Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 19:17, курсовая работа
Большинство современных компаний в процессе распределения товаров (продажи, мероприятия по продвижению) прибегают к услугам посредников. Их может быть много или мало, это могут быть региональные дистрибьюторы, крупные оптовые дилеры или мелкие перекупщики - так или иначе все компании, через которые проходит товар на пути от производителя к потребителю, образуют взаимосвязанные цепочки. Цепочки принято называть каналами сбыта, каналами распределения или маркетинговыми каналами.
Организация продаж. Теоретическая часть 2
Введение 2
Управление каналами сбыта 2
Длина канала и стратегии распределения 2
Типы и системы каналов распределения 2
Выбор каналов и их участников 2
Управление каналами 2
Ошибки в управлении каналами сбыта 2
Принципы создания дилерской сети 2
Выдержки из дилерского договора 2
Практическая часть 2
Характеристика компании Major-Auto 2
Краткая характеристика российского автомобильного рынка по итогам 2004 года 2
Емкость рынка 2
Производство иномарок в России 2
Автомобильные дилеры 2
Разработка стратегии выбора каналов по сбыту компании Major-Auto 2
Стратегия выбора партнеров по сбыту 2
Список использованных источников 2
Кафедра маркетинга и
управления
проектами
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ОСНОВАМ
МАРКЕТИНГА
Тема: «Каналы
распределения»
г. Москва, 2011
год
Содержание
Большинство современных компаний в процессе распределения товаров (продажи, мероприятия по продвижению) прибегают к услугам посредников. Их может быть много или мало, это могут быть региональные дистрибьюторы, крупные оптовые дилеры или мелкие перекупщики - так или иначе все компании, через которые проходит товар на пути от производителя к потребителю, образуют взаимосвязанные цепочки. Цепочки принято называть каналами сбыта, каналами распределения или маркетинговыми каналами.
Посредники
выполняют задачи, касающиеся логистики
(обеспечение перемещения
Разные
посредники могут работать с различными
сегментами потребителей, и каждый
посредник может
Целью настоящей работы является изучение вопросов управления каналами сбыта, изучение факторов принятия решения, а также анализа информации, требуемой для построения каналов. В качестве практического элемента данной проблематики, автор изучает сбытовую стратегию компании Major-Autо – крупнейшего дилера зарубежных автомобилей. Специфичность данной ситуации состоит в том, что компания является сама частицей сбытовых каналов крупных зарубежных компаний-производителей, однако в то же время налаживает партнерские отношения с субдилерами в регионах России. Автор рассматривает возможности оптимизации сбытовой системы компании Major-Auto.
Прежде
чем приступить непосредственно
к управлению сбытовыми каналами,
необходимо провести аудит существующей
системы каналов распределения
и определить, насколько используемая
стратегия распределения
Аудит системы каналов распределения включает в себя три этапа:
Длина канала распределения показывает, сколько посредников составляют цепочку продвижения товара. Каналом нулевого уровня (или каналом прямого маркетинга) называется прямая продажа производителем товара конечному потребителю. Каналы нулевого уровня характерны для продажи услуг, часто процесс производства и продажи услуги совмещен. Соответственно, одноуровневый канал характеризуется присутствием единственного посредника, двухуровневый - содержит двух посредников и так далее.
Очевидно, что чем длиннее канал, тем дороже он обходится потребителю. Прибыль и расходы канала сбыта составляют до 50% цены, которую уплачивает при приобретении товара конечный потребитель.
Длинные каналы тяжелы в управлении, относительно затратны, однако зачастую иного выбора у производителя, желающего выйти на массовый рынок, может не быть, особенно если целью является завоевание массового рынка не только в своем регионе, но и по всей стране. Таким образом, выбор каналов распределения, определение их структуры и условий взаимодействия с ними - стратегическое решение, определяющее долгосрочную эффективность работы компании в целом.
Из таблицы видно, что на выбор самой стратегии распределения будут влиять два основных фактора: целевые сегменты, выбранные поставщиком, и ключевые характеристики продукта. 1
Стратегия распределения | Характеристика товара |
Интенсивное
распределение -
компания стремится к максимальному увеличению количеству торговых точек. Примеры: Coca-Cola, Mars, P&G, производители и дистрибьюторы сувениров и т.п. |
Свойственно для производителей недорогих товаров, товаров повседневного спроса и товаров импульсивных покупок. |
Эксклюзивное
распределение -
Распределение ограничивается до очень небольшого числа посредников с правами эксклюзива на определенную территорию. Примеры: Grinder's, автомобили дорогих марок, сверхсложная техника (Росавиакосмос). |
Характерно для товаров класса премиум, сверхсложной техники и предметов роскоши. Жесткий контроль над посредниками со стороны производителя. Высокий уровень сервиса. Ориентация на создание и сохранение безупречного имиджа торговой марки |
Селективное
распределение - достижение достаточного
охвата и в то же время его ограничение,
что позволяет работать только с квалифицированными
дилерами.
Примеры: производители дорогого алкоголя, Parker и т.д. |
Характерно
для продаж В2В и товаров повышенной
ценности. Компания-производитель |
Следующий важный фактор, который необходимо принимать во внимание при разработке концепции управления каналами сбыта, - это возможные типы каналов (табл. 2).
Тип канала | Особенности | Эффективность посредников |
Прямой маркетинг - продажа продукции без привлечения посредников | ||
Продажи без привлечения торгового персонала - телемаркетинг, заказ по каталогам, почтовые заказы, интернет-продажи, TV-shop | Характерно для товаров широкого потребления. | Посредники отсутствуют. Персонала, непосредственно занимающегося продажами товара нет. Доставка осуществляется по почте или с помощью курьерских служб. |
Торговый персонал - продажи осуществляются собственным торговым персоналом компании либо торговым персоналом компании специализированной торговой компании | Характерно
для продаж В2В в своем регионе,
для товаров массового |
Как правило, сосуществует с дилерскими продажами |
Каналы распределения с участием посредников - состоит из сети независимых организаций, участвующих в процессе поставки товара или услуг конечному потребителю. | Характерно для торговли товарами массового спроса. | Обычно в канале участвует огромное количество компаний - торговцы, агенты и вспомогательные организации |
Конвенционные каналы - тип посреднического канала, образованный сетью независимых посредников, которые стремятся максимально увеличить собственную прибыль, не заботясь об общей прибыли канала. | Наиболее характерны для молодого, слабо организованного российского рынка. Каждый из посредников "сам за себя", и каждый из них стремится оптимизировать политику закупок и сбыта, часто за счет компаний верхних и нижних уровней канала. Конфликты между участниками канала - повседневность. Функции участников канала дублируются. | Посредников много, они не организованы. Их совокупная эффективность весьма низка. |
Вертикальные маркетинговые системы (ВМС) - представляют собой интегрированные сети производителей и посредников, профессиональное управление которыми направлено на достижение максимальной эффективности канала в целом. | Чем более зрелый рынок, тем характернее для него ВМС. Деятельность участников канала согласована и интегрирована в единую систему. Конфликты редки. За счет исключения дублирования функций снижаются расходы канала в целом, а опыт и компетенции каждого из участников канала используются максимально. | Деятельностью канала управляет один из его участников - крупный производитель, крупный оптовик или сеть розничных магазинов. |
В настоящее время развитие систем распределения движется в двух направлениях. Во-первых, это организация вертикальных маркетинговых систем (ВМС) и создание интегрированных цепочек поставок (supply chains); во-вторых, это развитие прямого маркетинга, прежде всего за счет возможностей, предоставляемых Интернетом.
Существует три типа ВМС: корпоративные, управляемые и контрактные. Основанием для классификации здесь служит степень власти управляющего участника. В корпоративной ВМС все или большинство участников канала принадлежат одному владельцу. Такая организация сбытовой системы позволяет добиться максимальной власти над каналом и соответственно наибольшей согласованности в действиях участников канала. Однако это весьма дорогое удовольствие. В последнее время такие системы стали редкостью, и не только из-за своей дороговизны. Разные участники канала должны обладать разными компетенциями, а управление сильно диверсифицированным бизнесом - очень сложное дело. Поэтому в настоящее время наиболее распространены управляемые ВМС, члены которых обладают финансовой и юридической независимостью, но действуют под контролем самого активного члена канала.
Контрактные ВМС - хороший выход для тех, кто только набирает вес в отрасли. Такие системы образуются на основе договорных отношений между компаниями, когда права и обязанности участников канала определяются юридически оформленными соглашениями. Например, в обмен на обеспечение рекламной и POS-поддержки и на предоставление привилегий по продаже товара производителя в данном регионе производитель получает от посредника отчетность о продажах своего товара, соблюдение требуемой выкладки, представленность приоритетных торговых марок во всех розничных точках продавца.
Необходимо отметить, что построение действительно управляемой ВМС (а все перечисленные выше системы являются управляемыми и за счет этого обеспечивают свою эффективность) - задача очень сложная. На построение эффективной системы распределения даже у компаний, не испытывающих трудностей с инвестициями, уходят годы. Отношение к этому вопросу отличает западные и российские компании. Западные компании вкладывают огромные силы и средства (значительно превышающие даже самые затратные рекламные бюджеты) в построение своей системы распределения. Особое внимание уделяется регламентации этой работы, подбору и обучению персонала, регулярному обмену опытом и мотивированию участников канала. Для дилеров проводятся специальные съезды, конференции, обучающие программы, программы поддержания корпоративных стандартов и корпоративной культуры.
У каждого из каналов есть свои преимущества и недостатки. Для облегчения процесса выбора можно воспользоваться матрицей следующего типа .
Показатель | Весовой показатель значимости критерия | Варианты каналов | ||
Ппрямой
(свои торговые точки) |
конвенционный | вертикальный | ||
Выполнение стратегических целей | ||||
Достижение целевых потребителей | 0,3 | 3 | 5 | 5 |
Экономичность | 0,2 | 1 | 2 | 4 |
Возможность подчеркнуть конкурентные преимущества продукта | 0,15 | 5 | 1 | 3 |
Возможность контроля | ||||
Возможность получить требуемую отчетность | 0,2 | 4 | 0 | 3 |
Возможность контролировать выкладку товара в рознице | 0,15 | 4 | 1 | 3 |
Сумма баллов | 1,0 | 3,16 | 2,2 | 3,8 |
Из таблицы видно, что наиболее подходящим вариантом является ВМС. Прямой канал сбыта проигрывает ей за счет своей дороговизны и не лучшими возможностями представить товар в рознице. Однако если компания небольшая, то ей придется довольствоваться контрактной ВМС.
Выбор посредников осуществляется на основе данных маркетинга и по критериям, аналогичным критериям выбора канала: