Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 17:43, курсовая работа
Целью данного маркетингового исследования является анализ ассортимента, классификации хлеба и хлебобулочных изделий; пищевой ценности хлеба и способов ее увеличения; потребителей (сегментация рынка); различных конкурентов на рынке; разработка нового товара, способного быть конкурентоспособным на рынке хлеба и хлебобулочных изделий.
В данной работе представлена классификация хлеба, его основные характеристики, производители, анкетирование населения по поводу употребляемого им хлеба, предложение нового товара на рынке хлеба и хлебобулочных изделий.
Особое
значение в удовлетворении спро
Результаты анкетирования показали, что наибольшим предпочтением у потребителей пользуется пшеничный хлеб различных сортов (41%). Причем из всех сортов этого хлеба (высший, первый, второй) покупателей отдают предпочтение пшеничному хлебу первого сорта, за ним идет хлеб высшего и второго сорта. Наименьшим спросом в этой группе пользуется второй сорт хлеба. Это обусловлено, с одной стороны, вкусами и привычками потребителей, а с другой — отсутствием в продаже этого вида хлеба в ряде районов города.
Спрос на хлебобулочные изделия (батоны, сдобы ) также существенно различается. Из них наибольшим спросом пользуются батоны( 23%) . Спрос на сдобу значительно ниже и составляет, соответственно, в целом по городу 9%.
В этом
деле особое значение должно
придаваться рекламе. Однако
2. 3. Позиционирование своего товара
На основе полученных мной резцльтатов я могу сделать следующие выводы:
1. На рынке хлеба
в г. Лесном существует
2. Вторым источником роста, является раздвигание границ рынка за счет привлечения непотребителей хлеба. Хлеб, по большому счету, не трендовый продукт: он калорийный, традиционный, не относится к спортивному питанию, сытный, не развлекающий (серьезный, архетипический) и т.п. В нашей стране сформировалось отношение к хлебу, как обыкновенному, «обывательскому» продукту, второстепенному, по отношению к основному блюду, и относящемуся к не самому здоровому стилю питания.
И дело не в том, что продукт не развивается. Безусловно, в настоящее время производители делают многое, разнообразя ассортимент, предлагая хлеба с биодобавками, разными злаками и т.д…. При этом большинство популярных брендов, особенно в регионах, имеет устаревший, годами не меняющийся имидж.
Сегодня для развития рынка хлебобулочных изделий, прежде всего, хлеба, для удержания потребителей и привлечения новых, необходимы мероприятия по «омоложению» самого продукта за счет: использования трендов в дизайне, коммуникациях, знакомства потребителей с инновациями в хлебе. Использование всех приемов, которые позиционируют хлеб как ценный, современный, актуальный и развивающийся продукт, как это делают в настоящее время для возвращения своего продукта на столы потребителей производители кваса. Второе направление работы – «омоложение» самих брендов, преодоление стереотипов отрасли в дизайне, реализация коммуникационных стратегий (сравнимых по уровню со стратегиями других активно развивающихся продуктов), привнесение в хлебные бренды новой энергии и вдохновения.
3. Развитие продаж высоко маржинальных ассортиментных позиций. Как правило, к ним относятся нетрадиционные хлеба: с добавками, по национальным рецептам и т.д. В настоящее время, как правило, доля продаж таких хлебов в общем объеме невелика, однако причиной этого может быть не только «консерватизм» потребителя, но и отсутствие брендингового подхода у производителя. По сути, новинки и нетрадиционные позиции, поданные в линейках с определенной идеей, стилем и коммуникацией способны шагнуть дальше базового бренда в привлечении новых потребителей, не чувствительных к цене, расширить ситуации потребления хлеба и позиционировать базовый бренд как более современный и качественный. Используя опыт других рынков, хлебному следует взять на вооружение практику быстрой реакции на тренды через краткосрочные бренды, линейки и спецпредложения.
В настоящее время на на мой взгляд на рынке хлебобулочных изделий производителями недоиспользуются возможности маркетинговых инструментов работы с рынком, таких как:
• Сильный, актуальный бренд, создающий навигацию для потребителей и формирующий прочную лояльность;
• Дифференция продукта в конкурентной среде через создание «технологичных мифов» и других приемов позиционирования преимуществ продукта;
• Повышение ценности хлеба как продукта и встраивание его в современную культуру и стиль жизни для придания актуальности и привлечения непотребителей;
• Использование новинок как бренд-драйверов, привлекающих непотребителей, омолаживающих бренд и стимулирующих сбыт высоко маржинальных позиций.
Сегодня потенциал роста на рынке заключен в привлечении «осознанных», ориентированных на бренд, с невысокой чувствительностью к цене потребителей, которым не все равно, что есть, которые ценят хлеб как продут и готовы к новому.
Хлебобулочные изделия
относятся к продуктам
Хлеб – полезный биологический продукт, который содержит большое количество веществ, необходимых для организма человека. Это белки, белковые соединения, высокомолекулярные жиры, крахмал, а также витамины. Особенно в хлебе много содержится витаминов группы В, необходимых для нормального функционирования нервной системы человека. Хлеб содержит до 56% углеводов (в основном крахмал), 5-8% белков, минеральные вещества, аминокислоты, витамины (главным образом группы В). Энергетическая ценность 100 г хлеба до 1,4 МДж (347 ккал). Как видим из выше перечисленного хлеб – это полезный продукт, который не только утоляет голод, но и необходим для организма человека, как источник витаминов.
Особых различий среди основных сортов продукции достаточных для того, чтобы потребитель предпочел какого-то конкретного производителя, нет. И предприятия вынуждены воевать за проценты рынка, расширяя ассортимент, разрабатывая новые сорта. С ростом благосостояния потребность в большем хлебном разнообразии возрастает. Четких предпочтений относительно производителя хлеба нет. Менее обеспеченные граждане (доход до 10 000 в месяц на человека) употребляют хлеба и хлебобулочных изделий в 2 раза больше среднеобеспеченных. Довольно высокий уровень потребления среди высокообеспеченных горожан получается за счет употребления сдобы, а не традиционных «буханочных» сортов хлеба.
В результате проведенного мною я выбрал целевой сегмент: городское трудоспособное население с высоким уровнем дохода и высокой культурой питания. Я опирался именно на трудоспособное население, поскольку, как я считаю, потребности именно этого слоя населения должны быть удовлетворены наиболее полно в связи с тем, что этому слою населения необходимо наибольшее количество калорий и др. для осуществления своей деятельности. Как следует из приведенной выше таблицы 2, выбранный мною целевой сегмент хлебобулочные изделия употребляет раз в месяц, что осуществляется, как было приведено выше за счет употребления сдобы, а хлеб они употребляют и покупают очень редко.
Следовательно, встает проблема, если хлеб покупается раз в месяц, более длительного сохранения его качества. Таким образом, на рынке отсутствует хлеб, который бы сохранял свои качества вдвое, а то и втрое дольше, чем обычный продукт. Я попытаюсь ликвидировать этот пробел выпуском хлеба длительного хранения.
Как известно большинство продуктов питания, в том числе и хлеб, портятся в результате воздействия на них воздуха, значит можно уменьшить скорость порчи хлеба, поместив его в вакуумную упаковку. Идея нового товара состоит в том, что хлеб оборачивается в обычную пленку, пропитанную сорбиновой кислотой, и кладется в пластиковую герметичную упаковку. Эта упаковка позволит уменьшить доступ воздуха к хлебу не только до ее раскрытия, как это происходит сейчас, но и некоторое время при употреблении хлеба.
Это будет белый хлеб, т. к. он меньше хранится, чем ржаной и есть смысл увеличивать его срок хранения. Выпеченный хлеб при хранении остывает и теряет в массе за счет усушки и очерствения. Эти два процесса являются самостоятельными, но они находятся в некоторой зависимости друг от друга, так как мякиш хлеба, потерявший определенное количество влаги, частично теряет свою мягкость не только за счет процесса очерствения, но и за счет снижения влажности.
Объем хлеба, и структура пористости его мякиша зависят от двух групп факторов. Первая группа – это газообразующая способность муки и теста; вторая группа – факторы, обеспечивающие газоудерживающую способность теста. Чем хлеб будет пористей, тем лучше пропускает воздух, значит меньше вероятность после образования вакуума остатка воздуха в порах хлеба.
Пленка, пропитанная сорбиновой кислотой, предотвращает покрытие хлеба плесенью и повышает его срок хранения. Химическая формула сорбиновой кислоты (2,4-гександиеновая кислота):
СН3СН=СНСН=СНСООН
Применяют данную кислоту для консервирования пищевых продуктов, в органическом синтезе.
Прочная пластиковая герметичная упаковка, снабженная крышкой, является не очень дорогой, да и срок хранения такого хлеба будет больше, чем сейчас у обычного хлеба.
Данный проект требует только обработку пленки, в которую оборачивается хлеб, сорбиновой кислотой и разработку прочной пластиковой упаковки для пищевых продуктов.
Потребители, конечно, смогут использовать пластиковую упаковку не один раз, а несколько, помещая туда обычный хлеб, но без пленки с сорбиновой кислотой продукт будет храниться гораздо меньше. Да и использовать пластиковую продукцию несколько раз нельзя, так как на ней собираются различные отравляющие вещества (пластиковые изделия являются одноразовыми), а если наш сегмент рынка – люди с высоким уровнем дохода, тот они будут покупать все время наш хлеб, чтобы не отравлять свой организм веществами, осевшими на упаковке после многоразового использования.
С этой упаковкой, я надеюсь, реально продержать лидирующее монопольное положение на рынке около 2-2,5 лет, и, когда у конкурентов появятся коробки с более длительным сроком использования, необходимо будет претворять в жизнь какие-либо новые мероприятия по привлечению потребителей.
У меня есть следующие предложения:
При отправке в торговую сеть каждая партия хлеба сопровождается документом, в котором указываются дата и время выхода изделий из печи и соответствие изделий требованиям стандарта. Для снижения усушки хлеб, еще на помещенный в коробку, необходимо быстрее охладить, снижая температуру и относительную влажность воздуха хлебохранилища, уменьшая плотность укладки хлеба, применяя обдувку хлеба воздухом с температурой 20 градусов. Затем хлеб оборачивают в упаковку, пропитанную сорбиновой кислотой, и помещают в герметичную упаковку. Реализуют хлеб уже в этой герметичной упаковке.
Чтобы потребитель получал хлеб всегда свежим, отправка с хлебозавода штучных изделий производиться после выпечки не позже, чем через 4 часа. В магазинах хлеб до реализации хранить в чистых, сухих, хорошо освещенных, вентилируемых помещениях. Оптимальная температура для хранения в магазинах – 20-25ОС, относительная влажность воздуха – 75-80%. В таких условиях хлеб меньше высыхает и одновременно в достаточной степени предохранен от излишнего увлажнения корки и плесневения.
Проведя всесторонне исследование рынка хлебобулочных изделий, я пришел к выводу, что в целом население Украины обеспечено хлебобулочными изделиями очень хорошо, велик ассортимент выпускаемой продукции, хорошее качество, разнообразные виды хлеба стали визитной карточкой многих Хлебопекарен. По итогам 9 месяцев маркетингового 2003/2004 года (июль-март), в соответствии с оперативными данными, в Украине было произведено 1714,5 тыс. т хлеба и хлебобулочных изделий. Данный показатель производства на 109,8 тыс. т, или на 7%, превышает аналогичный показатель 2002/03 маркетингового года. Этот показатель нам достаточно ясно иллюстрирует картину, которая сложилась сейчас в Украине (производство хлеба растет в среднем на 5-8% в год за счет иностранных финансовых инвестиций в экономику Украины).
В своей работе я проиллюстрировал деятельность выдуманного мною довольно крупного предприятия, показав, что есть еще незаполненные ниши на рынке хлебобулочных изделий и их очень много, только надо уметь искать, что я и попытался сделать. Я не знаю, реальна моя идея или нет сейчас, но в будущем может быть даже одной из самых перспективных.