Исследование потребительских и экономических уровней конкурентоспособности товара

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 22:29, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования –исследование потребительских и экономических уровней конкурентоспособности товара.
В соответствии с ней, поставленными задачами являются:
изучение теоретических основ конкурентного анализа;
оценка конкурентоспособности в зарубежной и отечественной практике
исследование потребительских и экономических уровней конкурентоспособности продукции Миорского мясокомбината;
исследование потребительских уровней конкурентоспособности телефонов Samsung.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 1.07 Мб (Скачать файл)

Если  необходимо определить положение данной продукции на ряду аналогичных, то достаточно провести их прямое сравнение по главным  параметрам. При исследовании, ориентированном  на оценку перспектив сбыта товара на конкретном рынке, анализ предполагает использование информации, включающей сведения об изделиях, которые выйдут на рынок, динамику спроса, предполагаемые изменения в соответствующем  законодательстве и др. Однако, независимо от целей исследования, основой для  оценки конкурентоспособности является изучение рыночных условий. После выбора продуктов (товаров, услуг), по которым  будет проводиться анализ, на основе изучения рынка и требований покупателей  определяется номенклатура параметров участвующих в оценке. При анализе  должны использоваться те же категории, которыми оперирует потребитель, выбирая продукцию. По группам параметров (технических и экономических) проводятся сравнения для выяснения, насколько параметры близки к соответствующему параметру потребности.

Номенклатура  параметров, используемых при оценке конкурентоспособности, включает две  обобщающие группы:

- параметров  качества (технических);

- экономических  параметров.

К группе технических относятся параметры  потребности, которые характеризуют  содержание этой потребности и условия  ее удовлетворения. К ним относятся:

- параметры  назначения;

- эргономические  параметры;

- эстетические  параметры;

- нормативные  параметры.

К группе экономических параметров относятся  полные затраты потребителя (цена потребления) по приобретению и потреблению продукции, а также условиями ее приобретения и использования на конкретном рынке. Полные затраты потребителя в  общем случае включают единовременные и текущие затраты

Окончательное решение по выбору номенклатуры параметров, используемых при оценке конкурентоспособности  продукции, принимается экспертной комиссией с учетом конкретных условий  использования этой продукции и целей оценки [11. С. 303].

Среди наиболее часто используемых методов оценки конкурентоспособности продукции  является метод расчета единичных  и групповых показателей. В основе данного – традиционного метода лежит расчет единичных и групповых  показателей, на базе которых определяется интегральный показатель конкурентоспособности. Рассмотрим его более подробно [9. С. 234].

На первом этапе выбирается база сравнения. В  качестве базы для сравнения может  служить лучший из уже существующих на целевом рынке или в мире товаров-конкурентов, или более совершенный  образец, появление которого ожидается  в ближайшем будущем, или некоторый  абстрактный эталон. Если разбить  товары на три группы, а именно:

- имеющие  аналоги и уже выведенные на  рынок;

- имеющие  аналоги и находящиеся на стадии  разработки;

- не имеющие  аналогов,

то получаем, что первый вариант базы сравнения  лучше использовать для первой группы, второй — для группы 2, третий —  для группы 3.

На втором этапе выделяются наиболее значимые для потребителя критерии. Они  делятся на две группы: потребительские  и экономические. Первые включают в  себя качественные характеристики товара (производительность, габариты, экологическая  безопасность, надежность и т.д.), вторые - цену товара, затраты на транспортировку, монтаж и эксплуатацию, что в целом  составляет цену потребления. Значение критерия у базисной модели обозначим  РБ, а у сравниваемого образца - Рi.

На третьем  этапе по каждому критерию рассчитывается единичный показатель конкурентоспособности (qi).

 

qi =

(4)

 

На четвертом  этапе внутри каждой группы критериев  производят ранжирование показателей  по степени их значимости для потребителя  и в соответствии с этим присваивают  им вес: ani - для потребительских и аэi- для экономических показателей. Причем

 

 (5)

 

где n и m — количество потребительских и  экономических параметров соответственно.

На пятом  этапе проводится расчет группового показателя как сводного параметрического индекса конкурентоспособности:

 

(6)

 

где Qn и Qэ - сводные параметрические индексы  конкурентоспособности по потребительским  и экономическим свойствам соответственно.

На шестом этапе рассчитывается интегральный показатель конкурентоспособности (К):

 

(7)

 

В результате оценки конкурентоспособности продукции  могут быть приняты следующие  решения:

- изменение  состава, структуры применяемых  материалов (сырья, полуфабрикатов), комплектующих изделий или конструкции  продукции;

- изменение  порядка проектирования продукции;

- изменение  технологии изготовления продукции,  методов испытаний, системы контроля  качества изготовления, хранения, упаковки, транспортировки, монтажа;

- изменение  цен на продукцию, цен на  услуги, по обслуживанию и ремонту,  цен на запасные части;

- изменение  порядка реализации продукции  на рынке;

- изменение  структуры и размера инвестиций  в разработку, производство и  сбыт продукции;

- изменение  структуры и объемов кооперационных  поставок при производстве продукции  и цен на комплектующие изделия  и состава выбранных поставщиков;

- изменение  системы стимулирования поставщиков;

- изменение  структуры импорта и видов  импортируемой продукции [3. С. 167].

Принципы  и методы оценки конкурентоспособности  могут быть использованы для обоснования  принимаемых решений при:

- комплексном  изучении рынка и выборе направлений  коммерческой деятельности предприятия;

- разработке  мероприятий по повышению конкурентоспособности  продукции;

- оценки  перспектив продажи конкретных  изделий и формирования структуры  продаж;

- разработке  предложений по развитию производственного  потенциала предприятия;

- контроле  качества продукции;

- установлении  цен на продукцию;

- отборе  продукции при покупке через  тендеры и торги;

- аттестации  продукции;

- подготовке  технических заданий по созданию  новых образцов продукции;

- решении  вопроса о включении в экспортную  программу и снятии продукции  с экспорта, либо ее модернизации;

- подготовка  информации для рекламы продукции;

-разработке мероприятий по стимулированию разработчиков и поставщиков [14. С. 315].

Исходя  из вышесказанного, следует, что конкурентоспособность  продукции - это ее оценка потребителем. Свойство его зависит не только от самого продукта, но в значительной мере от продуктов – конкурентов. При анализе конкурентоспособности продукции необходимо выбрать атрибуты (свойства), на основе изучения которых проводится сравнение. К факторам конкурентоспособности можно отнести: качество продукции и его соответствие спросу; экологическую чистоту; себестоимость и цену; дизайн и рекламные мероприятия; формы продвижения продукции. Конкурентоспособность продукции может быть определена в стоимостных показателях в виде отношения занимаемых долей рынка, а также вероятности покупки продукции. Фактор конкуренции носит принудительный характер, заставляя производителя под угрозой вытеснения с рынка непрестанно заниматься системой качества, а рынок объективно и строго оценивает результаты их деятельности.

Поэтому рыночные отношения диктуют предприятию  четкие ориентиры в конкурентной борьбе: максимальное удовлетворение требований потребителя и эффективность  производственно-экономической деятельности.

 

2.2. Исследование критериев оценки конкурентоспособности в зарубежных странах

 

Представляет  интерес рассмотрение некоторых  критериев оценки конкурентоспособности, которыми пользуются западные экономисты. Эксперты парижской торгово-промышленной палаты к числу важнейших критериев конкурентоспособности относят: степень новизны товара, качество его изготовления, наличие материальной базы для распространения информации о товаре, меры по стимулированию сбыта, включая рекламу, возможности приспособления товара к требованиям конкретного рынка, финансовые условия, динамизм сбыта и способность быстро реагировать на успехи рынка.

 Английские  экономисты рассматривают конкурентоспособность  по ценовым показателям, сравнительной стоимости и сравнительной прибыльности.

 В  случае ценовой конкурентоспособности  продукция считается конкурентоспособной, если его продажная цена, дизайн и качество не уступают аналогам, представленным на рынке. Конкурентоспособность по сравнительной стоимости понимается как сравнительная стоимость единицы труда в обрабатывающей промышленности сравниваемых стран, подсчитанная в одной валюте.

 Конкурентоспособность  по прибыльности предполагает, что  чем более высокие прибыли имеет компания от своих экспортных операций, тем выше уровень конкурентоспособности ее продукции, т.е. показателем является  норма прибыли компании.

 Обострение  борьбы за рынки сбыта вызывает  к проблеме конкурентоспособности все больший интерес. В последнее время понятие «конкурентоспособность» все чаще распространяется не только на продукцию, но и на фирму, и на страну в целом.

 В  соответствии с определением, данным  исследовательской организацией «Юропиэн менеджмент форум» (ЮМФ) (г. Женева) «конкурентоспособность – это реальная и потенциальная способность компаний, а также имеющиеся у них для этого возможности проектировать, изготовлять и сбывать в тех условиях, в которых им приходится действовать, товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам в комплексе более привлекательны для потребителей, чем товары их конкурентов».

 Это  означает, что в конечном итоге  об уровне конкурентоспособности  можно судить только по реакции рынка, выражающейся в конкретных запродажах товара.

 ЮМФ  регулярно проводит исследование  конкурентоспособности 22 стран – членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и 9 развивающихся стран. Конкурентоспособность страны определяется ею на основе 10 факторов, каждый из которых в свою очередь оценивается по нескольким критериям (всего 340 критериев). Из них 280 основаны на статистических данных ООН, ОЭСР, Международного валютного фонда (МВФ) и Международного банка реконструкции и развития (МБРР), а 60 определяются экспертным путем при опросе 1,6 тыс. экономистов и экспертов из 31  страны.

 Первый  фактор «динамизм экономики»  оценивается по таким критериям,  как темпы экономического развития, положение национальной валюты, уровень промышленного производства, объем производства важнейших товаров в расчете на душу населения и др.

 Второй  фактор «эффективность промышленного  производства» определяется путем расчета прямых и косвенных затрат на оплату рабочей силы, включая расходы, связанные с материальным стимулированием, текучестью кадров и прогулами.

 Третий фактор «динамизм рынка». При этом считается, что конкурентоспособность тем выше, чем активнее деятельность компании, непосредственно связанная со сбытом. Одним из критериев динамизма рынка является объем потребительских расходов на душу населения. В эту же группу входит ряд неценовых критериев, таких, как послепродажное обслуживание, уровень качества, дизайн.

 Четвертый  фактор «развитие финансовой  системы» оценивается по таким критериям, как состояние финансовой системы страны, деятельность коммерческих банков, рынок ценных бумаг.

 Пятый  фактор «людские ресурсы» определяется, исходя из численности и темпов роста населения и рабочей силы, уровня безработицы, квалификации специалистов и некоторых других критериев.

 Шестой  фактор «роль государства» определяется  путем исследования уровня налогообложения, доли государственного сектора в национальном доходе страны, содержания экономической политики.

 Седьмой  фактор «ресурсы и инфраструктура».

 Восьмой  фактор характеризует готовность  стимулировать торговую деятельность.

 Девятый  фактор «политика страны в  отношении нововведений» оценивается  по таким критериям , как положение  в НИОКР, готовность правительства  и руководства фирм к реализации новых идей, освоению новых изделий и производственных процессов.

 Десятый  фактор «социально-политическая  обстановка» характеризует, насколько политика государства и стратегия промышленных компаний отражают мнения и настроения общества. Критериями для оценки этого фактора являются такие показатели, как величина дохода и его распределение, трудовые отношения в промышленности.

 Исследования  ЮМФ показали, что лидирующее  место занимает Япония, далее следуют США, Швейцария, Германия, Дания, Канада, Норвегия.

 Наиболее  динамичным было признано экономическое  развитие в США, Швейцарии, Японии, Германии и Норвегии.

 По  показателю экономической эффективности  промышленного производства  первые места занимают Швейцария, Япония, Дания, Германия.

Информация о работе Исследование потребительских и экономических уровней конкурентоспособности товара