Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 23:24, дипломная работа
Цель данной работы – исследование теоретических основ формирования инвестиционного климата страны и разработка практических рекомендаций по улучшению инвестиционного климата Республики Беларусь.
В соответствии с целью исследования определяются следующие задачи:
- раскрыть сущность понятия инвестиционного климата страны;
- проанализировать зарубежный опыт создания инвестиционного климата в странах с формирующейся рыночной экономикой (на примере Российской Федерации) и возможность его применения в условиях Республики Беларусь;
- исследовать состояние инвестиционного климата Республики Беларусь в настоящий момент и определить пути его совершенствования.
Введение 5
1 Теоретические основы импортной деятельности 7
1.1 Сущность импорта и импортных операций 7
1.2 Регулирование импортной деятельности 12
2 Анализ импортной деятельности СООО «АлюминТехно» 282
2.1 Экономическая характеристика предприятия 282
2.2 Организация импортной деятельности СООО «АлюминТехно» 35
2.3 Анализ эффективности импорта СООО «АлюминТехно» 40
3 Совершенствование импортной деятельности СООО «АлюминТехно» 48
3.1 Предложения по повышению эффективности импортной деятельности 48
3.2 Обновление структуры управления внешнеэкономическими связями предприятия 54
Заключение 59
Список использованных источников 61
- по объему эмиссии государственных ценных бумаг и выпуску иных обязательств;
- по объему выдаваемых государственных гарантий;
- по доходности государственных ценных бумаг;
- по объему выдаваемых за счет средств бюджетов всех уровней государственных гарантий [6].
Одновременно следует повысить уровень обеспечения государственных ценных бумаг, снизив тем самым риск инвестиций. В этом направлении, во-первых, необходимо осуществить переход функций эмитента государственных ценных бумаг от Министерства финансов РФ к Казначейству, ценные бумаги которого были бы обеспечены конкретным имуществом Казначейства; во-вторых, необходимо создать четкую и эффективную систему обращения взысканий на государственное имущество в случае неисполнения государством своих обязательств по займам.
Таким образом, современное состояние инвестиционного климата России, требует изменения структурной политики государства как ключевого условия повышения инвестиционной привлекательности. Осуществить крупномасштабные изменения без значительных инвестиций как со стороны государства, так и со стороны частного сектора невозможно, в условиях кризиса инвестиции являются для России важнейшим средством структурного преобразования социального и производственного потенциала. Для привлечения инвестиций необходимо сформировать благоприятный инвестиционный климат в стране, первостепенная роль в создании которого принадлежит государству, и инвестиционную инфраструктуру, отвечающую мировым стандартам. Усилия государства необходимо также направить на привлечение иностранных инвестиций, которые принесут с собой современные технологии (а это значит – повышение производительности труда, создание новых рабочих мест, опыт управления и т.д.).
Анализируя потоки иностранных инвестиций в Российской Федерации, необходимо отметить, что долговременная динамика объемов ввоза и вывоза прямых инвестиций практически совпадает. С 2003 г. обозначилась тенденция стремительного ежегодного роста ввозимых и вывозимых ПИИ. Причем, с 2000 г. по 2009 г. оттоки ПИИ выросли в 21,7 раза, а притоки – в 20,5 раз. Более трети суммарного объема вывезенных ПИИ из России за рубеж приходится на 25 крупнейших российских транснациональных корпораций из четырех отраслей: нефтегазовой, металлодобывающей, транспортной, телекоммуникационной. Российские ТНК предпочитают проникать на развитые рынки с помощью сделок по слиянию и поглощению, а с инвестициями «с нуля» приходить в экономики развивающихся государств и стран с переходной экономикой. Анализ географического и отраслевого распределения притоков и оттоков ПИИ Российской Федерации затруднен, поскольку официальная статистика в географическом разрезе и по отраслям вложений ведется только по общему показателю иностранных инвестиций, включающему прямые, портфельные и прочие. Основной объем иностранных инвестиций по-прежнему направлен в обрабатывающие производства, торговлю и добычу полезных ископаемых. Группа стран, традиционно инвестирующих в российскую экономику на протяжении продолжительного периода времени, остается неизменной: группа европейских стран – Нидерланды, Люксембург, Кипр, Великобритания, Германия – и Китай.
Для повышения привлекательности инвестиционного климата России и стимулирования притока иностранных инвестиций в страну необходимо реализовать комплекс мер, среди которых упрощение и повышение прозрачности системы налогообложения, завершение в кратчайшие сроки программы реструктуризации банковской системы, совершенствование внешнеэкономической и таможенной политики, повышение защиты прав собственности, повышение свободы входа на рынок, усиление мер по борьбе с коррупцией, повышение прозрачности, полноты и достоверности бухгалтерской отчетности.
Республика Беларусь является членом Содружества независимых государств (СНГ), образованного в 1991 году после распада Советского Союза. Переходный период характеризовался резким падением валового внутреннего продукта и экономического роста с сохранением ключевых характеристик плановой экономики. Успехам экономического развития в последующие годы благоприятствовали существенные субсидии, извлекаемые из льготных цен на энергоносители (нефть и газ) и торговые льготы, предоставленные Россией [54].
Принцип ценообразования поставок российского газа в Беларусь будет пересмотрен с 2012 года, по истечении действующего сейчас пятилетнего контракта. С учетом того, что Беларусь входит в Таможенный союз, на 2012 год контракт будет подписан на принципах, которые описаны в пакете документов, связанных с созданием Единого экономического пространства.За основу будет браться среднеевропейская цена на газ минус таможенные пошлины и стоимость транзита [93].
Но тем не менее, для постоянного улучшения позиции в мировой экономике, характеризующейся растущей конкуренцией, правительство искало и ищет новые пути для поддержки роста и экономического развития страны, включая стимулирование частных инвестиций – как местных, так и иностранных. В связи с этим, начиная с 2007 г., в республике принят ряд мер, направленных на либерализацию экономики и стимулирование развития частного сектора, так как страна длительное время зависела от государственных предприятий и общие условия для развития частного сектора не принимались во внимание.
Приверженность правительства реформам будет важным фактором в достижении дальнейших улучшений инвестиционного климата. В связи с этим следует выявить сферы, в которых решительные и скоординированные действия повысили бы конкурентоспособность государственного и частного секторов в Беларуси, а также увеличили бы привлекательность страны для инвестиций. ПИИ могут сыграть стратегическую роль в облегчении процесса формирования рыночной экономики и интеграции страны в глобальную экономику. Неиспользованный потенциал Беларуси в сфере ПИИ велик и может полностью использоваться только при условии принятия адекватных мер, касающихся конкуренции, развития частного сектора и реформ, благоприятствующих развитию бизнеса.
На протяжении последнего десятилетия Беларусь переживала беспрецедентный период роста при сохранении экономической модели, основанной на государственном планировании и государственных предприятиях. Нарастающим препятствием для устойчивости данного роста явился глобальный финансовый и экономический кризис 2008-2010 гг. и относительный рост цен на энергоносители вследствие постепенного прекращения субсидирования и постепенного достижения ими уровня мировых рыночных цен. Притоки ПИИ были традиционно очень низкими, поскольку им не благоприятствовали частые изменения общей политики и изменчивая политика по отношению к развитию частного сектора.
С конца 2007 г. в попытке поддержания высокого уровня экономического роста в Республике Беларусь были начаты реформы по развитию частного сектора [99]. В данном контексте также были поставлены амбициозные цели повысить приток ПИИ с 2,6% до 15-20% от общего объема инвестиций и попасть в число 25 стран, возглавляющих список рейтинга Всемирного банка по ведению бизнеса «Doing business» [39, c. 42].
Следует отметить, что в соответствии с отчетом Всемирного Банка «Doing Business 2010», в Республике Беларусь наблюдается значительный прогресс в 2010 г. по сравнению с 2009 г. в области упрощения ведения бизнеса. Страна поднялась в данном рейтинге на 24 позиции с 82 на 58 место. Однако данный результат еще далек от заявленной 25 позиции [73, c. 6].
Как было отмечено в отчете «Ведение бизнеса 2011»: Беларусь находится в десятке стран мира, которые добились крупнейших успехов в создании более благоприятной регулятивной среды для отечественных предпринимателей за последние пять лет, но правительство должно предпринять дальнейшие шаги в этом направлении. Беларусь продолжает отставать по таким показателям, как уплата налогов, ликвидация компании и международная торговля, представляющим более сложные области деятельности и оказывающие влияние на экономику в целом. Таким образом, результаты исследования «Ведения бизнеса – 2011» свидетельствуют о том, что на текущем этапе реализации программы по либерализации экономики Беларусь должна провести более глубокое структурное реформирование, необходимое для привлечения частных инвестиций и создания новых рабочих мест [109].
Значительные изменения в политике, оказывающие влияние как на местные, так и на иностранные инвестиции, уже произошли, и еще много изменений предполагается реализовать. Однако отсутствие конкретной и широко обсуждаемой стратегии развития частного сектора может снизить эффективность предпринятых мер.
После распада СССР в 1991 г. большинство членов Содружества Независимых Государств пошли по пути либерализации и приватизации. В противоположность им, Республика Беларусь сохранила экономику с централизованным планированием и ограниченными попытками приватизации. Социально-ориентированная экономическая политика Республики Беларусь до настоящего времени продолжает сохранять доминирующую роль государства в основных сферах национальной экономики.
В годы, непосредственно следующие за провозглашением независимости, экономика Республики Беларусь переживала спад, и инфляция была неконтролируемой (рисунок 3.1). Через пять лет после провозглашения независимости ВВП на душу населения уменьшился до одной третьей от его уровня 1991 г. С 1994 г. начала реализовываться новая стратегия роста и политика кредитной экспансии в сочетании со строгим контролем заработной платы, цен и производства продукции. Оно также благоприятствовало широкой государственной поддержке промышленности и сельского хозяйства, что часто включало в себя вмешательство в решения о выделении кредитов центрального банка.
Изначально стратегия роста имела положительные эффекты. Она стимулировала занятость и внутреннее потребление и, до некоторой степени, смягчила эффекты распада Советского Союза. Экономика начала расти, и ВВП на душу населения вернулся к уровням, предшествующим провозглашению независимости. Однако эта стратегия оказалась неустойчивой. Инфляция, которая резко уменьшилась с 2000% в 1994 г. до 53% в 1996 г., начала расти снова, превысив 200% в 1999 г. (рисунок 3.1).
Рисунок 3.1 – Реальный рост ВВП и инфляция в 1993-2009 гг.
Примечание - Источник: [39, c. 7].
В 2000 г. правительство начало восстановление макроэкономического порядка и взяло инфляцию под контроль путем ужесточения денежно-кредитной политики – повышение ссудных процентов и ограничение вмешательства правительства в распределение кредитных средств. Оно начало также отходить от бартерной системы, которая сложилась с Россией, усовершенствовало управление центральным бюджетом (следуя международным стандартам бухгалтерского учета) и укрепило бюджет.
Система множественных обменных курсов, поддерживаемая с первых лет переходного периода, была отменена. Экономика ответила на изменения политики и начала расти быстрыми темпами, поддерживая рост на уровне более 8% с 2004 г. до 2008 г. (рисунок 3.1).
Экономическому росту в Беларуси способствовали также внешние факторы. В начальный период независимости Беларусь интенсивно работала над перестройкой торговли с Россией. Благодаря соглашениям, заключенным в то время, Беларусь имела возможность сохранить льготное ценообразование на импорт нефти и газа, которым она пользовалась с советского периода, и закрепить преимущественный доступ на рынок для своей продукции. Это предоставило Беларуси возможность получить существенную выручку от реэкспорта нефти и газа. Например, к 2004 г. Беларусь покупала газ у России по 48 долл. за 1000 кубометров, тогда как Западная Европа платила 135 долл. Аналогичным образом Беларусь платила по 25 долл. за баррель нефти по сравнению с международной ценой в 37 долл. Дешевые энергоносители, привилегированный доступ к российскому рынку и более низкие ставки заработной платы сделали белорусский экспорт в Россию весьма конкурентоспособным.
Одновременно экономический рост России стимулировал спрос на более дешевые белорусские товары. Быстрый темп экономического роста начал несколько снижаться с 2006 г., сократившись с 10 до 8%. Рост цен на нефть и газ в 2007 г., последовавший за новым соглашением с Россией по энергоносителям, явился важным фактором, объясняющим данное снижение темпа, поскольку 97% производства электроэнергии в Беларуси основано на газе, большая часть которого поставляется Россией [39, c. 8].
С 2010 г. условия поставок российских энергоносителей в Беларусь существенно изменились. Россия в 2010 г. беспошлинно поставила Беларуси только 6,3 млн. тонн нефти для внутреннего потребления. Кроме того, стороны согласовали и механизм расчета объема нефти, поставляемой беспошлинно на следующие годы. При этом Россия будет до 2012 года поставлять в Беларусь нефть в объеме, необходимом для внутреннего потребления за минусом внутренней добычи самой Беларуси, т.е. 6,3 млн. тонн - это 8 млн. внутреннего потребления корзины нефтепродуктов в Беларуси за вычетом 1,7 млн. тонн внутренней добычи в республике [104].
Однако в 2007 г. рост цен на импорт энергоносителей в Беларусь (14%) был более чем компенсирован вследствие роста мировых цен на нефть и газ. Это позволило правительству продолжить субсидирование местных экспортеров, главным образом государственных предприятий [39, c. 8].
С тех пор цены на нефть и газ значительно снизились в ответ на глобальный финансовый и экономический кризис, начавшийся в 2008 г. Более дорогостоящий импорт газа вынудит снизить маржу правительства от реэкспорта газа при повышении стоимости субсидирования внутреннего потребления и производства. Также вследствие глобального экономического спада белорусский экспорт уменьшился, что побудило органы власти девальвировать белорусский рубль на 20 процентов в январе 2009 г. Эти проблемы обострились доминирующей ролью государственных предприятий в экономическом производстве вместе с сохраняющейся уверенностью в действенности контроля цен и субсидий, что ограничивает внутреннюю конкуренцию. Для принятия мер в ответ на эти проблемы начали реализовываться правительственные инициативы по переходу от использования газа к использованию энергии ветра и воды в качестве возможных альтернативных энергоносителей, включая ПИИ в данные области.
Таким образом, существует насущная потребность в инвестициях – местных и иностранных – для модернизации экономики и использования с выгодой конкурентоспособных активов Беларуси, включая ее благоприятное географическое положение между Россией и Европейским союзом, транспортную инфраструктуру и высококвалифицированную рабочую силу.
С момента провозглашения независимости и до недавнего времени политика, оказывающая воздействие на привлекательность инвестиционного климата Республики Беларусь, носила изменчивый характер. Так, в 1997 г. правительство ввело «правило золотой акции», которое разрешило вмешательство государства в управление частично приватизированными компаниями. В 2005 г. данное положение было пересмотрено таким образом, что оно могло применяться независимо от того, сохраняет государство долю в приватизированных активах или нет. Однако «правило золотой акции» широко не применялось. По официальной информации, оно было использовано в 14 акционерных обществах из 1600 [39, c. 9]. Данное правило было упразднено в 2008 г. как часть инициатив по улучшению общего инвестиционного климата (приложение А, рисунок А.1).