Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 17:43, курсовая работа
Целью данного маркетингового исследования является анализ ассортимента, классификации хлеба и хлебобулочных изделий; пищевой ценности хлеба и способов ее увеличения; потребителей (сегментация рынка); различных конкурентов на рынке; разработка нового товара, способного быть конкурентоспособным на рынке хлеба и хлебобулочных изделий.
В данной работе представлена классификация хлеба, его основные характеристики, производители, анкетирование населения по поводу употребляемого им хлеба, предложение нового товара на рынке хлеба и хлебобулочных изделий.
Хлеб является основным продуктом питания, потребляемым ежедневно. За всю жизнь человек съедает в общей сложности 15 тонн хлеба, причем основная его часть потребляется не отдельно, а заодно с другими продуктами питания, то есть хлеб выступает как необходимая добавка почти к любой пище.
Целью данного маркетингового
исследования является анализ ассортимента,
классификации хлеба и
В данной работе представлена классификация хлеба, его основные характеристики, производители, анкетирование населения по поводу употребляемого им хлеба, предложение нового товара на рынке хлеба и хлебобулочных изделий.
Глава 1. Исследование существующего рынка товара
1.1 Товар
Хлеб – всему голова. Без употребления хлеба сейчас невозможно представить себе жизнедеятельность человека.
Вообще, хлеб – это пищевой продукт, выпекаемый из теста, приготовленного из муки с добавлением воды, дрожжей, соли, иногда сахара, жиров, солода, патоки, молока, пряностей.
Хлеб – полезный биологический продукт, который содержит большое количество веществ, необходимых для организма человека. Это белки, белковые соединения, высокомолекулярные жиры, крахмал, а также витамины. Особенно в хлебе много содержится витаминов группы В, необходимых для нормального функционирования нервной системы человека. Наконец, хлеб обладает одним важным качеством, по-видимому, обычно недостаточно учитываемым. Регулярный прием хлеба вместе с пищей имеет большой физиологический смысл, так как хлеб придает массе поглощаемой пищи благоприятную консистенцию и структуру, способствующую наиболее эффективной работе пищеварительного тракта и наиболее полному смачиванию пищи пищеварительными соками.
В зависимости от различных показателей, можно провести классификацию хлеба по различным признакам:
1. по виду муки:
а) ржаной;
б) пшеничный;
в) батон
г) сдобные изделия
2. по способу выпечки:
а) подовый;
б) формовой;
3. по рецептуре теста:
а) простой;
б) улучшенный;
в) сдобный;
4. по способу реализации:
а) штучный;
б) развесной.
В соответствии с номенклатурой и технологией производства, основные выпекаемые сорта хлеба объединены в следующие группы:
1 Ржаной хлеб. Бывает из обойной муки (формовой) и из обдирной и сеяной муки (подовый и формовой).
2. Пшеничный хлеб.
Выпекают из всех сортов пшеничной муки формовым и подовым. Название его определяется сортом муки: например – хлеб пшеничный из муки первого сорта, второго сорта и т.д.
3.Батоны – изделия продолговатой формы, с тупыми или острыми концами с четырьмя-пятью косыми надрезами на поверхности. Простые батоны вырабатывают из муки 1-го и 2-го сортов, массой 0,2 и 0,5 кг. Городские – из муки высшего сорта, с острыми концами и приподнятыми гребешками. К улучшенным относят батоны нарезные из муки высшего и 1-го сортов (6% сахара и 3% маргарина), Столичные (0,2 и 0,4 кг.) из муки высшего сорта с добавлением сахара (1%), Подмосковные (0,4 кг.) из муки высшего сорта с добавлением сахара (6%), маргарина (3%) и двумя продольными надрезами.
4. Сдобные изделия. К сдобным изделиям относят сдобу обыкновенную, булочки сдобные и витушки сдобные. Сюда же относится хлеб сдобный, упакованный в парафинированную пленку, Донецкий, и др.
Наряду с основными видами хлеба существуют также национальный хлеб (лаваш – из пресного теста, т.е. муки, соли и воды; чурек и т.д.); диетический хлеб (батоны с добавлением пшеничных отрубей, этот хлеб рекомендуется как для массового потребления, так и лицам с избыточной массой тела, нарушением обмена, больным, страдающим атонией кишечника, хлеб с добавкой пшеничных зародышей – используется в восстановительный период после заболеваний, а также как профилактическая добавка к ежедневному питанию); хлеб с добавлением различных биологически активных веществ: витаминов, минеральных веществ, незаменимых аминокислот и т.д.
Существуют еще и диетические хлебные сорта, предназначенные для лечебно-профилактического питания.
Изделия с добавлением отрубей (20%). Эти изделия рекомендуют употреблять при ожирении.
В России 14,5 тыс. предприятий, занимающихся производством хлеба, из них около 10,5 тыс. малых пекарен – на их долю приходится около 13-15% производимого хлеба в стране. Большинство хлебозаводов (около 70%) эксплуатируют оборудование, у которого закончился нормативный срок работы.
В настоящее время в Свердловской области потребление хлеба составляет 131 кг/год на человека, физиологическая же норма потребления, установленная Институтом питания Академии медицинских наук, составляет 135 кг/год.
Хлебобулочные изделия относятся к продуктам повседневного спроса. Этот товар является стратегическим, так как играют важнейшую роль в обеспечении продовольственной независимости и безопасности страны. Следовательно, организация маркетинговой деятельности хлебобулочных предприятий должна проводится с учётом государственных интересов и в духе социальной политики.
Это особенно важно в настоящее время в связи с тяжёлой социально-экономической и демографической обстановкой в России. По данным Госкомстата России, численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума составила 39,2% в. 2010 г., а естественная ежегодная убыль населения за период, прошедший после переписи населения 2002 года (2003-2008 годы), естественная убыль российского населения составила 4,0 млн.человек.
Подобная
ситуация требует обеспечения
населения качественными хлебоб
С целью
дальнейшего обоснования этой
концепции маркетинга мной было
проведено маркетинговое
Результаты анкетирования показали, что наибольшим предпочтением у потребителей пользуется пшеничный хлеб различных сортов (41%). Ржаной хлеб купило бы 27% потребителей, из них 14% приобретают ржаной хлеб в случае отсутствия в продаже хлеба других сортов. Основные причины покупательских предпочтений по ржаному хлебу: из-за его лечебного характера, из-за более длительного срока его хранения, из-за более низкой цены. Еще 14% опрошенных покупателей приобретают ржаной хлеб в случае отсутствия в продаже хлеба других сортов. Значительная часть потребителей (40%) приобретает ржаной хлеб лишь от случая к случаю. Результаты анализа покупательских предпочтений на различные сорта ржаного хлеба показывают, что спрос на этот товар еще формируется, а это требует проведения специальных исследований и целенаправленных мер по стимулированию сбыта.
Спрос на хлебобулочные изделия (батоны, сдобные изделия) также существенно различается. Наибольшим спросом пользуются батоны (63%) и сдобные изделия (54%).
Выделим шесть наиболее покупаемых хлебобулочных изделии полузующихся наиболее частым спросом у потребителей , разных конкурирующих фирм.
Попробуем определитьть какая из описанных фирм лидирует. Оценим по 5-ти балльной шкале наиболее значимые факторы, которые будут непосредственно влиять при покупке хлеба – Цена за булку, Вкусовые качества хлеба, свежесть хлеба, качество, упаковка, внешний вид .
Таблица 1.1
Балловые оценки фирм-производителей.
Параметр |
Цена за булку |
Вкусовые качества |
Свежесть |
Качество |
Упаковка |
Внешний вид |
Итого |
Хлеб «Крестьянский» (МУП «Хлебокомбинат») |
5 |
5 |
4 |
4 |
5 |
5 |
28 |
Хлеб «Европейский» (ОАО «Покровский хлеб») |
3 |
5 |
4 |
4 |
3 |
3 |
22 |
Хлеб ржаной диетич. ( ОАО «Покровский хлеб») |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
25 |
Хлеб «Старорусский» ( «Нижнетуринский хлебокомбинат» |
4 |
5 |
5 |
4 |
5 |
4 |
27 |
Хлеб «Крестьянский 1 с» («Нижнетуринский хлебокомбинат «) |
5 |
4 |
5 |
5 |
5 |
4 |
28 |
Хлеб «Чусовской» (МУП «Хлебокомбинат») |
4 |
4 |
4 |
3 |
3 |
4 |
22 |
Согласно данным таблицы 1.1 наибольшую оценку имеет хлеб «Крестьянский» высшего и 1 сорта изготавливаемые МУП «Хлебомбинатом» и ОАО « Нижнетуриский хлебокомбинат». Что говорит о их устоичивой конкурентоспособности.На втором месте расположены «Старорусский» хлеб ОАО «Нижнетуринский хлебокомбинат». На 3 месте хлеб ржаной диетический ОАО «Покровский хлеб» На 4 месте хлеб «Европейский» ОАО «Покровский хлеб» и хлеб «Чусовской» изготовителя «Муп Хлебокомбинат».
Как видим наиболее вкусными и приемемыми по мнению потребителей являются хлеб «Крестьянский» высшего и 1 сорта.
Взвесим полученные итоговые суммарные оценки при помощи коэффициентов важности ( табл. 1.2)
Таблица 1.2.
Расчет коэффициента важности
Параметр |
Коэффициент |
Цена |
0,1 |
Вкусовые качества |
0,1 |
Свежесть |
0,2 |
Качество |
0,3 |
Упаковка |
0,1 |
Внешний вид |
0,2 |
Итоговык интегральные оценки по исследуемым товарас с учетом коээфициентов важности приведены в таблице 1.3.
Таблица 1.3
Расчет интегральной оценки конкурентоспособности товаров.
Показатель |
К |
Хлеб «Крестьянский» высший сорт (« МУП Хлебокомбинат») |
Хлеб «Европейский» (ОАО «Покровский хлеб») |
Хлеб «Ржаной диетич.» (ОАО «Покровский хлеб») |
Хлеб «Старорусский» ( Нижнетуринский хлебокомбинат») |
Хлеб «Крестьянский» 1 с. ( «Нижнетуринский хлебокомбинат») |
Хлеб «Чусовской» МУП «Хлебокомбинат» |
Цена |
0,1 |
0,5 |
0,3 |
0,4 |
0,4 |
0,5 |
0,4 |
Вкусовуе качества |
0,1 |
0,5 |
0,5 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
Свежесть |
0,2 |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
1,0 |
0,8 |
Качество |
0,3 |
1,2 |
1,2 |
1,2 |
1,5 |
1,5 |
0,9 |
Упаковка |
0,1 |
0,5 |
0,3 |
0,4 |
0,5 |
0,5 |
0,3 |
Внешний вид |
0,2 |
1,0 |
0,3 |
1,0 |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
4,5 |
3,6 |
4,2 |
4,4 |
4,7 |
3,6 |
Экспертную оценку я рассчитала по формуле:
Экспертная оценка будет рассчитываться следующим образом.
Оэ = ∑К * Бо , где
Оэ- Экспертная оценка
К- Коэффициент важности
Бо – Балльная оценка
Итак, на основании данных полученных из расчета интегральной взвешенности оценки, можно определить наиболее конкурентоспособный товар. Им является «Крестьянский» хлеб 1 сорта ОАО «Нижнетуринский хлебокомбинат»(4,7) и «Кренстьянский» хлеб высшего сорта