Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 20:27, курсовая работа
Цель работы: проанализировать структуру показателей качества и механизм обеспечения конкурентоспособности продукции на предприятии, определить их место в стратегии маркетинга и практической маркетинговой деятельности, изучить основные подходы к рассмотрению мер по совершенствованию конкурентного потенциала продукции данного предприятия.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть качество и его основные составляющие;
- определить роль и место конкурентоспособности продукции в деятельности предприятия;
- указать роль маркетинга в механизме обеспечения конкурентоспособности продукции;
- детально проанализировать продукцию завода по показателям качества и произвести сравнительную оценку его конкурентоспособности в сравнении с продукцией конкурентов;
При получении претензий от потребителей по поводу качества или
недостатков товара применяются следующие меры:
-
полученные претензии
Факты появления несоответствующей продукции у потребителя рассматривается на ежемесячном заводском «Дне качества» – СТП 016-2000 «Порядок проведения «Дня качества».
Учет данных по качеству предоставляется в «Справке о количестве претензий». Проведенный нами анализ показателей дефектности показал, что количество претензий, поступивших за 2004 г., сократился на 58% по сравнению с предыдущим годом (таблица 2.1), что свидетельствует о повышении эффективности работы ОАО в области качества.
Таблица 2.1 – Справка о полученных претензиях за 12 месяцев 2003-2004гг.
Цех |
2003г. |
2004г. | ||
получено |
отклонено |
получено |
отклонено | |
цех №1 |
13 |
6 |
5 |
3 |
цех №2 |
5 |
3 |
6 |
4 |
цех №7 |
13 |
8 |
7 |
3 |
завод |
31 |
17 |
18 |
10 |
Большое внимание на значение показателей качества оказывает контроль качества продукции. Контроль качества ведется на всех стадиях изготовления продукции, начиная с входного контроля сырья, материалов и кончая контролем условий и правил хранения на складах готовой продукции. Каждая бригада, смена, цех, отдел, подразделение отвечает за качество по показателю «Выход продукции с первого предъявления». В 2003г. выход продукции с первого предъявления составил 96,9% (план 92,0%), в 2004г.-97,3% (план 92,5%).
На заводе отлажен контроль качества продукции за время ее эксплуатации у потребителей, а также на своих заводских полигонах и по их результатам, при необходимости, производится корректировка параметров продукции, в сторону улучшения технологических характеристик, технологии изготовления и т.д. На всех экструзионных линиях внедрены современные измерители диаметра, которые автоматически отслеживают и выдерживают заданный геометрический размер кабеля. Плодом сотрудничества с английской фирмой «Бета» стало внедрение установки «Бетаскан», которая одновременно с контролем геометрических размеров выдает на монитор скорость изолирования и длину выпускаемого кабеля.
На ОАО действует строгое планирование как по производству, так и по качеству. Разработанные планы доводятся до каждого исполнителя на рабочее месте. Ежесуточно проводимые селекторные совещания по производству, качеству, состоянию технологии, технике и экономике, составляют гибкую систему предупреждающих мер.
На основании проведенного анализа показателей качества мы пришли к выводу о высокой степени эффективности действий руководства предприятия в области обеспечения качества продукции. ОАО «Сарансккабель» ставит своей целью:
- устранить обнаруженные несоответствия, замечания и ошибки;
- предотвратить и свести
к минимуму случаи их
Эффективность этих действий мы оценили достижением следующих результатов:
- отсутствие рекламаций от потребителя;
- стабильная работа ОАО
по выпуску качественной
2.2 Механизм обеспечения
В современных условиях отечественные производители сталкиваются со множеством проблем макро-, мезо- и микроэкономического характера, которые так или иначе снижают конкурентоспособность производимой продукции
Утверждение, что конкурентоспособность продукции можно обеспечить только силами самого производителя не верно. Конкурентоспособность начинает формироваться на макроуровне, затем приходит на уровень отрасли, в которой функционирует предприятие (мезоуровень) и уже окончательно определяется конкурентоспособностью предприятия (т.е. на микроуровне) с учетом специфики региона, в котором оно функционирует.
В самом общем плане факторы, влияющие на конкурентоспособность продукции можно разделить на четыре группы: макроэкономические; факторы, обусловленные отраслевой спецификой предприятия; факторы регионального значения; микроэкономические (внутренние).
К факторам внешней среды могут быть отнесены: уровень развития страны; государственное регулирование экономикой (налогообложение, кредитно-финансовая, банковская системы; законодательное обеспечение бизнеса; система внешне-экономических связей); система коммуникаций; организация выгодных и материальных потоков (сырье, полуфабрикаты, комплектующие, запчасти); факторы, определяющие потребителей продукции (емкость рынка, требования потребителя к качеству продукции и условиям поставки, каналы товародвижения, динамика товародвижения); уровень конкуренции.
Возможности воздействия предприятия на факторы макроэкономического характера ограничены, так как они действуют объективно по отношению к предприятию. Но, несмотря на то, что они оказываются вне компетенции предприятия, сила их влияния на конкурентоспособность может стать определяющей. Поэтому предприятию необходимо своевременно и адекватно уметь реагировать на них.
За период 2004г. было выпущено товарной продукции на сумму 2402,8 млн. руб., что составляет 131% роста к уровню предыдущего 2003г., когда было изготовлено продукции на 1834,9 млн. руб.. Для сравнения: за 2002г. выпуск продукции составил 1384,2 млн. руб.. Таким образом, объем производства предприятия в 2004г. против 2002г. в сопоставимых ценах вырос в 1,7 раза. Наибольший удельный вес в объеме производства предприятия занимают цеха основного производства. В 2004г. выпуск товарной продукции по цехам основного производства составил 1958,7 млн. руб. (129% роста к уровню 2003г.). Выручка от реализации товаров и услуг в 2004г. составила 1110146 тыс. руб., что соответствует 136,1% роста к уровню предыдущего года (таблица 2.2).
Таблица 2.2 – Показатели финансовых
результатов деятельности и
№ п/п |
Показатель |
2003 г. |
2004г. |
Темп роста, % |
1 |
Выручка от реализации, тыс. руб. |
815520 |
1110146 |
136,1 |
2 |
Прибыль от реализации, тыс. руб. |
84717 |
139262 |
164,4 |
3 |
Валовая прибыль, тыс. руб. |
91096 |
150106 |
164,8 |
4 |
Прибыль до налогообложения, тыс. руб. |
77691 |
94163 |
121,2 |
5 |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
64467 |
82029 |
127,6 |
6 |
Рентабельность продаж, % (п.2/п.1) |
10,4 |
12,6 |
121,2 |
7 |
Рентабельность продаж, % (п.5/п.1) |
7,9 |
7,4 |
93,7 |
8 |
Общая рентабельность, % (п.4/п.1) |
9,5 |
9,7 |
102,1 |
Так за январь 2005г. было произведено товарной продукции на 161102 тыс. руб., получено прибыли 11013 тыс. руб. План первого месяца в целом по предприятию был выполнен на 103,9%, заказы на 96,8%. ОАО «Завод «Сарансккабель» является одним из ведущих и наиболее стабильно работающих предприятий Республики Мордовия и играет значимую роль в экономическом развитии республики. По объемам производства занимает второе место в республике и первое место в г.Саранске.
На основании представленных данных можно сделать вывод об устойчивом функционировании завода на региональном уровне. Следует также отметить, что ОАО «Сарансккабель» выдерживает жесткую конкуренцию с другими производителями кабельной продукции, в том числе за счет максимального учета интересов рынка и конкретных потребителей как в стране, так и за рубежом.
По состоянию на 01.04.2003г. в состав Некоммерческого Партнерства «Ассоциации «Электрокабель» входят более 89 предприятий и организаций России и стран СНГ. И при этом завод «Сарансккабель» по некоторым видам продукции занимает лидирующие позиции. Доля завода в общем объеме производства среди других предприятий кабельной промышленности составляет 4% (Приложение Г).
В настоящее время реальную конкуренцию предприятию составляют не зарубежные производители, конкуренция преимущественно внутренняя – между отечественными участниками рынка.После развала Советского Союза ОАО «Сарансккабель» получило абсолютную монополию на производство сигнально-блокированных кабелей для потребителей в европейской части России. Сейчас оно не только сохраняет доминирующее положение на российском рынке (61,5%), но и является крупным поставщиком кабельной продукции для железных дорог в Белоруссии и Казахстане.
Наиболее крупными предприятиями на рынке силовых кабелей являются «Камкабель», «Москабель», «Сибкабель», «Подольсккабель», «Рабинсккабель» и «Курсккабель», сосредоточенные на разных рынках. «Сарансккабель» занимает 14% силовых кабелей (медь) и 8,1% (алюминий). Более жесткая конкуренция наблюдается в области негибких силовых кабелей низкого напряжения малых сечений. Основными участниками этого сегмента является «Сибкабель», «Электрокабель», «Севкабель», «Сарансккабель», «Кавказкабель». «Сарансккабель» – основной поставщик сигнальных кабелей, его доля составляет 85%. Единственным реальным конкурентом в этой области является «Амуркабель». Главным потребителем сигнальных кабелей остается ЛЕПС. Кроме того, «Сарансккабель» занимает ведущее положение в производстве станционных кабелей.
Учитывая результаты исследования рынка кабельной промышленности, можно сделать вывод, что завод является одним из наиболее перспективных изготовителей кабелей в России. В современных условиях на заводе уделяют особое внимание поддержанию высокого уровня конкурентоспособности продукции, обеспечение которого является главной целью маркетинга.
Под маркетингом понимается такая система внутрифирменного управления, коротая направлена на обучение и учет спроса к требованиям рынка для более обоснованной ориентации производственной деятельности предприятия на выпуск конкурентоспособных видов продукции в заранее установленных объемах и отвечающих определенным технико-экономическим характеристикам. Отсюда следует, что для обеспечения конкурентоспособности продукции все многообразие стратегических и тактических приемов маркетинга, включающих комплексное маркетинговое исследование, товарную, сбытовую и коммуникационную политики, организацию маркетинговой службы. Обеспечение конкурентоспособности – это, прежде всего, философия механизма работы в условиях рынка, формирующихся на понимание нужд потребителя и тенденций их развития; знание поведения и возможностей конкурентов; знание состояния и тенденций развитием рынка; умение создавать такой товар и как его довести до покупателя, чтобы он предпочел его товару конкуренту; умение осуществлять все это на долговременной, рассчитанной на перспективу основе.
На наш взгляд предприятие может добиться этого посредством:
Одним из основных показателей, которым можно привлечь покупателя к продукции, в условиях конкуренции, является его приемлемая цена. Поэтому одним из ключевых факторов успеха деятельности предприятия может стать выбранная им политика ценообразования, требующая далеко не очевидных решений. При выходе на рынок, прежде чем назвать цену своей продукции, следует в первую очередь провести тщательное исследование привлекательности сегмента рынка, оценить шансы своего бизнеса в конкурентной борьбе. [5, c.117].
Сопоставление цены продукции предприятия и цены его конкурентов позволяет говорить о существовании тенденции постоянного сближения уровня цен, что значительно повышает конкурентоспособность ОАО. Современное производство, чтобы быть конкурентоспособным, должно соответствовать следующим параметрам: