Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 16:52, курсовая работа
Целью данной работы является - получение практических навыков, применения методики комплексного исследования рынка банковских услуг (в частности лизинга), рассмотрение сущности лизинга и выявление его преимуществ по сравнению с традиционными формами финансирования, а также описание разновидностей лизинговых операций, порядка их проведения, динамики изменения в спросе, оценка эластичности спроса, клиентской базы, анализ конкурентов и т.д.
Методологической основой данной работы – являются труды и научные работы, как отечественных авторов, так и зарубежных. Также используются статистические данные независимых мониторингов исследовательских фирм: ГОРТИС, ЭКСО, St-Petersburg Facts (GALLUP), TOY-opinion, «Эксперт РА»
Введение………………………………………………………………………3
1. Методическое содержание исследования лизинга…………………..…..7
1.1.Сущность лизинга………………………………………………………...7
1.2.Методика комплексного анализа банковских услуг………………….13
2. Анализ лизинга:…………………………………………………………..20
2.1. Сущность лизинговой сделки ………………………………………....20
2.2. Современные тенденции и факторы развития рынка лизинговых
услуг в России……………………………………………..………………33
3. Анализ рыночной ситуации лизинга на примере ЗАО «Клиентская лизинговая компания Волгоградский филиал………………….....………51
4.Формирование и разработка целевых рынков…………………………..61
Заключение ………………………………………………………………….69
Список используемой литературы………………
Работу по изучению рынка проводят с учетом следующих основных принципов:
— систематичности сбора, обработки и анализа рыночной информации, с тем чтобы иметь возможность по каждому принимаемому решению дать исчерпывающее рыночное обоснование;
— комплексности изучения рыночных проблем, которая предполагает рассмотрение каждого конкретного вопроса как неотъемлемой части единого хозяйственного процесса, тесно увязанного с общепринятыми тенденциями;
— оценки рыночного спроса и ситуации в совокупности всех факторов не только экономического характера, но и социально психологических факторов;
— дифференцированности подхода к исследованию рынка, позволяющего учесть в практической деятельности специфические требования как отдельных рынков, так и конкретных групп потребителей.
Цель анализа: определить возможности и желаемое состояние своего предприятия в будущем.
Анализ рыночной ситуации: Руководству предприятия необходимо знать свою среду обитания. Этот процесс можно смело назвать отслеживанием среды. Процесс отслеживания включает в себя мониторинг (или сканирование) и анализ маркетинговой среды. Сканирование проводится по ряду факторов макро- и микросреды. Сканирование — это своего рода фотографирование рынка. На основе анализа этих «фотографий» делается прогноз состояния рынка, и анализируются возможности организации поступлению в рынок. Анализ выражается в изучении конъюнктуры рынка, оценке его состояния (сколько потенциальных конкурентов, клиентов-потребителей, поставщиков, дистрибьюторов, кто они и как с ними можно общаться). В макросреде анализируются следующие группы факторов:
экономические факторы: анализируется экономический рост и безработица, формирование единого рынка межгосударственных образований ,социальные факторы (определяются демографические факторы — рост или снижение численности населения, возрастная структура; культурные факторы, возможное влияние общества по защите прав потребителей);
— технологические факторы (определяются структурные сдвиги в спросе на товар и заменители, связанные с НТП и развитием технологий);
— природные факторы (определяются возможности влияния движений в защиту окружающей среды, использование экологически чистых продуктов, утилизируемой и экономичной упаковки, защита озонового слоя Земли, загрязнение окружающей среды, возможности ресурсо- и энергосбережения);
— политические и правовые факторы (отслеживаются возможности антимонопольного законодательства, ограничительная практика, этика предпринимательской деятельности). Макрофакторы окружающей среды сканируются не так часто, как-то делается с микросредой. К последней можно отнести анализ так называемого ближайшего окружения фирмы: конкуренты; поставщики; дистрибьюторы; клиенты.
Анализ клиентско-потребительской базы: в этом разделе необходимо определить, кто является потенциальным потребителем вашей продукции, описать сходства и различия в потребностях потенциальных покупателей. Более подробно мы коснемся этого вопроса в разделе, посвященном отбору и разработке целевых рынков.
Анализ конкурентов: этот раздел включает изучение рынка потенциальных конкурентов (т.е. совокупности лиц и организаций, выпускающих однородную продукцию). Надо ответить на вопросы, как они работают по структуре маркетинга, каковы их особенности в конкурентной борьбе, какие тактики они используют в работе с конкурентами. Здесь применимы не только официальные методы сбора информации, но и такие, как промышленный шпионаж, позволяющий оценить, каким образом конкуренты устанавливают цены на услуги, каковы у них издержки производства, насколько они могут пойти на демпинг.
Анализ предлагаемых услуг, спроса и цен на них, возможностей по продвижению и доведению их до потребителей. Главная цель изучения услуги — выявление реальной рыночной потребности в конкретном услуги, что необходимо для выработки решений относительно оптимального объема его выпуска, технических характеристик, обоснования ценовой политики. Методологическая сущность этого исследования связана с анализом конкурентоспособности услуги путем сопоставления его потребительских качеств, цены, издержек производства с аналогичными показателями продукции конкурирующих предприятий на внутреннем и внешнем рынках сбыта. Большую роль здесь играют известные методы функционально-стоимостного анализа, дифференциация продукции с ориентацией на различного потребителя. Оценка спроса сводится к: а) выявлению совокупности факторов, оказывающих влияние на его изменение (общеэкономических, демографических, социально-психологических); б) изучению степени влияния каждого из них; в) определению тенденций их развития. Основными демографическими факторами являются: численность населения, уровень рождаемости, возрастной состав, миграция и т.д. Экономические факторы: уровень доходов, сумма сбережений, цены на товары. Социально-психологические факторы: уровень образования, социальный и профессиональный состав населения. Оценивая эти факторы, необходимо определить, насколько они значимы и как будут влиять друг на друга и тем самым — на покупательский спрос. Но этого мало. Поскольку решение о производстве той или иной услуги принимается задолго до момента его выхода в свет, надо попытаться определить, спрогнозировать ситуацию, которая сложилась на рынке в момент выхода готовой продукции на него. Определиться, по какой цене можно реализовать ее. Примерно оценить собственные издержки и возможный предпринимательский интерес в виде прибыли. Для этого собирается и обрабатывается большой объем информации, позволяющей судить о тенденции движения цен аналогичные услуги. Кроме того, необходимо определить, как оповестить потенциальных покупателей о своем присутствии на рынке. Для этого оцениваются возможности информационных каналов: СМИ, персональных проведение всевозможных рекламных акций. Этот фактор необходимо оценивать как с точки зрения вложений в него, так и с точки зрения потенциального эффекта от его (канала) использования.
Изучение спроса на услуги производственного потребления ведется в следующих направлениях: изучение вида и характеристик лизинга , изучение целевого спроса на лизинг; изучение потребителей лизинга. Целевым спрос называется потому, что он возникает вследствие спроса на конкретные потребительские товары и услуги, изготовления или оказания которых необходим товар промышленного назначения.
Формирование и разработка целевых рынков: комплексный анализ рынка имеет целью определить целевой рынок предприятия. Он как бы ориентирует предприятие на рыночную волну — волну спроса.
С точки зрения маркетинга потенциальный рынок состоит из совокупности покупателей со схожими потребностями (спросом) в отношении конкретного услуги и готовностью его покупать. В этой ситуации существуют три возможности определения целевого рынка:
1) Массовый маркетинг рассчитан на широкий потребительский спрос, предполагает организацию массового производства какой-то услуги, и нацеленность на максимизацию сбыта.
2) Сегментация рынка с концентрацией усилий на выпуске одной - двух услугах для одной группы покупателей без ориентации на I массовое производство. В этом случае фирма стремится к признанию ее в качестве специалиста на узком рынке. Она максимизирует на этом рынке прибыль на единицу продукции. Под эти товары выбирается соответствующая реклама и
3) При множественной сегментации фирма ориентируется на 2-3 хорошо определенные группы потребителей с подбором специально для них определенной марки услуги, способа продвижения и т.п.
Тактика массового маркетинга опирается на разработку одного базового плана маркетинга. Он оправдан, если массовое производство только начинается, и нет жесткой конкуренции. Для массового производства требуются существенные ресурсы на рекламу, организацию сбыта. Вместе с тем уменьшаются расходы на производство и управление. Для удачного массового маркетинга необходимо, чтобы множество покупателей испытывало бы сходные потребности, которые можно описать.
Рыночную сегментацию можно определить как процесс выделения групп потребителей, предъявляющих однородные требования к рыночной продукции. Сегментированный рынок нацеливает фирму на узкую, специфическую группу потребителей через столь же специализированный план маркетинга. При этом фирма может преуспеть при ограниченных ресурсах за счет эффективной деятельности, более лучшей приспособленности маркетинговой программы к своему сегменту, чем конкуренты. Сегментация рынка позволяет максимизировать прибыль удельную, т.е. на единицу выпускаемой продукции, а не абсолютную. Через политику рыночной сегментации проводится в жизнь один из важнейших принципов маркетинга — принцип ориентации на конкретного потребителя.
Осуществление сегментации рынка: методика рыночной сегментации отличается большим разнообразием. Как правило, наиболее часто используют следующие факторы сегментации: географические, демографические, социально-психологические, показывающие отношение потребителей к данному продукту.
При географической сегментации территория экономического района, где планируется, сбыт выпускаемой продукции, делится на районы с характерными признаками потребления. Сегментация демографическая означает классификацию потребителей по таким признакам, как возраст, пол, размер семьи, уровень доходов, профессиональная принадлежность, образование и т.д. Например, всю совокупность потенциальных покупателей мебели по демографическим признакам можно поделить на 36 (3x3x4) сегментов. Учитываются возраст главы семьи, количество членов семьи, уровень доходов.
Сегменты рынка могут выделяться на основе изучения демографии населения и стиля жизни.
Первое позволяет установить:
1) расположение рынка (это определяет социальные и культурные ценности, различие в доходах и др.);
2) структуру коммерческой деятельности в регионе;
3) доступность средств массовой информации (наличие ТВ, местных газет);
4) динамику развития региона — стабильность, спад или снижение активности;
5) уровни инфляции — они разные в Москве, Питере и т.д.;
6) первоначальные демографические характеристики:
— возраст часто используется в качестве сегментации
— Пол
— уровень образования;
_ уровень доходов, размер семьи.
2. АНАЛИЗ ЛИЗИНГА.
2.1.СУЩНОСТЬ ЛИЗИНГОВОЙ СДЕЛКИ.
В мировой практике термин “лизинг” используется для обозначения различного рода сделок, основанных на аренде товаров длительного пользования. В зависимости от срока, на который заключается договор аренды, различают три вида арендных операций:
- краткосрочная аренда (рентинг) - на срок от одного дня до одного года;
- среднесрочная аренда (хайринг) - от одного года до трех лет;
- долгосрочная аренда (лизинг) - от трех до 20 лет и более.[4]
Поэтому под лизингом понимают долгосрочную аренду машин и оборудования или договор аренды машин и оборудования, купленных арендодателем для арендатора с целью их производственного использования, при сохранении права собственности на них за арендодателем на весь срок договора. Кроме того, лизинг можно рассматривать как специфическую форму финансирования вложений в основные фонды при посредничестве специализированной (лизинговой) компании, которая приобретает для третьего лица имущество и отдает ему в аренду на долгосрочный период. Таким образом, лизинговая компания фактически кредитует арендатора. Поэтому лизинг иногда называют “кредит-аренда”. В отличие от договора купли-продажи, по которому право собственности на товар переходит от продавца к покупателю, при лизинге собственность на предмет аренды сохраняется за арендодателем, а лизингополучатель приобретает лишь его во временное пользование. По истечении срока лизингового договора лизингополучатель может приобрести объект сделки по согласованной цене, продлить лизинговый договор или вернуть оборудование владельцу по истечении срока договора. По своей юридической форме лизинговая сделка является своеобразным видом долгосрочной аренды инвестиционных ценностей. Четкое определение лизинговой операции имеет важное практическое значение, так как при несоблюдении установленных законом правил ее оформления она не может быть признана лизинговой сделкой, что чревато для участников операции рядом неблагоприятных финансовых последствий.
Основу лизинговой сделки составляют:
1. Объект сделки. Объектом лизинговой сделки может быть любой вид материальных ценностей, если он не уничтожается в производственном цикле. По природе арендуемого объекта различают лизинг движимого и недвижимого имущества.
2. Субъект лизинга. Субъектами лизинговой сделки являются стороны, имеющие непосредственное отношение к объекту сделки. При этом их можно подразделить на прямых и косвенных участников.
К прямым участникам лизинговой сделки относятся:
- лизинговые фирмы и компании
(лизингодатели или
- производственные (промышленные и сельскохозяйственные), торговые и транспортные предприятия и население (лизингополучатели или арендаторы);
- поставщики объектов сделки - производственные (промышленные) и торговые компании.
Косвенными участниками лизинговой сделки
являются коммерческие и инвестиционные
банки, кредитующие лизингодателя и выступающие
гарантами сделок, страховые компании,
брокерские и другие посреднические фирмы.
“Лизинговыми” называют все фирмы, осуществляющие
арендные отношения независимо от вида
аренды (краткосрочной, среднесрочной
или долгосрочной). По характеру своей
деятельности они подразделяются на узкоспециализированные
и универсальные.[5]Узкоспециализ
3. Срок лизинга (период лиза). Под периодом лиза понимается срок действия лизингового договора. Поскольку лизинг является особой формой долгосрочной аренды, то высокая стоимость и длительный срок службы объектов сделки определяют временные рамки периода лиза. При установлении срока лизингового договора лизингодатель и лизингополучатель учитывают следующие моменты:
Информация о работе Комплексный анализ осуществления лизинговых операций