Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2012 в 20:10, курсовая работа
Маркетинговая деятельность может быть представлена в форме постоянно возобновляющегося маркетингового цикла. Она всегда начинается с информационно-аналитического исследования, на основе которого осуществляется стратегическое и текущее планирование, разрабатывается программа создания и вывода на рынок нового товара, формируются каналы движения товара от производителя до потребителя с участием торговых посредников (дистрибьюторов), организуется рекламная кампания и осуществляются другие действия по продвижению товара на рынок
Таблица 13 – Анализ сильных мест/слабых сторон сбыта
Каналы сбыта |
Сильные места |
Слабые стороны |
|
Низкая цена товара |
|
|
Отсрочка оплаты до 7 дней |
|
|
Отсрочка оплаты до 21 дня |
Наиболее выгодный канал без участия посредников.
Маркетинговые коммуникации
– это процесс обмена информацией
между фирмой и другими субъектами
маркетинговой деятельности с целью
представления и
Продвижение – это любая
форма распространения
Субъекты, с которыми предприятие организует маркетинговые коммуникации: отдельные личности, группы людей, организации.
Круг инструментов маркетинговых коммуникаций постоянно расширяется. Наиболее известные на сегодняшний день инструменты маркетинговой коммуникации:
- реклама – любое, не
обращенное к конкретному
- стимулирование сбыта
– это система побудительных
мер и приемов, носящих, как
правило, кратковременный
- связи с общественностью
– поддерживание
- персональные продажи
– устное представление товара
или услуги данной фирмы в
ходе беседы с потенциальными
покупателями с целью
Задача коммуникативной политики – организация взаимодействия распределителя продукции со всеми субъектами маркетинговой системы для обеспечения стабильной и эффективной деятельности по формированию продвижения товаров на рынок с целью удовлетворения потребностей покупателей, формирования положительного имиджа товаров, а также получения прибыли. Эффективная коммуникативная политика базируется на таких мероприятиях, как планирование и организация бизнес-коммуникаций, т.е. взаимоотношений с партнерами, конкурентами и потребителями, реклама, стимулирование сбыта, продвижение бренда, организация связи с общественностью и личная продажа.
Таблица 14 – Анализ использования элементов продвижения
Наименование элемента продвижения продукта |
Расходы по реализации элемента продвижения продукта, тыс. руб. |
Доля, % |
1. Стимулирование сбыта |
20000 |
47,06 |
2. Реклама |
16000 |
37,65 |
3. Спонсорство |
4000 |
9,41 |
4. Связи с общественностью |
2500 |
5,88 |
Итого |
42500 |
100 |
Эффективными можно считать расходы на рекламу при условии, что в компании выдерживается следующее соотношение: темпы роста расходов на рекламу должны быть ниже темпов роста объемов продаж на период один год и более.
Таблица 15 – Соотношение расходов на рекламу и объема продаж
в 2007-2009гг.
Показатели |
2007 |
2008 |
2009 |
Объем продаж, тыс. руб. |
13635194 |
35643924 |
58934277 |
Темп роста объема продаж, % |
261,4 |
165,3 | |
Расходы на рекламу, тыс. руб. |
100 |
250 |
160 |
Темп роста расходов на рекламу, % |
250 |
64 |
Вывод: Эффективным считается расход на рекламу, т. к. темпы роста расхода на рекламу ниже темпов роста объёма продаж. Относительно эффективно стимулирование сбыта.
2.6 Анализ потребителей продуктов организации
Одним из важнейших направлений изучения рынка является исследование потребителей (клиентов): их активности и предпочтений, определяющих развитие той или иной отрасли сферы производства (услуг).
Для целей маркетинга необходимо разделить рынок на сегменты в соответствии с наиболее существенными характеристиками потребителей. Этот процесс называется сегментированием. Предполагается, что потребители из одного сегмента будут примерно одинаково реагировать на один и тот же товар и набор побудительных стимулов к его приобретению.
Важных характеристик потребителей насчитывается более 15 – это пол, возраст, доход, образование, статус занятости, должностной статус, сфера профессиональной деятельности, характер труда, семейный статус, наличие и возраст детей, этап жизненного цикла семьи, вероисповедание, психологический тип личности и др. И по каждой из них признак может варьировать от двух (пол, семейное положение, наличие детей) до шести позиций (возраст, доход, социальное положение, национальность).
Если все это учитывать, то рынки придется дробить на десятки тысяч сегментов. Поэтому при сегментировании, как правило, ограничиваются 3–5 ключевыми критериями.
В России к ключевым характеристикам потребителя относятся:
- Доход. Целесообразно выделять от 3 до 5 доходных групп: «с относительно низким доходом», «среднедоходную», «с относительно высоким доходом» и, если это необходимо, две промежуточные группы.
- Географический регион проживания. От него зависит доступность продуктов для потребителей, возможности фирмы по организации сбыта, специфика конкуренции. Целесообразно выделять от 3 до 7 географических зон.
- Пол. Играет существенную роль на рынках продуктов, имеющих четко выраженную половую специфику: одежда, галантерея, средства гигиены, журналы, ювелирные украшения, развлечения и т.п.
- Возраст. Играет существенную роль на рынках продуктов, имеющих четко выраженную «интеллектуальную» специфику: компьютеры и Интернет, книги и журналы, финансовые и образовательные услуги и т.п.
- Образование. Играет существенную роль на рынках продуктов, имеющих четко выраженную возрастную специфику: напитки, одежда, книги, журналы, ювелирные украшения, развлечения и т.п.
В таблице 16 приведен вариант состава потребителей продуктов организации – выделено 4 характеристики.
Таблица 16 – Социально-демографический состав потребителей
Возраст |
Доля, % |
До 23 |
40 |
24-30 |
20 |
31-45 |
20 |
После 45 |
20 |
Пол: | |
Мужчины |
43,5 |
Женщины |
56,5 |
Географический регион проживания: | |
Город Муром |
67,2 |
Населенные пункты округа Муром |
32,8 |
Образование: | |
Среднее |
45,4 |
Среднее специальное |
22,3 |
Высшее |
23,5 |
Незаконченное высшее |
8,8 |
Маркетинговый опрос потребителей не был проведён, потому что в продуктовом магазине, он считается неэффективным.
Необходимо проанализировать конкурентов, предлагающих такую же продукцию и услуги и/или удовлетворяющих те же потребности, аботающих в том же регионе сбыта или в регионе, намеченном предприятием к своению.
Информацию о существующих
и/или потенциальных
Таблица 19 – Результаты диагностики
Критерии диагностики |
Краткое описание |
1. Сколько конкурентов у предприятия? |
2 |
2. Какие продукты они предлагают на рынке? |
Молочные и алкогольные |
3. По каким видам продуктов конкуренты считаются особенно компетентными? |
По алкогольным |
4. Какой долей на рынке владеет каждый конкурент? |
«ЭРА» - 15% «Виола» - 3% |
1.7 Анализ эффективности
маркетинговой деятельности
Всем организациям следует
периодически анализировать свою маркетинговую
деятельность. Технологии и рынки
быстро развиваются, и если в области
маркетинга организация отстает
от конкурентов, рано или поздно это
приведет к уменьшению доли рынка
и прибыли. В маркетинговой деятельности
могут произойти различные
Эффективными маркетинговыми отделами следует считать такие, которые развивают и используют научно обоснованную и проверенную на практике систему оценки и контроля маркетинговых мероприятий.
Рассмотрим два подхода к оценке итогов деятельности организации.
В первом случае используют три оценочных листа – финансовый, маркетинговый и долевой.
На административных уровнях
компании принято уделять особое
внимание финансовому оценочному листу,
в особенности «Отчету о
В таблице 22 приведен пример финансового оценочного листа организации.
Таблица 23 – Финансовый оценочный лист организации
Показатель деятельности, млн. руб. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
1. Доход от продаж |
126 |
170 |
185 |
2. Капиталовложения |
65 |
73 |
81 |
Производственные накладные Маркетинг и сбыт НИОКР Административные накладные расходы |
32
1,6 1,4 1,1 |
36
1,8 1,3 1,1 |
38
1,8 1,3 1,1 |
3. Рентабельность, % Прибыль от продаж, % |
8,2 |
9,4 |
10,1 |
4. Активы Активы (в % от продаж) Прибыль на активы (в % от продаж) |
67 50 19,1 |
72 48 24,4 |
79 45 26,7 |
По данным таблицы видим, что за три анализируемых года вырос уровень продаж, прибыль от продаж, прибыль на активы. Однако, несмотря на рост уровня продаж, компания не увеличила затраты на НИОКР. Это означает, что затраты на НИОКР уменьшились относительно процента прибыли от продаж. Возможно, компания пользовалась старыми товарными патентами, срок действия которых в скором времени истекает. Компания недостаточно вкладывает средства в исследовательскую работу.