Качество и конкурентоспособность продукции в системе маркетинга (на примере ОАО «Завод «Сарансккабель»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 20:27, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: проанализировать структуру показателей качества и механизм обеспечения конкурентоспособности продукции на предприятии, определить их место в стратегии маркетинга и практической маркетинговой деятельности, изучить основные подходы к рассмотрению мер по совершенствованию конкурентного потенциала продукции данного предприятия.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть качество и его основные составляющие;
- определить роль и место конкурентоспособности продукции в деятельности предприятия;
- указать роль маркетинга в механизме обеспечения конкурентоспособности продукции;
- детально проанализировать продукцию завода по показателям качества и произвести сравнительную оценку его конкурентоспособности в сравнении с продукцией конкурентов;

Файлы: 1 файл

основная часть.doc

— 295.50 Кб (Скачать файл)

 

    1. Пути повышения конкурентоспособности продукции на предприятии

 

Проблемы повышения конкурентоспособности продукции товаров, деятельности национальных хозяйственных объектов, транспортных компаний, экономики страны в целом в мировом сообществе занимают важнейшее место среди других проблем современного мира. И это, естественно. Конкурентоспособность представляется ныне основой прогресса в науке, технике, творческие способности работников разных областей деятельности, производства и управления им в региональном, национальных, транснациональных и глобальных масштабах. [20, c.38].

В современных условиях можно говорить о конкурентоспособности продукции в двух аспектах: технико-экономическом и маркетинговом. Формирование данных, составляющих конкурентоспособности проходит все уровни, начиная с макроэкономического и заканчивая уровнем конкретного предприятия. Поэтому при определении мер повышения конкурентоспособности продукции необходимо направлять усилия на решение проблем, возникающих на каждом из уровней и тормозящих развитие конкурентного потенциала продукции.

Исходя из вышесказанного основные меры, направленные на совершенствование структуры организации производства и управления в целях повышения конкурентоспособности продукции можно свести к следующему:

- совершенствование маркетинговой  составляющей конкурентоспособности  продукции, в т.ч. структуры маркетинговой службы;

- создание проектных групп с  целью реализации программы по новому продукту;

- внедрение гибких производственных  систем;

- разработка и использование  новых методов работы.

Фактор конкуренции носит принудительный характер, заставляя производителей под угрозой вытеснения с рынка непрестанно заниматься системой качества. Внимание    к    качеству    на    всех    уровнях    управления    и       разумное

государственное регулирование в этой области являются основой создания условий для выпуска конкурентоспособной продукции.

В условиях рыночных отношений успехов в конкурентной борьбе могут добиться лишь те, кто способен организовать непрерывную работу в области качества улучшать потребительские свойства продукции, расширять ее ассортимент. Эти показатели заложены в международные стандарты ИСО серии 9000 на систему качества. Завод сертифицирован по системе качества менеджмента ИСО 9001:2000 нидерладской фирмой КЕМА.. В перспективные планы предприятия  на 2005-2006гг. входит сертификация продукции на соответствие требованиям безопасности «КЕМА КЕУР», внедрение экологического менеджмента качества, внедрение ИСО 14000 001-98 в рамках охраны окружающей среды, что позволит еще больше укрепить доверие потребителей к изделиям.

Значение сертификата огромно. Во-первых, для потребителя – это гарантия качества, а для изготовителя – одно из действующих средств рекламы, выделяющих его продукцию среди аналогичных конкурирующих товаров. Во-вторых, сертификация служит средством, предупреждающим поступление на рынок недоброкачественной продукции. В-третьих, сертификация является действенным средством защиты национальных рынков от импортных товаров, повышая тем самым конкурентоспособность отечественной продукции. В-четвертых, сертификация способствует ускорению научно-технического потенциала. Стремление расширить рамки рынка сбыта вынуждает предприятие непрерывно заниматься разработкой новых изделий, внедрением нового оборудования, материалов, совершенствованием организации производства. Таким образом, увеличение доли сертифицируемой продукции способствует повышению конкурентоспособности.

В настоящее время особая роль в повышении конкурентоспособности принадлежит маркетингу. Маркетинг позволяет, с одной стороны, исследовать рынок и его потребности, с другой – комплексно оценить потенциальные производственно-ресурсные и экспортные возможности предприятия.

На ОАО «Сарансккабель» с высокой степенью эффективности работает отдел службы маркетинга. С целью повышения конкурентоспособности продукции отдел маркетинга выполняет следующие функции:

  •   анализ сложившейся рыночной конъектуры, ситуации в отрасли с целью предотвращения потенциальных рисков и использования возникающих возможностей по предприятию и продукту;
  • осуществляет постоянный контроль за конкурентами и их продуктом;
  •   проводит сравнительную оценку конкурентоспособности своей продукции с продукцией конкурентов;
  • предполагает соответствующие мероприятия по повышению конкурентоспособности продукции;
  • участвует во всех этапах разработки, производства и реализации продукта.

Современный уровень насыщенности рынка не позволит достичь желаемого уровня продаж без информационной поддержки собственной продукции.

Реклама сегодня – динамично развивающаяся и наиболее перспективная область коммерческой деятельности предприятия. Она рассматривается как одна из маркетинговых коммуникаций, т.е. входит в структуру маркетинга, обеспечивая связь между покупателями и продавцом в соответствии с главной целью маркетинга – эффективным удовлетворением потребителей. [4, c.52].

Таким образом, в целях дальнейшего увеличения потребителей и поставщиков материалов, повышения конкурентоспособности производимой продукции акционерное общество регулярно принимает участие в Международных, Российских и местных выставках и ярмарках, составляет и распространяет номенклатурные справочники, прайс-листы, регулярно дает объявления в газетах, радио и телевидении о возможностях реализации кабельной продукции производства ОАО.

Прежде чем выйти на внешний рынок со своей продукцией, ОАО «Сарансккабель» тщательно собирает информацию о зарубежных предприятиях, рынках и ценах, а также стандартах качества. Информацию по зарубежным фирмам предприятие получает чаще всего из следующих источников: справочников, каталогов, рекламы, участия в выставках и ярмарках, компьютерной сети «Интернет». Необходимую информацию предоставляют торговые посредники, или же направляются собственные представители, а также Министерство ВЭС РМ.

Как показывает практика, привлечь потребителя можно только предложением товара, который удовлетворяет нужды потребителя. Если товар имеет такие преимущества, следовательно, он является конкурентоспособным. Но конкурентоспособность товара не является постоянной величиной в течение всего периода его использования. С развитие научно-технического прогресса, изменением спроса на рынке появляются однотипные изделия. Поэтому предприятиям необходимо представлять новые виды изделий и совершенствовать уже существующие образцы. Для этой цели в период разработки продукта в технические задания важно включать такие прогнозные показатели и такой уровень технического совершенства, которые обеспечат уверенный сбыт в будущем, замедляя старение заложенных новшеств.

Эту перспективу не упускает ОАО завод «Сарансккабель».Удельный вес инновационной продукции к общему объему выпуска составил в 2002 г. 17,3% (196 млн. 370 тыс. руб.), в 2003г. -  21,8% (219 млн. 130 тыс. руб.),  в 2004 г. - 25,8% (327 млн. 985 тыс. руб.). Более 30% продукции, выпускаемой заводом, приходится на освоение ассортимента. Большое значение придается автоматизации и компьютеризации производства. Это основа не только совершенствования технологий, но и для профессионального роста  кадров. Именно с этой точки зрения следует оценить и ввод в эксплуатацию автоматического комплекса для изготовления кабелей и гидрофобным заполнением (до 600 пар) – его с помощью фирмы «NEXTROM».Большой плюс дали новые виды кабелей: волоконно-оптический и городские телефонные, выпускаемые на оборудовании, закупленном по швейцарско-финской кредитной линии. [11 c.4].

Спрос на новый кабель растет и в России, и в СНГ. Сегодня «Сарансккабель» – один из лидеров производства волоконно-оптического кабеля в России. Его доля на рынке по этой категории составляет 9% (Приложение Д).

Большие перспективы завод связывает с оборудованием для производства кабелей, необходимых при строительстве атомных станций. Есть реальная возможность поставлять новый кабель не только отечественным атомным станциям, но и тем, которые Россия намерена строить по договорам о сотрудничестве в Китае, Индии, Иране.

По итогам 2003 года международной ассоциацией «Бизнес маркетинг»

ОАО «Завод «Сарансккабель» вновь названо лидером промышленности. Это еще раз подтверждает тот факт, что конкурентоспособность является основой прогресса в рыночной системе хозяйствования.

Таким образом, «Сарансккабель» остается конкурентоспособным и перспективным предприятием. Это удается посредством непрерывной работы в области качества и повышения уровня конкурентоспособности производимой продукции за счет:

  • совершенствования продукции посредством увеличения ее качественных характеристик;
  • реализации маркетинговой стратегии;
  • развития системы организации и управления предприятием, внедрения гибких организационных структур, позволяющих повышать конкурентоспособность производимой продукции;
  • создания благоприятного морально-психологического климата в коллективе.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проведенные в работе исследования подтвердили актуальность выбранной темы. Изученный и обобщенный материал позволяет сделать следующие выводы.

В условиях открытой рыночной экономики, немыслимой без острой конкуренции, проявляются факторы, которые делают качество условием выживания товаропроизводителей, мерилом результативности их хозяйственной деятельности, экономического благополучия страны.

Конкурентоспособность является многоаспектной экономической категорией, охватывающей различные сферы деятельности предприятия (технико-экономическую, маркетинговую) и влияющей с наибольшей силой на его конкурентоспособность в условиях конкретного рынка.

В современной российской деятельности перед предприятиями, стремящихся повысить конкурентный уровень своей продукции, возникает множество проблем макро-, мезо- и микроэкономического характера, негативно воздействующих на него. К ним относятся кризисная ситуация в стране, отсутствие действенного механизма государственного регулирования, спад производства, недостаточный опыт работы в рыночных условиях управленцев высшего и среднего звена, отрицательный морально-психологический климат в коллективе.

Изучение и анализ теоретического материала по проблемам поддержания качества и конкурентоспособности продукции показал, что, несмотря на все негативные процессы в российской экономике, конкурентоспособность заслуживает пристального внимания со стороны отечественных производителей, т.к. обеспечивает высокий конкурентный потенциал предприятия, его устойчивое положение на рынке. С целью преодоления проблем в этой области отечественные теоретики и практики должны широко изучать и использовать методы поддержания конкурентоспособности зарубежных фирм. Кроме того, следует учитывать, что в условиях развитого конкурентного рынка эффективным средством решения проблемы качества и конкурентоспособности продукции становится маркетинг.

Исследование продукции ОАО «Сарансккабель» и ее показателей показало, что предприятие устойчиво функционирует в рыночной системе хозяйствования, является перспективным и конкурентоспособным.

Проведенная параллель при анализе продукции завода и ее конкурентов выявила слабые и сильные позиции по всем составляющим конкурентоспособности. Наряду с этими был изучен механизм обеспечения конкурентоспособности на ОАО, начиная с этапа разработки моделей, внедрения их в производство и заканчивая организацией сбыта.

В процессе анализа выявился ряд негативных моментов, требующих своего решения. Среди них – значительная перегруппировка потребителей кабельной продукции, предприятию приходится активно продвигать свою продукцию на рынок.

С целью повышения конкурентоспособности продукции ОАО «Сарансккабель» были предложены некоторые направления, которые, по нашему мнению, могли бы создать предпосылки повышения конкурентоспособности продукции:

  • совершенствование системы организации и управления посредством увеличения ее гибкости через внедрение гибких производственных систем, создания;
  • развитие маркетинговой составляющей конкурентоспособности через совершенствование организации маркетинговой службы и использование методов маркетинга;
  • кооперация с другими предприятиями с целью совместной работы в области научно-технического прогресса, изучение и формирование рынков сбыта продуктов, эффективного управления ценами и финансами.

Таким образом, предложенные направления деятельности и их реализация позволяет повысить эффективность работы на предприятии.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Федеральный закон «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров № 3520-1 от 23.09.1992 г. (с изменениями и дополнениями от 27.12.2000 г. № 150-ФЗ и от 30.12.2001 г. № 194-ФЗ) / Электронная справочная система «Гарант».
  2. Амяльев А.А., Смирнов С.В., Морозова Н.В. Функциональный подход к учету затрат на качество // Сертификация.-2000.-№4.-С.26-29.
  3. Андрианов В.Н. Конкурентоспособность России в мировой экономике // Маркетинг.-1999.-№2.-С.3-19.
  4. Аристархова М., Матягина Т. Маркетинговые исследования рекламной деятельности // Маркетинг. – 2002. - № 1. – С.52-57.
  5. Белый Е., Барашков С. Конкурентоспособность и качество продукции: два уровня управления // Маркетинг. – 2002. - № 4. – С.29-34.
  6. Боксимер Э.А. Новые технологии – новое качество // Стандарты и качество. – 2001. - № 11. – С.140-141.
  7. Брун М., Георги Д. Управление качеством: затраты и выгоды // Проблемы теории и практики управления.-2000.-№3.-С.95-100.
  8. Буденская Ж.Н., Гуленков В.Ю. Все или почти все о нашей работе в области сертификации систем качества // Стандарты и качество.-1999.-№4.-С.38-42.
  9. Бульхин А.К. Система качества в ЗАО «Самарская кабельная компания» // Стандарты и качество.-1999.-№7.-С.47-49.
  10. Бурцев В.В. Совершенствование системы управления сбытом продукции // Маркетинг в России и за рубежом. – 2002. - № 6. – С.57-68.
  11. Габунова А. Чувствовать пульс жизни // За единую Россию. – 2003. - № 3. – С.4.
  12. Глухов А.Н. Оценка конкурентоспособности товара и способы ее обеспечения // Маркетинг.-1999.-№2.-С.56-64.
  13. Гребнев Е.Т., Новиков Д.Т., Захаров А.Н. Анализ конкурентоспособности продукции // Менеджмент в России и за рубежом. – 2002. - № 3. – С.136-141.
  14. Джонсон М.Д. Херрманн А. Ориентация на клиента – ключевой фактор успеха предприятия // Проблемы теории и практики управления. – 1999. - № 2. – С.96-102.
  15. Дудинска Э. Предприятие, ориентированное на заказчика //Проблемы Теории и практики упрвления.-2000.-33.-с.82-86.
  16. Иванов В.Н. Особенности и перспективы движения за качество на предприятиях промышленности // Стандарты и качество. – 2003. - № 1. – С.100-103.
  17. Ильенкова С.Д. Управление качеством: - Учебник для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. – 199 с.
  18. Ильяненко С. Маркетинговый аудит факторов инновационного развития предприятия // маркетинг.-2002.-№1.-С.117-122.
  19. Карданов Ю.П. На конкурентном рынке нельзя без качества // стандарты и качество.-1999.-№9.-С.63-64.
  20. Кормов Ю. Ориентация экономики на конкурентоспособность // Экономист. – 1997. - № 1. – С.38-48.
  21. Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 711 с.
  22. Маракулин М.В. Организация структуры компании в целях повышения конкурентоспособности // Менеджмент в России и за рубежом.-2003.-№1.-С.52-65.
  23. Маркетинг: учебник для вузов / Под ред. Г.Л. Багиева.-М.: ЗАО «Издательство «Экономист», 2001.-718 с.
  24. Маркетинг. Менеджмент: анализ, планирование, внедрение, контроль / Под ред. О.А.Третьяк, - СПб: Питер Ком, 1999. – 896 с.
  25. Ноздрева Р.Б., Крылова Г.Д., Соколова М.И., Гречков В.Ю. Маркетинг: Учебник.-М.: Юристъ,2000.-568 с.
  26. ОганесянА. Там, где сильный стандарт, - там и качество // Стандарты и качество. – 2000. - № 7. – С.81.
  27. Огвоздин В.Ю. Управление качеством:основы теории и практики: Учебное пособие.-М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2002.-160 с.
  28. Огородов С. Роль государства в повышении конкурентоспособности российских производителей // Проблемы теории и практики управления. – 2002. - № 11. – С.46-51.
  29. Патрушева Е. Методика оценки состояния маркетинга на предприятиях // маркетинг. – 2002. - № 1. – С.80-85.
  30. Печенкин А., Фомин В. Об оценке конкурентоспособности товаров и товаропроизводителей // Маркетинг. – 2000. - № 2. – С.23-26.
  31. Печенкина Л.Ю. Успешное участие в зарубежной выставке // Менеджмент в России и за рубежом .-2002.-№4.-С.90-98.
  32. Пичурин И. Сущность понятия «качество» //стандарты и качество.- 2002.-№8.-С.62-63.
  33. Пухальский В. Определение качества // Стандарты и качество.2001.-№3.-С.50-53.
  34. Рахманов М.Л., Версан В.Г.,Чайка И.И., Аронов И.З. Защита потребительского рынка: проблемы и пути решения // Сертификация. – 2001. - № 1. – С.7-10.
  35. Резников А. Критерий качества продукции и показатель успешности хозяйственной деятельности предприятия // Стандарты и качество. – 2003. - № 2. – С.61-63.
  36. Рогачев Е. О проекте модернизации российского законодательства о товарных знаках // Маркетинг.-2002.-№5.-С.15-19.
  37. Рыжков Н.И. Управление качеством в новых условиях хозяйствования.-М.: Изд-во стандартов, 1992.-167с.
  38. Рыкова И.В. Товарный знак как способ защитных прав, торговая марка как средство продвижения. История и перспективы развития // Маркетинг в России и за рубежом. – 2002. - № 3. – С.95-108.
  39. Сайдаков Ю., Курзанова С., Федорова Т. система и контроль качества // Стандарты и качество.-2001.-№1.-С.107-108.
  40. система добровольной сертификации продукции Госстандарта России //Сертификация.-2001.-№1.- С.13
  41. Скляренко В.К., Прудников В.М. Экономика предприятия: Конспект лекций.-М.: ИНФРА-М,2001.-208 с.
  42. Тавер Е. Объект управления при управлении качеством // Стандарты и качество. – 2001. - № 2. – С.72-73.
  43. Татаринов М. Залог успеха // Стандарты и качество. – 2003. - № 1. – С.107.
  44. Федюкин В.К., Дурнев В.Д., Лебедев В.Г. Методы оценки и управления качеством промышленной продукции: Учебник. – М.: Информационно-изд-ий дом «Филинъ», Рилант, 2000. – 328 с.
  45. Хэйр П.Дж. Промышленная реконструкция как средство усиления национальной конкурентоспособности // Проблемы теории и практики управления.-2002.№4.-С.18-23.
  46. Чайка И.И., Севко В.М. Государственная и общественная поддержка движения за качество в Европе // Сертификация.-2001.№2.-С.29-33.
  47. Чайка И.И., Цимбалист Г.М. К выходу в свет новой версии стандартов ИСО серии 9000 // Сертификация. – 2001. - № 1. – С.15-16.
  48. Экономика предприятия: Учеб. Пособие / Под ред. В.Я.Гарфинкеля, В.А. Швандара.-М.: ЮНИТИ-ДАНА,2001.-718 с.
  49. Экономика предприятия: Учебник / под ред. А.Е. Карлика, М.Л. Шухгальтер.-М.: ИНФРА-М,2002.-432 с.
  50. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. П.П.Табурчака, В.М.Тулина. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2002. – 320 с.
  51. Яновский А. Формирование ценовой политики предприятия // Маркетинг. – 2002. - № 3. – С.117-121.

Информация о работе Качество и конкурентоспособность продукции в системе маркетинга (на примере ОАО «Завод «Сарансккабель»)