Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 16:27, курсовая работа
Все цивилизованное общество сегодня активно борется с курением. Россия также официально участвует в этом процессе. Иначе нельзя - по прогнозам Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) при сохранении сегодняшней динамики, в нашей стране через каких-нибудь 20 лет каждые три секунды кто-то будет умирать от последствий пристрастия к табаку. Уже давно всем известно, что пропагандой вреда курения многого не добиться - в России ежегодно выкуривается 25 миллиардов сигарет, и эта цифра склонна лишь увеличиваться.
I . ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ……………………………………………………………………………………………………………………………3
1.1.Теоретический раздел.
1.1.1.Формулировка и обоснование проблемы.
1.1.2.Определение объекта и предмета исследования………………………………………………………………………………………..4
1.1.3.Цели и задачи исследования.
1.1.4. Предварительный анализ объекта исследования……………………………………………………………………………………….5
А. Логический анализ основных понятий.
Б. Постановка рабочей гипотезы.
В. Курение как социальная проблема…………………………………………………………………………………………………………………...5
Г. Метод исследования: фокус-группа…………………………………………………………………………………………………………………12
1.2.Организационно - методический раздел……………………………………………………………………………………………………….23
1.2.1.Определение выборочной совокупности.
1.2.2.Рабочий план исследования.
II . ИТОГИ ИССЛЕДОВАНИЯ……………………………………………………………………………………………………………………………………24
2.1.Анализ данных.
III . ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………………………………………………………………………………….25
3.1 Сценарии фокус-группы.
IV . ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………
1.2. Организационно - методический
раздел.
1.2.2. Рабочий план исследования.
Исследование включает в себя следующие этапы:
1.2.1. Определение выборочной совокупности.
Принципы подбора участников: число участников 10 человек проживающих в Москве, из них 5 активных курильщиков и 5 пассивных, 6 мужчин и 4 женщин, основной возраст 35-44 года т. к. это 83% от всего курящего населения нашей страны, также присутствую курильщики в возрасте за 50. Соц. статус курильщиков - средний класс. Продолжительность фокус-группы 2 часа. Участники исследовательской группы модератор и помощник модератора. Место проведения фокус группы комната в центре круглый стол со стульями, модератор сидит с респондентами за столом, а помощник немного в отдалений.
II. ИТОГИ ИССЛЕДОВАНИЯ.
2.1. Анализ данных.
В фокус- группе участвовало 10 человек проживающих в Москве, из них 5 активных курильщиков и 5 пассивных, 6 мужчин и 4 женщин, основной возраст 35-44 года т. к. это 83% от всего курящего населения нашей страны, также присутствую курильщики в возрасте за 50.
По результату опроса 60% курильщиков, появление надписей о пагубном воздействии курения на здоровье ( «Курение убивает») никак не изменило их отношение к табаку и не повлияло на количество выкуриваемых ими сигарет: «Надпись портит внешний вид упаковки, но не меняет содержимого»; «Никто из моих знакомых не стал меньше курить. Если я захочу бросить, то брошу сам, без всяких надписей». Некоторые респонденты, дабы не портить себе настроение, заклеивают надписи клейкой лентой или стикерами: «Заклеиваю эти страшные надписи, а то, видя их постоянно, недолго и в депрессию впасть». Больше всего тех, кто игнорирует надпись наблюдается среди участников опроса в возрасте 35-44 лет. Около 20% опрошенных отметили положительное влияние пугающих надписей и действительно стали меньше курить, но полностью не отказались. Затруднились с ответом 20% опрошенных.
Всего |
100% |
10чел. |
Пол. |
возраст |
Актив. / пасив. |
игнор |
60% |
6 чел. |
4м. / 2ж. |
35-44 лет |
5 чел. актив. |
Стали меньше курить |
20% |
2 чел. |
2 ж. |
35-44 лет/ 50 лет |
3 чел пасив. |
Повысили дозу никотина |
0% |
0 |
- |
- |
- |
Затруднения в ответе |
20% |
2 чел. |
2 м. |
35-44 лет/50 лет |
2 чел. пасив. |
III . ПРИЛОЖЕНИЯ.
Сценарии фокус-группы.
Тема исследования -«Эффективность влияния надписи, о вреде курения на пачках сигарет, на курящее население Россий».
1. Провести разогревающую часть группового интервью.
2. Первые ассоциации.
3. Ваши ассоциаций со словосочетанием «курение убивает»?
- проанализируйте причину
4. Ваши первые эмоций когда вы обнаружили надпись на сигаретах о вреде курения?
- Причина данной реакций?
3. Ваша реакция на эту надпись
при последующих покупках
(отметить способы устранения надписи пример: заклеить наклейкой, разрисовать надпись, игнорирование надписи или чувство стресса, определить степень стресса и игнора)
4. Какие предупредительные знаки о вреде курения вы бы хотели видеть на пачках?
- Почему именно такие знаки ?Аргументируйте позицию.
5. Что думают об этом ваши друзья, близкие (окружение)?
6. Определит число респондентов желающих бросить курить и тех кто предпринимает шаги к этому.
- Что с подвигло на это?
-На сколько это сложно?
7. Какие методы предупреждения о вреде курения они знают и какие реакций они у них вызываю?
- просьба аргументировать
5. Последовали ли изменения в количественном употреблений сигарет после печати надписи на пачках?
6. Одобряете ли вы такой предупредительный метод?
- Почему?
- Расскажите больше об этом.
7. Восприятия пользователей.
Представьте, что я из далекой деревни и мало знаком с цивилизацией. Объясните причину данной надписи на упаковке и ее значение.
Опишите условия при которых вы могли бы бросить курить и данная надпись бы не вызывала у вас негативных эмоций.
Опишите условия при которых вы бы никогда не смогли бы бросить курить.
9. Закрытие группы.
Подытожить мнения, разногласия и согласия, проявившиеся во время группы.
IV . ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Главной задачей моего исследования было выяснить эффективность влияния надписи, о вреде курения на пачках сигарет, на курящее население Россий. Главная гипотеза о том что активные курильщики в возрасте 35-44 года игнорируют наапись – подтвердилась. Мнение о том что надпись способна заставить отказаться от курения оказалась не верной. В ходе исследования выяснилось что 20 % стали меньше курить, но полностью не готовы отказаться от курения. В основном респонденты женского пола и в возрасте за 50 обращяют внимание на надпись. Общий вывод : Надпись оказывает влияние на курильщиков, не перешедших в разряд «активных».