Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 17:43, курсовая работа
Целью данного маркетингового исследования является анализ ассортимента, классификации хлеба и хлебобулочных изделий; пищевой ценности хлеба и способов ее увеличения; потребителей (сегментация рынка); различных конкурентов на рынке; разработка нового товара, способного быть конкурентоспособным на рынке хлеба и хлебобулочных изделий.
В данной работе представлена классификация хлеба, его основные характеристики, производители, анкетирование населения по поводу употребляемого им хлеба, предложение нового товара на рынке хлеба и хлебобулочных изделий.
Дефекты вкуса и запаха могут быть при использовании муки, долго хранившейся или выработанной из дефектного зерна. Хлеб перебродивший имеет кислый вкус, а недобродивший – пресный. Пересоленный, недосоленный вкус вызван неправильной дозировкой соли. Наличие хруста на зубах при разжевывании хлеба может быть вызвано попаданием в муку минеральных примесей; к реализации такой хлеб не допускается. При хранении хлеб приобретает специфический аромат и вкус черствого хлеба.
Транспортирование и хранение хлеба и булочных изделий. Перевозят хлеб специализированным автомобильным транспортом, оборудованным лотками для хлеба. Хлебные изделия укладывают на лотки в один ряд на нижнюю или боковую корку либо на ребро. 'Транспорт, перевозящий хлеб, должен соответствовать определенным санитарно-гигиеническим требованиям; разрешение на его эксплуатацию выдает санитарная инспекция. Наиболее прогрессивным в настоящее время является контейнерный способ перевозки хлеба, при котором процессы его погрузки и выгрузки механизированы, сокращены простои автотранспорта, лучше сохраняется свежесть изделий.
Хлеб является продуктом кратковременного хранения, поэтому существуют ограничительные сроки его реализации. Хлеб из ржаной обойной, обдирной и ржано-пшеничной муки хранится 36 ч., из пшеничной – 24 ч., мелкоштучные изделия массой 200 г и менее – 16 ч. Сроки хранения изделий исчисляются со времени их выхода из печи.
На предприятиях торговли хлеб хранят в подсобных помещениях и торговых залах. Помещения должны быть сухими, чистыми, вентилируемыми, с равномерной температурой и относительной влажностью воздуха. Хлеб лучше сохраняет свои потребительские свойства при температуре 20-25°С и относительной влажности воздуха 75%. При хранении в хлебе протекают процессы, влияющие на его массу и качество.
При усыхании происходят в основном потеря влаги и одновременно уменьшение массы изделия. Формовой хлеб усыхает быстрее, чем подовый, так как имеет большую влажность. Мелкоштучные изделия испаряют влагу более интенсивно.
Очерствение хлеба при хранении – это сложный физико-коллоидный процесс, который нельзя связывать с усыханием. Хлеб может черстветь, но не усыхать. У черствого хлеба мякиш неэластичный, твердый, крошащийся, а корочка мягкая, матовая, тогда как у свежего она гладкая, глянцевитая, блестящая, хрупкая. Специфические аромат и вкус лежалого, черствого хлеба появляются следствие потери и разрушения части ароматических веществ. В свежем хлебе набухшие крахмальные зерна находятся в аморфном состоянии. При хранении происходит переход крахмала из аморфного в кристаллическое состояние. При этом структура крахмальных зерен уплотняется, объем их уменьшается, появляются трещины между белком и крахмалом, происходит также частичное выделение влаги. Эта влага частично удерживается мякишем, а частично размягчает корку. Хлеб из ржаной муки дольше сохраняет свежесть, чем хлеб из пшеничной муки, вследствие медленного старения ржаного крахмального клейстера и большего содержания кислот. Добавление в тесто сахара, патоки, молока, сыворотки, жиров замедляет процесс очерствения хлеба.
Замораживание при температуре -20°С и ниже позволяет сохранить свежесть хлеба и булочных изделий продолжительное время. Однако способ этот сравнительно дорогой и имеет ограниченное применение.
Упаковка хлеба в парафиновую бумагу и полимерные пленки сохраняет его свежесть до трех суток и более. Наибольшее распространение получили пленки полиэтиленовая и полиэтиленовая термоусадочная. В упаковке вырабатывают хлеб сдобный, булочки массой 50 г, хлебные палочки, сушки, сухари сдобные и другие изделия.
Черствый хлеб можно освежить путем его прогревания до 60°С в паровоздушной среде.
При хранении хлеб может поражаться различными болезнями. Плесневение вызывается многими видами плесневых грибов (зеленая, белая, голубая плесень). Оно наблюдается при хранении хлеба в сырых, плохо проветриваемых помещениях. Споры грибов, находящихся в окружающем воздухе, через трещины на корке проникают в мякиш хлеба и развиваются. Плесневые грибы разлагают пищевые вещества с образованием соединений, имеющих неприятный запах и вкус и вредных для организма человека. Плесневелый хлеб не пригоден к употреблению в пищу.
Картофельная болезнь обычно проявляется на следующий день после выпечки хлеба. Чаще она возникает летом у пшеничного хлеба. На хлебе появляются грязные пятна, неприятные вкус и запах, мякиш становится тягучим, липким, образуются вещества, вызывающие расстройство пищеварительных органов. Возбудителями болезни являются спорообразующие бактерии – картофельная и сенная палочки. Споры картофельной палочки термоустойчивы и выдерживают нагревание до 130°С и не погибают при выпечке хлеба. Ржаной хлеб, имеющий более высокую кислотность, не подвержен этому заболеванию, так как споры картофельной палочки в кислой среде не развиваются. Хлеб, зараженный картофельной болезнью, в пищу не пригоден, его уничтожают.
При меловой болезни на мякише хлеба появляются пятна или налет белого цвета. Возбудителями являются дрожжевые грибы. Такой хлеб не опасен для здоровья человека, но к употреблению не пригоден.
Все эти показатели качества хлеба, по моему мнению и формируют его конкурентоспособность.
Глава 2
Анализ рыночной сегментации
Каждый потребитель покупает тот или иной товар с определенной целью, исходя из разных мотивации, используя тот товар который наиболее подходит его потребительским свойствам. Поэтому я считаю что нажно разбить покупателей по этим мотивациям и признаками. В основе сегментирования могут лежать такие различия как потребности, привычки, финансовые возможности, и другие. Правильная сегментпция рынка поможет фирме максимизировать на единицу продукции , а не совокупные расходы, посколько происходит ориентация на один сегмент.
В таблице 2.1. представлены результаты проведенного мной анкетирования и изображены графически.
Таблица 2.1
Свожная таблица результатов анкетирования ( %).
Вопрос |
Ответ |
% |
Ответ |
% |
1. Ваш пол? |
Мужской |
55 |
Женский |
45 |
2. Ваш возраст? |
До 20 лет |
9 |
От 20 до 29 |
21 |
От 30 до 50 |
45 |
От 50 лет |
25 | |
3. Ваш доход ? |
До 10 000 руб. |
18 |
До 20 000 руб. |
37 |
До 30 000 руб. |
26 |
Свыше 30 000 руб. |
19 | |
4. Сколько человек в Вашей семье? |
Одинок |
7 |
Два |
22 |
Три |
42 |
Четыре |
17 | |
Пять |
7 |
Более 5 |
5 | |
5. Какую сумму Вы готовы потратить на хлеб ? |
До 20 руб |
35 |
До 50 руб. |
42 |
До 100 руб |
11 |
Свыше 100 руб |
8 | |
Свой вариант |
4 |
|||
6. Хлеб какого производител Вы предпочитаете? |
МУП « Хлебокомбинат» г. Лесной |
37 |
ОАО « Нижнетуринский хлебокомбинат» г. Нижняя Тура |
43 |
ОАО «Покровский хлеб» |
20 |
|||
7. Какие хлебобулочные изделия Вы предпоитаете? |
Пшеничный хлеб |
41 |
Ржаной хлеб |
27 |
Батон |
23 |
Сдоба |
9 | |
8. Для чего Вы употребляете хлеб? |
Чтобы утолить голод |
26 |
Для разнообразия в еде |
67 |
Свой вариант |
7 |
|||
9. Как часто Вы покупаете булку белого хлеба (400 г.) |
1 раз в неделю |
28 |
2 раза в неделю |
21 |
3 раза в неделю |
44 |
Каждый день |
7 | |
11. Какому сорт пшеничного хлеб Вы отдадите предпочтение ? |
Высший |
68 |
Первый |
24 |
Второй |
8 |
|||
12. На сколько Вы
оцениаете насыщенность рынка
хлебв\а и хлебобулочных издели |
Высокая |
19 |
Достаточная |
54 |
Удовлетворительная |
14 |
Слабая |
13 | |
13. Укажите Ваше социальное положение |
Рабочий |
42 |
Пенсионер |
25 |
Служащий |
19 |
Учащийся |
14 |
1. Распределение респондентов по предпочтения фирм-производителей:
2 . Распределение респондентов от цели покупки:
3. Распределение респондентов по социальному положению
4. Распределение респондентов по предпочтению хлебобулочных изделии:
5. Зависимость частоты
покупки в зависимости от
Таблица 2.2
Зависимость покупной способности от дохода
Таблица 2.3
Зависимость выбора цены от количества членов семьи:
На оснований полученных
результатов можно сделать
Хлебобулочные изделия
относятся к продуктам
В настоящее время
хлебные магазины стали универсальными,
а хлебобулочная продукция
Провести четкую сегментацию рынка хлебобулочных изделий невозможно, т. к. хлеб потребляют 98 % людей при этом каждый день, только в разных количествах. Но все-таки в своей работе я выделила следующие сегменты рынка хлебобулочных изделий:
Люди с высоким
уровнем дохода потребляют
Трудоспособное население
в силу ряда причин, основной
из которых является
Исходя из вышеприведенной информации о сегментации рынка хлебобулочных изделий, я выделил сегменты, потребляющие наибольшее количество хлеба:
На основе данной сегментации можно сказать, что чаще всего употребляют хлеб пенсионеры и трудоспособное население со средним и низким уровнем доходов и с низкой культурой питания. Это можно объяснить нехваткой средств на покупку другой продукции и отсутствием желания что-либо улучшить в своей структуре питания. Из таблицы « зависимочть выбора цены от респондента» видно, что большая часть покупателей в торговых предприятиях с основными и повышенными ценами относится к трудоспособному населению, с пониженными и низкими ценами - к пенсионному возрасту. Появление на рынке хлебобулочных изделий по низким ценам привело к росту ценовой конкуренции и снижению цен в других магазинах, что в конечном итоге создаёт условия для повышения благосостояние населения.