Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 15:48, курсовая работа
Рыночный успех является главным критерием оценки деятельности отечественных предприятий, а их рыночные возможности предопределяются правильно разработанной и последовательно осуществляемой товарной политики. Предпринимательская деятельность является эффективной, когда производимый фирмой товар или оказываемая ею услуга находит спрос на рынке, а удовлетворение определенных потребностей покупателей благодаря приобретению данного товара или услуги приносит прибыль.
Введение……………………………………………………………………...
1 Теоретические основы товарной политики………………………………
1.1 Понятие товарной политики, составные элементы и их характеристика……………………………………………………………….
1.2 Организация и планирование товарной политики…………………….
1.3 Методы изучения товарной политики………………………………….
2 Изучение и анализ товарной политики предприятия ОАО «Солонешенский Маслосырзавод»……………………………...….………
2.1 Фирменное досье предприятия………………………………………….
2.2 Изучение, анализ и оценка товарной политики предприятия………..
2.3 Рекомендации по совершенствованию товарной политики предприятия ОАО «Солонешенский Маслосырзавод»……………………
3 Создание программного продукта………………………………………...
3.1 Выбор и обоснование потребности в создании программного продукта (рекламного продукта)……………………………………………
Заключение…………………………………………………………………...
Список использованных источников……………………………………….
Товары повседневного спроса, в свою очередь, подразделяются на следующие группы: основные товары постоянного спроса ( хлеб, зубная паста, молоко); · товары импульсной покупки это товары, которые покупаются без всякого предварительного планирования и поисков (жевательные резинки, шоколадные батончики); товары для экстренных случаев товары, которые приобретаются при возникновении острой потребности в них ( например, лекарства, зонтики в дождь и др.). Во многих странах приведённая классификация потребительских товаров очень часто используется при создании сети предприятий розничной торговли. Поэтому по названию магазина можно определить, какие товары можно приобрести в нём.
При классификации обычно принимают во внимание участие этих товаров в процессе производства, а также их относительную ценность. С учётом сказанного выделяют: основное и вспомогательное оборудование; сырьё, материалы и готовые детали; полуфабрикаты; стационарные сооружения; вспомогательные материалы и услуги. Существующие в теории маркетинга и приведенные выше классификации товаров не совсем полны и совершенны. Можно дать и другие. Важно всегда учитывать, что практическое использование выбранной классификации должно в полной мере определить потребительские свойства выделенных групп товаров, которые в наибольшей мере удовлетворяют потребностям тех, для кого они предназначены.
2 Новый товар
Под новым товаром в маркетинговой систме могут пониматься следующие типы товара: товар, несущий в себе значительное коренное усовершенствование и допускающее наличие на рыке товаров, по своему назначению способных и до появления данного нового товара удовлетворять аналогичные потребности конечных потребителей, то есть товаров-аналогов по способу применения; товар, уже обращающиеся на рынке, но с некоторыми усовершенсвованиями, не изменяющими коренным образом его характеристик; товар рыночной новизны, который является старым товаром для прежних рынков, но новым для данного, нового рынка; товар новой сферы применения.
3 Сервис
Сервис и гарантийное
обслуживание являются неотъемлемыми
элементами товарной политики. Они представляют
собой услуги, которые предоставляются
покупателям до и после приобретения того
или иного товара. Сервис рассматривается
как система обслуживания покупателей.
Цель сервиса - предложить покупателям
имеющийся товар и оказать им помощь в
получении наибольшей пользы от приобретенного
товара. Возрастающее значение сервисного
обслуживания покупателей обусловлено
следующими причинами: ростом конкуренции
на все более насыщаемых товарных рынках;
созданием и профилизацией сервисных
центров; возрастанием желаний покупателей
иметь возможности решения проблем, возникающих
в процессе использования приобретенного
товара; усложнением процесса эксплуатации
товара. Основными функциями сервиса как
инструмента маркетинга являются: привлечение
покупателей; поддержка и развитие продаж
товара; информирование покупателя. Сервис
как систему обслуживания разделяют на
два вида: техническое обслуживание и
торговое обслуживание. В условиях развитых
рыночных отношений возможно расширение
гарантийных услуг по объему и продолжительности.
4 Жизненный цикл товара
В маркетинге для характеристики изменения уровня потребности в каком-либо товаре используется кривая жизненного цикла спроса (технологии). В соответствии с теорией жизненного цикла циклические изменения во времени любой потребности и такой её характеристики, как, например, объём потребления (продажи) какой-либо ценности, проходят следующие стадии:
1 Зарождение спроса, когда потребность в конкретном товаре требует бурного развития соответствующего производства, рыночная среда характеризуется наличием нескольких конкурентов и значительным объёмом потенциальных потребителей.
2 Ускорение роста спроса, когда имеют место определяющие темпы роста развития спроса над предложением, создаются условия для развития производства и интенсивной деятельности на рынке в целях получения высоких прибылей.
3 Замедление роста спроса - период, когда проявляются признаки насыщения спроса, а предложение начинает опережать спрос.
4 Зрелость, когда на товарном рынке достигнуто насыщение спроса, а на предприятии могут иметь место избыточные мощности.
5 Затухание, спад спроса, которое вызывается как уменьшения потребления той или иной ценности, так и изменениями состояния демографических и экономических характеристик окружающей среды.
5 Товарный знак
Товарный знак - это визитная карточка предприятия. Он остаётся неизменным на многие годы и используется как важный рычаг рекламы, а реклама является одной из основных функций товарных знаков и характеризуется лаконичностью, эстетичностью, ассоциативностью, новизной идеи, технологичностью (способностью не терять характерных свойств при воспроизведении), удобопроизносимостью, связью с местом происхождения, приспособляемостью (способностью не терять свойств различия, в течение длительного времени).
При использовании товарного знака в рекламной компании необходимо стремиться реализовать с его помощью основные составляющие фундаментального принципа рекламы: «внимание - интерес - желание - действие». Опора на указанный принцип, основанный на мотивации поведения потребителя при принятии решения о заключении сделки или прямой покупки товара, формирует стратегию поведения фирмы в создании рекламоспособного товарного знака.
6 Упаковка
Разработка упаковки товара – неотъемлемая часть общей товарной политики планирования нового продукта в системе маркетинга.
Упаковка - определённое вместилище или оболочка, в которую помещается данный товар и которая в большинстве своем надлежащим образом оформлена. Защита товара от возможных повреждений; сохранение потребительских свойств товара; обеспечение возможностей создания рациональных единиц груза для погрузки и выгрузки товара, а также их складирования и транспортировки; создание оптимальных единиц для продажи товара; содействие продвижение товара на рынок. Создание упаковки можно рассматривать как один из важных элементов реализации маркетинга. Поместив товар в эффектную упаковку, можно обеспечить значительно больший прирост его продаж, чем проведении других маркетинговых мероприятий, в частности рекламы.
7 Маркировка
Маркировка - это текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные на упаковку и (или) товар, а также другие вспомогательные средства, предназначенные для идентификации товара или отдельных его свойств, доведение до потребителя информации об изготовителях, количественных и качественных характеристиках товара. Обычно выделяют производственную и торговую маркировку. Производственная маркировка - текст, условные обозначения или рисунок, нанесённые изготовителем на товар и (или) упаковку и (или) другие носители информации. Носителем производственной маркировки могут быть этикетки, вкладыши, ярлыки, бирки, контрольные ленты, клейма, штампы. Торговая маркировка - текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные на товарные или кассовые чеки, упаковки. Информация в основном характеризует продавца, а не товар. Носителями являются ценники, товарные или кассовые чеки.
Успех товарной политики в целом обеспечивает концептуализация альтернативной продукции или конкурентных товаров, т.е. выявление тех товаров, с которыми продукция предприятия будет конкурировать.
Сущность планирования, формирования и управления ассортиментом заключается в том, чтобы товаропроизводитель своевременно предлагал определенную совокупность товаров, которая бы наиболее полно соответствовала требованиям конкретных категорий покупателей.
Набор товаров, предлагаемых изготовителем на рынке, называют ассортиментом.
Товарный ассортимент – это вся совокупность изделий, выпускаемых предприятием и предлагаемых рынку. Она включает в себя вид товара (автомобиль, трактор, телевизор) и делится на ассортиментные группы (типы) в соответствии с функциональными особенностями, качеством и ценой. Каждая группа состоит из ассортиментных позиций (разновидностей или марок), которые образуют низшую степень классификации.
Формированию ассортимента предшествует разработка предприятием ассортиментной концепции – построение оптимальной ассортиментной структуры, товарного предпочтения, учитывающих, с одной стороны, потребительские требования определенных сегментов, а с другой стороны, необходимость рационального использования предприятием ресурсов в целях снижения издержек.
Ассортимент может быть сформирован различными методами – в зависимости от масштабов сбыта, специфики производимой продукции, целей и задач изготовителей. Однако все эти методы предусматривают, что управление ассортиментом обычно подчинено руководителю службы маркетинга. Иногда целесообразно создать постоянный отдел, главной задачей которого было бы принятие принципиальных решений относительно ассортимента.
Характеристика товарного ассортимента включает в себя:
1 широту – общее количество ассортиментных товаров у производителя;
2 насыщенность – общее число составляющих ассортимент конкретных товаров;
3 глубину – варианты предложений каждого отдельного товара в рамках ассортиментной группы;
4 гармоничность – степень близости товаров различных ассортиментных групп относительно их конечного использования, требований к организации производства, каналов распределения и других показателей.
Возможные решения исходя из параметров ассортимента:
Планирование ассортимента – это воплощение уже имеющихся и (или) потенциальных технических и материальных возможностей в товары, которые, принося производителю прибыль, обладают потребительской ценностью, удовлетворяющей покупателя.
Иными словами, производитель занят не только созданием и производством товаров, но и формированием клиентуры и удовлетворением ее специфических потребностей.
Технология планирования ассортимента имеет следующие особенности:
Товарная политика хотя и очень важная, но, тем не менее, она лишь составная часть хозяйственной и маркетинговой политики предприятия.
В силу этого принцип «товар выбирает покупателя» в сочетании с созданием для покупателей широких возможностей выбора должен закладываться непосредственно в производстве. Для этого служит система конструирования моделирования, дизайна. Механизм стимулирования должен ориентироваться на конкретного потенциального потребителя, в расчете на которого производитель выпускает товары.
Разработка и осуществление товарной политики требуют соблюдения следующих условий:
В условиях необходимости
привлечения все более крупных
ресурсов для решения производственно-
В стратегическом плане товарная политика предприятия должна исходить из концепции ЖЦТ, то есть из того факта, что каждый товар имеет определенный период рыночной устойчивости, характеризующийся объемами его продаж во времени. Переход от одной стадии ЖЦТ к другой происходит плавно, поэтому служба маркетинга должна внимательно следить за изменениями в объемах продаж товара, чтобы своевременно уловить границы стадий и соответственно дать рекомендации руководству предприятия для внесения изменений в товарную политику перераспределения маркетинговых ресурсов и усилий.
Важным элементом товарной политики является своевременное внесение в товар изменений, которые повышают его потребительскую ценность или расширяют круг его возможных покупателей (модернизация или модификация товара).
Другой стратегический подход к проведению товарной политики, направленной на сохранение или даже увеличение доли рынка, состоит в создании и введении на рынок новых товаров взамен исчерпавших свой жизненный цикл без существенных изменений в технологических процессах, характерных для данного предприятия.
Такая политика рассчитана на определенный сегмент рынка, сформировавшийся круг покупателей, которые обрели доверие к торговой марке фирмы и к фирме в целом.