Исследование поведение потребителей на примере ООО «Эльдорадо»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 20:16, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение потребительского поведения в процессе покупки. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы процесса совершения покупки потребителем;
- выявить факторы, оказывающие влияние на процесс совершения покупки потребителем;
- проанализировать поведение потребителей при выборе бытовой техники.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретические аспекты исследования поведения потребителей…………5
1.1 Потребители как объект маркетингового поведения……………………...5
1.2 Факторы, влияющие на потребителя……………………………………….7
1.3 Моделирование потребительского поведения……………………………13
2.Практический опыт Исследование потребительского поведения клиентов ООО «Эльдорадо»………………………………………………………………17
2.1 Общая характеристика предприятия………………………………………17
2.2 Анализ поведения потребителей в процессе покупки бытовой техники и электроники………………………………………………………………………19
2.3Анализ процесса выбора и покупки товаров бытовой техники и электроники в семьях……………………………………………………………24
3.Рекомендации по повышению эффективности и совершенствованию деятельности компании ООО «Эльдорадо»……………………………………29
3.1 Разработка предложений по стимулированию активности потребителей в процессе совершения покупки бытовой техники и электроники…………….29
3.2Корреляционно-регрессионый анализ активности потребителей в процессе совершения покупки при использовании гибкой системы скидок……….....33
3.3 Мерчендайзинг как эффективная маркетинговая технология…………...37
Заключение……………………………………………………………………….43
Список литературы………………………………………………………………45

Файлы: 1 файл

Курсовая 1.docx

— 302.79 Кб (Скачать файл)

В рамках общего репозиционирования были оптимизированы бизнес-процессы внутри магазина. Партнёром «Эльдорадо» в данном проекте стала консалтинговая компания «Ernst&Young». Результатом стало повышение уровня обслуживания и комфорта в магазине. 

Являясь розничным флагманом  индустрии бытовой техники и  электроники, «Эльдорадо» помогает сделать правильный выбор и создать  собственный яркий и комфортный мир, наполненный качественной техникой лучших мировых брендов.  «Эльдорадо» формирует тенденции на рынке благодаря магазинам нового формата, профессиональным услугам по установке и подключению различной техники и предложениям, которые пользуются успехом у покупателей и становятся примером для подражания. 

Компания «Эльдорадо»  фокусируется на инновациях, покупательском опыте и сервисе, чтобы развиваться  и открывать новые возможности  для сотрудников, покупателей и  всего общества. 

В 2007 году «Эльдорадо» совместно с рекламным агентством Instinct начали имиджевую рекламную кампанию, акцентирующую внимание на том, что «Эльдорадо» — это не только «территория низких цен», но и сеть магазинов, где интересы клиента ставят превыше всего. В этом стиле снято несколько серий рекламных роликов с резидентом Comedy Club Вадимом Галыгиным в главной роли под девизами «Учитесь как надо!», «Мы не будем читать Вам лекций», «Зачётные цены», «Сливаем все» и др.[19]

 

2.2 Анализ поведения потребителей  в процессе покупки бытовой  техники и электроники.

 

Говоря о рынке бытовой  техники и электроники в России, можно отметить, что он сменил ориентиры. Потребитель насытился обычными предметами обихода и перешел  на дорогие новинки и аксессуары. Основной из тенденций является замена старых моделей на более современные: обычных телевизоров на жидкокристаллические, CD-плееров - на MP3, компьютеров на ноутбуки, планшеты  и т.д.

Компания «Romir Monitoring» при сотрудничестве крупных бытовых магазинов в 2010 провела году провела исследования, результаты которых позволяют выявить особенности поведения российских потребителей бытовой техники и электроники, каким образом они принимают решение и совершают покупки.

В исследовании по репрезентативной выборке приняли участие 1646 человек  в возрасте от 18 лет и старше, в  более чем 100 городах России.

В первую очередь респондентам был задан вопрос, как часто, в  среднем, они посещают места продажи  бытовой техники и/или электроники (аудио, видеотехника, компьютеры и  т.д.)?» 

Ответы на него распределились следующим образом (Рис 4)

 

12

17

17

18

14

22

2-3 раза в месяц

Примерно 1 раз в месяц

Примерно 1 раз в 2-3 месяц

Примерно 1 раз в полгода

Примерно 1 раз в год

Реже 1 раза в год

Рисунок 4. Частота посещения магазинов бытовой техники

Согласно результатам  исследования, каждый восьмой россиянин (12%) посещает магазины бытовой техники 2-3 раза в месяц, 17% сограждан заходят  в эти магазины несколько реже - примерно раз в месяц или один раз в 2-3 месяца. Наибольший же процент  респондентов (22%)  посещает места  продажи бытовой техники/электроники  реже 1 раза в год, потому как данная категория товаров - это товары предварительного выбора и длительного пользования, т.е. не требуют частого обновления, но могут служить хорошим подарком.

Существенно влияют на частоту  посещения мест продаж бытовой техники  уровень доходов и возрастной фактор. Так молодые люди заходят  в подобные магазины значительно  чаще, чем граждане пожилого возраста, и это вполне объяснимо, ведь молодые  более склонны к новизне и  разнообразию, а чем выше уровень  доходов - тем больше и разнообразие.

На вопрос, где респонденты  обычно покупают бытовую технику  и/или электронику, ответы распределились следующим образом (Рис.5).

Рисунок 5. Место покупки бытовой техники

Согласно результатам  более половины россиян (57%) совершают  покупки бытовой техники и  электроники в магазинах, которые  входят в известные специализированные торговые сети. Наибольшую популярность такие магазины имеют среди жителей  крупных городов, а также среди  людей, в трудоспособном возрасте, с  образованием не ниже среднего, и с  высоким уровнем дохода. Значительно  реже бытовая техника покупается в небольших специализированных магазинах (18%). Крупные специализированные торговые комплексы, ярмарки популярны  у 8% россиян, покупающих бытовую технику.[18]

Интернет-магазины, как места покупки бытовой техники, не пользуются популярностью у респондентов по сравнению с традиционными местами покупок. В целом лишь 2% респондентов ответили, что предпочитают покупать бытовую технику в интернет-магазинах. По данным, полученным на фокус-группах, россияне предпочитают обращаться к услугам сетевых магазинов лишь как к своего рода справочному каталогу - выбрать марку, модель, сравнить цены в различных магазинах, чтобы затем придти и совершить покупку в магазине.

На вопрос, какие из следующих  факторов (не более 3-х) оказывают на респондентов наибольшее влияние при  выборе места покупки бытовой  техники и/или электроники, ответы распределились следующим образом     (Рис.6)[18]

Рисунок 6. Факторы, оказывающие влияние при выборе места покупки бытовой техники.[18]

Таким образом, 40% россиян  одним из главных факторов, влияющих на выбор места покупки бытовой  техники, назвали низкий уровень  цен, а 32% - качество товаров. Так как  разброс в этих двух факторах небольшой, значит респонденты указывали эти факторы одновременно, т.е. высокое качество при более низкой цене, - типичное поведение российских потребителей. Широкий ассортимент товара важен для 33% респондентов, удобство месторасположения – для 27% и наличие распродаж, скидок - для 22%.[18]

Значимость факторов значительно  варьируется в зависимости от социально-демографических характеристик  респондентов.

Так жители небольших городов  при выборе магазина чаще обращают внимание на качество товаров и отсутствие подделок, нежели жители городов-миллионников. В то время как для жителей мегаполисов более важным фактором является наличие дисконтной карты данного магазина и удобство выкладки товара, последний - ввиду динамичного образа жизни потребителей.

Интересные результаты были получены при анализе ответов  респондентов с разными социально-демографическими характеристиками. Согласно полученным данным, мужчины предпочитают магазины с высоким уровнем обслуживания и широким ассортиментом товаров, в то время как для женщин более  привлекательными представляются места распродаж и магазины, предоставляющие скидки. Люди, принадлежащие к младшей и средней возрастным группам, с высоким уровнем дохода и с образованием не ниже среднего, при выборе места покупки ориентируются на такие факторы как предыдущий опыт покупок, широта ассортимента, профессионализм консультантов, престиж торговой точки и наличие дисконтной карты магазина.

Респондентам также был  задан вопрос: Опишите, пожалуйста, Ваше поведение при выборе бытовой  техники и/или электроники? Ответы на него распределились следующим образом (Рис.7)

Рисунок 7. Поведение потребителей при выборе бытовой техники

Как оказалось, более двух третей россиян (71%) посещают несколько  магазинов, сравнивают товары и только потом совершают покупку. Лишь каждый третий в России посещает один магазин  и осуществляет покупку в нем.[18]

Первый тип поведения  в большей степени свойствен  жителям небольших городов, второй – жителям столицы. Такое поведение  представляется вполне логичным, поскольку  посещение нескольких магазинов  в крупных городах занимает слишком  много времени, поэтому их жители склонны делать покупки бытовой  техники в первом магазине. А жители небольших городов имеют возможность  оценить альтернативные варианты, особо  не жертвуя своим временем.[18]

 

2.3Анализ процесса выбора и покупки товаров бытовой техники и электроники в семьях.

 

Особый интерес представляет процесс выбора и покупки товаров  бытовой техники и электроники  в семьях, состоящих из двух и  более человек, который отличается для каждых из этих категорий товаров.

Аудио- и видеотехника: 49% семей, состоящих из двух и более  человек, совместно принимают решение, как о выборе товара, так и о  его покупке. Еще в 30% семей, как  выбор, так и покупка товара осуществляется одним человеком, как правило, такую  роль на себя берут мужчины - 41%. Среди  женской аудитории о полной самостоятельности  при покупке аудио- и видеотехники заявили всего лишь 7% участниц опроса, что вполне логично.

Бытовая техника: 56% семей, состоящих  из двух и более человек, принимают  совместное решение о покупке  и вместе выбирают товар, а в 21% случаев - это делает один из членов семьи. Из тех, кто самостоятельно принимает решение о покупке и самостоятельно выбирает товар, 34% - это мужчины и всего лишь 3% - женщины.

Компьютеры и комплектующие: исследование выявило меньшее единодушие по сравнению со стилем покупок товаров  других категорий. Итак, в 21% российских семей решение о покупке и  выбор товара происходят коллегиально, но покупает, как правило, мужчина. 27% семейных пар совместно принимают  решение и совместно же покупают товар. Треть респондентов (31%) заявили  о полной самостоятельности в  этом вопросе.

Мобильные телефоны: в четырех  из десяти российских семей (41%), состоящих  из двух и более человек, решение  о покупке нового телефона обычно принимается совместно. 32% респондентов покупают мобильные телефоны самостоятельно, не советуясь со своим домочадцами. Женщины чаще принимают самостоятельное  решение о выборе и покупке  мобильных телефонов, чем при  покупке других категорий бытовой  техники и электроники: 23% женщин, живущих в семье из двух и более  человек, самостоятельно выбирают и  покупают мобильный телефон, скорее всего это связано с тем, что  мобильный телефон является товаром  личного потребления.

Согласно результатам  исследования практика семейных советов  и совместных походах по магазинам с целью покупки разного рода техники представляет собой непростую процедуру. Первый поход по магазинам обычно является "прицелочным", как правило, без денег, и направлен в основном на осмотр ассортимента и получение консультаций продавцов. Оказалось консультации продавцов и консультантов в большей степени востребованы женщинами, поскольку в целом они обычно меньше осведомлены и менее разборчивы в отношении технических характеристик товаров, женщин в технике в первую очередь привлекает дизайн. Мужчины же чаще ищут информацию об интересующих их товарах в Интернете и читают специализированные обзоры/прессу.[17]

Можно построить следующую  адаптивную модель посещения потребителем магазина бытовой техники/ электроники  и принятия решения о покупке, представленную на Рис.8

 

Рисунок 8. Адаптивная модель посещения магазина и принятия решения[12,c.131]

Из данной модели видно, что  значительную роль в процессе совершения потребителем покупки играют реклама  и витрины.

Согласно исследованиям, решение о выборе торговой марки  той категории товара, которую  запланировано купить, в 70 % случаев  посетитель магазина принимает непосредственно  в месте ее продажи, и на это  решение влияет в первую очередь  реклама и витрины магазина. Даже если человек не совершит покупку сию минуту, он сделает это, придя в этот магазин в следующий раз, и такое поведение покупателя даже предпочтительней. Ведь для компании производителя (рекламодателя) намного важнее добиться от человека не импульсной, а осознанной покупки, превратив её в потребительскую привычку.

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что большинство российских потребителей посещают магазины бытовой техники  и(или) электроники реже одного раза в год  и предпочитают те магазины, которые входят в известные специализированные торговые сети. Наиболее важным фактором, влияющим на выбор места покупки бытовой техники, является низкий уровень цен, немалое значение также имеют широкий ассортимент и качество товаров. Как правило, потребители в процессе выбора потребители посещают несколько магазинов, сравнивают товары в них и только потом совершают покупку, но у жителей больших городов из-за нехватки времени часто нет возможности посетить несколько магазинов. В большинстве российских семей решение о покупке товаров бытовой техники принимается совместно, и сама покупка в большинстве случаев совершается совместно. Таким образом, реклама и другие инструменты стимулирования сбыта должны быть построены с учетом этих особенностей поведения потребителей.

 

 

 

 

 

 

3.Рекомендации по повышению  эффективности и совершенствованию  деятельности компании ООО «Эльдорадо».

3.1Разработка предложений  по стимулированию активности  потребителей в процессе совершения  покупки бытовой техники и  электроники

 

Бытовая техника – достаточно специфический товар с точки  зрения продвижения. С одной стороны, она имеет высокую стоимость  в силу своей технологичности, а  с другой – она стала необходимым  атрибутом жизни современного человека, производится и продается большим  количеством компаний.

Информация о работе Исследование поведение потребителей на примере ООО «Эльдорадо»