Качество и конкурентоспособность продукции в системе маркетинга (на примере ОАО «Завод «Сарансккабель»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 20:27, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: проанализировать структуру показателей качества и механизм обеспечения конкурентоспособности продукции на предприятии, определить их место в стратегии маркетинга и практической маркетинговой деятельности, изучить основные подходы к рассмотрению мер по совершенствованию конкурентного потенциала продукции данного предприятия.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть качество и его основные составляющие;
- определить роль и место конкурентоспособности продукции в деятельности предприятия;
- указать роль маркетинга в механизме обеспечения конкурентоспособности продукции;
- детально проанализировать продукцию завода по показателям качества и произвести сравнительную оценку его конкурентоспособности в сравнении с продукцией конкурентов;

Файлы: 1 файл

основная часть.doc

— 295.50 Кб (Скачать файл)

Статус сертификации зависит от статуса стандартов, на соответствие продукции которым она производится. В ряде стран вопросы сертификации регулируются в законах о стандартизации. В России в апреле 1992 г. принят Закон о защите прав потребителей, в котором нашли отражение и вопросы сертификации, а в июле 1992 г. – постановление Правительства России по поэтапному введению обязательной сертификации товаров и услуг.

Можно выделить три группы объектов сертификации: продукция и услуги; производство и система качества; технологий. Преимущественное развитие в нашей стране получила обязательная сертификация продукции и услуг, чему способствовало наличие соответствующей правовой базы. И если сертификация первой и второй групп объектов у нас успешно развивается, то сертификация технологий требует концептуальной и организационной проработки.

Сертифицированная система качества предприятия позволяет ему расширять круг надежных партнеров и повышать конкурентоспособность своей продукции, что положительно сказывается на репутации предприятия. В конечном итоге развитая национальная сертификация служит интересам потребителя, защищая его от низкокачественной продукции.

Несмотря на наличие многочисленных кадров специалистов по стандартизации в стране, масштабы сертификации у нас пока невелики. Это объясняется следующими причинами:

  • необходимость дополнительных, значительных затрат по проведению сертификации;
  • стремлением предприятий любой ценой получить валюту, вследствие чего они стремятся расширить свой экспорт за счет низкокачественных товаров, удовлетворяясь ценами на нее, которые значительно ниже мировых, что также лишает стимулов к сертификации;
  • наличие системы стандартизации, мало приспособленной к сертификации продукции, и систем управления качеством;
  • отсутствие необходимого законодательного обеспечения сертификации.

Таким образом, стандартизация и сертификация пока еще недостаточно выполняют свою роль катализатора качества в России. Это объясняется не только тем, что их потенциал раскрыт лишь частично, но и теми трудностями, в которых находится отечественная экономика. Тем не менее уже в ближайшей перспективе можно ожидать повышения роли стандартизации и сертификации в решении проблемы качества и конкурентоспособности российских предприятий и их продукции на внутреннем и внешнем рынках.

 

        1.3 Методические подходы к оценке конкурентоспособности

 

Обеспечение конкурентоспособности продукции на требуемом уровне предполагает необходимость ее количественной оценки. Без такой оценки конкурентоспособности все предусматриваемые предприятием меры по поддержанию продукции (товара) на должном уровне останутся бесполезными.

Отправной момент оценки конкурентоспособности любого товара – формирование цели исследования. Если необходимо определить положение данного товара в ряду аналогичных, то достаточно провести их прямое сравнение по главным параметрам. При исследовании, ориентированном на оценку перспектив сбыта товара на конкретном рынке, анализ предполагает использование информации, включающей сведения об изделиях, которые выйдут на рынок, динамику спроса, предполагаемые изменения в соответствующем законодательстве и др. Однако, независимо от целей исследования, основой для оценки конкурентоспособности является изучение рыночных условий.

После выбора продуктов, по которым будет производиться анализ, на основе изучения рынка и требований покупателей определяется номенклатура параметров, участвующих в оценке. При анализе должны использоваться те же критерии, которыми оперирует потребитель, выбирая товар. (Рисунок 1.2.).

Номенклатура параметров конкурентоспособности продукции


Параметры конкурентоспособности



технические        экономические

 

 

-    параметры назначения    - структура полных затрат

  • эргономические
  • эстетические
  • нормативные   

Рис.1.2.

Рассмотрим группу технических параметров. Параметры назначения позволяют судить о содержании полезного эффекта, достигаемого с помощью использования продукции в конкретных условиях потребления.

  Параметры назначения подразделяются  на классификационные (например, пассажировместимость  для средств транспорта), технической  эффективности (например, производительность станка) и конструктивные (характеризуют основные проектно-конструкторские решения, использованные при разработке изделия).

Эргономические параметры показывают продукцию с точки зрения ее соответствия свойствам человеческого организма при выполнении трудовых операций или потреблении. Эстетические параметры характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, совершенство производственного исполнения продукции и стабильность товарного вида. Нормативные параметры отражают свойства продукции, которые регламентируются обязательными нормами, стандартами и законодательством на рынке, где эту продукцию предполагается продавать.

Номенклатура экономических параметров, применяемых при оценке конкурентоспособности, характеризуется структурой полных затрат потребителя (цены потребления) по приобретению и потреблению продукции, которая определяется ее свойствами, а также условиями приобретения и использования на конкретном рынке (полные затраты потребителя включают единовременные и текущие затраты).

Выбор базы сравнения производимой и требуемой рынком продукции включает:

- установление  цели оценки конкурентоспособности  продукции и выбор предполагаемых  рынков сбыта;

- анализ состояния  рынка, объемов, структуры и факторы  спроса и предложения, перспектив их изменения на соответствующий период оценки конкурентоспособности;

- выбор номенклатуры  и установление величин параметров  потребности покупателей, оцениваемой и конкурирующей продукции.

В случае невозможности определения базы для сравнения может использоваться косвенный метод оценки конкурентоспособности с помощью образца, особенно если оценивается продукция известного класса, и на рынке существуют ее аналоги. Товар-образец моделирует потребность и позволяет сравнить его параметры с параметрами продукции, подлежащей оценке.

Таким образом, конкурентоспособность оценивается путем сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами, необходимыми потребителю, или с параметрами изделия-образца. Сравниваемые параметры должны выражаться в одинаковых величинах измерения, сравнение производится по группам технических и экономических параметров.

При оценке конкурентоспособности могут применяться дифференциальный, комплексный и смешанный методы. При ограниченных возможностях получения необходимой информации для оценки конкурентоспособности, трудностях подбора образца-аналога могут применяться упрощенные методы.

Один из вариантов оценочной оценки – использование  графиков средней величины экономических параметров изделия в зависимости от его основного технического параметра или полезного эффекта. Эти графики могут быть построены путем осреднения полных затрат для отдельных моделей, отличающихся техническими параметрами (например, грузоподъемностью, производительностью и пр.). Указанный средний уровень удельных полных затрат может рассматриваться как база для оценки конкурентоспособности продукции, которая предлагается покупателям на донном рынке.

Сопоставление  продукции   ведется   по  таблице   сравнения  параметров. В

результате сравнения одним из методов (дифференциального, комплексного или смешанного) дается одно из следующих заключений:

  • продукция конкурентоспособна на данном рынке в сравниваемом классе изделий;
  • продукция обладает низкой конкурентоспособностью в сравниваемом классе изделий на данном рынке;
  • продукция полностью неконкурентоспособна в сравниваемом классе изделий на данном рынке.

Заключение дополняется выводами о преимуществах и недостатках оцениваемой продукции по сравнению с аналогами, а также предложениями о мерах, которые должны быть приняты для улучшения положения ее на рынке.

 

 

 

 

 

  1. АНАЛИЗ КАЧЕСТВА И КОНКУРЕНТОСПОСОБОСТИ ПРОДУКЦИИ В   СИСТЕМЕ МАРКЕТИНГА ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «ЗАВОД «САРАНСККАБЕЛЬ»)
    1. Анализ показателей качества продукции на предприятии

 

И в Республике Мордовия, и в отрасли ОАО «Завод «Сарансккабель» известно как предприятие развивающееся высокими темпами, особенно в последнее время. Это удается за счет внедрения новых технологий, выпуска перспективных кабелей, целеустремленной работы в области качества.

Первая продукция завода была выпущена в 1955 году. В настоящее время ОАО «Завод «Сарансккабель» имеет в своей номенклатуре выпуска кабельно-проводниковой продукции более 13 тысяч марко-размеров кабелей и проводов различного назначения: для железных дорог, энергетики, телекоммуникаций, компьютерной техники, металлургии, строительства, атомных станций и т.д. (Приложение Б).

Ставка на новые технологии, материалы, ориентир на выпуск продукции, востребованной на рынке, безусловно, верно. Но максимальный эффект от такой стратегии можно получить, лишь опираясь на системную работу в области качества.

Одним из главных условий эффектности работы на ОАО в области качества является планирование работ по качеству на основе наличия действующей системы качества, сбора, регистрации и анализа данных о качестве. Такая работа позволяет получить необходимую достоверную и своевременную информацию о состоянии качества продукции на всех этапах жизненного цикла производства и управления.

На предприятии сбор информации по качеству производится по схеме и отражается в протоколе «Дня качества». ( Приложение В).

Сбор и анализ данных о качестве проводит отдел технического контроля, что дает возможность:

  • выявить и зафиксировать несоответствие требованиям как в процессе производства, так и на стадии выпуска продукции;
  • выяснить причины  возникновения несоответствий;
  • разработать корректирующие действия, направленные на ликвидацию причин возникновения несоответствий;
  • представить высшему руководству информацию о состоянии дел по качеству и действующей системе управления качеством.

При анализе нормативных показателей качества продукции отметить, что на заводе еще в 50-60-е годы внедрялись Саратовская, Львовская системы обеспечения качества, в 70-е – комплексная система управления качеством продукции (КС УКП), в 80-е – коллектив добился того, что все 100% основной продукции были аттестованы  государственным Знаком качества. Во 1993 г. на заводе была внедрена система качества, соответствующая требованиям международных стандартов ИСО серии 9000, что позволило направить работу всего коллектива ОАО на удовлетворение потребностей заказчиков. На этой базе была разработана строго документированная система, регулируемая Руководством по качеству. В рамках предприятия данная система призвана выполнять следующие функции:

  • управление материалами, их прослеживаемость и идентификация (бирки, ярлыки, сопроводительная документация) – СТП 035-0, СТП 006-03;
  • управление процессами (компьютеризация, наличие автоматических определителей толщины изоляции, оболочки кабелей, электрокаплеструйные маркираторы) – СТП 031-02;
  • управление документацией (рабочие технологические инструкции, разработка их и внесение изменений и т.д.) – СТП 012-02;
  • управление контрольно-измерительной аппаратурой (проверка, калибровка, ремонт, хранение, идентификация, т.е. что дает уверенность в правильности принятого решения) – СТП 074-02;
  • планирование производства - СТП 004-02;
  • поставка продукции потребителю – СТП 034-02;
  • материально-техническое обеспечение и погрузочно-разгрузочные работы – СТП 020-02;
  • управление контролем (входной контроль материалов, контроль в процессе производства, контроль готовой продукции, контроль упаковки, маркировки, хранения, транспортирования и поставки потребителю) – СТП 033-01, СТП 078-02, СТП 035-02;
  • управление маркетингом (изучение спроса, расширение рынка сбыта, работа с потребителями, качество закупок и продаж) – СТП 007-02.

В соответствие с документировано оформленной системой на заводе пересмотрены действующие и разработаны новые стандарты предприятия (всего их 51), технологическая документация, положения о службах и подразделениях, должностные инструкции, первичные формы носителей информации – бирки, ярлыки, планы работ по обеспечению качества.

Проведенный нами анализ показателей назначения, характеризующих способность объекта удовлетворять потребности покупателя, показал, что завод завоевал хорошую репутацию у потребителей своей продукции. Информация от потребителей (письма, отзывы, участие в конференции потребителей) в области качества – является законом на ОАО, их пожелания учитываются при составлении планов работы цехов, отделов.

За последние годы за предприятием надежно закрепился определенный контингент основных потребителей, поставщиков, коммерческих организаций. Среди них – шахтеры, железнодорожники, энергетики, связисты, строители. На сегодняшний день основными потребителями продукции из стран ближнего зарубежья являются: Казахстан (40%); Украина (25%); Литва (15%); Азербайджан (8%); Таджикистан (4%).

На ОАО “Сарансккабель” особое внимание уделяется учету рекламаций и претензий по качеству продукции. На предприятии порядок учета рекламаций и претензий по качеству продукции, проведения мероприятий по устранению дефектов и предупреждению их появления регламентирован стандартом предприятия СТП 055-2000 «Порядок ведения претензионной работы с потребителями».

Информация о работе Качество и конкурентоспособность продукции в системе маркетинга (на примере ОАО «Завод «Сарансккабель»)