Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 16:52, курсовая работа
Целью данной работы является - получение практических навыков, применения методики комплексного исследования рынка банковских услуг (в частности лизинга), рассмотрение сущности лизинга и выявление его преимуществ по сравнению с традиционными формами финансирования, а также описание разновидностей лизинговых операций, порядка их проведения, динамики изменения в спросе, оценка эластичности спроса, клиентской базы, анализ конкурентов и т.д.
Методологической основой данной работы – являются труды и научные работы, как отечественных авторов, так и зарубежных. Также используются статистические данные независимых мониторингов исследовательских фирм: ГОРТИС, ЭКСО, St-Petersburg Facts (GALLUP), TOY-opinion, «Эксперт РА»
Введение………………………………………………………………………3
1. Методическое содержание исследования лизинга…………………..…..7
1.1.Сущность лизинга………………………………………………………...7
1.2.Методика комплексного анализа банковских услуг………………….13
2. Анализ лизинга:…………………………………………………………..20
2.1. Сущность лизинговой сделки ………………………………………....20
2.2. Современные тенденции и факторы развития рынка лизинговых
услуг в России……………………………………………..………………33
3. Анализ рыночной ситуации лизинга на примере ЗАО «Клиентская лизинговая компания Волгоградский филиал………………….....………51
4.Формирование и разработка целевых рынков…………………………..61
Заключение ………………………………………………………………….69
Список используемой литературы………………
Таблица. № 3. Группировка российских лизинговых компаний по величине портфеля (по Приложению 5.)
Другим аналитическим показателем развития лизингового рынка является соотношение задолженности лизингополучателей по всем действующим договорам лизинга, то есть лизингового портфеля и стоимости новых заключенных договоров лизинга. По некоторым отечественным лизинговым компаниям также наблюдается аналогичная статистика. На наш взгляд данное обстоятельство чаще всего предполагает стабильность развития договорных отношений и их предсказуемость, поступательное увеличение объемов бизнеса. Однако проведенные нами расчеты показывают, что в целом по стране первый показатель превышал второй в 2007 г. всего на 18,3% (2006 г. - 28,1%). Заметные отличия от общемировых тенденций во многом определяются значительными темпами роста нового бизнеса в 2006-2007 гг., удлинением сроков заключаемых договоров лизинга, особенностями ведения лизингового бизнеса в некоторых отраслях экономики, например, лизинга авиационной техники или энергетического оборудования.
Кроме того, приведенная группировка лизинговых компаний Российской Федерации по величине портфеля дает структурную характеристику рынка и позволяет оценить уровень дифференциации в лизинговом бизнесе за анализируемый период как очень высокий. На рынке представлены как очень крупные лизингодатели с портфелем в несколько миллиардов долларов, так и компании, портфель которых не превышает два-три миллиона. Анализ приведенных данных также позволяет судить о смещении верхних границ структурных характеристик рынка в связи с постепенным ростом размеров бизнеса компаний. Если в 2004 году лизинговый портфель почти 62,8% лизинговых компаний составлял от 50 до 200 млн. долл., то в 2007 году в эту группу попадали только 54,8% лизингодателей, а доля наиболее крупных лизингодателей с портфелем более 500 млн. долл. возросла за этот период с 9,3% до 16,6%. Наиболее крупным лизинговым портфелем на 01.01.2008 года располагала «ВТБ-Лизинг» - 6250,5 млн. долл., вторая по масштабам деятельности Русско-германская лизинговая компания имела почти втрое меньший портфель - 2360,8 млн. долл., еще пять лизингодателей владели более чем милиарным портфелем.
Показатели |
Группировка по годовому объему нового бизнеса, млн. долл. | |||||||||
| свыше 200 |
от 100 до 200 |
от 50 до 100 |
от 30 до 50 |
от 20 до 30 |
от 15 до 20 |
от 10 до 15 |
от 5 до 10 |
отЗ до 5 |
доЗ |
2004 год | ||||||||||
Количество компаний |
6 |
9 |
11 |
10 |
10 |
12 |
17 |
18 |
9 |
16 |
Годовой объем лизинговых договоров, млн. долл. всего по группе в среднем по группе |
2576,1 429,4 |
1238,2 137,6 |
842,7 76,6 |
410,9 41,1 |
241,1 24,1 |
204,3 17,0 |
208,5 12,3 |
133,6 7,4 |
37,8 4,2 |
25,8 1,6 |
2005 год | ||||||||||
Количество компаний |
9 |
15 1 |
15 ] |
8 |
16 |
8 |
18 |
23 |
17 |
6 |
Годовой объем лизинговых договоров, млн. долл. всего по группе в среднем по группе |
2768,8 307,6 |
2152,9 143,5 |
1146,4 76,4 |
317,0 39,6 |
388,6 24,3 |
142,0 17,7 |
214,1 11,9 |
162,5 7,1 |
68,4 4,0 |
9,8 1,6 |
2006 год | ||||||||||
Количество компаний |
24 |
15 |
29 |
20 |
14 |
9 |
15 |
18 |
12 | |
Годовой объем лизинговых договоров, млн. долл. всего по группе в среднем по группе |
9407,5 391,9 |
2172 144,8 |
2143,1 73,9 |
782 39,1 |
317,8 22,7 |
167,4 18,6 |
186 12,4 |
129,6 7,2 |
32,4 2,7 | |
2007 год | ||||||||||
Количество компаний |
34 |
16 |
35 |
25 |
12 |
6 |
11 |
10 |
5 | |
Годовой объем лизинговых оговоров, млн. долл. всего по группе в среднем по группе |
23145 680,7 |
2291,9 143,2 |
2504,2 71,5 |
939,8 37,6 |
278,0 23,9 |
109,4 18,2 |
138,4 12,6 |
75,1 7,5 |
13,2 2,6 |
Таблица. № 4 (по Приложению 6)
Группировка лизинговых компаний Российской Федерации по объему новых заключенных и профинансированных договоров Количество заключенных договоров и средняя стоимость договоров лизинга в определенной мере характеризует развитость рыночных отношений в лизинговом бизнесе, поскольку характеризует насыщенность хозяйственных связей между лизингодателями и пользователями передаваемого в лизинг имущества. Динамика названных показателей представляет также определенный интерес с точки зрения риск-менеджмента лизинговой компании, характеризуя общую внутреннюю концентрацию бизнеса. Рост количества договоров и, соответственно, уменьшение их средней стоимости снижает уровень концентрации, а, следовательно, и уровень риска лизингового портфеля компании. Развитие лизингового рынка в России сопровождалось процессами универсализации и специализации. При этом некоторые компании изначально создаваемые как специализированные, со временем в связи с правовыми или организационно-экономическими обстоятельствами пошли по пути диверсификации портфелей. Одновременно часть универсально ориентированных компаний в определенные периоды времени становились моносегмен-тарными, заключая значительные по стоимости договора в каком-то определенном сегменте, но при этом, не отказываясь от возможности в дальнейшем вернуться к развитию остальных сегментов. К наиболее крупным универсально ориентированным лизингодателям можно отнести «ВТБ-Лизинг», лизинговую компанию «УРАЛСИБ», ГК «НОМОС», «Еигор1ап», «Авангард-Лизинг», ГК «РТК-Лизинг», «Райффайзен-Лизинг», ГК «Интерлизинг» и др. Крупнейшими представителями специализированных лизинговых операторов являются Русско-германская лизинговая компания, «Бизнес Альянс», «Ильюшин Финанс Ко», «Инпромлизинг», ГК «Скания Лизинг», «Каркаде», Лизинговая компания «КАМАЗ» и др.
Однако, несмотря на то, что финансовые ресурсы по-прежнему сконцентрированы в Москве и Санкт-Петербурге в региональном распределении лизинговых услуг в последние годы отмечаются определенные трансформации. Большинство столичных компаний, ориентируясь на растущий спрос на лизинговые услуги в регионах, усиливают территориальную диверсификацию своих операций, открывая филиалы и представительства во многих городах, что позволяет им существенно приблизиться к потребителям лизинговых услуг, быть более мобильными и внимательными в удовлетворении потребностей своих клиентов, работать на перспективу. Как следствие, бизнес московских лизинговых компаний в значительно большем объеме представлен не в Москве, а в других регионах страны (табл.№. 5).
Регион Российской Федерации |
Удельный вес в общероссийском лизинге, % | |||
|
2004 г. |
2005 г. |
2006г. |
2007г |
Дальневосточный |
8,3 |
7,1 |
4,2 |
3,5 |
Сибирский |
10,5 |
7,2 |
8,2 |
7,6 |
Уральский |
5,1 |
6,8 |
9,2 |
9,1 |
Приволжский |
12,5 |
13,8 |
10,8 |
10,4 |
Южный |
7,4 |
3,9 |
3,4 |
4,3 |
Северо-Западный (без Санкт-Петербурга и Ленинградской области) |
5,8 |
3,9 |
2,9 |
2,4 |
Санкт-Петербург и Ленинградская область |
7,7 |
8,8 |
9,6 |
8,1 |
Центральный (без Москвы) |
11,7 |
11,8 |
8,8 |
20,7 |
Москва |
31,0 |
36,7 |
42,9 |
33,9 |
Таблица. № 5. Региональная структура рынка лизинговых услуг в Российской Федерации (по Приложению 7)
Показательным является тот факт, что уже сегодня удельный вес стоимости договоров, заключенных местными лизинговыми компаниями (за исключением лизингодателей Санкт-Петербурга) не является доминирующим,
во многом уступая объемам лизинговых сделок столичных компаний [28, С. 14]. Например, активный рост, который демонстрирует в последние восемь лет компания «Глобус-лизинг» (Санкт-Петербург), во многом обусловлен деятельностью ее филиалов в Великом Новгороде, Калининграде, Москве, Мурманске, Петрозаводске, Пскове, что позволило существенно расширить клиентскую базу, более оперативно продвигать новые лизинговые продукты и, соответственно, увеличить объемы нового лизингового бизнеса. По данным проводимых в 2006 году мониторинговых исследований только 45,8% сделок московских лизинговых компаний были заключены в столице, а 54,2% нового бизнеса приходилось на другие регионы (например, на Дальнем Востоке доля столичных лизингодателей составила 80,7%, в Сибири -65,4%, на Урале - 60,2%, в Приволжье - 62,3%, на Юге - 72,5%) [31, С. 4].
Наличие конкуренции является одним из важнейших свидетельств развитости рынка. В России реально первые признаки возникновения конкуренции на рынке лизинговых услуг стали появляться в 2001-2002 годах, а с 2003 года эта тенденция постепенно усиливается. Конкуренция определяется концентрацией бизнеса, сосредоточенного в деятельности определенного количества компаний, например, на страновом, региональном уровне или в определенном продуктовом сегменте лизингового рынка. В данном контексте нельзя не указать на опосредованный эффект от роста числа филиалов и представительств лизинговых компаний, возникающие для региональных экономических сообществ, поскольку именно это во многом способствует увеличению конкуренции на региональных лизинговых рынках. Развитие конкуренции проявляется в предложении лизингодателями более выгодных условий клиентам по ценам, срокам договоров, порядку погашения задолженности, размерам авансовых платежей; в специальных мерах по продвижению лизинговых продуктов на рынок; рекламе своих услуг.
Активному развитию региональных сегментов лизингового бизнеса во многом способствуют меры государственной поддержки лизинговых операций. Тот факт, что в наибольшей степени в интенсивного бизнеса заинтересованы именно региональные власти, объясняется теми возможностями, которые обеспечивает лизинг по привлечению требуемых инвестиций в региональную экономику.
В заключение проведенного анализа считаем необходимым обобщить факторы, способствующие и препятствующие развитию лизинга в России, в частности положительное влияние на его динамику могут оказать следующие факторы:
- Наличие спроса на замену имеющихся основных фондов и приобретение новых, высокотехнологичных объектов как со стороны крупного, так и мелкого и среднего бизнеса. Можно предположить, что основными потребителями лизинговых услуг будут высокотехнологичные коммуникационные отрасли, машиностроение, транспорт, строительство и др.
- Общее улучшение экономической ситуации в стране, наличие инвестиционных ресурсов российских и зарубежных банков, федерального и региональных бюджетов, собственные и другие источники лизинговых компаний.
- Положительная динамика развития конъюнктуры рынка лизинговых услуг, проявляющаяся в росте числа лизинговых проектов и количества лизинговых договоров, улучшении условий ценообразования (по срокам, стоимости, условиям обеспечения и погашения и т.д.), росте качества и числа услуг, в том числе продвижение новых лизинговых продуктов и программ, развитие конкуренции.
- Институализация и развитие инфраструктуры рынка лизинговых услуг, т.е. наличие профессиональных участников-лизингодателей как универсального, так и специализированного типов, консалтинговых и других посреднических агентств.
- Развитие законодательной базы и мер государственной поддержки лизинговых компаний, финансирующих их банков, поставщиков, потребителей лизинговых услуг, в частности, налоговое стимулирование инвесторов; создание лизинговых фондов для финансирования лизинговых проектов, особенно в области малого и среднего бизнеса; создание залоговых фондов; проведение конкурсов лизинговых проектов; предоставление гарантий региональных бюджетов.
Одновременно необходимо указать на ряд факторов, сдерживающих развитие рынка лизинговых услуг в России:
- Тенденция к удорожанию кредитных ставок для лизингодателей, проявившаяся еще в конце 2007 года и в 2008 обусловленная снижением ликвидности банковских активов вследствие кризиса на мировых финансовых и фондовых рынках.
3. АНАЛИЗ РЫНОЧНОЙ СИТУАЦИИ И ЛИЗИНГА НА ПРИМЕРЕ ЗАО «КЛИЕНТСКАЯ ЛИЗИНГОВАЯ КОМПАНИЯ ВОЛГОГРАДСКИЙ ФИЛИАЛ».
Высокая конкуренция ведет к расширению региональных сетей лизинговых компаний. О тенденции развития бизнеса в регионах говорит сокращение доли московских офисов лизинговых компаний в общем их количестве и увеличение их доли в других регионах. Так, по количеству офисов лизинговых компаний Москва хотя и остается на 1-м месте (18% от общего количества) но не значительно от нее отстает Приволжский федеральный округ, на который приходится 17,7% офисов. Довольно равномерно распределены центральные офисы и филиалы лизинговых компаний по другим регионам России. Рейтинг городов по количеству центральных офисов лизинговых компаний и их филиалов выглядит следующим образом: 1-е место занимает Москва — 68; 2-е — Санкт-Петербург — 33; 3-е и 4-е — Екатеринбург и Самара — 13; 5—7-е — Новосибирск, Ростов-на-Дону, Челябинск - 12; 8-е - Воронеж - 10; 9-е и 10-е - Краснодар и Ярославль — 9; 11—14-е Волгоград, Н. Новгород, Ставрополь, Тюмень — 8; 15—17-е — Иркутск, Казань, Пермь — 7.
Информация о работе Комплексный анализ осуществления лизинговых операций