Конкурентная борьба и основные методы ее проведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 15:40, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является раскрытие сущности конкурентной борьбы и методов ее проведения.
Для достижения поставленной цели предстоит решить следующие задачи:
1.Изучить виды конкурентной борьбы, методы ее изучения и способы проведения;
2.Расчитать конкурентоспособность продукции и фирмы.
Методическим основанием для выполнения курсовой работы являются труды: Л.В.Заруевой, Г.С.Вершининой, Ф.Котлера, М.Э.Портера и другие.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
1 КОНКУРЕНТНАЯ БОРЬБА И МЕТОДЫ ЕЕ ИЗУЧЕНИЯ……………………….4
1.1 Виды конкурентной борьбы……………………………………………………..4-7
1.2 Методы изучения конкурентной борьбы ….…………………………….. …..7-15
1.3 Способы проведения конкурентной борьбы………………………………...15-18
2 РАСЧЕТЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ И ФИРМЫ…………………………………………………………………………19
2.1 Оценка конкурентоспособности продукции………………………………...19-21
2.2 Оценка конкурентоспособности фирмы……………………………………..22-30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………..32-33

Файлы: 1 файл

Kursovaya(на печать).docx

— 165.29 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (СИБСТРИН)

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

на тему " КОНКУРЕНТНАЯ БОРЬБА И ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ЕЕ ПРОВЕДЕНИЯ"

 

 

 

Студент__________________________________________________.

(подпись, дата)

 

Специальность, группа_________253 группа,__________специальность 080200

«Менеджмент»,

Руководитель работы ________________________________________ Заруева Л.В.

(подпись, дата)

Работа защищена _________________________________________ оценка _______

(подпись, дата)

 

 

 

 

НОВОСИБИРСК

 

2012 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3

1 КОНКУРЕНТНАЯ БОРЬБА  И МЕТОДЫ ЕЕ ИЗУЧЕНИЯ……………………….4

1.1 Виды конкурентной борьбы……………………………………………………..4-7

1.2 Методы изучения конкурентной борьбы ….…………………………….. …..7-15

1.3 Способы проведения конкурентной борьбы………………………………...15-18

2 РАСЧЕТЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ  КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ И ФИРМЫ…………………………………………………………………………19

2.1 Оценка конкурентоспособности  продукции………………………………...19-21

2.2 Оценка конкурентоспособности  фирмы……………………………………..22-30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….31

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………..32-33

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Конкуренты являются важной составляющей маркетинговой микросреды фирмы. Наличие конкурирующих фирм порождает такое явление в экономике как конкурентная борьба, которая является одной из движущих сил развития экономики.

Конкурентная борьба может быть определена, как соперничество между отдельными лицами и хозяйствующими единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели. Если эту цель конкретизировать с точки зрения концепции маркетинга, то рыночной конкуренцией называется борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка.

Конкурентная борьба является стимулом для деятельности фирм. Конкурирующие  фирмы должны исследовать информацию о своих конкурентах, внедрять новые  методы ведения конкурентной борьбы, переходить на самые эффективные  технологии, иначе они просто могут  быть ликвидированы с рынка.

Но ни одна фирма не хочет  оказаться в такой ситуации, поэтому  я считаю тему конкурентной борьбы актуальной.

Целью работы является раскрытие сущности конкурентной борьбы и методов ее проведения.

Для достижения поставленной цели предстоит решить следующие задачи:

1.Изучить виды конкурентной борьбы, методы ее изучения и способы проведения;

2.Расчитать  конкурентоспособность продукции и фирмы.

Методическим основанием для выполнения курсовой работы являются труды: Л.В.Заруевой, Г.С.Вершининой, Ф.Котлера, М.Э.Портера и другие.

 

 

 

1 Конкурентная борьба  и основные методы ее проведения

 

    1. Виды конкурентной борьбы

 

Существуют множество подходов к классификации видов конкурентной борьбы, один из них - классификация видов по ряду признаков[1]:

Виды конкуренции по масштабам  развития[1]:

Индивидуальная - один участник рынка стремится занять свое место под солнцем - выбрать наилучшие условия купли-продажи товаров и услуг;

Местная - среди товаровладельцев какой-то территории; 

Межотраслевая - это конкуренция между предпринимателями различных отраслей за более выгодное приложение капитала на основе перераспределения прибыли. Возникновение межотраслевой конкуренции базируется на неодинаковых условиях производства (различные структура капитала и скорость его оборота, колебание рыночных цен), приводящих к разной норме прибыли.

Внутриотраслевая конкуренция - это конкуренция между субъектами отрасли за более выгодные условия  производства и сбыта продукции, получение сверхприбыли.

Национальная - состязание отечественных товаровладельцев внутри данной страны;

Глобальная - борьба предприятий, хозяйственных объединений и государств разных стран на мировом рынке.

Виды конкуренции по методам конкурентной борьбы[1]:

Ценовая конкуренция возникает, как правило, путем искусственного сбивания цен на данную продукцию. При  этом широко используется ценовая дискриминация, которая имеет место в том  числе, когда данный продукт продается  по разным ценам и эти ценовые  различия не оправданы различиями в издержках. Ценовая конкуренция наиболее часто применяется в сфере услуг, при оказании услуг по транспортировке продукции; при реализации товара, который не поддается перераспределению с одного рынка на другой (транспортировка скоропортящихся продуктов с одного рынка на другой).

Неценовая конкуренция проводится главным образом посредством  совершенствования качества продукции, технологии производства, инноваций  и нанотехнологий, патентирования и  брендирования и условий ее продажи. Этот вид конкурентной борьбы основывается на стремлении захватить часть отраслевого рынка путем выпуска новых товаров, которые либо принципиально отличаются от своих предшественников, либо представляют модернизированный вариант старой модели. Неценовая конкуренция путем сбыта продукции получила название конкуренции по условиям продаж. Этот вид конкуренции основывается на улучшении сервиса обслуживания покупателя.

Виды конкуренции по количеству субъектов рынка и степени их конкурентной силы[1]:

Совершенная конкуренция - конкуренция, базирующаяся на выполнении предпосылок конкурентного равновесия, к которым можно отнести следующие: наличие множества независимых производителей и потребителей, возможность свободной торговли факторами производства, самостоятельность субъектов хозяйствования, однородность, сопоставимость продукции, наличие доступности информации о рынке.

Чистая конкуренция представляет собой предельный случай конкуренции и относится к виду совершенной конкуренции. Ключевыми характеристиками рынка чистой конкуренции являются: большое число покупателей и продавцов, не обладающих достаточной силой, чтобы повлиять на цены, недифференцированные, полностью взаимозаменяемые товары, которые продаются по ценам, определяемым соотношением между спросом и предложением, полное отсутствие рыночной силы. Формирование рынка чистой конкуренции характерно для отраслей с низкой степенью монополизации и концентрации производства. К данной группе относятся отрасли, производящие продукцию массового спроса (пищевая продукция, продукция легкой промышленности и бытовой техники).

Несовершенная конкуренция - конкуренция, базирующаяся на нарушении предпосылок конкурентного равновесия. Несовершенная конкуренция имеет характеристики: раздел рынка между несколькими крупными фирмами или полное господство, ограниченная самостоятельность предприятий, дифференциация продукции и контроль за сегментами рынка.

Олигополия— это конкуренция, относящаяся к несовершенному виду. Ключевыми характеристиками рынка олигополистической конкуренции являются: незначительное число конкурентов, создающих сильную взаимосвязь, большая рыночная сила, сила реактивной позиции, измеряемая эластичностью реакций фирмы на действия конкурентов, схожесть товаров и ограниченность количества их типоразмеров. Формирование данного рынка (весь объем поставок обеспечивается лишь несколькими фирмами) характерно для следующих отраслей: химической промышленности (производство полиэтиленов, каучука, технических масел, этиловой жидкости, некоторых видов смол), машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности (производство машин и оборудования, стати, рельсов, труб и т.п.).

Монополистическая конкуренция — это конкуренция несовершенного вида. Основные характеристики рынка монополистической конкуренции: многочисленность конкурентов и уравновешенность их сил, дифференцированность товаров (с точки зрения покупателя товары обладают отличительными качествами, которые воспринимаются таковыми всем рынком). Дифференциация может принимать различные формы: вкус напитка, особая техническая характеристика, оригинальное сочетание характеристик, качество и диапазон услуг, сила торговой марки; возрастание рыночной силы за счет дифференцированное товаров, что защищает фирму и позволяет получать прибыли выше среднерыночных. Формирование монопольного рынка характерно для отраслей, где конкуренция затруднена вследствие их технологических особенностей (инфраструктурные отрасли: транспорт, связь, энергетика).

Виды конкуренции в соответствии с потребностью, заложенной в основе товара[1]:

Горизонтальная конкуренция  — это конкуренция между производителями одного и того же вида товара. Является разновидностью внутриотраслевой конкуренции, т.е. конкуренции по поводу наиболее лучшего производства функциональных свойств и параметров товара (производители телевизоров конкурируют между собой по размеру диагонали, яркости звука, дополнительным услугам).

Вертикальная конкуренция — это конкуренция между производителями разных товаров, способных удовлетворить одну и ту же потребность покупателя. Например, с помощью телевизора можно удовлетворить потребность в получении информации, досуга, обучения. Потребность в получении информации, кроме телевизора, можно удовлетворить с помощью телефона, газет, журналов, радио и других источников, которые относятся к иным отраслям производства товаров, что и является разновидностью межотраслевой конкуренции.

Виды конкуренции в  зависимости от соотношения спроса и предложения на конкретный товар (разновидности внутриотраслевой конкуренции)[1]:                    конкуренция продавцов товара и конкуренция покупателей товара. Чем выше степень конкуренции продавцов, тем ниже степень конкуренции покупателей и наоборот. При взаимодействии кривых спроса и предложения возникает период относительного равновесия, который имеет три фазы: кратковременную. среднюю и длинную. При кратковременном равновесии цена определяется спросом. По мере удлинения периода времени цена уже определяется стоимостью, т.е. издержками.

 

    1. Методы изучения конкурентной борьбы

 

Для изучения конкурентной борьбы используются методы маркетинговых  исследований. В зависимости от применяемых методов и используемых источников информации они делятся на[16]:

 • кабинетные (вторичные). В таких исследованиях используется  информация, которая уже кем-то  собрана. Задачей исследования  является ее изыскание, классификация и обработка с целью получения результатов, необходимых для принятия конкретного управленческого решения;

 • полевые (первичные). Исследования этого типа проводятся, когда данных, получаемых в результате  кабинетных исследований, оказывается  недостаточно. Эти исследования  подразумевают непосредственную  работу с потребителями, дистрибьюторами,  дилерами и даже конкурентами, направленную на получение необходимой  информации;

 • бенчмаркинг. Целью  бенчмаркинга (от англ. benchmarking - эталонное  тестирование) являются поиск и  изучение удачных маркетинговых  приемов, применяемых партнерами  и конкурентами, для использования  этих приемов в работе компании.

Вторичные данные — информация, собранная когда-либо для каких-либо целей, не связанных с текущей  задачей. Иными словами, вторичная  информация — это те данные, которые  уже были собраны (Вами или кем-то другим) для решения других задач, но которые можно частично использовать и для разрешения стоящей перед  Вами в настоящий момент проблемы.

Основные достоинства  вторичной информации — она дешево стоит, и доступ к ней можно  получить сравнительно легко и быстро. Основные недостатки связаны с тем, что вторичная информация собиралась для решения другой проблемы. Соответственно, она, скорее всего, будет устаревшей, неполной, не иметь прямого отношения к решаемой проблеме, ненадежной.

Тем не менее, приведу совет весьма известного автора: «Всегда начинайте с вторичной информации, и только когда она исчерпана или отдача от ее использования сокращается, переходите к первичным данным»[16].

Первичные данные — информация, собранная исследователем специально для решения конкретной проблемы. Методы сбора первичных данных  делятся на методы сбора качественных данных, методы сбора количественных данных и так называемые mix-методики.

Качественное исследование - отвечает на вопросы «как» и  «почему». Данный тип исследований позволяет получить очень подробные данные о поведении, мнении, взглядах, отношениях очень небольшой группы лиц. Полученные данные не могут быть выражены количественно (за редким исключением), однако дают хорошее представление об образе мыслей потребителей. Качественные исследования незаменимы при разработке новых товаров, рекламных кампаний, изучении имиджа фирм, торговых марок и решении других сходных задач. Основные методы качественных исследований: фокус-группы, глубинные интервью, анализ протокола.

Информация о работе Конкурентная борьба и основные методы ее проведения