимо знать, нужно ли это кому-либо, а если и нужно, то в каком количестве и чего это будет стоить как с точки зрения собственных затрат, так и с позиций рыночных цен.

    З. Сбытовая. Несмотря на то что  отделы сбыта функционируют почти на всех предприятиях (а иногда выделяются в отдельные самостоятельные подразделения на принципах бизнес-единиц), тем не менее маркетинговым подразделениям это направление работы также вменено в обязанности.

    4. Контрольная. Контроль результатов  работы и выдача рекомендаций.

Информационно-аналитическая функция в этой классификации является приоритетной.

 

 

1. Информационные  задачи  маркетинга

    За всю историю экономического  развития общества на различных  его этапах имелись свои приоритеты. Были времена, когда первостепенное значение отводилось сырью и матёриалам. Никто не оспаривает то значение, которое и в наши дни имеют сырьевые ресурсы. В России львиная доля доходов приходится на торговлю сырьем. Но развитие общества влекло за собой новые приоритеты. После сырья более важное значение и более высокую стоимость стали приобретать знания и оборудование, а по прошествии некоторого времени приоритетными стали технологии. Сейчас, в современном бизнесе, возник еще один очень важный аспект — информация.

    На сегодняшнем этапе экономического развития информация имеет самый высокий приоритет ценности, в последние годы она превратилась в мощный стратегический ресурс. По уровню потребления информации в какой-либо стране можно судить о степени ее экономического развития.

    Информационная маркетинговая работа  — это новое направление для  предприятий, существовавших в плановой экономике. Аналитическая служба в маркетинге стала появляться на предприятиях позже других, а руководство не прибегало к ее услугам для определения перспективности рынков, продукции и т.п. Задачи аналитических служб обычно решались высшим менеджментом или оставались нерешенными. Часто возникали противоречия между задачами, которые ставило руководство перед аналитическими маркетинговыми службами, и отсутствием возможностей их решения.

    Информация имеет определяющую  ценность в комплексе маркетинга  — от знания того, что происходит  на рынке, зависит успех или  неудача фирмы. Исследование рыночной ситуации является необходимым для выживания фирмы в постоянно изменяющейся (турбулентной, как ее определили Ж.-Ж. Ламбен  и И. Ансофф) среде.

    К сожалению, зарубежная практика  маркетинга по некоторым параметрам  несовместима с условиями российского  рынка. В частности, если зарубежные рынки достаточно хорошо просчитываются, то наши рынки поддаются в основном качественному анализу с большим количеством неопределенных факторов. Некоторые специалисты полагают, что для оценки параметров российских рынков можно использовать определения типа: больше — равно — меньше или хуже — так же — лучше. На отечественном рынке приходится работать часто с неполной, порой устаревшей информацией, не располагая сведениями о степени ее достоверности. Большинство предприятий создают свои схемы, модели, приемы, учитывающие специфику нашей экономики, культуры, традиции и т.д. Эти схемы и методы являются своеобразными ноу-хау предприятий, делиться которыми с широким кругом интересующихся маркетингом они не собираются.

    Основа работы специалиста-маркетолога  — это умение собрать, проанализировать, систематизировать информацию о рынке, превратить ее в знание тенденций развития рынка, а затем — в систему мероприятий, воздействующих на рынок. Этой работой не может заниматься ни одно из других подразделений предприятия. Разные отделы собирают информацию, касающуюся их профессиональных обязанностей: плановики и финансисты — о затратах, налогах, кредитах; инженерно-технические работники — о новых разработках, технологиях, патентах. И только отдел маркетинга может свести информацию в один поток, направленный к потребителям и от них обратно.

 

 

2. ИНФОРМАЦИОННОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ  МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

2.1. ИСТОЧНИКИ  Маркетинговой  ИНФОРМАЦИИ

    Информационное единство требует  разработки такой системы показателей, при которой исключались бы возможность противоречия в выводах и несогласованность первичных и производных данных.

    На выбор источников первичных  данных, методов, технологии и техники  реализации маркетинговых исследований  влияют следующие факторы:

  • постановка целей управления маркетингом на предприятии; особенности информационной системы обследуемой среды стоимость проведения исследования и выделенные на эти цели ресурсы; наличие специалистов соответствующей квалификации, имеющих опыт в проведении исследований;
  • уровень развития инфраструктуры рынка;
  • наличие средств вычислительной техники и другого специального оборудования;
  • необходимость обеспечения объективности и конфиденциальности результатов исследования.

    Рассмотрим источники первичных  данных о рынке и внешней  макросреде.

    1) Источники общей маркетинговой информации, представленные каналами коммуникации постоянного неизбирательного воздействия:

  • периодические печатные издания общей экономической ориентации (газеты «Экономика и жизнь»,  «Финансовая газета», «Коммерсант», «Финансовые известия», журналы «Бизнес», «Эко» и др.);
  • технические каналы средств массовой информации (телевидение, радио);
  • рекламная деятельность массового характера.

    К каналам коммуникации событийного  неизбирательного воздействия относятся:

  • выставки, совещания, конференции, презентации, дни открытых дверей;
  • издаваемые законы  и акты, указы Президента;
  • выступления государственных, политических и общественных деятелей.

    К источникам  маркетинговой информации  можно также отнести:

статистические ежегодники;

статистические отчеты фирм и предприятий;

сообщения союзов предпринимателей;

информацию отраслей;

сообщения бирж;

информацию банков;

юбилейные сборники;

судебные решения;

деловую корреспонденцию своей фирмы;

радиосообщения;

телевизионные новости;

репортажи об экономических событиях;

комментарии событий;

проспекты;

каталоги;

результаты конкурсов;

благодарственные письма;

рекламации;

отчеты представителей;

таблицы курсов акций;

протоколы заседаний руководителей своей фирмы;

информационно-аналитические бюллетени;

специальные книги и журналы;

словари, энциклопедии;

ежедневные газеты;

иллюстрированные журналы;

газеты бесплатных объявлений: «Экстра М», «Товары со склада»


 

    Поскольку названные здесь и  другие источники доступны каждому, дело заключается в том, чтобы внимательно наблюдать, собирать и оценивать информацию. При этом вывод не может опираться на один-единственный источник, ибо не все документы, попадающие в поле зрения, являются нетенденциозными. Только сравнение нескольких источников может привести к выводам, имеющим ценность. Вторичная обработка данных может использоваться как в рамках ситуационного анализа, так и при длительных наблюдениях.

    2) Источники узкопрофильной маркетинговой  информации, представленные коммуникационными каналами избирательного воздействия:

  • публикуемые бухгалтерские и финансовые отчеты предприятий;
  • отчеты руководителей предприятий и фирм на собраниях акционеров;
  • узкоспециализированные производственные печатные издания;
  • фирменные продажи с демонстрацией возможностей товаров;
  • сведения экономического характера, распространяемые специализированными фирмами в форме печатной продукции или на машиночитаемых носителях информации;
  • коммерческие базы и банки данных.

    К этой же группе источников  относятся каналы личной коммуникации, предполагающие непосредственное общение друг с другом группы лиц в аудитории, через телефонную или факсимильную связь, с помои телевидения. Этот вид коммуникации эффективен благодаря тому, что оставляет место для выражения личного мнения и установления обратной связи. В зависимости от категории участвующих субъектов каналы личной коммуникации можно разделить:

Информация о работе Информационное обеспечение маркетинговой деятельности предприятия