Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 23:24, дипломная работа
Цель данной работы – исследование теоретических основ формирования инвестиционного климата страны и разработка практических рекомендаций по улучшению инвестиционного климата Республики Беларусь.
В соответствии с целью исследования определяются следующие задачи:
- раскрыть сущность понятия инвестиционного климата страны;
- проанализировать зарубежный опыт создания инвестиционного климата в странах с формирующейся рыночной экономикой (на примере Российской Федерации) и возможность его применения в условиях Республики Беларусь;
- исследовать состояние инвестиционного климата Республики Беларусь в настоящий момент и определить пути его совершенствования.
Введение 5
1 Теоретические основы импортной деятельности 7
1.1 Сущность импорта и импортных операций 7
1.2 Регулирование импортной деятельности 12
2 Анализ импортной деятельности СООО «АлюминТехно» 282
2.1 Экономическая характеристика предприятия 282
2.2 Организация импортной деятельности СООО «АлюминТехно» 35
2.3 Анализ эффективности импорта СООО «АлюминТехно» 40
3 Совершенствование импортной деятельности СООО «АлюминТехно» 48
3.1 Предложения по повышению эффективности импортной деятельности 48
3.2 Обновление структуры управления внешнеэкономическими связями предприятия 54
Заключение 59
Список использованных источников 61
Анализ рисунка 3.2 позволяет сделать вывод, что общий приток ПИИ в Республику Беларусь долгое время оставался на низком уровне и лишь в последние несколько лет наблюдается их рост в ответ на предпринятые меры в области стимулирования притока иностранных инвестиций.
Рисунок 3.2 – Приток ПИИ в Республику Беларусь в 1992-2009 гг.
Примечание - Источник: собственная разработка на основе [90].
Однако значительный рост объема прямых иностранных инвестиций в 2007 г. в большой степени зависел от разовых инвестиций, таких как первый платеж российского государственного предприятия «Газпром» в сумме 625 млн. долл. в счет приобретения 50-процентной доли в предприятии «Белтрансгаз» и приобретение предприятием «SB Telecom» за 500 милл. долл. принадлежащих государству акций компании мобильной связи МЦС (совместное предприятие, образованное в 1999 г. между «SB Telecom», «Белтелеком» и ЗАО «Белтехэкспорт»). В 2008 и 2009 г. также значительная часть притока ПИИ в Республику Беларусь обеспечивалась поступлением средств от продажи акций ОАО «Белтрансгаз» [39, c. 9].
Возможно также, что приток ПИИ был результатом позитивной реакции на начальные реформы, осуществляемые на протяжении последних нескольких лет. Большинство иностранных инвесторов сходятся во мнении, что политика в области повышения привлекательности инвестиционного климата Республики Беларусь последовательно двигалась в направлении снижения ограничений и административного давления на бизнес, что выразилось в высоком уровне ПИИ на душу населения в 2009 г., но по-прежнему низком их объеме по отношению к ВВП (приложение Б, рисунок Б1, рисунок Б2).
Среди реформ направленных на улучшение бизнес-климата и более интенсивное привлечение иностранных инвестиций до начала 2010 года, следует отметить упрощение процесса регистрации, упразднение «правила золотой акции» и принятие более 60 декретов и указов, оказывающих влияние на различные аспекты ведения бизнеса. Но более удачно реализованной и дающей неплохое подспорье привлечению инвестиций имела реализованная в 2010 году государственная программа Платформа – 2010 «На пути к благоприятному деловому климату». В соответствии с данной программой был разработан и введен в действие ряд законодательных актов которые предполагают:
и многое другое.
По оценкам экспертов, данные законодательные изменения позволили бизнесу сократить прямые и косвенные издержки примерно на 200 миллионов долларов в год. Эти ресурсы остались в распоряжении коммерческих организаций и позволили им стабилизировать свое финансовое положение и повысить конкурентоспособность.
В июле 2008 г. был начат новый этап приватизации и, в противоположность прежней программе приватизации, он открыто нацелен на привлечение иностранных инвесторов в различные сектора белорусской экономики. Республика Беларусь официально начала приватизацию еще в 1991 г. Большинство сделок осуществлялось между 1994 и 1996 гг. В основном приватизация осуществлялась в отношении предприятий сферы розничной торговли и общественного питания (рестораны или бары), сельского хозяйства, легкой промышленности, строительства и убыточных предприятий всех секторов экономики, за исключением тех, приватизация которых была запрещена (рисунок 3.3). Между 1991 и 1996 гг. в процесс были вовлечены 526 предприятий. Большинство из них были преобразованы в акционерные общества с использованием системы ваучеров, посредством которой каждый гражданин получил ваучер, который можно было обменять на акции в приватизированных государственных предприятиях. 2202 акционерных общества были реформированы с использованием данного метода. Однако в одной третьей части реформированных компаний правительство сохранило 50% собственности и больше, что существенно уменьшало степень приватизации.
Рисунок 3.3 – Приватизация в Республике Беларусь
Примечание - Источник: [39, c. 15].
Между 1996 и 2009 гг. масштабы и темп приватизации значительно снизились, во многом по причине недостатка заинтересованности со стороны инвесторов. Более того, до 2002 г. в данном процессе не было никакого реального иностранного участия. Оно было ограничено продажей сельскохозяйственного предприятия приблизительно за 210 млн. долл. Однако, на протяжении последних шести лет иностранное участие возросло, хотя и сосредоточилось на немногочисленных активах. Примеры включают в себя продажу за 500 млн. долл. остающихся в государственной собственности акций компании «МЦС» компании «SB Telecom», соглашение с Россией на сумму 2,5 млрд. долл. по «Белтрансгазу» и продажу компании «БеСТ» компании «Turkcell» за 500 млн. долл. [39, c. 16].
Существует ряд факторов, стоявших за недостатком заинтересованности со стороны инвесторов в прошлой приватизации. На первом месте – то, что многие активы, выставляемые на продажу, представляли собой убыточные государственные предприятия, не являющиеся привлекательными ни для белорусских, ни для иностранных инвесторов. Во-вторых, правительство ввело мораторий на куплю и продажу ваучеров в начале приватизации, что оказало отрицательное воздействие на темпы выкупа ваучеров. В результате правительство продлевало «срок использования» ваучеров пять раз. В конечном счете, наличные деньги в конце инициативы приватизации стали более привлекательными, чем не поддающиеся реализации акции неконкурентоспособных государственных предприятий. Наконец, международные агентства, оценивающие процесс, пришли к заключению, что методологии оценки не хватало прозрачности и объективности.
В 2008-2009 гг. правительство начало новую и расширенную программу приватизации и обязалось приватизировать более привлекательные активы. Оно также приняло решение о постепенной отмене моратория на продажу ваучеров и ориентацией на привлечение ПИИ. Постановление Совета Министров №1021 2008 г. подтвердило, что 519 предприятий подлежат приватизации в 2008 – 2010 гг. Этот перечень включает в себя предприятия, работающие в легкой промышленности, деревообработке, строительстве, машиностроении и металлургии. Впервые приватизация распространилась на активы, которые раньше считались стратегическими, такие, как Минский автомобильный завод. Также Фонд государственного имущества гарантирует, что оценка будет проводиться сертифицированными специалистами с использованием международных стандартов [39, c. 17].
Экономика Беларуси характеризуется высокой степенью открытости и в значительной мере интегрирована в мировую. По данным Национального банка Республики Беларусь, объем внешней торговли товарами и услугами за 2010 г. составил 60,1 млрд. долл., в том числе экспорт – 25,2 млрд. долл., импорт – 34,9 млрд. долл. В 2010 году сальдо внешней торговли товарами и услугами сложилось отрицательное и составило 7,4 млрд. долл. [92]. Внешняя торговля Беларуси ориентирована, главным образом, на Россию (рисунок 3.4).
Рисунок 3.4 – Страновая структура экспорта и импорта Республики Беларусь
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [99].
Крупнейшим экспортером в Республику Беларусь является Россия, которая остается единственным источником поставки нефти и природного газа, а также крупным экспортером сырья для производства, например, металла и химических продуктов. Однако в показателях экспорта главенствующее положение России снижается (с 51% общего объема экспорта в 2000 г. до 39% в 2010 г.) в пользу Европейского союза, в частности, Нидерландов (11% объема экспорта в 2010 г.) и Латвии (3,7% объема экспорта в 2010 г.). Структура белорусского экспорта, которая не претерпела существенных изменений с течением времени, представлена нефтью и нефтепродуктами (27% общего объема экспорта), машинами и оборудованием (19% общего объема экспорта) и калийными удобрениями (8,8% общего объема экспорта) (приложение В, рисунок В1, рисунок В2) [92].
Роль иностранных инвесторов в развитии магистральных услуг (услуг связи и коммуникаций) в 2008-2010 гг. ограничивалась мобильной связью, поскольку другие услуги инфраструктуры, такие как стационарная связь или производство электроэнергии еще не открыты для иностранных инвестиций. Однако предложения о допуске ПИИ в стационарную связь в настоящее время находятся в стадии рассмотрения (так как это требуется для вступления в ВТО). Правительство занимается активным поиском иностранных инвесторов в сферу переработки отходов, производство электроэнергии из альтернативных источников и строительство дорог. В связи с этим необходимо создание правовых основ для продвижения государственно-частного партнерства (ГЧП – партнерство государственного и частного секторов) в качестве подхода к привлечению частных инвестиций, включая ПИИ, в проекты в области инфраструктуры).
ГЧП интересно как промежуточная форма между государственной и частной собственностью, а также как своеобразная управленческая альтернатива приватизации. Она позволяет преодолеть фундаментальное экономическое противоречие, когда, с одной стороны, стратегически важные объекты (предприятия, энергетическая, транспортная и иная инфраструктура) не могут быть переданы в частную собственность, а с другой — государственный бюджет не в состоянии обеспечить их финансирование в должном объеме. В этом случае привлечение капитала обеспечивается путем передачи частным структурам во временное владение, пользование или управление активов с сохранением за ними статуса госсобственности. ГЧП может быть также реализовано через привлечение частных организаций на строительство различных объектов и освоение недр. При этом фирмы получают доход от пользования объектами, продажи товаров, работ и услуг, а государство сохраняет максимальный контроль за этими сферами деятельности. В настоящее время некоторые правовые нормы, касающиеся отдельных форм ГЧП уже имеются в белорусском законодательстве, в частности, в Инвестиционном кодексе (о концессиях), в Гражданском кодексе (договоры подряда, аренды, поставки для государственных нужд и др.). Однако они либо не охватывают весь круг вопросов ГЧП. Разрабатываемый в настоящее время проект закона «О государственно-частном партнерстве» позволит существенно пополнить и модернизировать действующую нормативную базу в сфере инвестиционной деятельности, конкретизировать разносторонние формы и сферы использования ГЧП.
В последнее время наблюдается значительное увеличение сотрудничества государственных органов с частным сектором, а именно с Республиканской конфедерацией предпринимателей, Минским столичным союзом предпринимателей и работодателей, исследовательским центром ИПМ и аналитическим центром «Стратегия». Национальная Платформа бизнеса Беларуси 2011, разработанная этими организациями продолжает традиции конструктивного диалога. По оценкам аналитического центра «Стратегия» с 2007 года полное и частичное внедрение более 150 предложений Платформы разных лет уже позволило сократить административное бремя на бизнес примерно на 5% ВВП, сохранить более 70 тысяч рабочих мест, создать не менее 20 тысяч новых, и привлечь в страну дополнительно более $300 млн. иностранных инвестиций. Снятие многих административных барьеров, сокращение процедур, упрощение документооборота, снижение отчетности, способствовало значительному повышению конкурентоспособности белорусского бизнеса [107].
Большую роль в формирования привлекательного инвестиционного климата Республики Беларусь играют инвестиционные форумы, проводимые как в стране, так и за рубежом. Они подтверждают наличие в Беларуси значительного потенциала в привлечении иностранных инвестиций. Так, Лондонский инвестиционный форум (18.11.2008 г.) позволил белорусским и иностранным партнерам наладить прямые контакты, информировать мировое сообщество об инвестиционных возможностях Беларуси. Одним из основных итогов таких мероприятий является их положительное влияние на формирование имиджа Республики Беларусь как надежного делового и инвестиционного партнера.
Таким образом, эволюция инвестиционного климата Республики Беларусь включает два крупных этапа: первый этап (1991 – 2006 гг.) характеризовался невысоким уровнем иностранных инвестиций, низкой долей частного сектора в национальной экономике и наличием большого числа законодательных и административных ограничений, негативно влияющих на желание иностранных инвесторов вкладывать средства в белорусскую экономику; второй этап (2007-2010 гг.) характеризуется значительным увеличением объема иностранных инвестиций (приложение Г, рисунок Г1, рисунок Г2), либерализацией условий ведения экономической деятельности и значительным ростом количества предприятий с участием иностранного капитала – по состоянию на 01.05.2010 г. в Республике Беларусь было зарегистрировано 2776 совместных предприятий и 2104 иностранных предприятий (приложение Д, рисунок Д1, рисунок Д2) (некоторые исследователи выделяют два дополнительных этапа, первый из которых начался после выборов 1994 г., когда стала проводится новая фискальная и кредитная политика и формироваться социально ориентированная модель рыночной экономики Республики Беларусь; принятие Инвестиционного кодекса в 2001 г. и формирование четких законодательных основ осуществления иностранных инвестиций в Республику Беларусь служит основанием для выделения некоторыми учеными еще одного этапа в эволюции инвестиционного климата страны).
Немаловажную роль в формировании благоприятного инвестиционного климата играет правовой режим функционирования инвестиций в стране и защита прав инвесторов, которые обеспечиваются Инвестиционным кодексом Республики Беларусь.
Положения, охватывающие вопросы защиты прав и интересов иностранного инвестора и его правового режима, можно найти в Общей части Кодекса вместе с общими определениями. Диапазон форм правового режима и защиты является стандартным, но содержание каждого положения о защите не соответствует общепринятым международным стандартам. Однако это компенсируется широкой сетью двусторонних соглашений о защите инвестиций с многими из наиболее важных стран, являющихся источниками ПИИ (приложение Е, рисунок Е1, рисунок Е2).
В соответствии с Кодексом, иностранные инвесторы пользуются равными правами со всеми инвесторами или хозяйствующими субъектами, вовлеченными в инвестиционную деятельность в течение срока их инвестиций, независимо от формы собственности. Кодекс предусматривает, что отношение к иностранным инвесторам и юридическим лицам, учрежденным с их участием, не должно быть менее благоприятным, чем к белорусским юридическим и физическим лицам. Существенных исключений из данного правила не было выявлено на практике. Однако, различается поле деятельности, которое существует на практике для государственных предприятий и частных компаний, что остается ключевой проблемой в Беларуси.