Исследование конъюнктуры рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 20:06, курсовая работа

Описание работы

Так же в данной курсовой работе были сформированы следующее задачи:
1.Определить место прогнозов в системе исследований конъюнктуры рынка;
2.Выделить методы исследования спроса, как важнейшего элемента конъюнктуры рынка;
3.Рассмотреть метод личного интервью при исследовании спроса и потребителей фитнес услуг сети фитнес-клубов "World Gym".

Содержание работы

Введение
Глава 1. Исследование конъюнктуры рынка
1.1 Цели, задачи и походы к исследованию конъюнктуры рынка
1.2 Методика конъюнктурных исследований
1.3 Система показателей, используемых для анализа конъюнктуры товарного рынка
Глава 2. Методы и анализ спроса
2.1 Методы исследования спроса
2.2 Личные интервью как метод анализа спроса
2.3 Исследование спроса на фитнес услуги клиентов сети фитнес-клубов "World Gym"
Заключение
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 52.52 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

Глава 1. Исследование конъюнктуры рынка

1.1 Цели, задачи  и походы к исследованию конъюнктуры  рынка

1.2 Методика  конъюнктурных исследований

1.3 Система  показателей, используемых для анализа  конъюнктуры товарного рынка

Глава 2. Методы и анализ спроса

2.1 Методы  исследования спроса

2.2 Личные  интервью как метод анализа  спроса

2.3 Исследование  спроса на фитнес услуги клиентов  сети фитнес-клубов "World Gym"

Заключение

Список использованных источников и литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Исследования конъюнктуры рынка имеют огромное значение в системе исследований рынка в целом. Рынок является крайне динамичной единицей коммерческой деятельности, и, следовательно, исследования конъюнктуры просто необходимы для полного восприятия функционирования рынка.

Конъюнктура рынка (лат. conjunctura - связывать) - экономическая ситуация на рынке, характеризуемая уровнями спроса и предложения, рыночной активностью, ценами, объемами продаж.

Из определения наглядно видно, что спрос является ключевой составляющей конъюнктуры рынка. И соответственно при исследованиях конъюнктуры рынка необходимо прежде всего исследовать спрос. Исследования спроса были актуальны во все времена для компаний, функционирующих на рынке, но в настоящее время, в условиях постоянно меняющих вкусов и предпочтений потребителей, исследования спроса принимают еще большее значение. Исследования принимают постоянный характер и становятся неотъемлемой частью эффективной рыночной деятельности фирмы.

В связи с этим цель данного курсового проекта это охарактеризовать понятие конъюнктуры рынка и обозначить методы и этапы исследования конъюнктуры рынка.

Так же в данной курсовой работе были сформированы следующее задачи:

1.Определить место прогнозов в системе исследований конъюнктуры рынка;

2.Выделить методы исследования  спроса, как важнейшего элемента  конъюнктуры рынка;

3.Рассмотреть метод личного интервью при исследовании спроса и потребителей фитнес услуг сети фитнес-клубов "World Gym".

Объектом курсового проекта является рынок, а так же участники анкетирования конкретной организации, в данном случае, клиенты фитнес-клуба "World Gym".

Предметом курсового проекта является соотношение спроса и предложения, а так же выявление причин спроса, при помощи метода личного интервью.

1 Исследование конъюнктуры рынка

1.1 Цели, задачи  и походы к исследованию конъюнктуры  рынка

Положение на рынке зависит от конъюнктуры рынка, т.е. от состояния спроса и предложения. Для того чтобы понять ситуацию на рынке, необходимо дать более конкретное определение конъюнктуры рынка.

Конъюнктура рынка - сложившаяся экономическая ситуация, включающая в себя соотношение между спросом и предложением, движением цен и товарных запасов, портфелем заказов по отраслям и другими экономическими показателями. Другими словами, конъюнктура рынка - это конкретная ситуация, сложившаяся на рынке на данный момент, или ограниченный отрезок времени, а также совокупность условий, которые эту ситуацию определяют.

Основная цель изучения конъюнктуры рынка - установить, в какой мере деятельность промышленности и торговли влияет на состояние рынка, на его развитие в ближайшем будущем и какие меры следует принять, чтобы полнее удовлетворить спрос населения на товары, более рационально использовать имеющиеся у производственного предприятия возможности. Результаты изучения конъюнктуры предназначены для принятия оперативных решений по управлению производством и сбытом товаров.

Стратегические цели конъюнктурного анализа требуют выявления и моделирования закономерностей действия рыночного механизма. Это необходимо для обеспечения предсказуемости развития рынка и обоснования применения социально-экономических рычагов регулирования.

Сочетание стратегических и оперативных целей позволяет выявить задачи конъюнктурного анализа, которые состоят в следующем:

1.Характеристика масштаба  рынка;

2.Оценка и анализ основных пропорций рынка;

3.Выявление, анализ и прогнозирование тенденций развития рынка и его динамической устойчивости;

4.Оценка и анализ сезонности и цикличности развития рынка;

5.Оценка и анализ региональных различий;

6.Оценка и анализ деловой активности;

7.Оценка интенсивности конкуренции;

8.Оценка коммерческого риска.

Комплексный подход к изучению конъюнктуры рынка предполагает использование различных, взаимодополняющих источников информации; сочетание ретроспективного анализа с прогнозом показателей, характеризующих конъюнктуру рынка; применение совокупности различных методов анализа и прогнозирования.

Изучение конъюнктуры рынка базируется на анализе показателей, характеризующих производство и поставку товаров этой группы, объем и структуру розничной продажи, товарных запасов на складах предприятия, в оптовой и розничной торговле.

При изучении конъюнктуры рынка ставится задача не только определения состояния рынка на тот или иной момент, но и предсказания вероятного характера дальнейшего его развития по крайне мере на один-два квартала, но не более чем на полтора года.

Результаты анализа прогнозируемых показателей конъюнктуры рынка в сочетании с отчетными и плановыми данными дают возможность заблаговременно выработать меры, направленные на развитие позитивных процессов, устранение имеющихся и предотвращение возможных диспропорций.

В рамках маркетинговых исследований изучению конъюнктуре отводиться важное место: проводят анализ ценообразования и сбыта, измеряют рыночный потенциал и долю рынка, осуществляют краткосрочный и долгосрочный прогнозы. При этом ведущее место занимает именно прогнозирование.

Конъюнктурное исследование - это целенаправленный непрерывный сбор и обработка информации о состоянии хозяйства и товарного рынка, анализ и выявление особенностей и тенденций их функционирования, прогнозирование основных параметров и выдвижение возможных альтернатив для принятия решений.

Целью исследования может быть как определение емкости рынка, динамики и уровня цены товара, так и изучение динамики объема реализации товара, динамики экспорта или импорта и т.д.

Объектом конъюнктурного исследования является общехозяйственная и товарная конъюнктура в аспектах, определяемых целями исследования.

Анализ конъюнктуры рынка включает в себя изучение двух взаимосвязанных блоков - общехозяйственной конъюнктуры и конъюнктуры рынка конкретного товара.

Для анализа конъюнктуры рынка проводят исследование:

1.Конъюнктуры товарного  рынка;

2.Спроса;

3.Предложения;

4.Тенденций развития спроса  и предложения на данный товар (услугу);

5.Развития и удовлетворения потребностей на товар (услугу).

Для анализа общехозяйственной конъюнктуры используют результаты изучения внешней среды предприятия.

Среди важнейших показателей общехозяйственной конъюнктуры можно выделить следующие:

1.Объем и динамика валового  национального продукта, национального  дохода, производства в отраслях  народного хозяйства;

2.Объем инвестиций;

3.Величина средней и  реальной заработной платы;

4.Численность работающих в народном хозяйстве и в отраслях;

5.Показатели состояния внутреннего рынка (товарные запасы, объем и структура розничного товарооборота и пр.);

6.Динамика оптовых и розничных цен, индексы инфляции;

7.Уровень жизни населения;

8.Динамика внешнеэкономической деятельности;

9.Индексы фондовых рынков;

10.Уровень безработицы.

Очевидно, что изучение общехозяйственной конъюнктуры рынка предполагает отслеживание и детальное рассмотрение процессов, изменений, происходящих в народном хозяйстве отдельно взятой страны, экономического сообщества или мирового хозяйства в целом, а также подразумевает анализ макроэкономических тенденций всех существующих отраслей, связанных с объектом исследования.

Анализ конъюнктуры товарного рынка начинается с изучения спроса на товарном рынке, который проводится по отдельным сегментам рынка:

1.Потребительскому сектору (население);

2.Производственному потреблению;

3.Государственному потреблению;

4.Экспорту.

Анализ общехозяйственной конъюнктуры или конъюнктуры конкретного товарного рынка в зависимости от целей исследования можно проводить двумя путями

1.Если задача состоит в том, чтобы выявить тенденции и темпы развития конъюнктуры за определенный период, то анализ проводится путем изучения динамики конъюнктуры за этот период;

2.Если задача состоит  в том, чтобы определить конъюнктуру  на текущую дату, то анализ  проводится по средствам определения  фазы экономического цикла и  примерного положения внутри  фазы.

Особенность конъюнктурного исследования состоит в том, что исследователь всегда имеет дело только с информационным отражением объекта в виде показателей его состояния в каждый момент времени. Данные, с которыми работает исследователь, чаще всего представлены цифрами, являющимися формальным отражением факторов и условий, воздействующих на объект. Результат исследования конъюнктуры - также цифры. Но эти цифры и представляют собой данные, которые должны содержать ответы на поставленные вопросы. [6]

Еще одной особенностью конъюнктурных исследований является необходимость в многоуровневом описании объекта. Это подразумевает представление объекта на тех уровнях обобщения: как целое, характеризующееся наиболее обобщенными показателями, как структура, характеризующаяся показателями состояния элементов и их связей, как описание состояния отдельных элементов.

 

Рис.1. Системные принципы, соблюдаемые при многоуровневом описании объекта

 

конъюнктура рынок спрос потребитель

Как представлено на рис.1., системные принципы подразделяются на принцип классификации, принцип информационного единства и принцип согласования критериев.

Принцип классификации позволяет ограничить число рассматриваемых состояний объекта, определяемых целями и требованиями точности, т.е. минимизировать описание объекта.

Принцип информационного единства требует, чтобы исходные параметры, а также производные и обобщенные показатели одинаково отражали господствующие тенденции изучаемого объекта.

Принцип согласования критериев требует увязки оценки состояния системы на разных уровнях обобщения. Оценка состояния объекта как целостности не должна противоречить оценкам, сделанным на уровне структуры и совокупности элементов.

Исследования конъюнктуры не должны носить случайный или редкий характер: для того, чтобы маркетинговые решения были эффективными, исследования должны проводиться непрерывно.

 

1.2 Методика конъюнктурных  исследований

 

Методика конъюнктурных исследований включает следующие этапы:

Рис.2. Этапы прогнозирования конъюнктуры

 

На первом этапе происходит постоянное наблюдение, что является одним из самых сложных и длительных процессов. Как отмечалось выше, получение информации о состоянии рынка, тенденциях и трендах представляет собой одну из самых главных проблем при анализе конъюнктуры рынка.

Что же такое наблюдение и почему именно этот метод сбора данных используется при исследовании конъюнктуры рынка?

Наблюдение - регистрация моделей поведения людей, объектов и вариантов развития событий на систематической основе для получения интересующей информации.

Следовательно, в конъюнктурных исследованиях имеет место панельное непрерывное наблюдение, когда показания снимаются и анализируются постоянно, в каждый отдельный момент времени, далее сравниваются и выявляется динамика показателей.

При наблюдении за конъюнктурой страны схема текущего наблюдения, от которой зависят объем и характер информации, накопленной в ходе исследования, может выглядеть следующим образом:

. Промышленность,

. Сельское хозяйство,

. Строительство,

. Грузооборот и пассажирские  перевозки,

. Внутренний рынок и  денежное обращение,

. Внешняя торговля и  платежный баланс.

От состояния экономики той или иной страны зависит концентрация внимания на определенной отрасли хозяйства. Так, в развитых странах наблюдению в основном стоит подвергать промышленность и сферу услуг, а в странах с развивающейся экономикой особого внимания требует сельское хозяйство.

При наблюдении за конъюнктурой товарного рынка схема текущего наблюдения будет выглядеть иначе и примет следующий вид:

1. Производство и его  структура, конкурентоспособность  товара,

. Потребление товара по  отраслям и в целом, конкуренция  с товарами-субститутами,

. Фирменная структура  рынка - фирмы-производители, фирмы-потребители, конкуренты, посредники

. Товарные запасы,

. Внешняя торговля - физический  и стоимостной объем экспорта и импорта данного товара.

Схема текущего наблюдения за конъюнктурой товарного рынка корректируется в зависимости от конкретного товара, его положения в процессе общественного производства.

На втором этапе прогнозирования конъюнктуры рынка необходимо сформировать временные ряды по каждому из выбранных показателей. Как известно, временной ряд описывает последовательность изменения показателей в прошлый и настоящий момент времени. Далее определяется степень и направление каждого фактора в отдельности. Здесь широко применяются экспертные оценки специалистов, обладающих достаточным опытом и знаниями в области изучения и прогнозирования конъюнктуры. Когда временные ряд сформированы, и экспертные оценки выставлены по каждому показателю, наступает этап пересмотра места и роли каждого показателя в формировании конъюнктуры. При изучении товарной конъюнктуры часто именно кратковременные факторы оказывают особое влияние, а при общехозяйственном анализе они практически незаметны.

Информация о работе Исследование конъюнктуры рынка