Использование метода сценариев при разрабке управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 02:22, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение проблемы использования метода сценариев при разработке управленческих решений. В данной работе следует раскрыть сущность метода сценариев, рассказать о его содержании, назначении, показать принцип построения сценария, указать на достоинства и недостатки данного метода социально-экономического прогнозирования. Для выполнения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:
описать основы изучения проблемы метода сценариев при разработке управленческих решений;
рассмотреть действующую стратегию принятия управленческих решений;
разработать метод сценариев при разработке управленческих решений для данной компании.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы метода сценариев при разработке управленческих решений 5
1.1. Сущность и классификация управленческих решений 5
1.2. Технология принятия управленческих решений 7
1.3. Сущность и назначение сценарного метода. Определение сценария 10
1.4. Методика построения сценариев 12
Глава 2. Анализ действующей стратегии организации 19
2.1. Характеристика организации 19
2.2. Характеристика деятельности организации и ее деловое окружение 20
2.3. Анализ финансового состояния ООО "ОКТ" 27
2.4. Стратегический анализ деятельности 34
Глава 3. Использование метода сценариев при разработке управленческих решений 36
3.1. Определение миссии и главных стратегических целей 36
3.2. Построение дерева целей 37
3.3. Выбор типа стратегии и его обоснование 38
3.4. Разработка плана реализации стратегии 40
Заключение 42
Список литературы 44
Приложения 46

Файлы: 1 файл

1.doc

— 2.67 Мб (Скачать файл)

Все процедуры метода основаны на сочетании содержательного логико-эвристического анализа с формальными методами исследований и широком применении новых информационных технологий. Особый аспект метода составляет организация человеко-машинного эксперимента на моделях социально-экономических систем.

Назначение сценарного метода состоит в обеспечении научно обоснованными прогнозами принятия решений в конкретных областях управленческой деятельности. Поэтому метод жестко ориентирован на цели прогнозирования, определяемые содержанием принимаемого решения. Это означает, что прогнозируемая ситуация всегда рассматривается под углом зрения вопросов, составляющих решение, т.е. в достаточно узком ракурсе, которым ограничивается описание системы. Как правило, пользуясь методом сценариев приходится отвечать на три основные группы вопросов [8, с. 93]:

  • каковы тенденции того или иного конкретного аспекта развития рассматриваемой ситуации в различных, возможных в будущем, условиях и какими факторами эти тенденции определяются?
  • с какими проблемными ситуациями и "узкими" местами может встретиться развитие исследуемой системы в будущем и как это повлияет на прогнозируемое состояние системы?
  • какие управленческие решения и в какой степени влияют на траекторию будущего развития прогнозируемой системы, каковы последствия различных альтернатив рассматриваемого решения, какова область допустимых альтернатив этого решения?

Конкретная формулировка перечисленных вопросов в совокупности определяет целевую установку исследования и позволяет последовательно применять принцип цели в ходе прогнозных исследований.

Сценарный метод построен на понятийном терминологическом аппарате теории систем и системного анализа. Вместо с тем, он оперирует и рядом специальных понятий. Первым среди них является понятие "сценарий".

В контексте сценарного метода под сценарием понимается гипотетическая картина последовательного развития во времени и пространстве событий, составляющих в совокупности эволюцию исследуемой системы в интересующем исследователя разрезе. В сценарии в явном виде фиксируются причинно-следственные зависимости, определяющие возможную в будущем динамику изменения состояния системы, и условия, в которых эти изменения будут происходить.

Из данного определения следует, что процесс построения сценария реализует все основные функции научного исследования – описательную, объяснительную и предсказательную – и в конечном итоге отражает достигнутый уровень эмпирических и теоретических знаний о прогнозируемой системе.

Сценарий является некоторой относительной, условной оценкой возможного развития системы, так как всегда строится в рамках предположений о будущих условиях развития. Которые чаще всего принципиально непредсказуемы. Другими словами, сценарий отвечает на вопрос: "Что может быть, если условия развития системы сложатся так… ?". Как известно, ничего другого о будущем любой системы узнать нельзя, и в этом смысле сценарий отражает прогностические возможности науки.

 

1.4. Методика построения сценариев

Процесс построения сценариев развития системы удобно разделить на два больших этапа – подготовительный, предсценарный этап и сценарный этап, где синтезируются и исследуются сценарии.

Предсценарный этап предназначен для содержательного и формального исследования и описания прогнозируемых процессов, построения моделей системы и подготовки всей необходимой информации для синтеза сценариев. Предсценарный этап должен выполнить описательную и объяснительную функции прогнозных исследований.

Исходным моментом организации процедуры прогнозирования является уяснение целей и формулировка задач исследования. Прежде всего, требуется четко определить, для чего делается прогноз, на какую глубину, на какие вопросы он должен отвечать и с какой степенью подробности, какими параметрами должно быть описано будущее состояние исследуемой системы в различных точках прогнозируемого периода. В качестве основы для определения требований к прогнозу выступает перечень  управленческих решений, для обеспечения которых предназначен прогноз. Эти решения могут иметь форму плана, носить оперативный характер или предполагают выбор стратегии развития системы [11, с. 77].

Следует отметить, что исходная гипотеза в приведенной структуре может быть разработана только при  хорошем предварительном знакомстве исследователей с объектом прогнозирования. Если же этих знаний недостаточно, то обычно ограничиваются описанием структуры объекта и изложением идеи о механизме его функционирования и развития в общем виде, т.е. формируется грубое начальное приближение в итеративном процессе познания объекта и прогнозирования его эволюции. Содержание исходной гипотезы характеризует состояние знаний о рассматриваемой системе и отображает проблемные моменты, требующие разрешения в ходе прогнозных исследований. Анализ исходной гипотезы позволяет сформулировать основные задачи, решение которых составляет процесс прогнозирования. Помимо этого, исходная гипотеза содержит информацию, позволяющую приступить к непосредственному исследованию объекта путем построения его матричной формальной схемы.

Системное описание объекта начинается с его декомпозиции на элементы. В своем первоначальном виде структура изучаемой системы описывается в исходной гипотезе. В зависимости от степени изученности объекта декомпозиция осуществляется или с позиции эмпирических знаний и интуитивных представлений исследователя о механизме протекающих в нем процессов или основывается на систематизированной информации и научной теории.   В реальных прогнозных исследованиях системы, как правило, имеют место оба случая, так как разные аспекты жизнедеятельности социальных объектов обычно бывают изучены неодинаково, а часть информации может вообще отсутствовать [18, с. 202]. Помимо прочего это происходит по той причине, что в конкретном прогнозе даже уже изученный объект представляется в новом ракурсе, определяемом специфическими целями прогноза. В соответствии с этими целями приходится иметь дело с такими структурными и функциональными срезами системы, которые чаще всего ранее не рассматривались. Исходная декомпозиция системы уточняется и детализируется в процессе исследования.

Далее, в соответствии с исходной гипотезой о функционировании прогнозируемой системы отбираются и фиксируются факторы, определяющие направление ее эволюции, т.е. возможность перехода из одного состояния в другие в принятой классификации состояний. По результатам этой работы строится матрица "состояния-факторы".

Все факторы делятся на внутренние и внешние, далее проводится классификация по группе факторов, которые в свою очередь делятся на конкретные факторы, составляющие в совокупности группу. За каждым фактором или группой факторов стоит какой-то конкретный объект или явление, которые являются или элементами рассматриваемой системы, или элементами системы более высокого порядка (внешней среды).

Это означает, что каждому содержанию матрицы "состояния-факторы" соответствует определенная декомпозиция прогнозируемой системы. Это обстоятельство позволяет проверить первоначально заданную в исходной гипотезе структуру системы и при необходимости скорректировать ее в соответствии с содержанием матрицы, или построить новую

После того, как сформирована матрица и построена структура исследуемой системы, требуется выбрать минимальное число параметров, характеризующих состояние системы относительно целей прогнозирования. Эти параметры представляют собой язык формального описания системы как целостности. Параметры состояния системы могут иметь как количественную, так и качественную форму.  В первом случае для каждого параметра выбирается минимальное число значений, характеризующих то или иное конкретное состояние системы по этому показателю. Значения, соответствующие каждому состоянию, обычно задаются числовыми интервалами и характеризуют необходимую точность измерения параметра. Если тот или иной параметр не измеряется количественно, его представляют шкалой количественных значений.

После того, как построены шкалы параметров состояния системы, по той же схеме определяются параметры, характеризующие факторы, и выбираются соответствующие шкалы их измерений. На этом завершается построение исходной матрицы "состояния-факторы" и начинается этап  ее последовательного анализа и уточнения.

В классификации значений неконтролируемых сценарных параметров обычно удается выделить доминирующий класс, т.е. наиболее вероятные условия развития прогнозируемого объекта. Тогда траектория развития объекта как целостности при этих условиях принимается в качестве базового сценария [6, с. 101]. В противном случае, приходится строить несколько базовых сценариев и всю последующую процедуру проводить для каждого из них.

Результаты этого этапа служат основанием для построения формальной схемы прогнозируемого процесса и выбора в нем подпроцессов, для которых могут быть построены математические модели высшего уровня обобщения. Для этих моделей могут быть определены основные требования, форма и содержание входной и выходной информации, учитываемые факторы и т.д. Другими словами, результаты исследований на этом этапе позволяют приступить к разработке моделей высшего уровня многоуровневой системы моделей прогнозируемой системы. Здесь же может быть в первом приближении представлена структура системы моделей.

Все перечисленные результаты работы должны быть зафиксированы в виде рабочих документов, положения которых будут служить основанием для дальнейших исследований.

Следующим этапом в процедуре предсценарного исследования является разработка матриц "состояния-факторы" для элементов принятой декомпозиции прогнозируемой системы. Этот процесс, по существу, ничем не отличается от описанной процедуры для объекта в целом. Декомпозиция каждого элемента, т.е. представление его в виде подсистемы общей системы, и построение матрицы "состояния-факторы" осуществляются по уже рассмотренной схеме, но с учетом перечисленных выше результатов предыдущего этапа исследования. Структура каждого элемента и матрица "состояния-факторы" строятся с учетом синтезированной на предыдущем этапе иерархии факторов, т.е. матрица каждого элемента согласована "по вертикали" с матрицей высшего уровня описания системы по факторам и их показателям.

Принципиальной особенностью отношений между матрицей высшего уровня и матрицами элементов является то, что "выходы" одной матрицы являются "входом" в другие, т.е. состояние каждого элемента есть фактор внешний для связанных с ним элементов.

Построенная таим образом многоуровневая матричная формальная схема прогнозируемого процесса должна с помощью выбранной иерархии языков отражать с необходимой подробностью структуру и механизм функционирования и развития рассматриваемой системы. Схема в явном виде фиксирует все многообразие факторов, определяющих эволюцию системы и ее элементов и многообразие связей элементов между собой и окружающей средой [9, с. 81]. Это позволяет строить логически непротиворечивую цепь возможных событий при заданных значениях сценарных параметров, т.е. строить сценарии развития прогнозируемой системы. В терминах матричной формальной схемы, т.е. выбранной иерархии языков описания системы, представляется возможность интерпретации любых событий и проблемных ситуаций, могущих иметь место в процессе эволюции системы.

Сценарный этап. Построение сценариев развития системы как конечного результата прогнозирования представляет собой творческий процесс, который не укладывается в рамки какой-либо строгой последовательности приемов и методов анализа. В каждом конкретном случае схема процесса складывается в зависимости от объекта прогнозирования, степени проработки на предсценарном этапе, наличия информационных технологий на базе ЭВМ, включающих математически модели и специальное математическое обеспечение для реализации эффективных человеко-машинных процедур, личных качеств членов коллектива и других факторов.

Сценарный этап обычно начинается с проведения расчетов по всем базовым сценариям на системе математических моделей. Целью расчетов является проверка содержательности базовых сценариев на допустимость и реализуемость, уточнение исходных значений фоновых переменных и сценарных параметров, количественно-качественный анализ сценариев и выбор модельных базовых сценариев. На этом же этапе отлаживаются все элементы информационной технологии и конкретные приемы и правила человеко-машинной процедуры построения и анализа сценариев на основе базового машинного сценария.

Расчеты удобно начинать снизу, т.е. на моделях нижнего уровня, и по мере отработки базовых сценариев элементов двигаться вверх по иерархии системы моделей [11, с. 89ш]. Этот процесс носит итеративный характер. Разработка базового сценария каждого элемента, подсистем и системы в целом сопровождается содержательной интерпретацией в рамках матричной формальной схемы количественных результатов расчетов с позиций принятой рабочей гипотезы.

На этом этапе уточняется и сама рабочая гипотеза. Моделирование базовых сценариев позволяет проверить рабочую гипотезу на логическую непротиворечивость и соответствие всем видам ограничений, а при необходимости внести в нее коррективы.

Таким образом, при постановке базовых сценариев на систему математических моделей происходит еще одна или несколько итераций уточнения рабочей гипотезы и более  глубокое уяснение сущности прогнозируемых процессов на количественном уровне.

Процесс построения сценариев можно представить как выдвижение исследователями различных альтернатив развития рассматриваемой системы и последующую проверку каждой из этих альтернатив на системе моделей. Другими словами, построение сценария представляет собой некоторую  специально организованную человеко-машинную процедуру. Альтернативные варианты развития системы строятся на основе принятой рабочей гипотезы. Они интерпретируются на языках матричной формальной схемы и на входе в модели приобретают форму соответствующих значений фоновых переменных, сценарных и управляющих параметров. Модели дают количественную характеристику выдвигаемым альтернативам. Прежде всего альтернативы проверяются на допустимость по ограничениям и предельным значениям индикаторов состояния, а затем на соответствие целям развития прогнозируемой системы.

Информация о работе Использование метода сценариев при разрабке управленческих решений