Комплексный анализ осуществления лизинговых операций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 16:52, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является - получение практических навыков, применения методики комплексного исследования рынка банковских услуг (в частности лизинга), рассмотрение сущности лизинга и выявление его преимуществ по сравнению с традиционными формами финансирования, а также описание разновидностей лизинговых операций, порядка их проведения, динамики изменения в спросе, оценка эластичности спроса, клиентской базы, анализ конкурентов и т.д.
Методологической основой данной работы – являются труды и научные работы, как отечественных авторов, так и зарубежных. Также используются статистические данные независимых мониторингов исследовательских фирм: ГОРТИС, ЭКСО, St-Petersburg Facts (GALLUP), TOY-opinion, «Эксперт РА»

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
1. Методическое содержание исследования лизинга…………………..…..7
1.1.Сущность лизинга………………………………………………………...7
1.2.Методика комплексного анализа банковских услуг………………….13
2. Анализ лизинга:…………………………………………………………..20
2.1. Сущность лизинговой сделки ………………………………………....20
2.2. Современные тенденции и факторы развития рынка лизинговых
услуг в России……………………………………………..………………33
3. Анализ рыночной ситуации лизинга на примере ЗАО «Клиентская лизинговая компания Волгоградский филиал………………….....………51
4.Формирование и разработка целевых рынков…………………………..61
Заключение ………………………………………………………………….69
Список используемой литературы………………

Файлы: 1 файл

курсовая сделанная.1doc.doc

— 986.50 Кб (Скачать файл)

 

Таблица. № 3. Группировка российских лизинговых компаний по величине портфеля (по Приложению 5.)

Другим аналитическим показателем развития лизингового рынка является соотношение задолженности лизингополучателей по всем действующим договорам лизинга, то есть лизингового портфеля и стоимости новых заключенных договоров лизинга. По некоторым отечественным лизинговым компаниям также наблюдается аналогичная статистика. На наш взгляд данное обстоятельство чаще всего предполагает стабильность развития договорных отношений и их предсказуемость, поступательное увеличение объемов бизнеса. Однако проведенные нами расчеты показывают, что в целом по стране первый показатель превышал второй в 2007 г. всего на 18,3% (2006 г. - 28,1%). Заметные отличия от общемировых тенденций во многом определяются значительными темпами роста нового бизнеса в 2006-2007 гг., удлинением сроков заключаемых договоров лизинга, особенностями ведения лизингового бизнеса в некоторых отраслях экономики, например, лизинга авиационной техники или энергетического оборудования.

Кроме того, приведенная группировка лизинговых компаний Российской Федерации по величине портфеля дает структурную характеристику рынка и позволяет оценить уровень дифференциации в лизинговом бизнесе за анализируемый период как очень высокий. На рынке представлены как очень крупные лизингодатели с портфелем в несколько миллиардов долларов, так и компании, портфель которых не превышает два-три миллиона. Анализ приведенных данных также позволяет судить о смещении верхних границ структурных характеристик рынка в связи с постепенным ростом размеров бизнеса компаний. Если в 2004 году лизинговый портфель почти 62,8% лизинговых компаний составлял от 50 до 200 млн. долл., то в 2007 году в эту группу попадали только 54,8% лизингодателей, а доля наиболее крупных лизингодателей с портфелем более 500 млн. долл. возросла за этот период с 9,3% до 16,6%. Наиболее крупным лизинговым портфелем на 01.01.2008 года располагала «ВТБ-Лизинг» - 6250,5 млн. долл., вторая по масштабам деятельности Русско-германская лизинговая компания имела почти втрое меньший портфель - 2360,8 млн. долл., еще пять лизингодателей владели более чем милиарным портфелем.

 

Показатели

Группировка по годовому объему нового бизнеса, млн. долл.

 

свыше 200

от 100 до 200

от 50 до 100

от 30 до 50

от 20 до 30

от 15 до 20

от 10 до 15

от 5 до 10

отЗ

до 5

доЗ

2004 год

Количество компаний

6

9

11

10

10

12

17

18

9

16

Годовой объем лизинговых договоров, млн. долл. всего по группе в среднем по группе

2576,1 429,4

1238,2 137,6

842,7 76,6

410,9 41,1

241,1 24,1

204,3 17,0

208,5

12,3

133,6

7,4

37,8 4,2

25,8 1,6

2005 год

Количество компаний

9

15  1

15   ]

8

16

8

18

23

17

6

Годовой объем лизинговых договоров, млн. долл. всего по группе в среднем по группе

2768,8 307,6

2152,9 143,5

1146,4 76,4

317,0 39,6

388,6

24,3

142,0 17,7

214,1 11,9

162,5 7,1

68,4 4,0

9,8 1,6

2006 год

Количество компаний

24

15

29

20

14

9

15

18

12

Годовой объем лизинговых договоров, млн. долл. всего по группе в среднем по группе

9407,5 391,9

2172 144,8

2143,1 73,9

782 39,1

317,8

22,7

167,4 18,6

186

12,4

129,6

7,2

32,4 2,7

2007 год

Количество компаний

34

16

35

25

12

6

11

10

5

Годовой объем лизинговых оговоров, млн. долл. всего по группе в среднем по группе

23145 680,7

2291,9

143,2

2504,2 71,5

939,8

37,6

278,0 23,9

109,4 18,2

138,4 12,6

75,1 7,5

13,2 2,6


 

Таблица. № 4 (по Приложению 6)

Группировка лизинговых компаний Российской Федерации по объему новых заключенных и профинансированных договоров Количество заключенных договоров и средняя стоимость договоров лизинга в определенной мере характеризует развитость рыночных отношений в лизинговом бизнесе, поскольку характеризует насыщенность хозяйственных связей между лизингодателями и пользователями передаваемого в лизинг имущества. Динамика названных показателей представляет также определенный интерес с точки зрения риск-менеджмента лизинговой компании, характеризуя общую внутреннюю концентрацию бизнеса. Рост количества договоров и, соответственно, уменьшение их средней стоимости снижает уровень концентрации, а, следовательно, и уровень риска лизингового портфеля компании. Развитие лизингового рынка в России сопровождалось процессами универсализации и специализации. При этом некоторые компании изначально создаваемые как специализированные, со временем в связи с правовыми или организационно-экономическими обстоятельствами пошли по пути диверсификации портфелей. Одновременно часть универсально ориентированных компаний в определенные периоды времени становились моносегмен-тарными, заключая значительные по стоимости договора в каком-то определенном сегменте, но при этом, не отказываясь от возможности в дальнейшем вернуться к развитию остальных сегментов. К наиболее крупным универсально ориентированным лизингодателям можно отнести «ВТБ-Лизинг», лизинговую компанию «УРАЛСИБ», ГК «НОМОС», «Еигор1ап», «Авангард-Лизинг», ГК «РТК-Лизинг», «Райффайзен-Лизинг», ГК «Интерлизинг» и др. Крупнейшими представителями специализированных лизинговых операторов являются Русско-германская лизинговая компания, «Бизнес Альянс», «Ильюшин Финанс Ко», «Инпромлизинг», ГК «Скания Лизинг», «Каркаде», Лизинговая компания «КАМАЗ» и др.

Однако, несмотря на то, что финансовые ресурсы по-прежнему сконцентрированы в Москве и Санкт-Петербурге в региональном распределении лизинговых услуг в последние годы отмечаются определенные трансформации. Большинство столичных компаний, ориентируясь на растущий спрос на лизинговые услуги в регионах, усиливают территориальную диверсификацию своих операций, открывая филиалы и представительства во многих городах, что позволяет им существенно приблизиться к потребителям лизинговых услуг, быть более мобильными и внимательными в удовлетворении потребностей своих клиентов, работать на перспективу. Как следствие, бизнес московских лизинговых компаний в значительно большем объеме представлен не в Москве, а в других регионах страны (табл.№. 5).

 

 

 

 

Регион Российской Федерации

Удельный вес в общероссийском лизинге, %

 

2004 г.

2005 г.

2006г.

2007г

Дальневосточный

8,3

7,1

4,2      

3,5

Сибирский

10,5

7,2

8,2

7,6

Уральский

5,1

6,8

9,2       

9,1

Приволжский

12,5

13,8

10,8

10,4

Южный

7,4

3,9

3,4    

4,3

Северо-Западный (без Санкт-Петербурга и Ленинградской области)

5,8

3,9

2,9

2,4

Санкт-Петербург и Ленинградская область

7,7

8,8

9,6

8,1

Центральный (без Москвы)

11,7

11,8

8,8

20,7

Москва

31,0

36,7

42,9

33,9


 

Таблица. № 5. Региональная структура рынка лизинговых услуг в Российской Федерации (по Приложению 7)

Показательным является тот факт, что уже сегодня удельный вес стоимости договоров, заключенных местными лизинговыми компаниями (за исключением лизингодателей Санкт-Петербурга) не является доминирующим,

во многом уступая объемам лизинговых сделок столичных компаний [28, С. 14]. Например, активный рост, который демонстрирует в последние восемь лет компания «Глобус-лизинг» (Санкт-Петербург), во многом обусловлен деятельностью ее филиалов в Великом Новгороде, Калининграде, Москве, Мурманске, Петрозаводске, Пскове, что позволило существенно расширить клиентскую базу, более оперативно продвигать новые лизинговые продукты и, соответственно, увеличить объемы нового лизингового бизнеса. По данным проводимых в 2006 году мониторинговых исследований только 45,8% сделок московских лизинговых компаний были заключены в столице, а 54,2% нового бизнеса приходилось на другие регионы (например, на Дальнем Востоке доля столичных лизингодателей составила 80,7%, в Сибири -65,4%, на Урале - 60,2%, в Приволжье - 62,3%, на Юге - 72,5%) [31, С. 4].

Наличие конкуренции является одним из важнейших свидетельств развитости рынка. В России реально первые признаки возникновения конкуренции на рынке лизинговых услуг стали появляться в 2001-2002 годах, а с 2003 года эта тенденция постепенно усиливается. Конкуренция определяется концентрацией бизнеса, сосредоточенного в деятельности определенного количества компаний, например, на страновом, региональном уровне или в определенном продуктовом сегменте лизингового рынка. В данном контексте нельзя не указать на опосредованный эффект от роста числа филиалов и представительств лизинговых компаний, возникающие для региональных экономических сообществ, поскольку именно это во многом способствует увеличению конкуренции на региональных лизинговых рынках. Развитие конкуренции проявляется в предложении лизингодателями более выгодных условий клиентам по ценам, срокам договоров, порядку погашения задолженности, размерам авансовых платежей; в специальных мерах по продвижению лизинговых продуктов на рынок; рекламе своих услуг.

Активному развитию региональных сегментов лизингового бизнеса во многом способствуют меры государственной поддержки лизинговых операций. Тот факт, что в наибольшей степени в интенсивного бизнеса заинтересованы именно региональные власти, объясняется теми возможностями, которые обеспечивает лизинг по привлечению требуемых инвестиций в региональную экономику.

В заключение проведенного анализа считаем необходимым обобщить факторы, способствующие и препятствующие развитию лизинга в России, в частности положительное влияние на его динамику могут оказать следующие факторы:

- Наличие спроса на замену имеющихся основных фондов и приобретение новых, высокотехнологичных объектов как со стороны крупного, так и мелкого и среднего бизнеса. Можно предположить, что основными потребителями лизинговых услуг будут высокотехнологичные коммуникационные отрасли, машиностроение, транспорт, строительство и др.

- Общее улучшение экономической ситуации в стране, наличие инвестиционных ресурсов российских и зарубежных банков, федерального и региональных бюджетов, собственные и другие источники лизинговых компаний.

- Положительная динамика развития конъюнктуры рынка лизинговых услуг, проявляющаяся в росте числа лизинговых проектов и количества лизинговых договоров, улучшении условий ценообразования (по срокам, стоимости, условиям обеспечения и погашения и т.д.), росте качества и числа услуг, в том числе продвижение новых лизинговых продуктов и программ, развитие конкуренции.

- Институализация и развитие инфраструктуры рынка лизинговых услуг, т.е. наличие профессиональных участников-лизингодателей как универсального, так и специализированного типов, консалтинговых и других посреднических агентств.

- Развитие законодательной базы и мер государственной поддержки лизинговых компаний, финансирующих их банков, поставщиков, потребителей лизинговых услуг, в частности, налоговое стимулирование инвесторов; создание лизинговых фондов для финансирования лизинговых проектов, особенно в области малого и среднего бизнеса; создание залоговых фондов; проведение конкурсов лизинговых проектов; предоставление гарантий региональных бюджетов.

Одновременно необходимо указать на ряд факторов, сдерживающих развитие рынка лизинговых услуг в России:

- Тенденция к удорожанию кредитных ставок для лизингодателей, проявившаяся еще в конце 2007 года и в 2008 обусловленная снижением ликвидности банковских активов вследствие кризиса на мировых финансовых и фондовых рынках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. АНАЛИЗ РЫНОЧНОЙ СИТУАЦИИ И ЛИЗИНГА НА ПРИМЕРЕ ЗАО «КЛИЕНТСКАЯ ЛИЗИНГОВАЯ КОМПАНИЯ ВОЛГОГРАДСКИЙ ФИЛИАЛ».

Высокая конкуренция ведет к расширению региональных сетей лизинговых компаний. О тенденции развития бизнеса в регионах говорит сокращение доли московских офисов лизинговых компаний в общем их количестве и увеличение их доли в других регионах. Так, по количеству офисов лизинговых компаний Москва хотя и остается на 1-м месте (18% от общего количества) но не значительно от нее отстает Приволжский федеральный округ, на который приходится 17,7% офисов. Довольно равномерно распределены центральные офисы и филиалы лизинговых компаний по другим регионам России. Рейтинг городов по количеству центральных офисов лизинговых компаний и их филиалов выглядит следующим образом: 1-е место занимает Москва — 68; 2-е — Санкт-Петербург — 33; 3-е и 4-е — Екатеринбург и Самара — 13; 5—7-е — Новосибирск, Ростов-на-Дону, Челябинск - 12; 8-е - Воронеж - 10; 9-е и 10-е - Краснодар и Ярославль — 9; 11—14-е Волгоград, Н. Новгород, Ставрополь, Тюмень — 8; 15—17-е — Иркутск, Казань, Пермь — 7.

Информация о работе Комплексный анализ осуществления лизинговых операций