Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 16:27, курсовая работа
Все цивилизованное общество сегодня активно борется с курением. Россия также официально участвует в этом процессе. Иначе нельзя - по прогнозам Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) при сохранении сегодняшней динамики, в нашей стране через каких-нибудь 20 лет каждые три секунды кто-то будет умирать от последствий пристрастия к табаку. Уже давно всем известно, что пропагандой вреда курения многого не добиться - в России ежегодно выкуривается 25 миллиардов сигарет, и эта цифра склонна лишь увеличиваться.
I . ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ……………………………………………………………………………………………………………………………3
1.1.Теоретический раздел.
1.1.1.Формулировка и обоснование проблемы.
1.1.2.Определение объекта и предмета исследования………………………………………………………………………………………..4
1.1.3.Цели и задачи исследования.
1.1.4. Предварительный анализ объекта исследования……………………………………………………………………………………….5
А. Логический анализ основных понятий.
Б. Постановка рабочей гипотезы.
В. Курение как социальная проблема…………………………………………………………………………………………………………………...5
Г. Метод исследования: фокус-группа…………………………………………………………………………………………………………………12
1.2.Организационно - методический раздел……………………………………………………………………………………………………….23
1.2.1.Определение выборочной совокупности.
1.2.2.Рабочий план исследования.
II . ИТОГИ ИССЛЕДОВАНИЯ……………………………………………………………………………………………………………………………………24
2.1.Анализ данных.
III . ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………………………………………………………………………………….25
3.1 Сценарии фокус-группы.
IV . ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………
1) В начале исследования нужно точно выделить критерии отбора, при этом существующие различия во мнениях людей не являются такими критериями.
2) Социологу лучше
3) Использование в некоторых
случаях случайной выборки, (если
есть достаточное число
4) Для повышения мотивации
респондентов к участию в
5) В ходе проведения
исследования, а именно, при выборе
места проведения фокус-групп, формы
приглашения людей учитывают местные
социально-культурные и географические
особенности.
По мнению ряда ученых, достоверность
результатов исследования повышается,
если участники не знакомы друг с другом.
Последнее требование значительно сокращает
сферу применения метода фокус-групп,
так как этот критерий сложно соблюдать
при проведении исследования в организациях
и коллективах, т.е. в уже сложившихся группах.
Как показывает опыт исследований автора,
последнее требование не имеет универсального
характера, а набор индивидов зависит
от темы исследования. В случае если обсуждаемая
тема не повлияет на характер взаимоотношений
между людьми, то в фокус-группе могут
быть знакомые друг с другом участники.
Используя мастерство модератора и возможности
метода фокус-групп, можно снизить влияние
“знакомства” на процесс сбора информации.
В процессе набора фокус-групп существует
ряд проблем. Несмотря на различные методы
и способы набора, среди участников фокус-группы
встречаются люди с низким уровнем коммуникативных
качеств (застенчивые, косноязычные), а
также индивиды, не отвечающие заданным
критериям (те, кто пришел за компанию
с приглашенными). Для улучшения качества
набора респондентов существует несколько
методических правил. Например, респондентам,
которые не подходят для участия в фокус-группе,
предлагают заранее подготовленную анкету,
после ее заполнения их благодарят и отдают
(если было обещано) материальное вознаграждение.
Другая сложность набора заключается
в том, что необходимо собрать различных
людей в одно время и в одном месте. Эта
задача усложняется или облегчается в
зависимости от социально-экономического
статуса людей. Как показывает опыт социологических
и маркетинговых исследований автора,
чем он выше, тем труднее проводить рекрутирование
в группу. В исследовательской практике
встречаются случаи, когда на фокус-группу
никто из рес-пондентов не пришел. Тогда
нужно обзвонить приглашен-ных респондентов
и уточнить причину отказа для того, чтобы
учесть ее в дальнейшем.
Итак, набор респондентов в фокус-группу
является важной содержательной задачей,
так как при неправильном его проведении
результаты будут недостоверными. Форма
рекрутирования респондентов, в конечном
счете, влияет на желание респондентов
участвовать в исследовании, их степень
вовлеченности и искренности. Поэтому
время, форма приглашения, предварительные
беседы создают условия для установления
взаимопонимания на этапе сбора данных.
Выбор тем и определение их числа
Используя в качестве аргумента
лежащую в основе метода фокус-групп
групповую динамику, ученые приходят к
различным выводам о пригодности одних
тем и непригодности других. Как показал
опыт использования метода фокус-групп,
основной проблемой являются деликатные
или интимные темы. Степень раскрытия
респондентов при обсуждении подобных
тем зависит, например, от композиции группы,
степени знакомства ее участников, их
социально-демографических характеристик
(пол, возраст) и т. д. Для подготовки респондентов
к обсуждению подобных тем можно использовать
анкеты для отбора, с вопросами не только
о социально-демографических характеристиках,
но и по предполагаемой теме. Это связано
с тем, что методу фокус-групп не хватает
анонимности. При проведении фокус-групп,
в которых затрагиваются интимные темы,
важно создать условия для самораскрытия
респондентов и снижения числа ответов,
традиционно одобряемых в общественном
мнении. В ходе дискуссии по ним социолог
должен следить за соответствием уровня
раскрытия каждого участника ожиданиям
других респондентов.
Число тем должно определяться целью исследования,
степенью формализованное фокус-группы,
существующими пределами психологической
вовлеченности и заинтересованности в
дискуссии, ее темой и степенью ознакомленное
с ней потенциальных участников. В зависимости
от цели определяется число тем, затрагиваемых
в сценарии. Согласно Д. Фрею и А. Фонтана,
существуют следующие цели группового
интервью: объяснительная (знакомство
с темой, установление взаимопонимания
с изучаемой группой, формулировка гипотез);
пилотажная (проверка инструментария);
триангуляции (использование множественных
методов для повышения надежности); феноменологическая
(установление основных категорий, раскрытие
новых тем). В соответствии с первой и второй
целью фокус-группы носят формализованный
или полу-формализованный характер и охватывают
около двух-трех тем. В беседе с феноменологической
целью возможно обсудить одну-две темы.
По числу тем, предлагаемых для обсуждения,
и степени формализованности заметно
различаются фокус-группы в маркетинговых
и социологических исследованиях. Во-первых,
в формализованной дискуссии, с использованием
стимулов, средней продолжительностью
полтора часа для обсуждения обычно предлагается
3 – 4 стимула (например, рекламные ролики
или рекламируемые товары). В противном
случае, модератор не успеет получить
информацию о самих респондентах, образе
жизни, поведении, которые имеют непосредственное
отношение к изучаемому рекламному продукту
и узнать об их ожиданиях от него и отношении
к нему. В социологических исследованиях,
в формализованной фокус-группе можно
обсуждать, без потери информации и с учетом
вовлечения в дискуссию всех участников,
в течение того же времени около двух,
трех тем, в неформализованной фокус-группе
– не более двух. Исходя из пределов психологической
вовлеченности в дискуссию, участники
фокус-группы проявляют к ней интерес
в течение не более чем полутора, максимум
двух часов, а в более длительном обсуждении
люди обычно высказываются неохотно. На
вовлеченность приглашенных на беседу,
также влияет настроение и интерес к теме.
В случае если тема дискуссии не интересна
респондентам, то группы приобретают характер
формализованного интервью и охватывают
все возможные аспекты изучаемой проблемы,
без глубокого проникновения в суть. Число
тем зависит также и от их характера. Практика
применения метода фокус-групп показывает,
что при обсуждении деликатных и интимных
вопросов на создание доброжелательной,
открытой, свободной атмосферы и раскрытие
участников в фокус-группе уходит около
30 минут, в результате, на дискуссию по
основной теме остается немного времени.
В зависимости от степени ознакомленное
индивидов с темой меняется ко-личество
вопросов, и данное положение следует
учитывать при проведении фокус-групп
с экспертами и обычными респондентами.
Написание плана (гайда) для фокус-группы
Для проведения фокус-группы
социолог составляет ее план или сценарий,
который получили название “гайд”. План
начинается с формулировки приветствия
респондентам, цели исследования, объяснения
основных правил участия и написания вводных
вопросов, позволяющих создать раскованную
и свободную атмосферу.
Существует несколько подходов к формулировке
плана. Один из них заключается в постановке
вопросов с их последующей переформулировкой
в темы. Другой – состоит в предварительной
формулировке темы и затем составления
вопросов. При создании плана фокус-группы
используется такой порядок вопросов,
как и в других социологических методах,
например, в анкетах. Такие исследователи,
как Дэвид Морган и Ричард Крюгер, пишут
о необходимости движения от общего к
частному, в связи с тем, что это помогает
не открывать в начале замысел исследователя
и сохраняет спонтанность высказываний
респондентов, что является важным качеством
фокус-группы. Кроме того, постепенный
переход от общих вопросов к частным позволит
создать контекст для последующей дискуссии.
В гайде обычно записываются правила участия
в фокус-группе для респондентов, вводные
фразы. Например, изменение плана фокус-группы
от дискуссии к дискуссии носит не только
методологический характер, но и позволяет
делать межгрупповые сравнения, основанные
на различных подходах к теме.
План групповой дискуссии определяется
степенью ее формализованности. В формализованной
фокус-группе гайд представляет перечень
тем для обсуждения и примеры вопросов
по ним. Структурирование фокус-группы
важно по ряду причин:
1) заранее заданная структура
значительно облегчит
2) использование конкретных вопросов устраняет воз-можные разночтения в языке респондентов и исследователя;
3) помогает сопоставить
взгляд на изучаемую проблему
со стороны социолога и
4) позволяет охватить все темы, имеющие непосредственный интерес;
5) вносит порядок, четкость и аккуратность в получаемые данные;
6) облегчает сравнение групп друг с другом;
7) уменьшает разночтения
в понимании тем в проекте
с участием нескольких
8) контролирует глубину
анализа проблемы.
Одним из недостатков следования гайду
является снижение спонтанности высказываний,
возможности социолога корректировать
дискуссию в зависимости от сказанного
респондентами.
В неформализованной фокус-группе выделяют
основные направления, которых должно
быть два или три, так как в противном случае
возникнут сложности на стадии обработки
данных и их анализа. Это создает больше
возможностей для самовыражения респондентов.
План дискуссии должен быть кратким, и
ведущий постоянно импровизирует и стимулирует
участников к высказываниям. Фокус-группы
нецелесообразно структурировать, когда
формулировка темы позволяет респондентам
давать спонтанные ответы, возможность
использовать свой язык; при обсуждении
деликатных и интимных тем, для поддержания
динамики и изучения когнитивных процессов;
если тема, поднятая в одной из фокус-групп
может послужить темой для последующих;
если все исследование проводит один модератор.
Последний фактор приобретает особое
значение, так как индивидуальные особенности
модераторов могут повлиять на формулировки
вопросов; однако если в исследовании
занят опытный социолог, чувствующий группу
и влияние формулировок на ответы, то это
теряет свою важность. В противном случае,
прерывается процесс взаимодействия участников:
респонденты больше ориентируются и вслушиваются
в слова модератора, не обращая внимания
на высказывания друг друга, и основное
достоинство метода – групповая динамика
будет невостребованной.
На написание гайда влияют следующие факторы:
уровень мастерства социолога, количество
модераторов в проекте, степень формализованное
группы, имеющееся в распоряжении исследователя
время; степень знакомства ведущего с
темой, изучаемой группой респондентов,
языком и т. д.
Практические рекомендации по использованию
плана фокус-групп во время дискуссии:
1) Не рекомендуется использовать план непосредственно во время дискуссии, заглядывать в него и читать вопросы.
2) Для поддержания групповой
динамики и изучения
3) В фокус-группе модератор должен способствовать дискуссии, а не задавать ее.
4) Обсуждая деликатные и интимные темы, лучше следовать течению фокус-группы и не придерживаться гайда очень строго.
5) В дискуссии не давайте
повода респондентам обсуждать
или осуждать кого-либо из
6) Если группа начинает
обсуждать интересные для
Типология вопросов в фокус-группе
Существуют различные
классификации вопросов в группе:
по степени важности, формализованности,
очередности появления в дискуссии и тд.
По степени важности в фокус-группах, Витли
и Флекснер выделяют следующие типы вопросов:
1) основные;
2) направляющие, сформулированные с учетом языка респондентов и сопровождающиеся вопросом “почему”;
3) проверочные или уточняющие (возвращающие фокус-группу к обсуждаемой теме);
4) вопросы с приглушенным звучанием в безличностной, абстрактной формулировке (для обсуждения деликатных тем);
5) фактологические, позволяющие уточнить факты и детали;
6) вопросы, непосредственно
не связанные с темой
По уровню структурированности Р. Мертон
и П. Кендалл выделяют неструктурированные,
полуструктурированные и структурированные
вопросы, соответствующие
различным степеням формализованное фокус-группы.
Неструктурированный стиль – это любой
стимул и любой ответ (внимание респондента
не акцентируется на конкретном стимуле
и вопрос начинается со слов: “Что вы испытываете…?”).
Полуструктурированный – это любой сти-мул
и конкретный вопрос (например, “Кто Вам
посоветовал…?”). В структурированном
стиле конкретно определяется стимул
и характер ответа на вопрос.
Вопросы в фокус-группе можно классифицировать
по последовательности их появления. В
результате, по мнению Р. Крюгера, получается
пять основных категорий: ознакомительные,
вводные, переходные (от вводных к основным),
основные и заключительные вопросы. Отвечая
на ознакомительные, респонденты кратко
представляются. В ответах на вводные
– респонденты рассказывают о тех фактах
из жизни, которые имеют непосредственное
отношение к теме. Обычно полученная таким
образом информация, не является основной
для социолога, однако подобное проведение
дискуссии стимулируют процесс общения
и “разогревает” респондентов. Переходные
– позволяют участникам увидеть обсуждаемую
тему в более широком свете, узнать об
отношении других к данной теме. Основные
касаются поведения, мотивации людей и
являются предметом анализа. В зависимости
от степени формализованности подобных
вопросов задают от двух до пяти. Заключительные
– это поставленные в конце фокус-группы
и связанные с рефлексией, восприятием
респондентами темы и собственной позиции.
Они в свою очередь подразделяются на
вопросы общего характера, итоговые и
финальные. Отвечая на общие, респонденты
выражают свое отношения к главной теме
дискуссии. Итоговые – это мнение респондентов
о социологе. Финальные вопросы помогают
социологу узнать то, что, по мнению участников,
было пропущено в ходе дискуссии. На подобные
вопросы целесообразно отводить около
10 минут. Практика применения метода показывает,
что финальные вопросы необходимы для
корректировки гайда с учетом мнения и
пози-ции респондентов. Используя традиционное
дихотомическое деление во-просов в социологических
исследованиях на открытые и закрытые,
очевидно, что дискуссия в фокус-группе
построена на открытых вопросах. Это такие
вопросы, по мнению Р. Мертона, в которых
внимание респондента не заостряет-ся
на предложенных стимулах, а их достоинство
заключается в том, что “они отражают
мысли интервьюируемого, а не то, что, по
мнению интервьюера, в голове у интервьюируемого”.
Вопросы, включающие такие слова, как “в
какой мере”, “насколько”, “удовлетворенность”
задают определенные ответы на вопросы,
шкалу измерения. Начинающиеся со слова
“почему” заключают в себе определенные
сложности, так как ответ на них требует
рефлексии поведения от человека. Они
вызывают затруднения у респондентов,
так как многие действия совершаются по
привычке, без созна-тельного обдумывания.
К ним, по мнению П. Лазарсфельда, целесообразно
применять принцип конкретизации. Он заключается
в том, что ответ на вопрос “почему” может
быть дан, во-первых, с уточнением источника
влияния, во-вторых, желаемого результата.
Слово “почему” лучше заме-нять на словосочетания
“что вы испытываете”, “как вы…”.
На наш взгляд, вопросы в фокус-группе
могут быть раз-личными, при этом отвечать
следующим основным требо-ваниям: своевременность
появления в дискуссии; предо-ставление
наибольшего простора и свободы респонден-там;
соответствие характеру изучаемой проблемы
и т.п. Ос-новные правила формулировки
вопросов в фокус-группе имеют много общего
с вопросами в анкете и интервью и могут
быть рассмотрены в трудах как отечественных,
так и западных социологов.
Практические рекомендации по формулировке
вопросов в фокус-группе
1) Вопросы в фокус-группах проверяют по следующим критериям: длина, количество слов и их однозначность восприятия. Это связано со сложностями восприятия во-просов на слух.
2) Следует избегать длинных вопросов, за исключением тех, в которых необходимо дать вступление или пояснение.
3) В задаваемых в фокус-группе вопросах нужно спра-шивать, не предлагая вариантов,
4) Слова, используемые социологом, должны быть по-нятными респонденту и однозначно пониматься и веду-щим фокус-группы, и респондентами.
5) Следует пояснять контекст
вопроса, чтобы сократить
6) Можно задавать “вопросы-
7) Задав вопросы в третьем
лице, интервьюер с большой
Помимо вопросов, задаваемых социологом
в фокус-группе респонденты также могут
поставить ряд вопросов. На подобные реплики
участников фокус-группы к модератору
необходимо отвечать, учитывая нижеприведенные
замечания. Иногда задаются вопросы о
том, кто финансирует исследование. Если
целью социологического или маркетингового
исследований является изучение имиджа
компании или фирмы, отношение к какому-либо
объекту социальной реальности, то называть
имя спонсора нецелесообразно, так как
это может повлиять на ответы респондентов.
Определение места проведения исследования.
Выбор места проведения фокус-групп
является важным фактором в исследовании,
влияющим на взаимодействие в группе,
сбор данных и тд. К месту проведения фокус-группы
выдвигаются обычно следующие требования:
доступность и быстрота нахождения; нейтральная
обстановка (отсутствие дополнительных
стимулов в помещении, например, картин,
плакатов и т.п.); пространственное распо-ложение
участников дискуссии (желательно вокруг
стола, имеющего круглую или овальную
форму). Если место для фокус-групп не подходит
(сильные внешние помехи, шум), то фокус-группу
лучше отложить, так как полученные дан-ные
сложно будет разобрать.
Полевое исследование. Вторым этапом в
проведении социологического исследования
является сбор данных. С учетом методологических
принципов, описанных в главе первой, проведение
фокус-групп проходит одновре-менно с
первичным анализом информации.
Роль модератора в фокус-группе.
В ходе полевого исследования
большое значение приобретает роль
ведущего фокус-группы. Им может быть со-циолог,
организующий исследование и интерпретирующий
результаты, а также специально приглашенный
ведущий. В зависимости от степени формализованности
группы от модератора требуются особые
знания и навыки. К ведущему выдвигаются
следующие требования: высокая коммуникативность,
умение слушать, не навязывая свою точку
зрения респондентам, наличие чувства
юмо-ра, знание психологии малой группы
и умение ею управлять; умение быть эмоциональным
и увлекательным собеседником, сопереживать
высказываниям участников, быть самокритичным,
любознательным, не косноязыч-ным и динамичным.
Особые параметры выдвигаются в за-висимости
от цели исследования, например, пол, возраст,
национальность, расовая принадлежность,
социально-экономические характеристики,
специальные знания, внешний вид.
Роль ведущего фокус-группы в маркетинговых
и социологических исследованиях различная.
Например, в маркетинговых исследованиях
он играет решающую роль, для которой характерна
высокая степень вовлеченности, что объясняется
природой маркетингового исследования,
где оно является товаром, предлагаемым
маркетинговой фирмой клиенту и модератор
в нем представляет всю исследовательскую
команду. Слабо выраженная роль ведущего
не всегда отражает ожидания клиента от
заказчика. При этом на первоначальном
этапе развития в изучении рынка большое
внимание обращалось на психодинамику
группы, с недирективным методом ведения.