Конкурентная борьба и основные методы ее проведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 15:40, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является раскрытие сущности конкурентной борьбы и методов ее проведения.
Для достижения поставленной цели предстоит решить следующие задачи:
1.Изучить виды конкурентной борьбы, методы ее изучения и способы проведения;
2.Расчитать конкурентоспособность продукции и фирмы.
Методическим основанием для выполнения курсовой работы являются труды: Л.В.Заруевой, Г.С.Вершининой, Ф.Котлера, М.Э.Портера и другие.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
1 КОНКУРЕНТНАЯ БОРЬБА И МЕТОДЫ ЕЕ ИЗУЧЕНИЯ……………………….4
1.1 Виды конкурентной борьбы……………………………………………………..4-7
1.2 Методы изучения конкурентной борьбы ….…………………………….. …..7-15
1.3 Способы проведения конкурентной борьбы………………………………...15-18
2 РАСЧЕТЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ И ФИРМЫ…………………………………………………………………………19
2.1 Оценка конкурентоспособности продукции………………………………...19-21
2.2 Оценка конкурентоспособности фирмы……………………………………..22-30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………..32-33

Файлы: 1 файл

Kursovaya(на печать).docx

— 165.29 Кб (Скачать файл)

В связи с большим влиянием на общественность средств массовой информации, прессы - реклама является важнейшим методом ведения конкурентной борьбы, т.к. с помощью рекламы  можно определенным образом формировать  мнение потребителей о том или  ином товаре, в качестве доказательства можно привести следующий пример: во времена существования ФРГ  у западногерманских потребителей большим спросом пользуется французское  пиво. Западногерманские производители  делали все, чтобы не допустить французское  пиво на внутренний рынок ФРГ. Ни реклама  немецкого пива, ни патриотические призывы «немцы, пейте немецкое пиво», ни манипулирование ценами, ни к  чему не привели. Тогда пресса ФРГ  стала делать упор на то, что французское  пиво содержит различные вредные  для здоровья химические вещества, в то время как немецкое якобы  является исключительно чистым продуктом. Начались различные акции в прессе, арбитражные суды, медицинские экспертизы. В результате всего этого спрос  на французское пиво все-таки упал –  на всякий случай немцы перестали  покупать французское пиво.

Но наряду с методами добросовестной конкуренцией существуют и другие, менее законные методы ведения конкурентной борьбы.

Основными методами недобросовестной конкуренции являются[10]:

  • экономический (промышленный шпионаж)
  • подделка продукции конкурентов
  • подкуп и шантаж
  • обман потребителей
  • махинации с деловой отчетностью
  • валютные махинации
  • сокрытие дефектов

К этому можно также  добавить и научно-технический шпионаж, т.к. любая научно-техническая разработка только тогда является источником прибыли, когда она находит применение в практике, т.е. когда научно-технические  идеи воплощаются на производстве в  виде конкретных товаров или новых  технологий.

Часто термины «промышленный» и «экономический» шпионаж используют как синонимы. Но между ними существует определенная разница, т.к. в принципе промышленный шпионаж является частью экономического. Экономический шпионаж сверх   промышленного   охватывает   и   сферы,    характеризуемые    такими показателями, как[10]:

1) рыночная стоимость  всей произведенной в обществе  конечной  продукции  и услуг  за год;

2) сумма доходов предприятий,  организаций  и  населения   в  материальном  и  нематериальном   производстве   и   амортизационных   отчислений,   его

распределение по отраслям экономики, процентные ставки, запасы природных ресурсов, возможные изменения  в технической политике,  проекты  создания  крупных государственных  объектов -  заводов,  полигонов,  магистралей  и т.д. Основными  объектами внимания промышленного  шпионажа являются патенты, чертежи, секреты  производства, технологии, структура  издержек; экономический шпионаж  кроме промышленных секретов охватывает, и макроэкономические показатели и включает в себя разведку природных ресурсов, выявление промышленных запасов; в связи с развитием маркетинга большую ценность приобретает сбор информации о вкусах и доходах различных социальных групп общества.

Именно промышленный шпионаж  так сказать "создал" патент на изобретение. Поскольку сохранить секреты производства не удавалось, изобретатель, потративший годы труда, мог и не получить никакого вознаграждения за свое изобретение, т.к. результатом изобретения часто пользовались совершенно посторонние, не имеющие ни какого отношения к изобретению люди. Предотвратить такую несправедливость должен был патент.

Патент - это документ, удостоверяющий изобретение и закрепляющий за обладателем  патента исключительное право на пользование результатами своего изобретения. Если патент используется без разрешения владельца, он может через суд  возместить убытки или прекратить незаконное пользование его изобретением. Кроме  этого, он может выдать лицензию другим лицам на использование запатентованного изобретения. Но патент, теоретически направленный против промышленного шпионажа, практически явился своего рода стимулом этого явления. Один из первых законов о патентах на изобретение был издан во Франции в конце XVIII века, в нем говорилось, что за всяким, кто первым привезет во Францию какое-либо иностранное изобретение, признаются такие же льготы, какими бы пользовался бы его изобретатель. Таким образом, за промышленным шпионом признаются права равные правам изобретателя[15].

 

 

 

 

 

 

 

  1. РАСЧЕТЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ И ФИРМЫ

 

2.1 Оценка конкурентоспособности  продукции

 

Важнейшей характеристикой  продукции является ее качество. Произвести оценку конкурентоспособности продукции  можно по коэффициенту, учитывающему соотношение основных качественных характеристик продукции (потребительских  свойств) и цен реализации по формуле [5]:

 

                                                                                             (2.1)

где Кij – коэффициент конкурентоспособности;

      Тi и Тj – основные качественные характеристики продукции соответственно i-й и j-й фирм;

      Цi и Цj – цены реализации продукции i-й и j-й фирм.

 

Рассмотрим оценку конкурентоспособности  продукции четырех фирм - производителей строительного кирпича. В качестве значений j принимаются стандарты по ГОСТ 530-2007 «Кирпич и камни керамические. Общие технические условия» для марок кирпича 100, 125, 150 – таблица 2.1.

Таблица 2.1

Стандарты марок кирпича  по ГОСТ

Показатели

Марки

100

125

150

Прочность, МПа

10,0

12,5

15,0

Водопоглощение, %

должно быть меньше 6%

Масса, кг.(3)

должно быть не более 4,3 кг.

Средняя рыночная цена, р /1000 шт.

2500,0

2600,0

2700,0


Вся исходная информация о строительном кирпиче представлена в таблице 2.2.

Рассчитаем коэффициент  конкурентоспособности четырех  предприятий по каждой марке кирпича. Данные представим в таблице 2.3.

Таблица 2.2

Исходные данные для определения  конкурентоспособности продукции - кирпича строительного

Фирмы

Показатели

Цена, р./1000 шт.

Прочность, МПа

Водопо-глоще-ние, %

Масса,

кг

марка

100

марка

125

марка

150

марка

100

марка

125

марка

150

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1. ОАО «Стройкерамика»

2530,0

2630,0

2750,0

10,1

12,6

15,1

6,0

4,2

2. ОАО «ЗСМ - 7»

2520,0

2610,0

2730,0

9,8

12,5

14,8

5,9

4,3

3. ЗАО «Кирпичный завод  р.п. Маслянино»

2550,0

2640,0

2720,0

9,7

12,4

14,5

5,8

4,1

4. ОАО «Черепановский  ЗСМ»

2540,0

2610,0

2745,0

9,9

12,3

14,7

6,1

4,4


Таблица 2.3

Коэффициент конкурентоспособности  продукции

Фирма

Марка

Прочность

Водопоглощение

Масса

1. ОАО «Стройкерамика»

марка 100

марка 125

марка 150

2. ОАО «ЗСМ – 7»

марка 100

марка 125

марка 150

3. ЗАО Кирпичный завод р. п.  Маслянино»

марка 100

марка 125

марка 150

4. ОАО «Черепановский ЗСМ»

марка 100

марка 125

марка 150


Результаты расчетов объединим  в общую таблицу 2.4.

Таблица 2. 4

Коэффициенты конкурентоспособности  продукции

Марка кирпича и критерии сравнения

Фирмы

1. ОАО «Стройкерамика»

2. ОАО «ЗСМ – 7»

3. ЗАО Кирпичный завод  р. п. Маслянино»

4. ОАО «Черепановский  ЗСМ»

Марка 100

  • прочность, МПа;
  • водопоглощение, %;
  • масса, кг.
 

0,998

0,972

0,951

0,974

0,988

1,009

1,014

0,969

1,012

0,992

1,028

0,962

ВСЕГО:

2,998

2,973

2,993

2,905

Марка 125

  • прочность, МПа;
  • водопоглощение, %;
  • масса, кг.
 

0,996

0,996

0,977

0,980

0,988

1,013

1,019

0,980

1,012

0,996

1,033

0,973

ВСЕГО:

2,996

3,005

3,029

2,933

Марка 150

  • прочность, МПа;
  • водопоглощение, %;
  • масса, кг.
 

0,988

0,976

0,96

0,964

0,981

1,006

1,027

0,968

1,005

0,989

1,041

0,961

ВСЕГО:

2,974

2,971

3,028

2,893

ИТОГО:

8,968

8,949

9,05

8,731

Информация о работе Конкурентная борьба и основные методы ее проведения