Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 22:29, курсовая работа
Цель исследования –исследование потребительских и экономических уровней конкурентоспособности товара.
В соответствии с ней, поставленными задачами являются:
изучение теоретических основ конкурентного анализа;
оценка конкурентоспособности в зарубежной и отечественной практике
исследование потребительских и экономических уровней конкурентоспособности продукции Миорского мясокомбината;
исследование потребительских уровней конкурентоспособности телефонов Samsung.
Сущность метода экспертных оценок заключается в проведении экспертами интуитивно-логического анализа проблемы с количественной оценки суждений и формальной обработки результатов. Получаемо в результате обобщенное мнение экспертов принимается как решение проблемы.
Оценить
конкурентоспособность
где Пс – полезный срок эффекта за нормативный срок его службы в условиях конкретного рынка, единица полезного эффекта.
Зс – совокупные затраты за жизненный цикл объекта в условиях конкретного рынка, денежная оценка.
По своей сути эта формула представляет собой показатель "качество-цена", который условно отражает количество качества на единицу цены.
Недостатком этого метода является игнорирование предельных уровней качества и цены, а также применение только для однопараметрических объектов.
"По
системе 11111-55555", без учета весомости
факторов, конкурентоспособность
Для получения интегральной оценки конкурентных преимуществ продукции используется формула:
КПт
=
где КПт – конкурентных преимуществ конкретной продукции;
i = 1,2,….., n – номер конкурентного преимущества конкретной продукции;
j = 1,2,….., m – номер фактора i-го конкурентного преимущества продукции;
- весомость i-го конкурентного преимущества; ;
= весомость j-го фактора i-го конкурентного преимущества; ;
Пi – относительное или нормативное значение i-го конкурентного преимущества;
Фij – относительное или нормативное значение i-го фактора j-го конкурентного преимущества.
Интегральный
показатель конкурентных преимуществ
продукции характеризует его
потенциальную
Обычно на рынке представлено большое количество различных видов товаров. Комплекс товаров одного и того же потребительского назначения, но с разными потребительскими параметрами, например мощностью, производительностью, уровнем потребляемой энергии, внешним оформлением и т.д., образует параметрический ряд. Его размах (число подобных товаров) обусловлен многими причинами, в частности конкуренцией. Место каждого такого товара в параметрическом ряду характеризуется параметрическим индексом. Он представляет собой процентное отношение фактического потребительского параметра к эталонной величине, определяемой экспертным путем и опросами. Жесткие параметрические индексы строятся на основе объективных технико-экономических показателей, сравниваемых с нормативами или стандартами, а мягкие индексы базируются на экспертных квалиметрических моделях.
Квалиметрия — наука, объединяющая методы количественной оценки качества чего-либо (кого-либо).
Обобщающую характеристику конкурентоспособности продукции (Iкст) можно получить с помощью интегрального индекса. Он показывает, как соотносятся между собой параметрические индексы сравниваемых товаров.
Если по данному товару Iкст > 1, то он считается конкурентоспособным.
Этот
метод оценки конкурентоспособности
продукции имеет как
Наибольшее
практическое значение имеют количественные
параметры. Так, по результатам конкурентной
борьбы за рынок сбыта
Ксп1/2
=
где Ксп1/2 – конкурентоспособность продукции первого предприятия относительно продукции второго предприятия;
V1 и V2 – соответственно доли продукции первого и второго предприятий.
Если продукция одного предприятия занимает 20% целевого рынка, а другого — 10%, то это означает, что продукция первого предприятия в два раза конкурентоспособнее продукции второго предприятия. Измерение возможно как в натуральных, так и в стоимостных показателях, которые более точны при дифференциации цен и качества продукции [17. С. 303].
Идеальный
вариант — это когда доля рынка
равна 100%, конкурентоспособность
Промежуточный
вариант — рынок поделен
Например, пусть два аналогичных вида продукции, производимых разными предприятиями, продаются по одинаковой цене (массовое производство). Они идентичны по качеству, а влияние других факторов сведено к нулю. В этом случае рынок распределится равнозначно 50/50, конкурентоспособность продукции первого и второго предприятий одинакова, как и вероятность покупки. В частности из двух покупок при общем достаточно большом их числе одна придется на продукцию первого предприятия, другая — на продукцию второго. Объем рынка может быть измерен в натуральных показателях. Однако для обеспечения сопоставимости (например, при разных ценах на продукцию) необходимо использовать стоимостные показатели [5. С. 166]
Итак, конкурентоспособность продукции предприятия может быть определена в стоимостных показателях в виде отношения занимаемых долей рынка, а также как вероятность покупки продукции. Использование стоимостных показателей составляет базу для планирования и контроля, т.е. управления ростом конкурентоспособности продукции предприятия. Таким образом:
4) справедливо и обратное утверждение: чем большая доля целевого рынка завоевана предприятием, тем выше уровень конкурентоспособность его продукции [13. С. 87].
Таким образом,
предлагаемый метод оценки конкурентоспособности
продукции по завоеванной предприятием
доле целевого рынка прост, достаточно
объективен и информативен. Он позволяет
формировать реальную картину конкурентоспособности
продукции предприятия и
2. Методологические подходы к оценке конкурентоспособности в зарубежной и отечественной практике
2.1.Оценка конкурентоспособности продукции в отечественной практике
Конкурентоспособность
продукции - решающий фактор его коммерческого
успеха на развитом конкурентном рынке.
Это многоаспектное понятие, означающее
соответствие товара условиям рынка, конкретным
требованиям потребителей не только
по своим качественным, техническим,
экономическим, эстетическим характеристикам,
но и по коммерческим и иным условиям
его реализации (цена, сроки поставки,
каналы сбыта, сервис, реклама). Более
того, важной составной частью конкурентоспособности
продукции является уровень затрат
потребителя за время эксплуатации.
Иначе говоря, под конкурентоспособностью
понимается комплекс потребительских
и стоимостных (ценовых) характеристик
продукции, определяющих его успех
на рынке, т.е. преимущество именно этой
продукции над другими в
Поэтому конкурентоспособность (т.е. возможность коммерчески выгодного сбыта на конкурентном рынке) продукции можно определить, только сравнивая продукцию конкурентов между собой. Иными словами, конкурентоспособность понятие относительное, чётко привязанное к конкретному рынку и времени продажи. И поскольку у каждого покупателя имеется свой индивидуальный критерий оценки удовлетворения собственных потребностей, конкурентоспособность приобретает ещё и индивидуальный оттенок [13. С. 55-56].
Наконец,
конкурентоспособность
Вместе
с тем любая продукция после
выхода на рынок начинает постепенно
расходовать свой потенциал
Обеспечение
конкурентоспособности
Анализ
конкурентоспособности