Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 10:56, курсовая работа
Процесс управления маркетингом состоит из: анализа рыночных возможностей, отбора целевых рынков, разработки комплекса маркетинга, претворения в жизнь маркетинговых мероприятий.
В данной курсовой работе я рассмотрю вопрос роли маркетинга в повышении конкурентоспособности и улучшения финансового положения современных организаций.
Цель работы – показать теоретическое значение маркетинга на рынке труда и доказать его важность на практике, используя пример отечественной фирмы.
Введение 3-4 стр.
Понятия и сущность конкурентоспособности предприятия 5-9 стр.
Уровни конкурентоспособности предприятий 10-14 стр.
Система обеспечения конкурентоспособности 15-18 стр.
Факторы и критерии конкурентных преимуществ предприятия 19-20 стр.
Диагностика состояния конкуренции на рынке 21-27 стр.
потребительских товаров
Оценка конкурентоспособности 28-46 стр.
предприятия ООО "Комус-Петербург"
Заключение 47 стр
Список используемой литературы 48 стр.
Большинство российских компаний (первая модель), и бывших государственных предприятий (третья модель) независимо от масштабов бизнеса находится именно на этом уровне конкурентоспособности. Сюда же "активно опускаются" и некоторые компании из числа филиалов зарубежных фирм (вторая модель). Часть наших предприятий, применяющих "отверточную технологию" или совместно сбывающих готовые изделия, — еще один пример предприятий второй модели, находящихся на первом уровне конкурентоспособности.
Характерные черты российских предприятий первого уровня конкурентоспособности проявляются в следующем:
понимание маркетинга как одной из функций управления в лучшем случае более важной, чем остальные. Отсюда и вера в безграничные возможности рекламы в продвижении продукта;
слепая приверженность
примитивной ценовой
чуть ли не органическое неприятие исследования рынка. На таких предприятиях маркетинг воспринимается как чисто сбытовая работа.
недостаточное внимание квалификации и мотивации работников, вопросам управления персоналом. Здесь, как правило, высокая текучесть кадров. При необходимости увеличить объем производства нанимается дополнительный персонал. О том, что такой подход, скорее всего, негативно отразится на качестве продукции, а значит, и на ее конкурентоспособности, не задумываются;
непонимание роли фактора управления в целом. Вопросы совершенствования структур и систем, форм и методов управления считаются излишеством. Ставка делается на то, что было целесообразным или хорошо зарекомендовало себя в прошлом. Доминирование в РФ компаний первого уровня конкурентоспособности обусловлено, с одной стороны, слабостью конкуренции на внутреннем рынке из-за его не насыщенности, когда многие бывшие государственные предприятия, выпускавшие некачественную продукцию, стоят, и потребителю ничего не остается, как брать то, что завозится из-за рубежа, тесными связями уцелевших на рынке предприятий с местными или федеральными органами власти, бюджетными деньгами. С другой стороны, оно объясняется упорством (заслуживающим лучшего применения), с которым органы государственной власти всех уровней противятся банкротству явно неконкурентоспособных предприятий (не забывая при этом стенать о недоборе налогов, как если бы кандидаты в банкроты могли бы наполнить федеральный и местный бюджеты).
Компании второго уровня
конкурентоспособности стремятс
Такие компании следуют тем же принципам и подходам в управлении качеством продукции и в контроле за уровнем запасов, и внутрипроизводственных заделов, устанавливают такие же по характеру отношения с работниками на своем производстве.
К особенностям предприятий второго уровня конкурентоспособности в РФ относятся:
превращение маркетинга в главную функцию управления. Эти компании обычно исповедуют концепцию маркетинга, ориентированного на продукт Изучение рынка для них не пустой звук, а планомерная повседневная аналитическая работа, направленная на определение тех "заветных струн" в душе потенциальных потребителей, которые можно задеть действительно эффективной рекламой;
стремление стать маркетингово ориентированными фирмами, в которых все процессы планирования и развития производства базируются уже на прогнозах сбыта, составляемых при участии службы исследования рынка,;
более изощренные формы и методы конкуренции, где ценовая конкуренция вытесняется конкуренцией по качеству, уровню обслуживания потребителей и т.п. Такие предприятия стремятся "подтягиваться" к основным конкурентам по этим параметрам;
изменение кадровой политики. Здесь руководители фирм стремятся пригласить на работу, если понадобится, управляющих и специалистов из других компаний этой же отрасли, полагаясь па их высокую квалификацию и профессиональные качества, без учета специфики конкретного предприятия или производства;
ориентация на наиболее распространенные, типовые управленческие технологии (не следует путать с регулярным менеджментом), обеспечивающие успех на рынке основным конкурентам Совершенствование организации и стимулирование труда, систем управления здесь осуществляется по принципу "разумной достаточности" (раз у конкурентов этого нет, то и нам пока не надо).
Однако любая копия всегда хуже оригинала. Перед руководством таких компаний возникает вопрос' если их предприятия имеют другие сравнительные преимущества в конкуренции на рынке, чем их главные соперники, то зачем им нужно обязательно придерживаться общих стандартов организации производства и управления, установившихся в отрасли? Те, кто находит правильные ответы на этот вопрос, обычно "поднимаются" до предприятий третьего уровня конкурентоспособности.
Отличительные черты компаний третьего уровня конкурентоспособности проявляются в следующем:
в этих компаниях в центре внимания оказываются нужды и запросы потребителя, исповедуется концепция маркетинга, ориентированного на потребителя, а управление начинает активно содействовать развитию производственных систем;
такие компании действительно становятся маркетингом ориентированными;
производство же в компаниях, достигнувших третьего уровня конкурентоспособности, как бы "поддерживается изнутри". На его развитие сориентированы все другие подразделения организации;
в российском бизнесе компаний, действительно достигших этого уровня конкурентоспособности, считанные единицы. Поэтому главная задача для нашего менеджмента на ближайший период — подняться до третьего уровня конкурентоспособности, т. е. попытаться построить у себя управление так, как это делают лучшие компании мира;
любые нововведения, изменения в области производства продукции (ассортименте, качестве и т.п.) осуществляются здесь только тогда, когда есть уверенность в одобрении их конечными потребителями.
Иными словами, успех в конкурентной борьбе зависит не столько от производства, сколько от управления, его качества и эффективности. Компании третьего уровня конкурентоспособности исповедуют концепцию интегрированного маркетинга, который ориентирован на предвосхищение нужд и запросов потребителей. Другие функции управления и производственные системы совершенствуются постоянно. Это может быть и организация более экономичного и быстро перестраивающегося аппарата управления, и более высокая оперативность и гибкость в принятии решения, и лучшая мотивация работников. Эффективность производственных систем определяется не столько внутренними факторами, сколько внешними управленческими факторами (качеством организации и эффективностью системы управления).
Компании, четвертого уровня конкурентоспособности, оказываются впереди конкурентов на многие годы. Они не стремятся копировать опыт других фирм отрасли и хотят превзойти ,доказать всем. Они готовы бросить вызов любому конкуренту в любом аспекте производства или управления. Любые изменения в управлении, организации производства, в стратегии развития осуществляются здесь с учетом результатов изучения рынка..
Вот такие предприятия и называются предприятиями с производством мирового класса, производством постиндустриальной эры.
3. Система обеспечения конкурентоспособности.
Данная система является открытой и состоит из внешнего окружения и внутренней структуры. К компонентам внешнего окружения относятся: вход, выход системы, связи с внешней средой и обратная связь. Внутренняя структура системы состоит из пяти подсистем: научного сопровождения, целевой, обеспечивающей, управляемой и управляющей (см. рисунок 2.5)1.
Внешняя среда
Вход Выход
Обратная связь
Рисунок 2.5. Система
обеспечения
Анализ системы начинается
с ее "выхода" - выпускаемых
фирмой товаров (продукции, услуг, новшеств
и т. п.). Главное требование к "выходу"
– обеспечение
К компонентам внешней
среды фирмы относятся
Макросреда характеризуется
Инфраструктура региона характеризуется системой следующих его отраслей: рыночная инфраструктура региона; мониторинг окружающей природной среды; здравоохранение; наука и образование; культура; торговля; общественное питание; транспорт и связь; промышленность; строительство; жилищно-коммунальное хозяйство; бытовое обслуживание населения; пригородное сельское хозяйство. Некоторые отрасли региона оказывают прямое влияние на функционирование фирмы (налоговая система, законодательная система и др.), а другие - косвенное.
К факторам микросреды фирмы мы относим: непосредственных конкурентов фирмы по выпускаемым ею товарам; всех конкурентов поставщиков ("входа"); маркетинговых посредников фирмы по "входу" и "выходу" системы; контактные аудитории (общество потребителей, контролирующие органы, профсоюзы, пресса и т. п.). Чем выше конкуренция по "входу" и "выходу" системы, тем выше будет конкурентоспособность выпускаемых фирмой товаров.
Компонентами подсистемы научного сопровождения являются: основные экономические законы функционирования рыночных отношений, законы организации, научные подходы к управлению, специфические принципы управления.
Компонентами обеспечивающей подсистемы являются: правовое, материально-техническое, финансовое, информационное обеспечение.
Компоненты управляемой
К компонентам управляющей
На рисунке показаны связи всех подсистем, что свидетельствует о необходимости соблюдения всех компонентов при решении любой задачи и, в частности, при повышении конкурентоспособности фирмы.
4. Факторы и критерии конкурентных преимуществ предприятия.
Факторы конкурентного
преимущества предприятия можно
подразделить на внешние, проявление которых
незначительно зависит от самого предприятия, и внутренние, почти
целиком определяемые руководством. Применяемые при оценке
конкурентоспособности показатели могут
быть качественными и количественными.
Следовательно, критерий конкурентоспособности
предприятий сферы предоставления услуг
— это качественная или количественная
характеристики деятельности предприятия,
используемые для оценки конкурентоспособности.
Исходя из признака назначения, можно
различать ограничительные и оценочные
критерии.
Ограничительный критерий — это качественная
или количественная характеристика, составляющая
основу требования допуска объекта к профессиональной
оценке конкурентоспособности.
Наличие лицензии на деятельность организации,
сертификата соответствия на услугу являются
примерами качественной характеристики.
Оценочный критерий — это количественная
или качественная характеристика объекта,
осуществляемая на этапе профессиональной
и потребительской оценки в целях определения
меры конкурентоспособности и заключения
о конкурентных преимуществах.
Граница между ограничительным и оценочным
критериями достаточно подвижна, так как
определяется моментом времени и пространством,
т.е. географией рынка.
Поскольку установление и численное значение
норм привязано к определенному отрезку
времени, то возможна смена роли критерия:
оценочной на ограничительную и наоборот.
В зависимости от признака количества
характеристик, учитываемых при оценке
конкурентоспособности, следует различать
единичный и комплексный критерии.
Единичный критерий конкурентоспособности
представляет собой одну из простых характеристик,
определяющих конкурентоспособность.
Комплексный критерий конкурентоспособности
состоит из совокупности характеристик,
определяющих конкурентоспособность.
Его разновидностями являются групповой
и обобщенный критерии.
Групповой критерий конкурентоспособности
— это комплексный критерий, который включает
группу характеристик, определяющих конкурентоспособность
услуги с той или иной стороны.
Обобщенный критерий конкурентоспособности
— это комплексный критерий конкурентоспособности,
по которому принимают решение в результате
оценки конкурентоспособности услуги.
Фактор конкурентоспособности — непосредственная
причина, наличие которой необходимо и
достаточно для изменения одного или нескольких
критериев конкурентоспособности.
Не следует смешивать понятия «фактор
конкурентоспособности» и «критерий конкурентоспособности».
Для определения конкурентных позиций
предприятия на рынке необходимо выяснение
факторов, воздействующих на возможности
выигрыша или проигрыша в конкурентной
борьбе. В свою очередь, анализ факторов
помогает выявить сильные и слабые стороны
в своей деятельности и в работе конкурентов,
разработать меры и средства, за счет которых
фирма могла бы повысить конкурентоспособность
и обеспечить свой успех, изменить свою
долю в продажах на конкретном рынке.