Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 11:54, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является проведение маркетингового исследования для получения данных о основных характеристиках товара, предпочитаемых потребителями. Для достижения основной цели курсового проекта необходимо решить следующие задачи:
сформулировать основные цели, задачи маркетингового исследования;
обосновать метод проведения исследования;
провести анкетирование
Введение………………………………………………………………………...4
1. Исследование поведения потребителя……………………………………..6
1.1 Потребители как объект маркетинговых исследований ……………...7
1.2 Факторы, влияющие на потребителя …………………………………..9
1.3 Методы исследования поведения потребителя ……………………...12
2. Анализ потребительских предпочтений на рынке молочной продукции на примере ОАО «Лепельский МКК»………………………………………..16
2.1 Общая характеристика предприятия .....……………………………16
2.2 Методология исследования…..…………………………………….. 18
2.3 Анализ результатов исследования…………………………………20
3 Рекомендации производителю молочной продукции ОАО «Лепельский МКК»………………………………………………………………………… 26
Заключение…………………………………………………………………….28
Список использованных источников………………………………………...30
Приложения А Анкета……………………………………………………….. 32
Примечание. Источник: собственная разработка
Как видно из таблицы, потребители, чей совокупный доход не превышает 2000 и 2500 млн.руб. гораздо больше, чем другие обращают внимание на цену товара. Для лиц с доходом от 2500 млн. руб. и выше качество потребляемой продукции тем не менее стоит на первом месте. В общем для всех респондентов, независимо от уровня дохода, качество, как фактор влияющий на выбор продукта, занимает значимое место. На третьем, в свою очередь, производитель. Реклама, как инструмент, непосредственно отделенный от производителя и качества товара, практически не важна для потребителя, также как и внешний вид, и упаковка.
После того, как были проанализированы основные критерии, по которым потребители в основном выбирают молочную продукцию, можно перейти к определению предпочтений потребителей относительно производителей.
Данные, характеризующие предпочтения потребителей представлены в таблице 2.6
Таблица 2.6 Предпочтения потребителей по производителям
Производитель |
Кол-во |
% |
ОАО «Лепельский МКК» |
39 |
79,6 |
ОАО «Савушкин продукт |
6 |
12,26 |
Витебского молочного завода |
2 |
4,1 |
«Ласковое лето» |
1 |
2,04 |
«Danone» |
1 |
2,04 |
Всего |
49 |
100 |
Примечание. Источник: собственная разработка
Анализируя данные таблицы можно сделать вывод, что лидером на рынке молочной продукции является ОАО «Лепельский МКК»» (79,6%), которая с лидирует на 67,34% от второго конкурента. Для того, чтобы дать более детальные рекомендации производителям молочной продукции, основываясь не данном маркетинговом исследовании необходимо также отметить такие предпочтения потребителей, как упаковка (тара) молочной продукции, на примере молока, и места, где они обычно ее приобретают. Таким образом, исходя из опроса, 84,9% респондентов предпочитает приобретать молоко в мягком пластиковом пакете, при этом 97,1% потребителей обычно покупает молочную продукцию в упаковке размером 1,0 литра. Что касается мест продажи молочной продукции то, 75% опрошенных выбирают магазины или лотки, как правило, находящиеся вблизи дома.
На основе полученных результатов и сделанных в подразделе 2.3. выводов можно сформулировать рекомендации ОАО «Лепельский МКК».
Так как на вопрос «Потребляете ли вы молочную продукцию?» все респонденты ответили положительно, то данное предприятие работающие на рынке молочной продукции должно ориентировать свою деятельность на наращивание объемов производства и расширение ассортимента. Это обусловлено тем, что молочная продукция является распространенным, легкодоступным и недорогим продуктом питания, которое употребляет хотя бы один член семьи. Однако со временем потребности людей, как известно, насыщаются (предельная потребность) и начинают снижаться, требуя модификации молочной продукции путем расширения ассортимента, заимствования зарубежных продуктов и технологий, внедрения новых технологических процессов на отечественном производстве.
Чтобы более детально понять в каких именно направлениях необходимо совершенствовать свою деятельность предприятиям работающим в сфере молочной продукции нужно обратить внимание на предпочтения потребителей среди существующего ассортимента продукции. Основываясь на данных таблице 2.3. и рисунка 2.2. делаем следующие выводы:
Наибольшим спросом среди молочной продукции пользуется молоко, следовательно, его производство должно быть ориентировано на данные объективного спроса, а расширение ассортимента (которое на сегодняшний наблюдается в виде производства молока с разными вкусами) должно быть основана на опыте зарубежных стран (в которых, к примеру, широко распространены молочные коктейли).
Не следует забывать о других видах молочной продукции, которые в своем оригинальном виде конечно ближе всего нашему народу, но процесс интеграции в Евросоюз и ВТО обязывает отечественные предприятия развивать свой ассортимент, чтобы их продукция оставалась конкурентоспособной на европейском рынке. Возникает необходимость внедрения на отечественных предприятиях инновационных технологий, техники, привлечения высококвалифицированной рабочей силы.
3. Качество.
В истории бытует мнение, что молочная продукция доступна всем слоям населения. Однако в последнее время на рынке «молочки» появилось значительное количество дорогостоящих молочных продуктов, таких как творожные массы, десерты, которые не могут быть названы общедоступными.
При формировании ассортимента необходимо учитывать то, что люди с высоким уровнем дохода не обращают внимания на цену товара, но при этом акцентируют внимание на качестве и производителях молочной продукции. Выше сказанное означает, что предприятие должно стараться прикладывать усилия в нескольких направлениях – реклама, повышение имидже компании, использование новых технологий для повышения качества выпускаемых изделий.
Также необходимо выяснить по какой именно причине потребители предпочитают молочную продукцию именно в мягких пластиковых пакетах и емкостью 1 литр, стремиться сделать наиболее удобной именно ту упаковку, которая позволит снизить стоимость товара, но не позволит ему потерять свои свойства.
Что же касается мест, где потребители предпочитают приобретать молочную продукцию, то можно сделать вывод, что предприятиям, желающим закрепиться на рынке, необходимо создавать собственную розничную сеть, состоящую из фирменных магазинов (киосков), расположенных в людных местах, а также наладить реализацию своей продукции в супермаркетах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе работы над данным курсовым проектом были достигнуты все поставленные на подготовительном этапе цели, а именно:
Проанализировав результаты опроса можно сделать следующие выводы.
Пока производители молочной продукции справляются с современными требованиями потребителей. Они предлагают широкий ассортимент продукции для населения с различными доходами. На сегодняшний день для повышения спроса на продукцию необходимо кардинальное расширение ассортимента, хотя некоторые молочные изделия не требует значительных усилий для повышения спроса – они и так являются востребованными и останутся таковыми не зависимо от субъективных факторов. Большой акцент необходимо делать на повышении качества товаров молочного рынка с целью повышения их конкурентоспособности.
Благодаря грамотному соотношению «цена-качество» наибольшим спросом пользуется продукция местного производителя ОАО «Лепельский МКК».
На данный момент времени на рынке молочной продукции наиболее эффективной является конкуренция посредством расширение ассортимента, а также повышение качества выпускаемой продукции. Повысить объемы реализации продукции поможет участие в выставках и ярмарках, проведение дегустаций, а также формирование собственной розничной сети - фирменные магазины, киоски,- так как именно здесь, согласно опросу, потребители готовы покупать молочную продукцию.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Дурович А. П. Маркетинговые исследования: учебное пособие/ А.П. Дурович. – Минск: ТераСистемс, 2009, 432 с.
2. Алексунин, В.А. Исследование рынка винной продукции/ В.А.Алексунин, К.С. Шамшурин// Маркетинг в России и за рубежом. – 2002. №6. – С.19-25.
3. Беляевский, И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: Учебное пособие/ И.К. Беляевский. – Москва: Финансы и статистика, 2004. – 320с.
4. Веденин, Г.А. Маркетинговые исследования: информация, анализ, прогноз/ Г.А.Веденин. – Витебск: УО «ВГТУ», 2007. – 278с.
5. Кириенко Н.В. Маркетинговые исследования: Учебно-методич. пособие. - Мн: ИПД, 2002. - 56 с.
6. Сенина Н.А. Поведение покупателя после покупки // Актуальные проблемы современного управления: Теория и практика. - М.: МЭСИ, 2006.
7. Арташина И.А. Поведение потребителей: Учебное пособие. – Н.Новгород: Нижегород. гос. архит.- строит. ун-т, 2003.
6. Горбатенко, С. Как определить целевую аудиторию/ С.Горбатенко// Маркетинг, идеи и технологии. – 2009. - №8. – С.32-40.
7. Жаппуева, Б.А. Анализ потребительских предпочтений населения Кабардино-Балкарской Республики/ Б.А.Жаппуева// Маркетинг в России и за рубежом. – 2009. - №4. – С.38-44.
8. Маркетинговые исследования [Электронный ресурс]/ Интернет-сайт. Режим доступа: http:// www.sostav.ru. – Дата доступа: 18 ноября 2009.
9. Л.А.Коростылева// Маркетинг в России и за рубежом. – 2009. - №5. – С.18-26.
10. Токарев, Б.Е. Маркетинговые исследования: Учебник/ Б.Е.Токарев. – Москва: Экономистъ, 2005. – 624с.
11. Беляевский, И.К. Маркетинговое исследование: Учебное пособие, руководство по изучению дисциплины, практикум по курсу, учебная программа/ И.К.Беляевский. – Москва: Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. – 2004. – 414с.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Анкета
Здравствуйте! Предлагаем
Вам принять участие в
Заранее благодарим Вас за участие.
1. Покупаете
ли Вы молочную продукцию?
а) да;
б) нет.
2. Какие молочные изделия Вы
обычно приобретаете?
а) молоко;
б) кефир;
в) йогурт;
г) молоко топленое;
д) ряженка;
е) сметана;
ж) творог;
з) Ваш вариант
______________________________
3. Как часто Вы покупаете молочну
а) каждый день;
б) несколько раз в неделю
в) раз в неделю;
г) раз в месяц;
д) два раза в месяц;
е) по праздникам;
4. Как Вы считаете, в данный
момент цены на молочную
а) неоправданно высокие;
б) вполне приемлемые;
в) низкие.
5. Позволяет ли Ваш семейный бюджет
иметь молочную продукцию в ежедневном
рационе?
а) да;
б) нет.
6. Что влияет на выбор Вами
молочных изделий?
а) цена;
б) качество;
в) производитель;
г) реклама;
д) внешний вид;
е) упаковка;
ж) Ваш вариант_______________________
7. Продукцию каких
а) ОАО «Лепелька»
б) ОАО «Савушкин продукт
в) Витебского молочного завода
г) «Ласковое лето»
д) «Danone»
м) Свой вариант ______________________________
8. Влияет ли реклама на Ваше решение купить
тот или иной продукт?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
9. Вы предпочитаете продукцию:
а) известных производителей;
б) которую покупаете уже длительное время;
в) которая продается в ближайшем к Вам
магазине;
10. У Вас есть возможность выбора между двумя одинаковыми
по цене и качеству молочными продуктами.
В такой ситуации Вы предпочитаете:
а) продукт местного производителя;
б) разрекламированный продукт;
в) продукт, имеющий красивую упаковку;
г) Ваш вариант_______________________
Информация о работе Исследование потребителей. Цель и направления исследования