Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 15:46, курсовая работа
В настоящее время в России существует довольно много предприятий, на которых маркетинг поставлен умело и грамотно. Как показывают исследования, и за рубежом, в том числе в странах, входящих в «семерку», проблем организации маркетинговой работы достаточно. Предприятия, работающие на российском рынке, в которых используются маркетинговые подходы для решения управленческих и производственно-сбытовых задач, предлагается разделить на следующие три группы.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Информационные задачи маркетинга………………………………………. 5
2. Информационное обеспечение маркетинговых исследова-ний……………7
2.1. Источники маркетинговой информа-ции………………………………..7
2.2. Формы представления первичных дан-ных…………………………...10
3. Сбор, накопление и анализ информа-ции.…………………………………13
3.1. Факторы, воздействующие на предпри-ятия.………………………….15
4. Информационная система предпри-ятия…………………………………...19
4.1. Защита информа-ции.…………………………………………………….21
4.2. Оборот и обмен информацией на предпри-ятии…………………….22
4.3. Критерии полезности информа-ции……………………………...…….23
5. Информационное обеспечение……………………………………………...25
5.1. Организация работы с информаци-ей…………………………………26
6. Анализ информационной системы ООО «ЖЭУ №Х» 31
6,1. Краткая характеристика предприятия 31
6.2. Функциональная структура ИС предприятия 32
6.3. Анализ информационных потоков 33
6.4. Аппаратное обеспечение ИС 34
6.5. Вывод по анализу ИС 36
Заключение ………………………………………………………………………37
Литература 38
Табл. 3. Факторы, управляемые предприятием и маркетинговыми инструментариями.
Товар (услуга) |
Цена |
Место |
Продвижение |
Люди |
Характеристики товара Особенности и отличия Технические параметры Потребительские характеристики Качество Новизна Этап жизненного циклатовара Вид товара Дизайн Упаковка Наличие заменителей Исследование товаров-заменителей |
Издержки производства: переменные и постоянные Состав затрат Ценовая политика Цена товара для оптовых фирм, дилеров, комиссионеров Цена для конечных потребителей Цены конкурентов и их структура |
Способы дистрибуции товара Наличие товаров в разных регионах Исследование магазинов Исследование партнеров: оптовиков, дилеров, продавцов, реализаторов Транспорт и доставка Исследование каналов реализации товаров у конкурентов Анализ системы товародвижения у конкурентов |
Анализ системы коммуникаций Имидж фирмы Паблик рилейшнз Реклама Участие в выставках и ярмарках Специальные предложения |
Персонал Навыки Способность к коммуникации Профессиональные качества Образование Опыт работы Потребители Сегментация потребителей Мотивы Особенности Отношение Узнавание Стиль жизни Мода Приоритеты |
4. информационная система предприятия
Службы маркетинга являются ядром информационной работы на предприятии (рис. 2). Составляющие обмена информацией на предприятии и основные функциональные связи — это информационная система.
На всех этапах информационного процесса каждый участник вносит свое видение проблемы и подвергает информацию своеобразной цензуре. Конечный документ в результате всего этого может стать в значительной мере искаженным.
Для эффективности принятия решений необходимо, чтобы предприятие было «прозрачным» для руководства. Это означает наличие возможности в любой момент времени получить «срез» состояния предприятия в нужном виде. Задача не из простых, потому что фактически необходимо хранить всю информацию о движении материалов и денежных средств, о производстве, о закупках и продажах.
В системах вводится принцип иерархии доступа к информации в зависимости от статуса сотрудника предприятия. Руководитель же, имея подготовленные отчеты, при необходимости может воспользоваться первоначальными данными и документами.
Практика показывает, что эффективность работы информационной службы, обслуживающей немногочисленных потребителей со специальным кругом задач, зависит не столько от технического обеспечения и масштаба обрабатываемых информационных потоков, сколько от четкой постановки задач и непосредственного взаимодействия с потребителями. Априорно сформулировать требования к информации и аналитическим материалам довольно сложно. Эти требования часто не осознают сам заказчики в лице руководителей, поэтому определение специфических информационных интересов конкретного круга потребителей представляет собой сложную задачу вся кой информационной службы. От ее решения во многом зависит степень эффективности аналитической деятельности. Уточнение информационных потребностей обычно происходит в ходе самой работы, но и в этом процессе оно затруднено сложившимися традициями. Обычно руководителю достаточно ознакомиться с 5—20 страницами аналитически обработанного материала, для того чтобы быть в курсе происходящего и чтобы принять адекватное решение.
Рис. 2. Структура информационной системы предприятия.
Кроме того, крупные информационные системы — это очень удобно и выгодно. Система может объединять отдельные модули: персонал, финансы, производство, склад, логистику. Но есть и обратная сторона медали. К сожалению, по оценкам специалистов, до 50% персонала российских фирм не смогут эффективно использовать такие системы по причине отсутствия навыков работы с компьютерами. Эту систему необходимо обслуживать, усовершенствовать, подстраивать под конкретного заказчика, расширять, открывать новые возможности — все это чревато новыми затратами, разрастанием штата обслуживающего персонала и бюрократии.
Не вызывает сомнения тот факт, что информация на предприятии собирается всеми другими службами и отделами. Например, отдел раз работок и перспективных направлений очень тщательно следит за новинками рынка, выпускаемыми конкурентами в России и за рубежом, фиксирует новые патенты и полезные изобретения, следит за периодикой. Финансовые службы стараются не пропустить «нововведений» в налоговом, финансовом законодательстве и не «подставиться» таким образом под штрафы и другие санкции. Внешнеэкономический отдел тщательно следит за изменениями в странах, где имеются интересы предприятия. Но только служба маркетинга сводит всю информацию с целью использования для своих продаж.
На практике структура информационной системы на предприятии складывается очень по-разному. Кого-то устраивает то, как все сложи лось уже на протяжении последних десятков лет. Плановый отдел — сам себе голова, сбытовой — исправно отпускает товары, производство загружено, бухгалтерия считает. Все при деле... А получить справку о том, кто, сколько, как часто покупал, как расплачивался, в конце концов — поступили или нет деньги за отгруженный товар, невозможно. Консалтинговые маркетинговые агентства на подавляющем большинстве предприятий своих заказчиков начинают работу с того, что пытаются разобраться в вопросе: «Знает ли руководство предприятия и высший менеджмент о том, что у них имеется на складе готовой продукции, комплектующих и сырья, как обстоят дела с оплатой отгруженного товара».
Универсальных информационных систем не существует, поэтому типовое программное обеспечение не может быть тиражировано даже на предприятия, выпускающие однотипную продукцию.
4.1. Защита информации
Особо хотелось бы акцентировать внимание на защите информации, которая от предприятия передается напрямую (либо косвенно) во внешнюю среду. Речь идет не об отчетности, сдаваемой в налоговую инспекцию, а о том, что необходимо закрывать от посторонних ушей и глаз и от конкурентов. Начинать, наверное, следует с подписок о не разглашении (хотя, их формально-правовой статус непонятен) а заканчивать сугубо техническими средствами защиты информации на компьютерах и в сетях.
Поскольку информационная система предполагает наличие на предприятии не только персональных компьютеров, но, как минимум, локальной сети, то проблема защиты информации встает особо остро. Любое солидное предприятие считает для себя престижным иметь вы ход в Интернет. Канал же этот становится тоже потенциально опасным для потери своей информации.
Проникновения в сети компаний и банков происходит не так уж редко. Иногда эти факты замалчиваются, чтобы не потерять имидж, убытки списывают. В последнее время такие случаи участились. В МВД РФ создан отдел «Р» по борьбе с компьютерными и информационными преступлениями.
4.2. оборот и обмен информацией на предприятии
Исследуем, как реально происходит оборот и обмен информацией на предприятии. Документы, данные, информация накапливаются в отделах и структурах. Оттуда в виде устных докладов или письменных отчетов передаются заместителям директора по направлениям. От заместителей отчеты и справки передаются директору. Это самая короткая цепочка обмена информацией, однако уже в ней заложено много возможностей ее искажения, умышленного или без злого умысла.
Самая большая проблема — приукрашивание информации, пере даваемой исполнителем руководителю. Фактор морально-психологический: нередки случаи, когда исполнитель хочет завуалировать ошибки или просчеты, выдавал либо искаженную информацию, либо не полную. Устранить такую проблему практически невозможно. Можно создать наряду с информационной системой информационное поле, в котором находятся все рабочие документы и хранится вся доступная предприятию информация. Руководитель или менеджер по мере необходимости, а также для проверки должен иметь возможность поднять информационный первоисточник и ознакомиться с ним. Но снова возникает необходимость нормировать доступ к первоисточникам, ограничивая исполнителей необходимым и достаточным полем информации. Высший приоритет доступа остается за руководителем.
Установленная информационная компьютерная система не является панацеей. Ее необходимо долго отлаживать и доводить до кондиции. Если информация о продажах и о клиентах на фирме хранилась в беспорядке, то установить информационную систему означает в первую очередь навести порядок в клиентских базах данных и систематизировать все данные, имеющиеся на предприятии.
На отечественном рынке автоматизированных систем управления предприятием, в том числё сбытом, хранением, доставкой, представлены следующие системы:
4.3. критерии полезности информации
Рассмотрим основные критерии полезности информации.
5. информационное обеспечение
Получить информацию отнюдь не достаточно. Важно то, как ею распорядиться, как преобразовать в тот вид и форму, в которой информация станет понятной и «читаемой». Аналитическая служба необходима там, где существуют значительные информационные потоки, требующие обработки. В этой связи важным является продуманное информационное обеспечение. Должна быть представлена только та информация, которая в дальнейшем используется для анализа. Преимущество следует отдавать собственным базам данных, создаваемым под решение конкретных задач. Сбор всей доступной информации «про запас» очень скоро наталкивается на финансовые и технические ограничения. Чем больше посторонней информации, тем сложнее работать с информационными массивами. Поэтому информация должна быть «отжата», хорошо структурирована для дальнейшей аналитической обработки, т.е. релевантна.
Перечислим основные принципы предоставления информации:
Информация о работе Информационное обеспечение маркетинговой деятельности предприятия