Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 15:40, курсовая работа
Целью работы является раскрытие сущности конкурентной борьбы и методов ее проведения.
Для достижения поставленной цели предстоит решить следующие задачи:
1.Изучить виды конкурентной борьбы, методы ее изучения и способы проведения;
2.Расчитать конкурентоспособность продукции и фирмы.
Методическим основанием для выполнения курсовой работы являются труды: Л.В.Заруевой, Г.С.Вершининой, Ф.Котлера, М.Э.Портера и другие.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
1 КОНКУРЕНТНАЯ БОРЬБА И МЕТОДЫ ЕЕ ИЗУЧЕНИЯ……………………….4
1.1 Виды конкурентной борьбы……………………………………………………..4-7
1.2 Методы изучения конкурентной борьбы ….…………………………….. …..7-15
1.3 Способы проведения конкурентной борьбы………………………………...15-18
2 РАСЧЕТЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ И ФИРМЫ…………………………………………………………………………19
2.1 Оценка конкурентоспособности продукции………………………………...19-21
2.2 Оценка конкурентоспособности фирмы……………………………………..22-30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………..32-33
По данным таблицы можно сделать следующие выводы:
1.Больше всего показателей со значением больше единицы, а, следовательно, продукция более конкурентоспособна, у ЗАО Кирпичный завод р. П. Маслянино» (6 показателей по всем маркам);
2.ОАО «Стройкерамика и ОАО «ЗСМ – 7» занимают одинаковые позиции на рынке, так как у них равное количество показателей со значением больше единицы (3 показателя по всем маркам);
3.ОАО «Черепановский ЗСМ» уступает своими характеристиками (не имеет ни одного показателя со значением больше единицы);
4.По общим итогам продукция, выпускаемая ЗАО «Кирпичный завод р. п. Маслянино», в целом является наиболее конкурентоспособной по каждой марке кирпича, а продукция, выпускаемая ОАО «Черепановский ЗСМ», является менее конкурентоспособной по сравнению с другими фирмами.
2.2 Определение
Для того чтобы практически
оценить конкурентоспособность
фирмы на рынке, необходимо собрать
разнообразную информацию об имеющихся
предприятиях, производящих аналогичную
продукцию. При этом вначале следует
учитывать максимально
Произведем определение конкурентоспособности по предприятиям с позиций 3 основных составляющих[5]:маркетинговой, производственной, финансовой.
В расчетах используются разные методы и подходы.
Матричный подход к определению маркетинговой составляющей конкурентоспособности фирмы
Всего приводится девять показателей для оценки конкурентоспособности предприятия:[5]: цена, имидж или рейтинг предприятия, доля на рынке, размещение, качество продукции, дилерская сеть, маркетинг и реклама, обслуживание потребителей (сервис).
Доля на рынке может быть рассчитана через натуральные и стоимостные показатели. Фирма, занимающая наибольшую долю, может быть лидером на рынке. Таким фирмам легче диктовать свои условия рынку. Как правило, они более прибыльны и имеют важные конкурентные преимущества. Доля на рынке рассчитывается по следующей формуле [5]:
Доля фирмы на рынке = , (2.2)
где Qj – объем продаж, тыс.р.
j – количество фирм на рынке, ед.
Имидж (рейтинг) характеризует сложившееся общественное мнение о фирме и ее продукции.
Цена является важнейшим фактором конкурентоспособности как продукции, так и фирмы в целом. При оценке конкурентоспособности, чем ниже цена, тем больше продаж может осуществить фирма.
Размещение следует
Качество характеризует
конкурентоспособность
Маркетинговая деятельность и реклама представляют собой бюджет маркетинга, в том числе расходы на рекламу. Реклама - составной элемент коммуникационной стратегии фирмы. Бюджет маркетинговой деятельности фирмы предусматривает расходы на рекламную деятельность, которые носят коммерческий характер и включаются в полную себестоимость продукции. Неоправданно высокие расходы на рекламу приводят к удорожанию продукции. Инициативность и активность на рынке невозможны без регулярной подачи сведений о фирме и ее продукции для широкой контактной аудитории.
Дилерская сеть, или система
сбыта, отражает сложившуюся систему
распределения продукции фирмы.
При этом сбыт может быть самостоятельным,
через собственных агентов
Обслуживание потребителей, или послепродажный сервис, особенно важно для технически сложной продукции. Высокий уровень обслуживания может привлечь дополнительных покупателей. Значение этого фактора в современной экономике растет.
Имеются следующие исходные данные – таблица 2.5.
Таблица 2.5
Исходные данные для расчета
конкурентоспособности
Показатели |
Фирма 1 |
Фирма 2 |
Фирма 3 |
1. Объем продаж, тыс. р. |
270040 |
170040 |
310040 |
2. Фонд оплаты труда, тыс.р. |
124240 |
71440 |
158140 |
3. Стоимость материальных ресурсов, тыс.р. |
128490 |
89520 |
134110 |
4. Годовая сумма амортизационных отчислений, тыс.р. |
2390 |
1660 |
2770 |
5. Чистая прибыль, тыс. р. |
13540 |
6840 |
13990 |
6. Бюджет маркетинга (включая рекламу), тыс.р. |
5440 |
2040 |
3540 |
7. Сумма активов предприятия (итог баланса-нетто), тыс.р. |
740120 |
300130 |
920040 |
8. Собственный капитал, тыс.р. |
444090 |
210100 |
276050 |
9. Оборотные средства, тыс.р. |
170040 |
95040 |
195040 |
10. Дебиторская задолженность, тыс.р. |
42540 |
33290 |
78040 |
11. Краткосрочные обязательства, тыс.р. |
90040 |
90040 |
180040 |
12. Дивиденды на 1 акцию, р. |
40,24 |
40,35 |
40,19 |
13. Имидж, % |
70 |
70 |
60 |
14. Размещение |
0,7 |
0,8 |
0,4 |
15. Качество продукции |
1,0 |
0,9 |
0,9 |
16. Дилерская сеть (система сбыта) |
4 |
4 |
3 |
17. Обслуживание потребителей (сервис) |
4 |
3 |
3 |
18. Цена за единицу продаж, р. |
2650 |
2660 |
2640 |
При использовании матричного подхода составляется матрица показателей по ряду конкурирующих фирм – таблица 2.6.
Таблица 2.6
Исходная матрица для
определения
Показатели |
Фирма 1 |
Фирма 2 |
Фирма 3 |
1. Доля фирмы на рынке |
0,36 |
0,23 |
0,41 |
2. Имидж |
70 |
70 |
60 |
3. Размещение (относительно основных сегментов рынка) |
0,7 |
0,8 |
0,4 |
4. Маркетинговая деятельность и реклама (бюджеты) |
5440 |
2040 |
3540 |
5. Дилерская сеть (система сбыта) |
4 |
4 |
3 |
6. Качество продукции |
1 |
0,9 |
0,9 |
7. Обслуживание потребителей (уровень сервиса) |
4 |
3 |
3 |
8. Цена, р./ед |
2650 |
2660 |
2640 |
Подчеркнуты максимальные (наилучшие) значения - первый шаг.
Каждый показатель имеет свою единицу измерения. Для получения комплексной оценки необходимо привести все показатели в соразмерный вид. Все последующие расчеты удобней осуществлять в рамках единицы [5]. Для этого в каждой строке находим максимальное (или наилучшее) значение aij – первый шаг, затем делим все значения этой строки на эту максимальную (наилучшую) величину – второй шаг (таким образом, максимальное (наилучшее) значение aij будет равно 1). Таким образом, получим матрицу показателей в относительных показателях – таблица 2.7.
Таблица 2.7
Матрица относительных показателей
Показатели |
Фирма 1 |
Фирма 2 |
Фирма 3 |
1. Доля фирмы на рынке |
0,88 |
0,56 |
1 |
2. Имидж |
1 |
1 |
0,86 |
3. Размещение (относительно основных сегментов рынка) |
0,88 |
1 |
0,5 |
4. Маркетинговая деятельность и реклама (бюджеты) |
1 |
0,36 |
0,65 |
5. Дилерская сеть (система сбыта) |
1 |
1 |
0,75 |
6. Качество продукции |
1 |
0,9 |
0,9 |
7. Обслуживание потребителей (уровень сервиса) |
1 |
0,75 |
0,75 |
8. Цена, р./ед |
0,996 |
1 |
0,992 |
ИТОГО: |
7,756 |
6,57 |
6,402 |
Складываем значения полученных
показателей по каждой фирме. Полученное
максимальное значение показывает наиболее
конкурентоспособное
Такой расчет приемлем, если все сравниваемые показатели равноценны по значимости. Но на разных этапах жизненного цикла любого предприятия значимость отдельных показателей может быть весьма различной. Значимость можно установить относительно единицы. Произведем взвешивание полученных показателей с учетом их значимости. Полученные результаты представим в таблице 2.8. Таким образом, мы получаем матрицу относительных показателей с учетом их веса – таблица 2.8.
Таблица 2. 8
Матрица относительных показателей с учетом их веса
Показатели |
Весовая значимость |
Фирма 1 |
Фирма 2 |
Фирма 3 |
1. Доля фирмы на рынке |
0,20 |
0,176 |
0,112 |
0,2 |
2. Имидж |
0,10 |
0,1 |
0,1 |
0,086 |
3. Размещение (относительно основных сегментов рынка) |
0,05 |
0,44 |
0,05 |
0,02 |
4. Маркетинговая деятельность и реклама (бюджеты) |
0,05 |
0,05 |
0,18 |
0,0325 |
5. Дилерская сеть (система сбыта) |
0,15 |
0,15 |
0,15 |
0,1125 |
6. Качество продукции |
0,20 |
0,20 |
0,18 |
0,18 |
7. Обслуживание потребителей (уровень сервиса) |
0,10 |
0,10 |
0,075 |
0,075 |
8. Цена, р./ед. |
0,15 |
0,1494 |
0,15 |
0,1488 |
Итого: |
1,365 |
0,835 |
0,855 |
С учетом совокупности факторов
места между фирмами
Следовательно, фирма 1 является наиболее конкурентоспособной по сравнению с другими фирмами.
Производственная составляющая конкурентоспособности фирмы
Наиболее простая оценка
производственной составляющей конкурентоспособности
фирмы может быть сделана по показателю
эффективности использования
-трудовые ресурсы, выраженные через объем оплаты труда - L;
-стоимость израсходованных материальных ресурсов - М;
-годовые амортизационные отчисления – А.
Эффективность (Эi) использования производственного потенциала по каждой фирме может быть определена по формуле[5]:
(2.3)
Чем больше значение показателя Эj, т.е. чем больше выручки приходится на единицу (рубль) вложенных средств (производственного потенциала), тем эффективнее фирма использует свои ресурсы и тем более она конкурентоспособна.
Из таблицы с исходными данными (таблица 2.5) берутся показатели от пункта 1 до пункта 4.
Теперь фирмы ранжируем по местам:
Можно сделать вывод, что в 1 фирме выручки приходится больше на единицу вложенных средств, фирма эффективнее использует свои ресурсы и более конкурентоспособна.
Финансовая составляющая
конкурентоспособности
Оценка финансовой составляющей
конкурентоспособности
Рi = , (2.4)
где Рj - рейтинговая оценка
финансового состояния
x1j, x2j, ..., xnj – стандартизированные показатели j-ой анализируемой организации.
Можно ввести весовые значения (назначаемые экспертом) показателей x1j, x2j, ..., xnj [5]:
Информация о работе Конкурентная борьба и основные методы ее проведения