Комплексное маркетинговое исследование рынка хлеба и хлебобулочных изделий в г. Лесном

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 17:43, курсовая работа

Описание работы

Целью данного маркетингового исследования является анализ ассортимента, классификации хлеба и хлебобулочных изделий; пищевой ценности хлеба и способов ее увеличения; потребителей (сегментация рынка); различных конкурентов на рынке; разработка нового товара, способного быть конкурентоспособным на рынке хлеба и хлебобулочных изделий.
В данной работе представлена классификация хлеба, его основные характеристики, производители, анкетирование населения по поводу употребляемого им хлеба, предложение нового товара на рынке хлеба и хлебобулочных изделий.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 293.00 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Хлеб является основным продуктом питания, потребляемым ежедневно. За всю жизнь человек съедает  в общей сложности 15 тонн хлеба, причем основная его часть потребляется не отдельно, а заодно с другими  продуктами питания, то есть хлеб выступает  как необходимая добавка почти к любой пище.

Целью данного маркетингового исследования является анализ ассортимента, классификации хлеба и хлебобулочных  изделий; пищевой ценности хлеба  и способов ее увеличения; потребителей (сегментация рынка); различных конкурентов на рынке; разработка нового товара, способного быть конкурентоспособным на рынке хлеба и хлебобулочных изделий.

В данной работе представлена классификация хлеба, его основные характеристики, производители, анкетирование  населения по поводу употребляемого им хлеба, предложение нового товара на рынке хлеба и хлебобулочных изделий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Исследование существующего  рынка товара

1.1 Товар 

Хлеб – всему голова. Без употребления хлеба сейчас невозможно представить себе жизнедеятельность человека.

Вообще, хлеб – это пищевой продукт, выпекаемый из теста, приготовленного  из муки с добавлением воды, дрожжей, соли, иногда сахара, жиров, солода, патоки, молока, пряностей.

Хлеб – полезный биологический  продукт, который содержит большое  количество веществ, необходимых для организма человека. Это белки, белковые соединения, высокомолекулярные жиры, крахмал, а также витамины. Особенно в хлебе много содержится витаминов группы В, необходимых для нормального функционирования нервной системы человека. Наконец, хлеб обладает одним важным качеством, по-видимому, обычно недостаточно учитываемым. Регулярный прием хлеба вместе с пищей имеет большой физиологический смысл, так как хлеб придает массе поглощаемой пищи благоприятную консистенцию и структуру, способствующую наиболее эффективной работе пищеварительного тракта и наиболее полному смачиванию пищи пищеварительными соками.

В зависимости от различных показателей, можно провести классификацию хлеба  по различным признакам:

1. по виду муки:

а) ржаной;

б) пшеничный;

в) батон

г) сдобные изделия

 

2. по способу выпечки:

а) подовый;

б) формовой;

3. по рецептуре теста:

а) простой;

б) улучшенный;

в) сдобный;

4. по способу реализации:

а) штучный;

б) развесной.

В соответствии с номенклатурой  и технологией производства, основные выпекаемые сорта хлеба объединены в следующие группы:

1  Ржаной хлеб. Бывает из обойной муки (формовой) и из обдирной и сеяной муки (подовый и формовой).

    2. Пшеничный хлеб.

Выпекают из всех сортов пшеничной муки формовым и подовым. Название его определяется сортом муки: например – хлеб пшеничный из муки первого сорта, второго сорта и т.д.

3.Батоны – изделия продолговатой формы, с тупыми или острыми концами с четырьмя-пятью косыми надрезами на поверхности. Простые батоны вырабатывают из муки 1-го и 2-го сортов, массой 0,2 и 0,5 кг. Городские – из муки высшего сорта, с острыми концами и приподнятыми гребешками. К улучшенным относят батоны нарезные из муки высшего и 1-го сортов (6% сахара и 3% маргарина), Столичные (0,2 и 0,4 кг.) из муки высшего сорта с добавлением сахара (1%), Подмосковные (0,4 кг.) из муки высшего сорта с добавлением сахара (6%), маргарина (3%) и двумя продольными надрезами.

4. Сдобные изделия.  К сдобным изделиям относят  сдобу обыкновенную, булочки сдобные  и витушки сдобные. Сюда же относится хлеб сдобный, упакованный в парафинированную пленку, Донецкий, и др.

Наряду с основными  видами хлеба существуют также национальный хлеб (лаваш – из пресного теста, т.е. муки, соли и воды; чурек и т.д.); диетический хлеб (батоны   с добавлением пшеничных отрубей, этот хлеб рекомендуется как для массового потребления, так и лицам с избыточной массой тела, нарушением обмена, больным, страдающим атонией кишечника, хлеб с добавкой пшеничных зародышей – используется в восстановительный период после заболеваний, а также как профилактическая добавка к ежедневному питанию); хлеб с добавлением различных биологически активных веществ: витаминов, минеральных веществ, незаменимых аминокислот и т.д.

Существуют еще и диетические хлебные сорта, предназначенные для лечебно-профилактического питания.

Изделия с добавлением  отрубей (20%). Эти изделия рекомендуют  употреблять при ожирении.

В России 14,5 тыс. предприятий, занимающихся производством хлеба, из них около 10,5 тыс. малых пекарен  – на их долю приходится около 13-15% производимого хлеба в стране. Большинство хлебозаводов (около 70%) эксплуатируют оборудование, у которого закончился нормативный срок работы.

     В настоящее  время в  Свердловской области  потребление хлеба составляет 131 кг/год на человека, физиологическая же норма потребления, установленная Институтом питания Академии медицинских наук, составляет 135 кг/год.

          Хлебобулочные изделия относятся к продуктам повседневного спроса. Этот товар является стратегическим, так как играют важнейшую роль в обеспечении продовольственной независимости и безопасности страны. Следовательно, организация маркетинговой деятельности хлебобулочных предприятий должна проводится с учётом государственных интересов и в духе социальной политики.

     Это особенно важно в настоящее время в связи с тяжёлой социально-экономической и демографической обстановкой в России. По данным Госкомстата России, численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума составила 39,2% в. 2010 г., а естественная ежегодная убыль населения за период, прошедший после переписи населения 2002 года (2003-2008 годы), естественная убыль российского населения составила 4,0 млн.человек.

     Подобная  ситуация требует обеспечения  населения качественными хлебобулочными изделиями, доступными по цене, а также сбалансированного учёта интересов предприятий (получение прибыли) и всего общества в целом. Такой комплекс задач обеспечивается широким применением за рубежом и в той или иной мере в России концепции просвещённого, социально-ответственного и социально-этического маркетинга.

     С целью  дальнейшего обоснования этой  концепции маркетинга  мной было  проведено маркетинговое исследование, целью которого было определение  сбытовой политики и конкурентных  цен хлебобулочных изделий. Исследования включали в себя изучение состояния производства хлеба и хлебобулочных изделий местными товаропроизводителями; развитие конкуренции на данном потребительском рынке; оценка состояния и тенденций развития розничной торговли хлебопродуктами; выявление предпочтений потребителей и оценка их текущего покупательского спроса на хлеб и хлебопродукты.     Основное внимание уделялось изучению мнений и предпочтений конечных потребителей — покупателей хлеба и хлебобулочных изделий.

Результаты анкетирования показали, что наибольшим предпочтением у потребителей пользуется пшеничный хлеб различных сортов (41%). Ржаной хлеб купило бы 27% потребителей, из них 14% приобретают ржаной хлеб в случае отсутствия в продаже хлеба других сортов. Основные причины покупательских предпочтений по ржаному хлебу: из-за его лечебного характера, из-за более длительного срока его хранения, из-за более низкой цены. Еще 14% опрошенных покупателей приобретают ржаной хлеб в случае отсутствия в продаже хлеба других сортов. Значительная часть потребителей (40%) приобретает ржаной хлеб лишь от случая к случаю. Результаты анализа покупательских предпочтений на различные сорта ржаного хлеба показывают, что спрос на этот товар еще формируется, а это требует проведения специальных исследований и целенаправленных мер по стимулированию сбыта.

     Спрос на  хлебобулочные изделия (батоны, сдобные изделия) также существенно различается. Наибольшим спросом пользуются батоны (63%) и сдобные изделия (54%).

Выделим  шесть наиболее покупаемых хлебобулочных  изделии  полузующихся наиболее частым спросом у потребителей , разных конкурирующих фирм.

  1. Хлеб «Крестьянкий» (МУП «Хлебокомбинат») – 19руб 30 коп.
  2. Хлеб «Европейский» (ОАО «Покровский хлеб») - 27 руб 10 коп
  3. Хлеб ржаной диетич. (ОАО «Покровский хлеб») – 19 руб. 50 коп.
  4. Хлеб «Старорусский»  ( «Нижнетуринский хлебокомбинат») – 19 руб 08 коп
  5. Хлеб «Крестьянский» 1 с. («Нижнетуринский хлебокомбинат») – 19 руб 40 коп
  6. «Чусовской» (МУП «Хлебокомбинат») – 18 руб 30 коп

Попробуем определитьть какая из описанных фирм лидирует. Оценим по 5-ти балльной шкале наиболее значимые факторы, которые будут непосредственно влиять при покупке хлеба – Цена за булку, Вкусовые качества хлеба, свежесть хлеба, качество, упаковка, внешний вид .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.1

 

Балловые оценки фирм-производителей.

 

Параметр

Цена за булку 

Вкусовые качества

Свежесть 

Качество 

Упаковка

Внешний вид

Итого

Хлеб «Крестьянский» (МУП «Хлебокомбинат»)

5

5

4

4

5

5

28

Хлеб «Европейский» (ОАО «Покровский хлеб»)

3

5

4

4

3

3

22

Хлеб ржаной диетич. ( ОАО «Покровский хлеб»)

4

4

4

4

4

5

25

Хлеб «Старорусский» ( «Нижнетуринский хлебокомбинат»

4

5

5

4

5

4

27

Хлеб «Крестьянский 1 с» («Нижнетуринский хлебокомбинат «)

5

4

5

5

5

4

28

Хлеб «Чусовской»

(МУП «Хлебокомбинат»)

4

4

4

3

3

4

22


 

 

Согласно данным таблицы  1.1 наибольшую оценку имеет хлеб «Крестьянский»  высшего и 1 сорта изготавливаемые МУП «Хлебомбинатом» и ОАО « Нижнетуриский хлебокомбинат». Что говорит о их устоичивой конкурентоспособности.На втором месте расположены «Старорусский» хлеб ОАО «Нижнетуринский хлебокомбинат». На 3 месте хлеб ржаной диетический ОАО «Покровский хлеб» На 4 месте хлеб «Европейский» ОАО «Покровский хлеб» и хлеб «Чусовской» изготовителя «Муп Хлебокомбинат».

Как видим наиболее вкусными и приемемыми по мнению потребителей являются  хлеб «Крестьянский»  высшего и 1 сорта.

 

Взвесим полученные итоговые суммарные оценки при помощи коэффициентов  важности ( табл. 1.2)

 

Таблица 1.2.

 

 

Расчет коэффициента важности

 

 

Параметр

Коэффициент

Цена

0,1

Вкусовые качества

0,1

Свежесть

0,2

Качество

0,3

Упаковка

0,1

Внешний вид

0,2

   
   
   

 

 

 

Итоговык интегральные оценки по исследуемым товарас с  учетом коээфициентов важности приведены  в таблице 1.3.

 

 

Таблица 1.3

 

Расчет интегральной оценки конкурентоспособности товаров.

 

 

 

Показатель 

К

Хлеб «Крестьянский» высший  сорт (« МУП Хлебокомбинат»)

Хлеб «Европейский» (ОАО «Покровский хлеб»)

Хлеб «Ржаной диетич.» (ОАО «Покровский хлеб»)

Хлеб «Старорусский» (  Нижнетуринский хлебокомбинат»)

Хлеб «Крестьянский» 1 с. ( «Нижнетуринский хлебокомбинат»)

Хлеб «Чусовской»

МУП «Хлебокомбинат»

Цена

0,1

0,5

0,3

0,4

0,4

0,5

0,4

Вкусовуе качества

0,1

0,5

0,5

0,4

0,4

0,4

0,4

Свежесть

0,2

0,8

0,8

0,8

0,8

1,0

0,8

Качество

0,3

1,2

1,2

1,2

1,5

1,5

0,9

Упаковка

0,1

0,5

0,3

0,4

0,5

0,5

0,3

Внешний вид

0,2

1,0

0,3

1,0

0,8

0,8

0,8

   

4,5

3,6

4,2

4,4

4,7

3,6


 

 

Экспертную оценку я рассчитала по формуле:

 

Экспертная оценка будет  рассчитываться следующим образом.

 

Оэ = ∑К * Бо ,   где

Оэ- Экспертная оценка

К- Коэффициент важности

Бо – Балльная оценка

 

 

 

Итак, на основании данных полученных из расчета интегральной взвешенности оценки, можно определить наиболее конкурентоспособный товар. Им является  «Крестьянский» хлеб 1 сорта ОАО «Нижнетуринский хлебокомбинат»(4,7) и «Кренстьянский» хлеб высшего сорта

Информация о работе Комплексное маркетинговое исследование рынка хлеба и хлебобулочных изделий в г. Лесном