Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 23:24, дипломная работа
Цель данной работы – исследование теоретических основ формирования инвестиционного климата страны и разработка практических рекомендаций по улучшению инвестиционного климата Республики Беларусь.
В соответствии с целью исследования определяются следующие задачи:
- раскрыть сущность понятия инвестиционного климата страны;
- проанализировать зарубежный опыт создания инвестиционного климата в странах с формирующейся рыночной экономикой (на примере Российской Федерации) и возможность его применения в условиях Республики Беларусь;
- исследовать состояние инвестиционного климата Республики Беларусь в настоящий момент и определить пути его совершенствования.
Введение 5
1 Теоретические основы импортной деятельности 7
1.1 Сущность импорта и импортных операций 7
1.2 Регулирование импортной деятельности 12
2 Анализ импортной деятельности СООО «АлюминТехно» 282
2.1 Экономическая характеристика предприятия 282
2.2 Организация импортной деятельности СООО «АлюминТехно» 35
2.3 Анализ эффективности импорта СООО «АлюминТехно» 40
3 Совершенствование импортной деятельности СООО «АлюминТехно» 48
3.1 Предложения по повышению эффективности импортной деятельности 48
3.2 Обновление структуры управления внешнеэкономическими связями предприятия 54
Заключение 59
Список использованных источников 61
Фактор |
Вес фактора в оценке риска, в % |
1 |
2 |
Аналитические показатели: |
50 |
- темпы роста, бюджетный дефицит, структурные диспропорции и т.д. |
25 |
- риск политической нестабильности |
25 |
Показатели внешней задолженности: |
20 |
- общее состояние |
10 |
- "проблемная" задолженность (неуплаты, отсрочки платежей) |
10 |
Окончание таблицы 1.1 | |
Возможности заимствований на международных рынках: |
20 |
- частные долгосрочные банковские кредиты |
5 |
- краткосрочные внешнеторговые кредиты |
5 |
- облигационные и консорциальные банковские займы |
5 |
- форфейтинговые операции (уровень дисконта) |
5 |
Кредитный рейтинг страны (средняя по оценкам трех рейтинговых агентств) |
10 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [101].
Примечательно, что в данном рейтинге, как и в рейтинге журнала «The Economist» (таблица 1.2) принимаются во внимание в основном финансовые показатели экономики страны.
Таблица 1.2 – Критерии оценки инвестиционного климата страны аналитической службой журнала «The Economist»
Фактор |
Вес фактора в оценке риска, в % |
1 |
2 |
Среднесрочный кредитный риск: |
45 |
- уровень внешней задолженности (к ВВП) |
5
|
- коэффициент обслуживания долга |
5 |
- уровень процентных выплат по долгу (к объему экспорта) |
10 |
- состояние текущего платежного баланса (сальдо к ВВП) |
5 |
- норма сбережений (к инвестициям) |
5 |
- непогашенная задолженность по международным банковским займам |
5 |
- обращения к займам МВФ |
5 |
- зависимость от монопродуктивности экспорта |
5 |
Окончание таблицы 1.2 | |
Риск просчетов в экономической политике (налоговая, денежно-кредитная и др.) |
20 |
Риск политической нестабильности (состояние политической системы, степень политических свобод и др.) |
20 |
Риск неплатежей по краткосрочным внешнеторговым кредитам |
10 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [101].
В отчете «Показатели мирового развития» (World Development Indicators), ежегодно публикуемом Всемирным банком, кроме финансовых показателей анализируются также и факторы, связанные с развитием человеческого капитала, устойчивостью окружающей среды, макроэкономической политикой, и непосредственно составляющие инвестиционного климата. Используя этот отчет, иностранный инвестор может получить исчерпывающую информацию более чем по 225 странам мира и 1000 показателям их развития.
Так, в отчете «Показатели мирового развития 2010» раздел показателей инвестиционного климата содержит результаты опроса иностранных инвесторов в каждой из анализируемых стран по следующим условиям: непрозрачность политики страны, коррупция, правосудие, уровень преступности, налоговое регулирование и администрирование, доступность финансирования, состояние электроснабжения, факторы рабочей силы, доступность рынка, регистрация собственности, решение вопроса неплатежеспособности. В исследовании инвестиционного климата учитываются мнения фирм и правительств, заинтересованных в улучшении условий ведения бизнеса, а также экономистов-аналитиков.
При разработке «Показателей мирового развития 2010» важным допущением являлось то, что фирмы хорошо знают законодательство своих стран и полностью его соблюдают. На практике же большинство бизнесменов не осведомлено полностью обо всех законодательных процедурах ведения бизнеса или сознательно от них уклоняются. Отчет «Показатели мирового развития 2010» направлен на то, чтобы совместно с другими аналитическими документами помочь правительству каждой страны мира выявить уязвимые места ее инвестиционного климата в сравнении с другими странами и ключевые области его развития [86, с. 6].
Для определения коммерческого риска инвестирования в зарубежные страны используется индекс BERI (Business Environment Risk Information). Он определяется трижды в год по более чем 50 странам на основе 15 оценочных критериев (таблица 1.3). При разработке этого индекса проводятся опросы экспертов различных отраслей (банки, промышленность и т.д.), а также научно-исследовательских институтов и компаний.
Таблица 1.3 – Критерии оценки коммерческого риска инвестирования при определении индекса BERI
Критерий |
Удельный вес, % | |
Политическая стабильность |
12 | |
Темпы экономического роста |
10 | |
Конвертируемость валюты |
10 | |
Долгосрочный кредит и собственный капитал |
8 | |
Краткосрочный кредит |
8 | |
Расходы на заработную плату и производительность труда |
8 | |
Национализация |
6 | |
Девальвация |
6 | |
Платежный баланс |
6 | |
Возможность реализации договора |
6 | |
Бюрократические вопросы |
4 | |
Организация связи и траспорта |
4 | |
Местное управление и партнеры |
4 | |
Возможность использования экспертов и услуг |
2 | |
Итого: |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [96].
Каждый критерий имеет различный удельный вес. Он определяется в баллах от 0 (неприемлемо) до 4 (очень благоприятно).
Высокое количество баллов свидетельствует о стабильности страны и, наоборот, низкие показатели — о неблагоприятном инвестиционном климате. При оценке возможностей инвестирования в какую-либо страну по системе BERI используются как политические, так и экономические критерии. По ним не только оценивается нынешняя ситуация, но и учитываются возможные будущие изменения [96].
Большой авторитет среди западных инвесторов, особенно американских, имеет рейтинговая и информационная корпорация DUN & BRADSTREET. Корпорация D&B публикует в своих ежемесячных бюллетенях «Международный обзор коммерческих рисков и платежей» оценки инвестиционного и платежного риска по 120 странам мира. Все страны по методике компании разбиваются по семи классам рейтинга и по четырем подклассам (от а до d). Индикатор «а» свидетельствует о несколько меньшей степени риска и более высокой кредитоспособности страны, чем индикатор «b», и т.д. Первый (высший) класс характеризует максимальную способность возвращать кредиты и соответственно минимальную степень риска [95].
Методика агентства ICRG (International Country Risk Guide) предполагает оценку странового риска по трем типам:
Общий индекс странового риска ICRG, который находится в пределах от 0 до 100 пунктов разбивается на категории от «Очень низкий уровень риска» (от 80 до 100 пунктов) до «Очень высокий уровень риска» (от 0 до 49,9 пунктов).
Преимуществом индекса ICRG является то, что он позволяет инвестору произвести собственную оценку странового риска на основе этого индекса или изменить модель оценки для удовлетворения специфических требований. Если какие-то факторы странового риска имеют особенное значение для конкретного инвестора, то индекс может быть пересчитан в соответствии с этими требованиями [97].
Следует отметить, что в рейтингах D&B, BERI, ICRG значительная часть балльных оценок определяется, исходя из количественных показателей социально-экономического развития оцениваемых стран.
Основным институтом, оценивающим прогресс трансформации, скорость которого оказывает влияние на решения иностранных инвесторов об инвестировании в переходные экономики, является Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). ЕБРР – международное финансовое учреждение, специализирующееся на оказании поддержки инвестиционным проектам на пространстве от Центральной Европы до Центральной Азии.
Вкладывая средства преимущественно в предприятия частного сектора, чьи потребности не могут быть в полной мере удовлетворены за счет возможностей рынка, Банк тем самым стимулирует переход к открытой, демократичной рыночной экономике.
ЕБРР стремится стимулировать переход к экономике, ориентированной на рынок, и развивать предпринимательство в странах от Центральной Европы до Центральной Азии. Для эффективного решения этой задачи ЕБРР анализирует состояние переходных процессов в этих странах.
Анализ прогресса в реформах публикуется данным институтом в ежегодном «Докладе о процессе перехода» (Transition Report) по 25 странам ЦВЕ и бывшего Советского Союза. Его цель – углубление такого анализа и ознакомление исследуемых стран с его результатами.
В «Докладе о процессе перехода 2009» оценка проводится по большому набору ключевых направлений реформ, которые коррелируют с важнейшими характеристиками рыночной экономики: рынки и торговля; предприятия; инфраструктура; финансовые институты. Шкала индикаторов варьируется от 1 до 4, где 1 означает небольшие изменения по сравнению с командно-административной экономикой или их отсутствие, а 4 соответствует стандарту развитой рыночной экономики.
Оценка трансформационных процессов осуществляется экспертами ЕБРР по следующим критериям:
- высвобождение (либерализация) цен;
- либерализация торгово-валютных операций (внешняя торговля и валютная система);
- приватизация малых предприятий («малая» приватизация);
- приватизация крупных предприятий («большая» приватизация);
- реформирование предприятий (корпоративное управление и структурные реформы);
- характеристика конкуренции (антимонопольная политика);
- реформирование банковской системы (включая либерализацию процентных ставок);
- реформирование небанковских финансовых организаций (рынок ценных бумаг и другие финансовые институты);
- реформирование инфраструктуры (реформы в области связи, электроэнергетики и других сфер обслуживания);
- сфера регулирования законом (корпоративное право);
- эффективность правоприменения (корпоративное право) [85, c. 8].
Таким образом, инвестиционный климат – это уровень реализации потенциальных возможностей национальных и иностранных юридических и физических лиц совершать и принимать инвестиции в форме денег, банковских вкладов, ценных бумаг, движимого и недвижимого имущества, имущественных прав, ноу-хау, опыта, интеллектуальных ценностей и т.д. Главными детерминантами инвестиционного климата являются инвестиционная политика, инвестиционный потенциал и риск инвестирования.
На инвестиционный климат страны влияют как объективные факторы, которые не зависят от деятельности государства в целом и предприятия в частности, так и субъективные, которые полностью зависят от деятельности государства и отдельных субъектов хозяйствования. Также на инвестиционную деятельность и критерии для инвестирования влияют различные факторы как на микро-, так и на макроуровнях. Кроме вышеперечисленных экономических факторов для инвестора большое значение имеет группа политических, природных и социальных факторов.
Инвестиционный климат любой национальной экономики характеризуется чрезвычайным динамизмом и постоянно изменяется. Поэтому исследование и оценку инвестиционного климата и страновых рисков проводят международные и национальные рейтинговые компании, агентства, крупные банки, а также международные финансовые и экономические организации с присвоением соответствующего рейтинга. Cтрановые риски и инвестиционный климат различных государств оцениваются по большому спектру показателей, отражающих возрастающие потребности иностранных инвесторов в информации перед принятием решения об инвестировании. Причем система присвоения рейтинговых оценок странам значительно активизировалась в период глобализации, когда деятельность иностранных инвесторов стала все больше распространяться на развивающиеся рынки. Кроме финансово-экономического состояния, исследования по инвестиционному климату охватывают социальные и экологические аспекты. Для инвестирования в страны с формирующейся рыночной экономикой иностранному инвестору важно иметь представление о скорости протекания реформ и их результатах.
За последние десять лет в Российской Федерации произошли значительные качественные изменения. Достигнута стабилизация в политической, экономической и социальной сферах. Реализован комплекс мер, способствовавший улучшению инвестиционного климата. Разработаны и частично внедрены социально-экономические реформы, направленные на модернизацию и повышение конкурентоспособности российской экономики. В частности, проведена реформа по либерализации электроэнергетической отрасли. Проведена работа по совершенствованию системы институтов, регулирующих экономическую деятельность. В качестве отдельных осуществленных преобразований стоит отметить:
- совершенствование