Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 17:43, курсовая работа
Целью данного маркетингового исследования является анализ ассортимента, классификации хлеба и хлебобулочных изделий; пищевой ценности хлеба и способов ее увеличения; потребителей (сегментация рынка); различных конкурентов на рынке; разработка нового товара, способного быть конкурентоспособным на рынке хлеба и хлебобулочных изделий.
В данной работе представлена классификация хлеба, его основные характеристики, производители, анкетирование населения по поводу употребляемого им хлеба, предложение нового товара на рынке хлеба и хлебобулочных изделий.
МУп Хлебокомбинат(4,5). На третьем месте хлеб «Старорусский»(4,4), на 4м « Ржаной диетич.» хлеб (4,2) на 5 хлеб « Чусовской»( 3,6) и хлеб «Европейский» ( 3,6)
1,2 Потребители
Характеристика потребителей хлеба проводится в этом разделе на основе анкетирования, представленного в Приложении 1. Эта анкета так же помогла мне построить сегментацию рынка хлебобулочных изделий.
По итогам анкетирования я могу сказать, что моими респондентами были люди обоих полов, различного возраста и рода деятельности. Это мне помогло провести, я думаю, более объективный анализ сегментов рынка. В опросе участвовало 30 человек, жителей города Лесного.
Никто из моих респондентов не сказал, что вообще не употребляет в пищу хлебобулочные изделия, но только 57% опрошенных их едят часто.
26% респондентов употребляют хлеб для того, чтобы утолить голод и 67% для разнообразия в еде, и 7% респондентов предложили свой вариант.
Хлеб из пшеничной муки употребляют 41%, ржаной – 27%, батоны – 23%, сдобу – 9% опрошенных, то есть явный лидер среди видов хлебобулочных изделий – белый хлеб.
Следует сказать о том, что занятые люди с достатком обеспокоены не очень длительным сроком хранения хлеба (по их мнению). Они не хотят тратить много времени на то, чтобы стоять в очередях за хлебом по 2-3 раза в неделю.
Следует так же отметить что потребителями хлеба и хлебобулочных изделий является как физические лица, так и юридические лица которые покупают хлеб по оптовой цене и продают уже их по собственной цене, которую сами устанавливают в учетом наценки.
1.3 Конкуренты
Каждое юридическое лицо создает свои канал сбыта , поэтому существует много магазинов , которые способны конкурировать смежду собой, применяч при этом способы для привлечения большего числа покупателей. Магазины различаются по следующим параметрам: график работы магазина, цена, вывески, ассортимент товара, наличие очередей, уровень обслуживания, удобное расположение магазина, наличие парковки при магазине, применяемая ценовая политика и многие другие. Но у каждого магазина своя политика, отличная от других магазинов. Существуют разные магазины: магазины самообслуживания, павильоны, летние прилавки, продуктовые магазины специализированные магазины.
Для определения места где потребители предпочитают покупать хлеб я ввела дополнительный вопрос в анкетирование , где респондентам предложено дать 5-ти балловую оценку каждому из предложенных магазинов нашего города по следующим параметрам: график работы магазина, цена на хлеб, ассортимент, уровень обслуживания,место расположения магазина , свежесть продуктов( в частности хлеба) , качество хлеба . наличие других товаров.
Таблица 1.4.
Балловые оценки мест распространения хлебобулочных изделий.
Параметр |
ОАО « Кировский» |
ОАО «Нижнетуринский хлебокомбинат» |
МУП « Хлебокомбинат» |
ООО « Легион» |
ООО « Новосвет» |
График работы |
4 |
4 |
4 |
5 |
5 |
Цена |
4 |
5 |
5 |
4 |
4 |
Ассортимент |
5 |
5 |
4 |
4 |
4 |
Уровень обслуживания |
4 |
5 |
5 |
4 |
4 |
Место расположения |
4 |
4 |
5 |
4 |
4 |
Свежесть хлеба |
3 |
5 |
5 |
4 |
4 |
Качество хлеба |
4 |
5 |
5 |
4 |
5 |
Наличие других товаров |
5 |
4 |
3 |
4 |
5 |
Итого |
33 |
37 |
36 |
35 |
31 |
Согласно данным таблицы 1.4 очевидно, что наибольшая оценка – 37 баллов, принадлежит ОАО «Нижнетуринский хлебокомбинат», не многим уступают им МУП «Хлкбокомбинат» и ООО «Легион». Наименьшее количество баллов набрали ОАО «Кировский» И ООО «Новый Свет».
Наиболее приемлемым по свежести качеству и цене и уровню обслуживания на взгляд потребителе являются торговые передвижные павильоны ОАО «Нижнетуринский хлебокомбинат» и МУП «Хлебокомбинат» г. Лесного.
1.4 Условия для внедрения на рынок и сбыта товаров
К факторам, формирующим потребительские предпочтения к товару, в первую очередь, относятся качество и пищевая ценность хлеба
Пищевая ценность хлеба
и хлебобулочных изделий
Содержание в хлебе пищевых веществ (белков, углеводов, жиров, витаминов и др.) зависит от вида, сорта муки и используемых добавок. Количество углеводов в наиболее распространенных сортах хлеба составляет 40,1-50,1% (80% приходится на крахмал), белка – 4,7-8,3%, жира – 0,6-1,3%, воды – 47,5%. При внесении в хлеб различных обогатителей (жира, сахара, молока и др.) содержание вышеуказанных веществ увеличивается в зависимости от вида добавки.
В изделиях из пшеничной муки белков больше, чем в изделиях из ржаной муки. На одну часть белков в хлебе приходится примерно до восьми частей углеводов, что явно недостаточно с точки зрения количественного содержания белковых веществ. Наиболее рациональным соотношением белков, жиров и углеводов в пище считают 1:1:5.
За счет хлеба организм человека на 50% удовлетворяет потребность в витаминах группы В: тиамине (В1) , рибофлавине (В2) и никотиновой кислоте (РР). Наличие витаминов в хлебе обусловлено в основном сортом муки. При помоле зерна в муку теряется до 65% витаминов, и тем больше, чем выше сорт муки. Хлеб из обойной муки характеризуется более высоким содержанием витаминов.
Хлеб важен и как источник минеральных веществ. В хлебе содержится калий, фосфор, сера, магний; в несколько меньших количествах – хлор, кальций, натрий, кремний и в небольших количествах другие элементы. Хлеб из низших сортов муки содержит больше минеральных веществ.
Биологическая ценность
хлеба характеризуется аминокис
Энергетическая ценность хлеба определяется особенностью его химического состава и зависит от вида, сорта муки и рецептуры.
Энергетическая ценность хлеба пшеничного выше соответствующего сорта ржаного. С повышением сорта муки увеличивается количество выделяемой энергии. Сорта хлеба, где рецептурой предусмотрены добавки различных питательных веществ, характеризуются более высокой энергетической ценностью. Так, энергетическая ценность 100 г хлеба из муки пшеничной обойной равна 849 кДж, из муки пшеничной высшего сорта – 975 кДж, из муки ржаной сеяной – 895 кДж, хлеба улучшенного – до 1100 кДж, сдобных изделий – до 1450 кДж.
Органолептическая ценность хлеба зависит от его внешнего вида, состояния мякиша, вкуса, аромата и во многом определяет его пищевую ценность. Хлеб, правильно выпеченный, из хорошо приготовленного теста, правильной формы, с хорошо окрашенной, подрумяненной корочкой лучше усваивается. Вкус и аромат хлеба обусловлены содержанием органических кислот, спиртов, эфиров, альдегидов и других веществ, которые накапливаются в процессе брожения теста и при выпечке изделий. Количество вкусовых и ароматических веществ в основном зависит от вида и сорта муки, рецептуры, особенностей приготовления теста, внесения в него различных добавок и продолжительности выпечки.
Физиологическое значение хлеба заключается в том, что он придает всей массе потребляемой пищи благоприятную консистенцию, способствует смачиваемостью пищеварительными соками и лучшей работе пищеварительного тракта.
Повышение пищевой ценности хлеба и булочных изделий осуществляется в настоящее время по четырем направлениям:
Однако было бы совершенно неправильно оценивать пищевую ценность хлеба лишь с точки зрения его химического состава, не принимая во внимание такие свойства, как вкус, аромат, пористость мякиша и внешний вид хлеба, так как по словам Павлова, только та еда полезна, которая приятна. Наконец, хлеб обладает одним важным качеством, по-видимому, обычно недостаточно учитываемым. Регулярный прием хлеба вместе с пищей имеет большой физиологический смысл, так как хлеб придает массе поглощаемой пищи благоприятную консистенцию и структуру, способствующую наиболее эффективной работе пищеварительного тракта и наиболее полному смачиванию пищи пищеварительными соками.
Качество хлеба обусловлено качеством сырья и технологией приготовления.
Внешний вид хлеба и булочных изделий. Форма должна быть правильной, без боковых выплывов, не мятой; для формового хлеба – соответствующей хлебной форме, в которой его выпекали, с несколько выпуклой верхней коркой; для подового – круглой, овальной или продолговато-овальной, не расплывчатой, без притисков. Поверхность должна быть гладкой, для отдельных видов изделий – шероховатой, без крупных трещин и подрывов; булки, батоны – с надрезами; для подовых изделий допускаются наколы. Корка должна иметь цвет от светло-желтого до темно-коричневого в зависимости от сорта, без подгорелости и бледности. Толщина корки хлеба должна быть не более 4 мм., для батонов и мелкоштучных изделий не нормируется.
Состояние мякиша. Хлеб должен быть хорошо пропеченным, не липким и не влажным на ощупь, без комочков, пустот и следов непромеса, с равномерной пористостью, эластичным. Мякиш после легкого нажатия пальцами должен принимать первоначальную форму, быть свежим.
Вкус и запах должны быть свойственными данному виду хлеба.
Влажность предусмотрена стандартом с учетом вида, способа выпечки и рецептуры хлеба: для ржаного простого и заварного – не более 51%, для пшеничного хлеба из обойной муки – не более 48%. Подовые изделия имеют меньшую влажность, чем формовые.
Кислотность хлеба обусловлена способом приготовления теста и сортом муки. Ржаные изделия, приготовленные на закваске, имеют большую кислотность (до 12°) , чем пшеничные, которые готовят на дрожжах, и кислотность их не превышает 4°.
Пористость пшеничного хлеба выше (52-72 %), чем ржаного (45-57%), а формового больше, чем подового. Повышение сортности муки увеличивает этот показатель.
Дефекты хлеба. Они обусловлены качеством сырья и возникают при нарушении технологии производства хлеба, а также при несоблюдении условий транспортирования и хранения хлеба и булочных изделий. К дефектам внешнего вида относятся: неправильная форма изделий, которая может быть при использовании муки с низким качеством клейковины, при неправильной формовке и недостаточной или избыточной расстойке теста; трещины на поверхности образуются при выпечке хлеба из перебродившего теста, а мелкие пузырьки – при выпечке из недобродившего теста; темная окраска или толстая корка появляются при увеличении температуры или времени выпечки; повышенное количество сахара в тесте обусловливает темную окраску корки, пониженное – бледную.
При транспортировании и хранении хлеб может деформироваться в результате небрежной или плотной укладки горячих изделий в тару.
Дефекты мякиша возникают при использовании муки, полученной из проросшего зерна, или при добавлении излишнего количества воды, в результате чего получается непропеченный и липкий мякиш. Крошливость обусловлена недостаточным количеством воды при замесе; крошливость является также признаком очерствения хлеба. Непромес мякиша – наличие комочков муки, мочки (старого хлеба) – вызван недостаточным замесом теста. Не допускается наличие закала в хлебе. Закал — это слой уплотненного, беспористого липкого мякиша обычно у нижней корки. Во время хранения закал может возникнуть при многорядной укладке горячих изделий.