Каналы распределения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 19:17, курсовая работа

Описание работы

Большинство современных компаний в процессе распределения товаров (продажи, мероприятия по продвижению) прибегают к услугам посредников. Их может быть много или мало, это могут быть региональные дистрибьюторы, крупные оптовые дилеры или мелкие перекупщики - так или иначе все компании, через которые проходит товар на пути от производителя к потребителю, образуют взаимосвязанные цепочки. Цепочки принято называть каналами сбыта, каналами распределения или маркетинговыми каналами.

Содержание работы

Организация продаж. Теоретическая часть 2
Введение 2
Управление каналами сбыта 2
Длина канала и стратегии распределения 2
Типы и системы каналов распределения 2
Выбор каналов и их участников 2
Управление каналами 2
Ошибки в управлении каналами сбыта 2
Принципы создания дилерской сети 2
Выдержки из дилерского договора 2
Практическая часть 2
Характеристика компании Major-Auto 2
Краткая характеристика российского автомобильного рынка по итогам 2004 года 2
Емкость рынка 2
Производство иномарок в России 2
Автомобильные дилеры 2
Разработка стратегии выбора каналов по сбыту компании Major-Auto 2
Стратегия выбора партнеров по сбыту 2
Список использованных источников 2

Файлы: 1 файл

Курсовая по маркетингу.doc

— 405.00 Кб (Скачать файл)

Управление  каналами

Как правило, управление каналами распределения  осуществляет директор по продажам или  коммерческий директор, поскольку эта  деятельность требует целостного видения  ситуации с продажами на предприятии. Процесс управления включает следующие функции:

Планирование  по каналам и между участниками  одного канала. Может осуществляться как поставщиком самостоятельно, так и совместно поставщиком  и дилерами. В случае, когда у компании ограничены возможности выбора посредников и ей самой приходится проявлять инициативу в их привлечении, второй вариант наиболее вероятен. При этом планирование по каналам и между участниками должно отвечать выбранной стратегии .

Мотивирование и стимулирование посредников. В  процессе мотивации посредников  используются два вида факторов: стимулирующие (скидки и бонусы) и партнерские. Последние направлены на формирование долгосрочных взаимовыгодных отношений: совместное планирование деятельности канала, специальные условия сотрудничества, маркетинговую поддержку, обучение торгового персонала и т.п. На наш взгляд, из партнерских мер, кроме совместного планирования деятельности канала, для среднего бизнеса наиболее эффективны съезды и обучение дилеров, а также разработка рекомендаций по мерчендайзингу (выкладке) продукции.

Компания  среднего по меркам отрасли размера  производит товары повседневного спроса. Аудит системы распределения  показал, что каналы выбраны правильно, тем не менее наблюдается высокая  текучесть дилеров, что значительно  повышает расходы на систему сбыта. Для изучения причин текучести было проведено исследование удовлетворенности дилеров условиями сотрудничества с компанией. Выяснилось, что дилеров вполне устраивает товар компании, но они не довольны отношением компании. Особенно много жалоб вызвало то обстоятельство, что компания никак не реагирует на предложения своих дилеров, не учитывает их пожеланий, не пытается наладить диалог; ведет себя так, будто дилеры - это ее структурные подразделения. Руководство компании также было удивлено, что их посредники предлагали вполне разумные вещи, выгодные обеим сторонам. В итоге было принято решение проводить совещания каждые полгода. Все расходы брала на себя компания. Такая мера сильно повысила лояльность и мотивированность дилеров на продолжение сотрудничества с компанией.

Контроль  и управление коммуникацией - еще  один важный фактор управления каналами сбыта. Он позволяет производителю  направлять деятельность членов канала в интересах поставщика или, по крайней мере, оказывать на нее значительное влияние.

Контролю  могут подвергаться:

  • цены;
  • качество обслуживания;
  • технология обслуживания;
  • соблюдение требуемого ассортиментного плана;
  • соблюдение частоты и ритмичности закупок.

Если  позиции поставщика не достаточно сильные, то ему следует, как минимум добиться организации довольно интенсивного информационного обмена с дилерами. Еще один вид элементарного контроля, который может и должен организовать каждый поставщик, - это контроль, за своевременностью оплат.

Урегулирование  конфликтов участников канала. Пропускная способность канала во многом определяется отношениями между его участниками. Наиболее часто встречающийся конфликт - вертикальный: - конфликт между участниками разного уровня. Дилеры не довольны условиями, предлагаемыми поставщиком. Горизонтальный конфликт - конфликт, возникающий между компаниями одного уровня. Одни дилеры считают, что другие пользуются у поставщика незаслуженными преференциями. Многоканальный конфликт, как правило, возникает, если поставщик работает одновременно с несколькими типами каналов по сходным или, хуже того, одинаковым условиям, в частности, если поставщик работает с оптом и розницей по одинаковым или незначительно отличающимся ценам.

Наиболее  действенны следующие механизмы  урегулирования конфликтов:

  • совместная разработка и утверждение членами канала списка задач, приоритетных для всех членов канала. Например, снижение затрат при перемещении товара внутри канала, увеличение скорости доставки, договоренность о фиксированной розничной цене и т.п.;
  • обмен сотрудниками между участниками канала для повышения взаимопонимания;
  • совместное членство в торговых и других ассоциациях. В этом случае правила, установленные в ней, обеспечивают профилактику конфликтов, а сама ассоциация может выступать посредником-миротворцем;

Регулярная  оценка участников канала и корректировка условий сотрудничества с ними в зависимости от их успеха в продвижении товара на рынок, а также корректировка клиентской базы, прекращение работы с теми, кто не выполняет свои обязательства или не способен "потянуть" требуемый объем продаж. В условиях стабильности участники канала расслабляются, теряют деловую хватку, снижается качество, падают темпы роста. Оценка работы посредников, как правило, напрямую связана с их мотивированием. Особенно хорошо это видно на примере бонусной системы: по результатам оценки деятельности посредника ему начисляется вознаграждение. Кроме того, по итогам оценки могут корректироваться и условия договора в ту или иную сторону.

Ошибки  в управлении каналами сбыта

Типичных  ошибок в построении взаимоотношений с посредниками не так много, но они достаточно серьезны:

  • Работа со всеми подряд, отсутствие системы. В данном случае основная угроза состоит в распылении усилий. Это приводит к тому, что компания тратит массу усилий на работу с посредниками, не способными участвовать в достижении ее стратегических целей. Все перечисленные ниже проблемы в этом случае также имеют место. Так, если компания, желающая вывести на рынок новую торговую марку, начнет работать со всеми обращающимися посредниками, желая максимально широко охватить рынок, то средства, выделенные на "раскрутку" марки, скорее всего, будут потрачены впустую из-за нечеткого позиционирования и "самодеятельности" посредников. Как правило при этом "работа со всеми подряд" практикуется компаниями, чья общая и маркетинговая стратегия не определены и не прописаны, и, следовательно, отсутствуют четкие ориентиры в маркетинговой работе.
  • Провоцирование конфликтов между участниками каналов. О причинах и механизмах разрешения конфликтов мы уже говорили выше. Задача поставщика - отслеживать ситуацию в этой сфере и не провоцировать конфликты.
  • Отсутствие обратной связи между поставщиком и дилером и планирования по каналам. Главное негативное последствие отсутствия взаимного информирования между поставщиком и посредником - снижение гибкости поведения обоих на рынке.

Очевидно, что работа по управлению каналами распределения - процесс достаточно сложный, однако систематический подход к ней позволяет значительно  упрочить положение компании на рынке, улучшить показатели продаж, представленность товара на целевых рынках, обеспечить должное позиционирование, достичь многих других значимых успехов. В конце концов, на рынке слишком много стихийности и неопределенности, для того чтобы допускать их еще и в собственные каналы сбыта.

Принципы  создания дилерской  сети 2

Согласно принятой сегодня терминологии дистрибьютором принято называть оптового посредника, реализующего, как правило, продукцию производственно-технического назначения  и предоставляющего Потребителям полный цикл услуг по торговому обслуживанию. Дистрибьютор может одновременно обслуживать и сеть дилеров в заданном регионе, а также снабжать центры сервисного обслуживания запасными частями. 

Дилернезависимый розничный продавец, закупающий на правах собственности продукцию и затем от своего имени продающий её конечным потребителям.

Прежде чем  создавать свою собственную дилерскую  сеть, необходимо, прежде всего, определить перечень регионов, в которых было бы целесообразно открыть дилерские  центры и затем определить порядок взаимоотношений между предприятием и ним. В качестве регионов рекомендуется выбирать те, где спрос на продукцию достаточно устойчив или те, где перед предприятием ставится задача потеснить конкурентов. Если же продукция требует организации сервисного обслуживания, то выбор региона может быть связан и с удобством для Потребителей из соседних регионов  географического расположения дилерского и сервис-центра.

Затем необходимо определить минимальный объём приобретаемой  дилером продукции. В случае, если просчитана ёмкость регионального рынка и установлена рыночная квота (минимальный объём приобретаемой в год продукции), дилеру может быть предоставлено исключительное право на реализацию продукции предприятия на территории (она должна быть совершенно конкретно оговорена в договоре). Только в этом случае и, при условии, что дилер строго выполняет обязательства по договору, предприятие может быть уверено в своих позициях в регионе.

Если же в  регионе нет явного лидера, предлагается вместо исключительного предоставлять дилеру преимущественное право на реализацию продукции. В этом варианте он по-прежнему имеет некоторые преимущества перед традиционным оптовиком, но предприятие не ограничивает себя дополнительными обязательствами, например, в праве заключать договора с другими дилерами на той же территории. Далее в договоре необходимо оговорить вопрос о принятии дилером на себя обязательств не реализовывать продукцию аналогичного назначения, которая может быть расценена как конкурентная.

И никогда не забывайте в дилерский договор включать раздел, посвященный изучению рынка. Желательно, чтобы в приложении к договору была приведена форма отчетности дилера по анализу конъюнктуры рынка.  

Выдержки  из дилерского договора3

Объём.

Настоящее Соглашение охватывает продажу и обслуживание Дилером продукции, разработанной и изготовленной Предприятием в соответствии с Приложением № ... (Продукция).

Территория.

Территорией торговли является .... Продажа Продукции Дилером  будет ограничена заказчиками, которые  намерены установить Продукцию и работать на неё на данной территории. Дилер представит, если Предприятие запросит об этом, документальное подтверждение монтажа и эксплуатации продукции на Территории.

Продажа продукции. Отсутствие конкуренции.

Дилер имеет  не исключительное (преимущественное) право продавать продукцию, указанную в Приложении 1, в пределах Территории.

Дилер согласен: не поддерживать любые прямые или  косвенные интересы в развитии торговли любым оборудованием, сравнимым  с Продукцией или конкурентоспособным, в пределах Территории.

Отношения с Заказчиками.

Дилер будет  заниматься коммерческими операциями с Продукцией в пределах Территории, как независимый продавец.

Обязательства по закупке.

В течение первых двенадцати месяцев срока действия Соглашения Дилер обязуется принять и оплатить Предприятию на общую сумму …

За три месяца до окончания первоначального периода  и каждые последующие двенадцать месяцев в течение срока действия Соглашения (Контрактный год) Стороны  будут встречаться для согласования новых обязательств.

В случае невыполнения обязательств Дилером по объёмам поставки, Предприятие имеет право прервать действие настоящего соглашения до истечения срока его действия.

Информация.

Дилер передает Предприятию ежеквартальные отчёты, освещающие развитие его торговой деятельности и текущую конъюнктуру рынка, на котором он работает (емкость рынка, прогноз по заказам на следующий квартал, перечень основных конкурентов, цены на их продукцию и условия поставки).

Цены-Условия  платежа.  

Цена на Продукцию  устанавливается на условиях франко-завод.

В приложении  указаны коэффициенты к отпускным ценам на продукцию для Дилера и рекомендованные для конечного Потребителя.

Приложение  № ...

Общая стоимость продукции в $ Изделие 1 Изделие 2 Изделие 3 Изделие 4 Изделие 5
До 50.000 0.44 0.38 0.56 0.59 0.45
50.000- 100.000 0.42 0.37 0.55 0.56 0.44
100.000-300.000 0.40 0.36 0.54 0.54 0.42
Более 300.000 0.38 0.35 0.53 0.53 0.40
Коэффициенты  к отпускной цене для Потребителя 0.63 0.47 0.75 0.78 0.62

Информация о работе Каналы распределения