Конкуренция, конкуренты как объект изучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 19:15, курсовая работа

Описание работы

Конкуренты - это субъекты маркетинговой системы, которые своими действиями влияют на выбор фирмой рынков, поставщиков, посредников, формирование ассортимента товаров и на весь комплекс маркетинговой деятельности (что и влечет за собой необходимость их изучения). Конкурирующими фирмами называются фирмы, имеющие полностью или частично совпадающую фундаментальную нишу. Под фундаментальной рыночной нишей здесь понимается совокупность сегментов рынка, для которых подходят товар и (или) услуга, производимые данной фирмой.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..… 3
Глава 1. Теоретические аспекты конкурентной борьбы…….…………….…... 3
1.1 Понятие конкуренции...……………………………………………….……...3
1.2.Виды конкуренции……………………………………………………………5
1.3 .методы маркетинговых исследований………..………………………….....6

Глава 2. Концепция конкуренции. Анализ конкуренции туристского предприятия…………………………………………………………………………….9
2.1 Исследование конкурентных позиций тур. фирм г. Анапа………………..9
2.2 Общая характеристика туристской фирмы "Премиум турне"…………...13
2.3 Анализ внешней среды и конкурентных сил в отрасли туризма…………16
2.4 Стратегическое планирование и конкурентные стратегии……………….17

Глава 3. Стратегии по усилению позиций туристской фирмы "Премиум турне"……………………………………………………………………………..20
Заключение……………………………………………………………………… 22
Список использованной литературы……………………………….………......23

Файлы: 1 файл

Маркетинг кур.docx

— 72.77 Кб (Скачать файл)

             Основные методы качественных исследований: фокус-группы, глубинные интервью, анализ протокола. Фокус-группа представляет собой групповое интервью, проводимое модератором в форме групповой дискуссии по заранее разработанному сценарию с небольшой группой «типичных» представителей изучаемой части населения, сходных по основным социальным характеристикам.

               Глубинное интервью - слабоструктурированная личная беседа интервьюера с респондентом в форме, побуждающей последнего к подробным ответам на задаваемые вопросы. Анализ протокола заключается в помещении респондента в ситуацию принятия решения о покупке, в процессе которого он должен подробно описать все факторы, которыми он руководствовался при принятии этого решения.

              Количественное исследование отвечает на вопросы «кто» и «сколько». Данный тип исследований, в отличие от качественного, позволяет получить выраженную количественно информацию по ограниченному кругу проблем, но от большого числа людей, что позволяет обрабатывать ее статистическими методами и распространять результаты на всех потребителей. Количественные исследования помогают оценить уровень известности фирмы или марки, выявить основные группы потребителей, объемы рынка и т. п.

             Основные методы количественных исследований - это различные виды опросов и аудит розничной торговли (retail audit). Опрос предполагает выяснение мнения респондента по определенному кругу включенных в анкету вопросов путем личного либо опосредованного контакта интервьюера с респондентом.

                 Аудит розничной торговли включает в себя анализ ассортимента, цен, дистрибуции, рекламных материалов в розничных точках по исследуемой товарной группе. Mix-методики - смешанные методы исследований, довольно удачно сочетающие в себе достоинства качественных и количественных методов.

Основные виды mix-методик: hall-тесты, home-тесты и mystery shopping.

Hall-test - метод исследования, в ходе которого довольно большая группа людей (до 100-400 человек) в специальном помещении тестирует определенный товар и/или его элементы (упаковку, рекламный ролик и т. п.), а затем отвечает на вопросы анкеты, касающиеся данного товара.

        Home-test - аналогичен hall-тесту, с той лишь разницей, что тестирование товара происходит дома у респондента. Используется при необходимости длительного тестирования товара.

         Mystery Shopping - метод исследований, предполагающий оценку уровня обслуживания с помощью специалистов, выступающих в роли подставных покупателей (заказчиков, клиентов и т. п.). Методика "тайный покупатель" помогает качественно оценить уровень обслуживания когда, допустим, в бар под видом посетителя приходит агент исследовательской компании. В зависимости от разработанного плана маркетинговых исследований бара, он может и просто воспользоваться услугами заведения, отмечая для себя их качество, и оценить поведение персонала, создав конфликтную ситуацию.

Глава 2. Концепция конкуренции. Анализ конкуренции туристского предприятия

2.1 Исследование  конкурентных позиций тур. фирм г. Анапа.

        Для предпринимательской деятельности в области туризма в большинстве случаев характерна высокая степень конкуренции. Это можно подтвердить и на примере г. Анапа.

        В этой связи весьма актуальным видится проведение маркетинговых исследований конкурентной среды. Анализ позиций конкурирующих фирм дает весьма ценную информацию. Исследование проводилось в три этапа:

-сбор вторичной внешней маркетинговой информации;

- исследование конкурентов на рынке туристских услуг г. Анапа;

-построение карт, стратегических групп соперничающих туристских фирм.

         Первоначально была собрана информация, характеризующая состояние туристской отрасли в регионе в целом. Это позволило определиться с кругом показателей, по которому в дальнейшем проводился опрос. На основании данных, полученных с помощью статистических исследований, а так же анкет, были сделаны соответствующие выводы и построены карты стратегических групп, помогающие наглядно определить конкурентов фирмы в различных позициях.

Сбор вторичной внешней маркетинговой информации. Для сбора вторичной внешней маркетинговой информации изучались данные статистических изданий, справочники, законодательные и нормативные акты, а также другие документы органов государственной власти и управления, ресурсы Интернета.

        Было установлено, что в последние годы в г. Анапа наблюдается спад в обслуживания туристов. В г. Анапу приезжают гости из Украины, Белоруссии, Армении и других стран СНГ.

         Туризм стал стабильным источником пополнения доходной части областного бюджета. Следует также обратить внимание на ситуацию, сложившуюся в санаторно-курортной сфере. В настоящее время в г. Анапа функционируют санаторно-курортные комплексы широкого профиля лечения и различной формы собственности. Эти организации рассчитаны на детей и взрослых, проживающих на территории г. Анапы и за ее пределами.

К сожалению, обладая хорошей лечебно-оздоровительной базой, санаторно-курортные учреждения области не имеют в настоящее время стабильной загрузки.

          Таким образом, собранная информация помогла оценить ситуацию, сложившуюся в настоящее время на рынке туризма города, проанализировать динамику произошедших изменений, что послужило отправной точкой для исследования конкурентных позиций туристских фирм. Исследование конкурентов на рынке туристских услуг г. Анапа. В настоящее время в г. Анапа действуют 45 крупных туристских фирм. Причем наблюдается тенденция постоянного увеличения их числа.

          Для оценки конкурентных позиций тур. фирм нами была разработана анкета, согласно которой в период с апреля по май 2012 г. было опрошено 4 туристических фирмы г. Анапа, что составило около 50% от числа предприятий, работающих на рынке более года. В качестве источника информации выступили руководители, а также ведущие менеджеры исследуемых предприятий.

          Анкета включала два блока: вопросы, характеризующие саму тур. фирму и блок, посвященный основным показателям ее деятельности.

В табл. 1 представлены данные этих блоков.

Характеристика тур. фирм, работающих в г. Анапа

Таблица 1.

 

 

Характеристика

Турфирма

 
 

Премиум турне

Ноев ковчег

Рута

Славянка

     

Организационно- правовая форма

ООО

ИП

ООО

ООО

     

Год основания фирмы

2002

2006

2001

2001

     

Вид деятельности турфирмы

Тур -агент

Тур -агент

Тур - агент, туроператор

Тур - агент, туроператор

     

Численность персонала

       30

       25

                    35

                   34

           


 

         Анализ показал, что наиболее распространенной организационно-правовой формой деятельности выступает общество с ограниченной ответственностью. Многие специалисты полагают, что для малого туристского бизнеса эта форма является наиболее гибкой. В среднем количество сотрудников, работающих в тур. фирмах, не превышает 35. В практике туристского бизнеса существует два типа фирм: туроператоры и тур. агенты. В отличие от тур. агентов, которые занимаются продвижением и реализацией турпродукта, туроператоры прежде всего формируют тур.

              Исследование показало, что большинство тур. фирм работает в качестве тур. агента. Существуют также фирмы, сочетающие одновременно функции тур. агента и туроператора. При этом в качестве туроператора они выступают при предложении внутриобластных и внутрироссийских маршрутов, а в качестве турагентства - при предложении международных.

             Для более подробной оценки конкурентоспособности турфирм по структуре предложения нами была построена матрица видов туризма, предлагаемых сочинскими тур. фирмами (табл. 2).

 

Таблица 2. Матрица видов туризма, предлагаемых тур. фирмами:

Турфирма

Вид туризма

Оценка

 

образовательный

религиозный

культурно – познавательный

лечебный

 

Премиум турне

+

 

+

+

0,38

Ноев Ковчег

+

   

+

0,25

Рута

+

+

+

+

0,5

Славянка

+

 

+

+

0,38




 

                По вертикали матрицы расположены тур. фирмы, по горизонтали -- виды туризма. Самая последняя правая колонка содержит оценку туристской фирмы по видам ее предложений. Оценкой туристской фирмы является отношение числа предлагаемых фирмой видов туризма к числу всех видов туризма в матрице. Наилучшим показателем считается 1, наихудшим -- 0.

Наиболее высокий показатель по количеству видов туризма имеют фирмы "Рута" (0,5). В то же время турфирма "Ноев Ковчег" имеет низкий балл (0,25). Это объясняется концентрацией их усилий лишь на организации двух видов туризма.

        Анализ матрицы показал, что на туристском рынке Анапы существует достаточно жесткая конкуренция при предложении образовательного и культурно-познавательных и лечебных туров. Менее напряженная ситуация наблюдается в таких направлениях, как религиозный. Спортивный, деловой и экотуризм туризм не представлены вообще, данная ниша является свободной, и это следует учитывать фирмам, входящим в туристский рынок.

Возрастной состав клиентуры. Кроме предложения разнообразных видов туризма тур. фирмы могут специализироваться на обслуживании определенных возрастных групп туристов. Нами был выявлен возрастной состав клиентов сочинских тур. фирм. При этом выяснилось, что тур. фирмы не предлагают специализированных туров, ориентированных на конкретные возрастные группы. Во всех исследуемых фирмах отсутствует сегментация рынка по возрастному признаку. Представленный турпродукт не учитывает возрастные особенности клиентов.

 

Виды туров. В зависимости от заявки туриста и способа организации продажи туры могут быть индивидуальными и групповыми. Несмотря на то, что организация индивидуальных поездок является очень трудоемким процессом, с экономической точки зрения она более выгодна для туристических фирм, так как дает более высокие доходы в расчете на одного туриста по сравнению с доходами от групповых туров. Этот факт подтверждает и проведенный нами опрос, согласно которому Сочинские тур. фирмы специализируются в большей степени на более дорогих индивидуальных программах, нежели на более дешевых групповых.

 

Уровень обслуживания туристов. В последнее время одним из приоритетов в деятельности туристских фирм является регулирование качества тур обслуживания. Более того, обеспечение качества стало наиболее эффективным способом выживания в условиях жесткой конкуренции. Поэтому нам важно определить уровень обслуживания во время тур поездок, предлагаемых по Анапе.

        Для обозначения качества предоставляемых услуг применяются классы обслуживания туристов. Нормативных стандартов по установлению классов туров и программ обслуживания не существует как у нас в стране, так и на международном рынке. Поэтому туроператоры и тур агенты при продвижении и продаже туристского продукта уровень обслуживания условно обозначают следующими категориями: "люкс", первый класс, туристский класс, экономический класс.

  1. Первый класс - это также достаточно высокий уровень обслуживания, предусматривающий размещение в 4-5-звездочных гостиницах, отличную кухню и широкий выбор блюд, возможен вариант шведского стола, индивидуальный трансфер, кураторство гида.
  2. Туристский класс - самый массовый вариант обслуживания, который предусматривает размещение в гостиницах категории "2-3 звезды", питание по типу шведского стола или самообслуживание, групповой трансфер (туристов развозит автобус по местам рекреации и отдыха).
  3. Экономический класс - это самый дешевый вариант обслуживания. Обычно экономическим классом пользуются студенты и малообеспеченные люди. Программы этого класса предусматривают минимум услуг и невысокого уровня. Размещение в гостиницах "1-2 звезды", в хостелах, общежитиях, в малых частных или кооперативных гостиницах, предусматривающих сервис по принципу самообслуживания: питание может не предоставляться вообще, может быть запланирован завтрак по типу шведского стола, с ассортиментом блюд по типу континентального завтрака; встреча и проводы могут быть организованы на общественном транспорте.

2.2 Общая характеристика  туристской фирмы "Премиум турне"

      Туристско-экскурсионная фирма "Премиум турне" работает на рынке туристско-экскурсионных услуг с 1990 года и зарекомендовала себя как надежная, ответственная фирма, занимающаяся туристско-экскурсионным обслуживанием отдыхающих. За 20 лет работы накоплен большой опыт в этой сфере деятельности, что дает возможность предоставлять высококачественные профессиональные туристические услуги на территории города Анапа.

20 марта 1990 года, было зарегистрировано  общество с ограниченной ответственностью туристско-экскурсионная фирма "Премиум турне". Высшим органом управления общества является собрание Участников. Общество раз в год проводит годовое собрание Участников независимо от других собраний. Собрание созывается генеральным директором общества, ревизионной комиссией или по требованию не менее 2 участников. Собрание избирает из числа участников ревизионную комиссию для контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества.

Информация о работе Конкуренция, конкуренты как объект изучения