Исследование потребительских и экономических уровней конкурентоспособности товара

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 22:29, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования –исследование потребительских и экономических уровней конкурентоспособности товара.
В соответствии с ней, поставленными задачами являются:
изучение теоретических основ конкурентного анализа;
оценка конкурентоспособности в зарубежной и отечественной практике
исследование потребительских и экономических уровней конкурентоспособности продукции Миорского мясокомбината;
исследование потребительских уровней конкурентоспособности телефонов Samsung.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 1.07 Мб (Скачать файл)

Сущность  метода экспертных оценок заключается  в проведении экспертами интуитивно-логического  анализа проблемы с количественной оценки суждений и формальной обработки  результатов. Получаемо в результате обобщенное мнение экспертов принимается  как решение проблемы.

Оценить конкурентоспособность продукции  также можно на основе анализа  его полезного эффекта. Полезный эффект – это отдача объекта, интегральный показатель как система используемых в конкретных условиях частных показателей  качества объекта, удовлетворяющих  конкретную потребность. Эффективность  объекта рассчитывается по формуле:

 

,(1)

 

где Пс – полезный срок эффекта за нормативный срок его службы в условиях конкретного рынка, единица полезного эффекта.

Зс – совокупные затраты за жизненный цикл объекта в условиях конкретного рынка, денежная оценка.

По своей  сути эта формула представляет собой  показатель "качество-цена", который  условно отражает количество качества на единицу цены.

Недостатком этого метода является игнорирование  предельных уровней качества и цены, а также применение только для  однопараметрических объектов.

"По  системе 11111-55555", без учета весомости  факторов, конкурентоспособность продукции  определяется как сумма баллов  по каждому фактору. Эксперт  (один или группа) назначает оценку  фактора от 1 (минимум, наихудшее  значение фактора) до 5 (наилучшее  значение). Так, продукция низкого  качества, предлагаемая по весьма  высокой цене, имеющая к тому  же низкое качество и высокие  эксплуатационные затраты, будет  иметь оценки 1-2 балла и его  конкурентоспособность может быть  допустим, 1211. По этой системе  минимальное значение конкурентоспособности  будет равно 5 (1+1+1+1+1), максимальное  – 25 (5+5+5+5+5). Оцениваемая продукция  имеет конкурентоспособность, равную 6 из 25, т.е. в 4 раза отстает от  лучших образцов.

Для получения  интегральной оценки конкурентных преимуществ  продукции используется формула:

КПт =

,
(2)

 

где КПт – конкурентных преимуществ конкретной продукции;

i = 1,2,….., n – номер конкурентного преимущества конкретной продукции;

j = 1,2,….., m – номер фактора i-го конкурентного преимущества продукции;

- весомость i-го конкурентного преимущества; ;

= весомость j-го фактора i-го конкурентного преимущества; ;

Пi – относительное или нормативное значение i-го конкурентного преимущества;

Фij – относительное или нормативное значение i-го фактора j-го конкурентного преимущества.

Интегральный  показатель конкурентных преимуществ  продукции характеризует его  потенциальную конкурентоспособность

Обычно  на рынке представлено большое количество различных видов товаров. Комплекс товаров одного и того же потребительского назначения, но с разными потребительскими параметрами, например мощностью, производительностью, уровнем потребляемой энергии, внешним  оформлением и т.д., образует параметрический ряд. Его размах (число подобных товаров) обусловлен многими причинами, в частности конкуренцией. Место каждого такого товара в параметрическом ряду характеризуется параметрическим индексом. Он представляет собой процентное отношение фактического потребительского параметра к эталонной величине, определяемой экспертным путем и опросами. Жесткие параметрические индексы строятся на основе объективных технико-экономических показателей, сравниваемых с нормативами или стандартами, а мягкие индексы базируются на экспертных квалиметрических моделях.

Квалиметрия — наука, объединяющая методы количественной оценки качества чего-либо (кого-либо).

Обобщающую  характеристику конкурентоспособности  продукции (Iкст) можно получить с помощью интегрального индекса. Он показывает, как соотносятся между собой параметрические индексы сравниваемых товаров.

Если  по данному товару Iкст > 1, то он считается конкурентоспособным.

Этот  метод оценки конкурентоспособности  продукции имеет как достоинства, так и недостатки. Достоинство  его заключаются в следующем. Метод дает четкое разграничение  потребительских параметров, последовательность их оценки, а также критерий, на основе которого можно сформулировать однозначный  вывод: конкурентоспособна продукция  или нет. Что касается недостатков, то, во-первых; появляются сомнения относительно применения большого числа экспертных оценок, которым свойственна известная  субъективность. Возникает проблема, связанная с определением достоверных  коэффициентов важности (весов) факторов, учитываемых при расчете сводных  параметрического индекса и индекса  экономических параметров. Во-вторых, если в расчетах используются потребительские  и экономические параметры (факторы) только по одному изделию, (пусть даже типовому), то интегральный индекс конкурентоспособности  продукции будет иметь частное  значение [39. С. 265].

Наибольшее  практическое значение имеют количественные параметры. Так, по результатам конкурентной борьбы за рынок сбыта конкурентоспособность  продукции предприятия может  быть определена отношением занимаемых долей рынка.

 

Ксп1/2 =

,        (3)

где Ксп1/2 – конкурентоспособность продукции первого предприятия относительно продукции второго предприятия;

V1 и V2 – соответственно доли продукции первого и второго предприятий.

Если  продукция одного предприятия занимает 20% целевого рынка, а другого — 10%, то это означает, что продукция  первого предприятия в два  раза конкурентоспособнее продукции  второго предприятия. Измерение  возможно как в натуральных, так и в стоимостных показателях, которые более точны при дифференциации цен и качества продукции [17. С. 303].

Идеальный вариант — это когда доля рынка  равна 100%, конкурентоспособность продукции  предприятия абсолютная, конкурентов  нет. Наихудший вариант, когда доля рынка равна 0%. В этом случае продукция  предприятия оказывается ненужной покупателю, а конкурентоспособность  продукции предприятия равна  нулю.

Промежуточный вариант — рынок поделен поровну  между первым и вторым предприятиями, конкурентоспособность продукции  одинакова и равна единице (относительно друг друга). Обратным доле рынка показателем  является вероятность покупки.

Например, пусть два аналогичных вида продукции, производимых разными предприятиями, продаются по одинаковой цене (массовое производство). Они идентичны по качеству, а влияние других факторов сведено к нулю. В этом случае рынок распределится равнозначно 50/50, конкурентоспособность продукции первого и второго предприятий одинакова, как и вероятность покупки. В частности из двух покупок при общем достаточно большом их числе одна придется на продукцию первого предприятия, другая — на продукцию второго. Объем рынка может быть измерен в натуральных показателях. Однако для обеспечения сопоставимости (например, при разных ценах на продукцию) необходимо использовать стоимостные показатели [5. С. 166]

Итак, конкурентоспособность продукции предприятия может быть определена в стоимостных показателях в виде отношения занимаемых долей рынка, а также как вероятность покупки продукции. Использование стоимостных показателей составляет базу для планирования и контроля, т.е. управления ростом конкурентоспособности продукции предприятия. Таким образом:

  1. единственным экспертом в части оценки конкурентоспособности продукции является покупатель, для которого эта продукция и производится.
  2. при оценке конкурентоспособности в расчет может приниматься только сопоставимая продукция, причем даже не на товарных рынках, а на целевых сегментах товарных рынков; оценивать конкурентоспособность предприятия агрегированием показателей его продукции не всегда целесообразно;
  3. чем выше уровень конкурентоспособности продукции предприятия, тем выше вероятность ее продажи и завоевания большей доли целевого рынка;

4) справедливо и обратное утверждение: чем большая доля целевого рынка завоевана предприятием, тем выше уровень конкурентоспособность его продукции [13. С. 87].

Таким образом, предлагаемый метод оценки конкурентоспособности  продукции по завоеванной предприятием доле целевого рынка прост, достаточно объективен и информативен. Он позволяет  формировать реальную картину конкурентоспособности  продукции предприятия и управлять  ею. На основе получаемой информации предприятия  могут достаточно достоверно планировать  объемы продаж своей продукции на перспективу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Методологические подходы к оценке конкурентоспособности в зарубежной и отечественной практике

2.1.Оценка конкурентоспособности продукции в отечественной практике

 

Конкурентоспособность продукции - решающий фактор его коммерческого  успеха на развитом конкурентном рынке. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама). Более  того, важной составной частью конкурентоспособности  продукции является уровень затрат потребителя за время эксплуатации. Иначе говоря, под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских  и стоимостных (ценовых) характеристик  продукции, определяющих его успех  на рынке, т.е. преимущество именно этой продукции над другими в условиях широкого предложения конкурирующих  товаров аналогов. И поскольку  за товарами стоят их изготовители, то можно с полным основанием говорить о конкурентоспособности соответствующих  предприятий, объединений, фирм, равно  как и стран, в которых они  базируются. Любая продукция, находящийся  на рынке, фактически проходит там проверку на степень удовлетворения общественных потребностей: каждый покупатель приобретает  ту продукцию, которая максимально  удовлетворяет его личные потребности, а вся совокупность покупателей  ту продукцию, которая наиболее полно  соответствует общественным потребностям, нежели конкурирующая с ним продукция.

Поэтому конкурентоспособность (т.е. возможность  коммерчески выгодного сбыта  на конкурентном рынке) продукции можно  определить, только сравнивая продукцию  конкурентов между собой. Иными  словами, конкурентоспособность понятие относительное, чётко привязанное к конкретному рынку и времени продажи. И поскольку у каждого покупателя имеется свой индивидуальный критерий оценки удовлетворения собственных потребностей, конкурентоспособность приобретает ещё и индивидуальный оттенок [13. С. 55-56].

Наконец, конкурентоспособность определяется только теми свойствами, которые представляют заметный интерес для покупателя (и, естественно, гарантируют удовлетворение данной потребности). Все характеристики изделия, выходящие за рамки этих интересов, рассматриваются при  оценки конкурентоспособности как  не имеющие к ней отношения  в данных конкретных условиях. Превышение норм, стандартов и правил (если только оно не вызвано предстоящим повышением государственных и иных требований) не только не улучшает конкурентоспособность  изделия, но, напротив, нередко снижает  её, поскольку ведёт к росту  цены, не увеличивая с точки зрения покупателя потребительской ценности, в силу чего представляется ему бесполезным. Изучение конкурентоспособности продукции  должно вестись непрерывно и систематически, в тесной привязке к фазам его  жизненного цикла, чтобы своевременно улавливать момент начала снижения показателя конкурентоспособности и принять  соответствующие решения (например, снять изделие с производства, модернизировать его, перевести  на другой сектор рынка). При этом исходя из того, что выпуск предприятием нового продукта прежде чем старый исчерпал возможности поддержания своей  конкурентоспособности, обычно экономически нецелесообразен.

Вместе  с тем любая продукция после  выхода на рынок начинает постепенно расходовать свой потенциал конкурентоспособности. Такой процесс можно замедлить  и даже временно задержать, но остановить невозможно. Поэтому новое изделие  проектируется по графику, обеспечивающему  его выход на рынок к моменту  значительной потери конкурентоспособности  прежним изделием. Иначе говоря, конкурентоспособность новой продукции должна быть опережающей и достаточно долговременной.

Обеспечение конкурентоспособности продукции  на требуемом уровне предполагает необходимость  её количественной оценки. Без такой  оценки конкурентоспособности все  предусматриваемые предприятием меры по поддержанию продукции (товара, услуги) на должном уровне останутся благим пожеланием. Отправной момент оценки конкурентоспособности любой продукции  формирование цели исследования [12. С. 118].

Анализ  конкурентоспособности начинается с оценки нормативных параметров. Если хотя бы один из них не соответствует  уровню, который предписан действующими нормами и стандартами, то дальнейшая оценка конкурентоспособности продукции  нецелесообразна, независимо от результата сравнения по другим параметрам. В  то же время, превышение норм и стандартов и законодательства не может рассматриваться  как преимущество продукции, поскольку  с точки зрения потребителя оно  часто является бесполезным и  потребительской стоимости не увеличивает. Исключения могут составить случаи, когда покупатель заинтересован  в некотором превышении действующих  норм и стандартов в расчете на ужесточение их в будущем.

Информация о работе Исследование потребительских и экономических уровней конкурентоспособности товара