Исследование потребительских и экономических уровней конкурентоспособности товара

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 22:29, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования –исследование потребительских и экономических уровней конкурентоспособности товара.
В соответствии с ней, поставленными задачами являются:
изучение теоретических основ конкурентного анализа;
оценка конкурентоспособности в зарубежной и отечественной практике
исследование потребительских и экономических уровней конкурентоспособности продукции Миорского мясокомбината;
исследование потребительских уровней конкурентоспособности телефонов Samsung.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 1.07 Мб (Скачать файл)

 В  расчете третьего фактора «динамизм  рынка» учитывалось и использование маркетинга. В этой области лидируют фирмы США, Японии и Германии. По фактору «развития финансовой системы» впереди идут Швейцария, США, Новая Зеландия и Япония.

 По  уровню квалификации рабочей  силы первые места занимают  США, Япония, Дания и Канада.

 Анализ, проведенный ЮМФ, доказывает, что  конкурентоспособность – многогранное понятие, на которое оказывает влияние большое количество факторов. При этом, если качество продукции в каждый отдельный момент представляет собой вполне определенную совокупность ее свойств, то конкурентоспособность ее может значительно меняться в зависимости от изменения таких внешних факторов, как условия реализации, спроса, предложения.

 Чтобы  реализовать конкурентоспособный  товар с выгодой для изготовителя, необходима специальная служба – служба маркетинга, которая обеспечивает продвижение товара на конкретные рынки (рыночные сегменты).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Исследование потребительских  и экономических уровней конкурентоспособности  продукции ОАО «Миорский мясокомбинат».

3.1 Общая характеристика ОАО  «Миорский мясокомбинат»

 

Открытое  акционерное общество  «Миорский  мясокомбинат» создано 30 декабря 1996 года путем преобразования  государственного предприятия «Миорский мясокомбинат», вступившего в строй в январе 1965 года.

      ОАО «Миорский мясокомбинат»  расположен в сельскохозяйственном  регионе Витебской области. Осуществляет  следующие виды деятельности: закупка,  переработка, хранение, реализация  продукции животноводства, изготовление  и реализация продуктов питания.

      Предприятие имеет градообразующее  значение для г.Миоры. Удельный  вес объема производства и  налоговых отчислений для города  достигает 50%.

      Продукция реализуется в городах  Витебской области и г.Минска.

      Предприятие является безотходным  производством, обеспечивающим комплексную  переработку сырья.

      ОАО «Миорский мясокомбинат»  осуществляет выпуск следующий  ассортимент продукции:

- мясо: говядина, свинина, конина;

- субпродукты  1 и 2 категории;

-полуфабрикаты: мясные натуральные бескостные, мясокостные быстрого приготовления, фарши, колбасы сырые, наборы из мяса и субпродуктов;

- колбасные  изделия:

- вареные  в искусственной и натуральной оболочках;

- полукопченые;

- варенокопченые;

- сырокопченые;

- сыровяленые;

- сосиски,  сардельки в искусственной и натуральной оболочках;

- продукты из свинины, из говядины;

- с использованием  субпродуктов 1 и2 категории, пищевой  крови, соединительной ткани,  шкурки;

- техническая  продукция: мясная мука, шкуры  мокросоленые крупного рогатого  скота,  свиней;

- эндокринно-ферментное  сырье.

      ОАО «Миорский мясокомбинат»  занимает ведущие позиции в  отрасли по темпам производимого  на предприятии технического  перевооружения.

      Приобретены, смонтированы и введены  в эксплуатацию камеры климатического  контроля для производства сырокопченых  и сыровяленых колбас. Освоен  выпуск 14 наименований сырокопченых  колбас и 11 наименований сыровяленых  колбас.

      Выпускаемые сырокопченые и сыровяленые  салями относятся к группе  деликатесной продукции, которая  в равной степени может служить  украшением праздничного стола  и аппетитной составляющей бутерброда  на завтрак. Колбасы изготавливаются  из мясного сырья и шпика  с применением оригинальных композиций  специй, которые формируют вкус  и аромат колбас. В производстве  используются как натуральные  кишечные оболочки, так и искусственные.  Копчение щепой от древесины  твердых лиственных пород деревьев  предает продуктам приятный аромат, который сохраняет на протяжении  всего срока годности, улучшает  товарный вид продукта.

     Политика ОАО «Миорский мясокомбинат»  в области безопасности – выпуск  безопасной и качественной продукции,  отвечающей законодательным требованиям  и спросу потребителей. Качество  и безопасность выпускаемой продукции  – ключ к процветанию предприятия.

 

 

3.2.  Исследование потребительских и экономических уровней конкурентоспособности продукции ОАО «Миорский мясокомбинат».

 

        Современный рынок характеризуется ужесточением конкуренции между производителями, чрезмерным насыщением товарами в большинстве сегментов. Ключевым элементом всей рыночной системы, объектом конкурентной борьбы был и остается товар. Успех товара на рынке, т.е. его конкурентоспособность, залог финансового благополучия производителя. Под конкурентоспособностью товара здесь подразумевается оцененное потребителем превосходство его по качеству и цене над аналогами в определенный момент времени, в конкретном сегменте рынка достигнутое без ущерба производителю. Если товар по качеству и цене не удовлетворяет покупателя, то никакие дополнительные усилия из арсенала маркетинга не смогут существенным образом улучшить его положение на рынке. Именно поэтому проблема обеспечения конкурентоспособности товаров становится жизненно важной функцией производителей.

   В практике известно несколько подходов к оценке конкурентоспособности товара. Один из подходов основан на сравнении параметров выпускаемого товара с аналогом. Оценка конкурентоспособности товара приводится поэтапно:

-Анализ рынка и выбор наиболее конкурентоспособного товара-образца в качестве базы для сравнения и определения уровня конкурентоспособности выпускаемого товара;

-Определение набора сравниваемых параметров обоих товаров;

-Расчет интегрального показателя.   

Выбор образца-базы является одним из наиболее ответственных  моментов анализа. Ошибка на этом этапе  может привести к искажению результатов  всей работы. Особое внимание при выборе базы уделяют таким факторам, как  новизна, способность удовлетворять  нынешние и перспективные потребности  покупателей, динамика цен.

Анализ  и выбор базы обычно совмещаются  с исследованиями рынка.

При выборе параметров для сравнения исходят  из того, что часть параметров характеризует  потребительские свойства товара, а  другая часть - его экономические  свойства.

Потребительские свойства каждого товара описываются  набором "жестких" и "мягких" потребительских параметров. “Жесткие" параметры описывают важнейшие  функции товара и связанные с  ними основные характеристики, заданные конструктивными принципами изделия. Наиболее представительной группой "жестких" параметров являются тактико-технические  показатели изделия, как правило, все  они регламентированы. "Мягкие" параметры характеризуют эстетические свойства товара (дизайн, цвет, форма, упаковка и т. п.). Сегодня на мировом рынке  большее значение приобретают "мягкие" параметры.

Интегральный  показатель рассчитывается на основе сравнения параметров товара, предполагаемого  к реализации, с параметрами уже  известного на рынке товара, принятого  за базу. Чтобы оценить соотношение  параметров изделий, необходимо эти  данные определить количественно. Каждый "жесткий" параметр имеет определенную величину, выраженную в некоторых  единицах (тонны, киловатты и т. п.). По этим величинам покупатель видит, насколько свойство изделия, выраженное данным параметром, удовлетворяет его  потребность.         

  Параметрический индекс можно получить и для "мягких" параметров на основе экспертных оценок. Далее определяют сводный потребительский параметрический индекс (qп), который рассчитывается по формуле:

 

                                                  *100%,                                        (8)

где qп – единичный параметрический индекс, рассчитанный по і-му параметру;

      Pi –значение і-го параметра изделия;

      Pбаз. – аналогичный параметр базового изделия, с которым производится сравнение.

При этом расчете следует иметь в виду, что ни Рi, ни Pбаз, не должны превышать 100% по определению.

Затем аналогично определяют сводный экономический параметрический индекс (qэ) по формуле:

                                                        *100% ,                    (9)

где qэ – единичный экономический индекс, рассчитанный по і-му параметру;

      Pэ –значение і-го экономического параметра изделия;

      Pбаз.э – аналогичный экономический параметр базового изделия, с которым производится сравнение.

       Расчет взвешенных параметрических индексов.

Для этого воспользуемся формулой (10).

                                    /100%,                    (10),

где Qp – взвешенный параметрический индекс;

       qi – параметрический индекс і-го параметра;

       ai – вес і-го параметра;

       n – количество параметров.

В основе определения интегрального показателя конкурентоспособности продукции  лежит соотношение суммарного полезного эффекта, рассчитанного как комплексный показатель по экономическим параметрам. Ключевым моментом при оценке конкурентоспособности продукции является расчет общего показателя уровня конкурентоспособности (К). В основе его определения лежит соотношение интегральных показателей конкурентоспособности оцениваемого и базового образца.

При наличии  полной информации о затратах на приобретение и эксплуатацию продукции уровень  конкурентоспособности (Кt) определяется по следующей формуле:

                                          

,                     (11),

где It, Iбt – интегральный показатель качества соответственно оцениваемого и базового образца в момент времени t. Мы делим взвешенный параметрический индекс для всех технических параметров на взвешенный параметрический индекс для экономических параметров.

Если  К > 1, то анализируемое изделие  превосходит по конкурентоспособности  образец; если К < 1, то уступает, а если К = 1 – находится на одном уровне. Интегральный показатель конкурентоспособности  товара показывает степень его привлекательности  для покупателя.

Оценка конкурентоспособности  колбасы вареной высшего сорта  «Докторская».

 

Необходимо  определить конкурентоспособность  колбасы «Докторской» производимой Миорским мясокомбинатом (фирма А).  Аналогичный вид колбасы выпускает ОАО «Глубокский мясокомбинат» (фирма Б). Исходные данные представлены в табл. 1оценки в баллах получены на основании экспертизы, где 10 – наивысший балл, вес фактора так же определён экспертами. Факторы с 1 по 4 – потребительские, а 5 и 6 – экономические.

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1 -  Сравнительные параметры продукции фирм

 

Параметры

Фирма А

Фирма Б

Вес фактора

Вкусовые качества

10

8

0,5

Состав продукта

8

7

0,2

Экологическая чистота

10

9

0,2

Наличие консервантов

6

10

0,1

Цена за кг

5

4

0,8

Срок хранения (дни)

3

4

0,2


Проведём  расчет сводного потребительского и  сводного экономического индексов и  результаты представим  табл. 2 и 3. За базу пример изделия Б.

Таблица 2 - Расчет потребительского индекса

Параметр

Индекс Ji = факт / база

Вес фактора (ai)

Ini = Ji ai

Вкусовые качества

1,25

0,5

0,62

Состав продукта

1,14

0,2

0,23

Экологическая чистота

1,11

0,2

0,22

Наличие консервантов

0,60

0,1

0,06

Итого

 

1,0

1,13


 

Сводный потребительский индекс равен 1,13.

 

Таблица 3 - Расчет сводного экономического индекса

Параметр

Индекс Ji = факт / база

Вес фактора (ai)

Ini = Ji ai

Цена 

1,25

0,8

1,0

Срок хранения

0,75

0,2

0,15

Итого

 

1,0

1,15

Информация о работе Исследование потребительских и экономических уровней конкурентоспособности товара