Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 23:24, дипломная работа
Цель данной работы – исследование теоретических основ формирования инвестиционного климата страны и разработка практических рекомендаций по улучшению инвестиционного климата Республики Беларусь.
В соответствии с целью исследования определяются следующие задачи:
- раскрыть сущность понятия инвестиционного климата страны;
- проанализировать зарубежный опыт создания инвестиционного климата в странах с формирующейся рыночной экономикой (на примере Российской Федерации) и возможность его применения в условиях Республики Беларусь;
- исследовать состояние инвестиционного климата Республики Беларусь в настоящий момент и определить пути его совершенствования.
Введение 5
1 Теоретические основы импортной деятельности 7
1.1 Сущность импорта и импортных операций 7
1.2 Регулирование импортной деятельности 12
2 Анализ импортной деятельности СООО «АлюминТехно» 282
2.1 Экономическая характеристика предприятия 282
2.2 Организация импортной деятельности СООО «АлюминТехно» 35
2.3 Анализ эффективности импорта СООО «АлюминТехно» 40
3 Совершенствование импортной деятельности СООО «АлюминТехно» 48
3.1 Предложения по повышению эффективности импортной деятельности 48
3.2 Обновление структуры управления внешнеэкономическими связями предприятия 54
Заключение 59
Список использованных источников 61
Прежняя версия Кодекса содержала статью о стабильности, в соответствии с которой «в случае если белорусское законодательство, принятое после создания коммерческой организации с иностранными инвестициями, ухудшает ситуацию и условия деятельности для иностранных инвесторов и коммерческих организаций с иностранными инвестициями, созданных с их участием (т.е. в случае если на них будут возложены дополнительные или повышенные обязательства или в случае ограничения или подавления их прав), законодательство, действовавшее в день регистрации коммерческой организации с иностранными инвестициями должно применяться к иностранному инвестору, коммерческой организации с иностранными инвестициями и/или иностранным инвестициям в течение пяти лет». Данная статья о стабильности была отменена, и в настоящее время применяется исключительно к резидентам СЭЗ и только по отношению к правовому и налоговому режиму [39, c. 30].
Существующая гарантия перевода средств является неполной. Она относится только к праву на репатриацию остающейся после уплаты налогов прибыли (дохода), полученных в Беларуси в результате инвестиционной деятельности, а также к выручке, полученной от полной или частичной реализации инвестиционного имущества при прекращении инвестиционной деятельности. В большинстве развитых стран такая гарантия включала бы также: перевод компенсации, выплаченной за экспроприацию; выплаты, вытекающие из инвестиционного спора; выплаты, произведенные по контракту, включая выплату амортизации основной суммы долга и накопленных процентов, произведенную в соответствии с кредитным договором; а также дополнительные взносы в капитал для поддержания или развития инвестиций.
В Кодексе установлено, что национализация или реквизиция возможны лишь со своевременной и полной компенсацией стоимости имущества. Однако ни в Инвестиционном, ни в Гражданском кодексах не определены основания для национализации и экспроприации.
Инвестиционный кодекс содержит гарантию доступа к национальным судам для иностранных инвесторов только в некоторых случаях. Однако, в соответствии с Хозяйственным процессуальным кодексом, возможно обращение за помощью в международный арбитраж, если оно включено в письменное соглашение между двумя сторонами.
Одним из немногих примеров международного арбитража между иностранным инвестором и белорусским инвестором явился спор между крупнейшей в России пивоваренной компанией ОАО «Балтика» (часть холдинга «Балтийский напиток») и белорусским ОАО «Криница». Спор был разрешен международным арбитражным судом при Российской торгово-промышленной палате в 2004 г.
В условиях мирового финансово-экономического кризиса проблема обеспечения привлекательности инвестиционного климата для экономики любой страны становится еще более актуальной. Мировой опыт свидетельствует, что в такие периоды повышается неустойчивость экономики, нарушается ее нормальное функционирование.
Обобщение фундаментальных и прикладных научных исследований белорусских и зарубежных ученых в области мирового кризиса позволило констатировать, что сложность и разнонаправленность современных явлений как во всем мире, так и в Беларуси, их постоянное изменение оказывают непосредственное влияние на инвестиционный климат. Необходима разработка комплексного подхода к анализу процессов, что позволит составить целостное представление о приоритетных направлениях деятельности в системе обеспечения привлекательности инвестиционного климата Республики Беларусь в условиях долгосрочного финансово-экономического кризиса.
В эпоху глобализации кризис коснулся всех без исключения стран вне зависимости от их политической или экономической системы.
В этих условиях нарастают угрозы экономической безопасности страны, причем в первую очередь – внешнеэкономической. Это обусловлено тем, что любое включение в международное разделение труда одновременно означает усиление зависимости национальной экономики от внешнего мира.
В современных условиях на экономику республики оказывают влияние внешние угрозы, которые можно прогнозировать. К их нейтрализации или минимизации необходимо быть готовыми, но предотвратить возникновение с помощью внутренних ресурсов почти невозможно.
К такому виду угроз относятся угрозы, связанные со снижением спроса на товары и услуги белорусских производителей на внешних рынках; протекционистской политикой государств; проведением валютной политики зарубежными странами.
Первый блок угроз приводит к серьезным отрицательным последствиям для Беларуси в силу открытости ее экономики. К примеру, в результате снижения внешнего спроса на продукцию белорусских производителей объем экспорта за 2009 г. по сравнению с 2008 годом снизился на 33%. За 2010 год объем экспорта превзошел уровень 2009 года, но все еще остается далеким от уровня 2008 года. [99].
Республика Беларусь является зависимой от поставок минерально-сырьевых ресурсов, многих видов продукции, в том числе стратегического значения, отдельных продовольственных товаров, а также комплектующих изделий. В связи с этим падение импорта в страну происходит с меньшей интенсивностью. Уменьшение экспорта и импорта товаров и услуг за 2009 г. по сравнению с 2008 в стоимостном выражении составило 34,7 и 27,5% соответственно. Более существенное сокращение экспортных операций повлияло на показатель внешнеэкономической безопасности – соотношение между объемами экспорта и импорта продукции [99].
Следствием снижения спроса на товары и услуги белорусских производителей явилось заметное уменьшение поступления валюты, возрастание спроса на нее, что также привело к возникновению новых угроз для экономики, важнейшими среди которых явились: дальнейшее увеличение валового внешнего долга; чрезмерное сжатие денежной массы и усиление режима кредитной рестрикции; усиление деструктивных процессов на внутреннем валютном рынке страны вследствие роста спроса на валютные средства со стороны субъектов хозяйствования и населения, развитие инструментов финансовых спекуляция, снижение обеспеченности реального сектора экономики необходимыми импортными ресурсами, инновационными технологиями и уменьшение по этой причине объемов выпуска продукции, ритмичности производства, конкурентоспособности товаров на мировом рынке.
Второй вид угроз связан с блокированием зарубежных национальных рынков, цель которого – препятствовать ввозу иностранных товаров и услуг для обеспечения приоритетности закупок продукции внутреннего производства. Ключевым направлением антикризисной политики западных стран становятся жесткие протекционистские меры. Так, с сентября 2008 г. по январь 2009 г. Китай ввел 19 протекционистских мер, Индия - четыре, Европейский союз, Вьетнам и Южная Корея - по две. В антикризисных программах представлены едва ли не все торговые барьеры, осуждаемые ООН и Всемирной торговой организацией [52, c. 20]. Приказом Минэкономразвития Российской Федерации № 427 от 5 декабря 2008 г. введена 15-процентная преференциальная надбавка к цене, ограничившая допуск белорусских производителей на рынок РФ. Наблюдались ограничения со стороны Министерства сельского хозяйства России по вопросам сбыта белорусских тракторов и молочной продукции.
В результате этих действий наблюдается сокращение экспорта продукции и поступления валютной выручки, разрыв хозяйственных связей с торговыми партнерами и т.д. [52, c. 20].
Существовала точка зрения, что одним из путей выхода из кризиса является девальвация национальной валюты, которая «способствует защите собственного рынка и стимулирует экспорт». Однако, к примеру, попытка России за счет девальвации сбалансировать ее платежный баланс в реальной действительности дала обратный результат [99].
К тому же был вполне реален риск мировой гонки девальвации из-за попыток отдельных стран создать стимулы для роста своих экономик. Начало такого процесса могло бы стать для мировой экономики и мировой торговли не менее опасным, чем прямые протекционистские меры.
Внешнеторговый оборот – один из основных индикаторов, сигнализирующих о воздействии мирового финансово-экономического кризиса на экономику страны. Уязвимость республики в условиях кризиса проявилась в нерешенности следующих вопросов:
- соотношение сальдо внешней торговли, включая услуги, (по данным платежного баланса) и ВВП сложилось в 2009 г. на уровне -4,08% при пороговом уровне -5% ВВП [99]. Низкая доля добавленной стоимости в валовом выпуске привела к увеличению объема импортных закупок энергоносителей, сырья и комплектующих при росте ВВП. Из-за давления отрицательного сальдо на валютный рынок страны произошла девальвация белорусского рубля (более чем на 30 п.п. за 2009 г.). Она вызвала ускорение инфляционных процессов: индекс потребительских цен в 2009 г. по отношению к его уровню в 2008 г. составил 110,1%;
- на зависимость страны от ввоза многих видов продукции особенно минерально-сырьевых ресурсов, указывает то, что доля промежуточных товаров в общем объеме поставок в Беларусь достигла более 70%. Беларусь входит в четверку наиболее импортозависимых стран среди 22 европейских стран по импортоемкости производства, рассчитанной как доля импорта в отпускной цене продукции [52, c. 21]. Импорт имеет жизненно важное значение для функционирования белорусской экономики. С целью снижения импортной зависимости правительством принимаются меры, среди которых основными являются совершенствование структуры национальной экономики, внедрение энергосберегающих технологий и техники, увеличение доли использования местных видов топлива, экономия топливно-энергетических ресурсов. Однако удельный вес промежуточных товаров в импорте республики практически не изменяется. В 2003-2010 гг. он составлял соответственно 70,9%; 71,1%; 73,3%; 71,9%; 70,8%; 72,3%; 73,2%, 72,7%, а энергетических товаров – увеличился более чем на 28,5 п.п. (с 25,3% до 53,9%) [Там же, c. 21]. Следовательно, не отмечается повышение устойчивости инвестиционного климата страны по этой позиции;
- некоторые проблемы во внешнеторговой деятельности создала недостаточная ее диверсификация (рисунок 3.4). Приведенные данные свидетельствуют, что удельный вес пяти ведущих торговых партнеров (Россия и ЕС) в экспорте составляет 69%, в импорте – 90%. Такая высокая концентрация внешнеторговых операций создает опасность экономической зависимости, снижения экспортно-импортной деятельности и как результат снижение привлекательности инвестиционного климата при изменении политической и экономической конъюнктуры в указанных странах [99];
- в докризисное время
не была решена проблема
- фактором, непосредственно
влияющим на состояние
Показателем стабильности инвестиционного климата и экономической безопасности является отношение валового внешнего долга к ВВП. В 2007-2008 гг. оно составляло 27,6 и 25,3% соответственно [89]. На 1 января 2011 г. валовой внешний долг Республики Беларусь превысил 28 млн. долл. США. Соотношение рассматриваемого индикатора и ВВП значительно ниже порогового уровня, установленного для Беларуси (55%). Однако необходимо отметить, что за период с 2000 до 2005 гг. абсолютная его величина возросла в 2,5 раза (с 2091,5 до 5128,2 млн. долл. США), а с 2006 г. до 1 апреля 2010 г. – более чем в 4 раза. В связи с этим для Беларуси, учитывая, что ей необходимы внешние заимствования, целесообразно установить сначала пороговые значения показателя внешнего долга, которые отражали бы допустимую траекторию его наращивания, а впоследствии определить конкретное его значение на перспективу с учетом потребностей социально-экономического развития республики и складывающейся мировой экономической конъюнктуры.
Для преодоления последствий мирового кризиса правительства разных стран тщательно координировали свои действия. Об этом свидетельствуют встречи на высшем уровне в 2008-2009 гг., на которых предпринимались попытки выработать единую антикризисную стратегию. В январе 2009 г. принят План совместных действий Правительства Республики Беларусь и Правительства Российской Федерации по минимизации негативных последствий мирового финансово-экономического кризиса, проведению согласованной курсовой и денежно-кредитной политики. На заседании Межгосударственного совета (на уровне глав правительств) в июне 2009 г. одобрен План реализации совместных мер государств-членов ЕврАзЭС по преодолению последствий мирового финансового кризиса, сдерживанию инфляции и проведению мероприятий по расширению применения национальных валют во взаиморасчетах при осуществлении экспортно-импортных операций. На этом же заседании подписан Договор об учреждении Антикризисного фонда ЕврАзЭС для содействия государствам-членам данного объединения в преодолении мирового кризиса. Непосредственную роль в совместном преодолении последствий мирового финансово-экономического кризиса призван сыграть Таможенный союз Беларуси, России и Казахстана.
Таким образом, мировой кризис обострил не решенную в предыдущие годы проблему усиления интеграционных процессов на постсоветском пространстве, учитывая особую уязвимость стран СНГ. Благодаря участию в различных союзах можно на выгодных условиях выстраивать модели обеспечения экономической безопасности, привлекая общий интеграционный потенциал, и обеспечивать при этом стабильное развитие всей системы.