Конкурентная борьба и основные методы ее проведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 15:40, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является раскрытие сущности конкурентной борьбы и методов ее проведения.
Для достижения поставленной цели предстоит решить следующие задачи:
1.Изучить виды конкурентной борьбы, методы ее изучения и способы проведения;
2.Расчитать конкурентоспособность продукции и фирмы.
Методическим основанием для выполнения курсовой работы являются труды: Л.В.Заруевой, Г.С.Вершининой, Ф.Котлера, М.Э.Портера и другие.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
1 КОНКУРЕНТНАЯ БОРЬБА И МЕТОДЫ ЕЕ ИЗУЧЕНИЯ……………………….4
1.1 Виды конкурентной борьбы……………………………………………………..4-7
1.2 Методы изучения конкурентной борьбы ….…………………………….. …..7-15
1.3 Способы проведения конкурентной борьбы………………………………...15-18
2 РАСЧЕТЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ И ФИРМЫ…………………………………………………………………………19
2.1 Оценка конкурентоспособности продукции………………………………...19-21
2.2 Оценка конкурентоспособности фирмы……………………………………..22-30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………..32-33

Файлы: 1 файл

Kursovaya(на печать).docx

— 165.29 Кб (Скачать файл)

  , (2.5)


Под стандартизированными показателями понимают исходные показатели, приведенные  в соразмеренный вид через  построение матриц.

Исходные показатели выбираются из системы показателей, базирующейся на данных публичной финансовой отчетности. Такая система включает четыре группы показателей[5]:

1. Показатели оценки прибыльности  хозяйственной деятельности.

2. Показатели эффективности  управления.

3. Показатели оценки деловой  активности.

4. Показатели оценки ликвидности  и финансовой устойчивости.

В данной работе берутся  следующие показатели для расчетов[5]:

1.Чистая рентабельность рассчитывается как отношение чистой прибыли к сумме активов;

2.Рентабельность собственного капитала рассчитывается как отношение чистой прибыли к собственному капиталу;

3.Дивиденды на 1 акцию, р (таблица 2.5);

4.Чистая прибыль на 1р. объема продаж рассчитывается как отношение чистой прибыли к объему продаж;

5.Отдача всех активов рассчитывается как отношение объема продаж к сумме активов;

6.Оборачиваемость дебиторской задолженности рассчитывается как отношение объема продаж к дебиторской задолженности;

7.Коэффициент текущей ликвидности рассчитывается как отношение оборотных средств к дивидендам на 1 акцию, р;

8.Коэффициент автономии рассчитывается как отношение собственного капитала к сумме активов.

Количество показателей  может быть больше или меньше, в  зависимости от точности и достоверности  информации.

Составим таблицу исходных данных для оценки финансовой составляющей конкурентоспособности фирмы - таблица 2.9. Приведем расчетную часть, которая, по сути, является матрицей, в сопоставимый вид – таблица 2.10.

Таблица 2.9

Исходные данные

Показатели

Фирма 1

Фирма 2

Фирма 3

ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ

1. Объем продаж, тыс. р.

270040

170040

310040

2. Чистая прибыль, тыс.р.

13540

6840

13990

3. Сумма активов, тыс.  р.

740120

300130

920040

4. Собственный капитал,  тыс. р.

444090

210100

276050

5. Оборотные средства, тыс.  р.

170040

95040

195040

6. Дебиторская задолженность,  тыс. р.

42540

33290

78040

7. Краткосрочные обязательства,  тыс. р.

90040

90040

180040

8. Дивиденды на 1 акцию,  р.

40,24

40,35

40,19

РАСЧЕТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

1. Чистая рентабельность

0,018

0,023

0,015

2.Рентабельность собственного  капитала

0,030

0,033

0,051

3. Дивиденды на 1 акцию,  р.

40,24

40,35

40,19

4. Чистая прибыль на 1р.  объема продаж

0,050

0,040

0,045

5. Отдача всех активов

0,365

0,567

0,337

6. Оборачиваемость дебиторской  задолженности

6,348

5,108

3,973

7. Коэффициент текущей  ликвидности

1,888

1,056

1,083

8. Коэффициент автономии

0,60

0,70

0,30


Таблица 2.10

Матрица расчетных данных

Показатели

Фирма 1

Фирма 2

Фирма 3

1. Чистая рентабельность

0,018

0,023

0,015

2.Рентабельность собственного  капитала

0,030

0,033

0,051

3. Дивиденды на 1 акцию,  р.

40,24

40,35

40,19

4. Чистая прибыль на 1р.  объема продаж

0,050

0,040

0,045

5. Отдача всех активов

0,365

0,567

0,337

6. Оборачиваемость дебиторской  задолженности

6,348

5,108

3,973

7. Коэффициент текущей  ликвидности

1,888

1,056

1,083

8. Коэффициент автономии

0,60

0,70

0,30


Далее вводим матрицу соразмерных  показателей – таблица 2.11.

Таблица 2.11

Стандартизированная матрица

Показатели

Фирма 1

Фирма 2

Фирма 3

1. Чистая рентабельность

0,78

1

0,65

2.Рентабельность собственного  капитала

0,59

0,65

1

3. Дивиденды на 1 акцию,  р.

0,997

1

0,996

4. Чистая прибыль на 1р.  объема продаж

1

0,8

0,9

5. Отдача всех активов

0,64

1

0,59

6. Оборачиваемость дебиторской задолженности

1

0,80

0,63

7. Коэффициент текущей  ликвидности

1

0,56

0,57

8. Коэффициент автономии

0,86

1

0,43


Воспользуемся формулой 2.5, при этом учтем сразу коэффициент  весомости. Полученные данные сведем в  таблицу 2.12.

Таблица 2.12

Матрица показателей для  оценки финансовой составляющей с учетом их веса

Показатели

Коэффициент весомости

Фирма 1

Фирма 2

Фирма 3

1. Чистая рентабельность

4

0,44

0

0,7

2.Рентабельность собственного  капитала

5

0,92

0,78

0

3. Дивиденды на 1 акцию,  р.

3

0,005

0

0,007

4. Чистая прибыль на 1р.  объема продаж

2

0

0,28

0,14

5. Отдача всех активов

3

0,62

0

0,71

6. Оборачиваемость дебиторской  задолженности

3

0

0,35

0,64

7. Коэффициент текущей  ликвидности

4

0

0,88

0,86

8. Коэффициент автономии

4

0,28

0

1,14

ИТОГО:

2,265

1,588

4,197


Расчеты проводились следующим  образом:


По каждой графе приводится сумма всех i-х показателей по столбцу (по каждой j-ой фирме). В данном случае минимальным значением является сумма показателей 2-jй фирмы (расчет делался по разнице показателей (1 – х1j). Следовательно, эта фирма имеет наилучшее финансовое, или конкурентоспособное состояние.

Завершает оценку конкурентоспособности  фирмы сведение оценок всех 3-х составляющих и окончательное ранжирование фирм по местам – таблица 2.13.

Таблица 2.13.

Обобщение составляющих конкурентоспособности  фирм

Составляющие оценки конкурентоспособности

Фирма 1

Фирма 2

Фирма 3

Маркетинговая

1

3

2

Производственная

1

3

2

Финансовая

2

1

3


Фирма, имеющая большее  количество первых мест, является наиболее конкурентоспособной. Места распределились следующим образом:

1-е место – 1 фирма;

2-е место – 3 фирма;

3-е место – 2 фирма;

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

По результатам выполнения курсовой работы можно сделать следующие  основные выводы:

1.Существует множество подходов к классификации видов конкурентной борьбы, в данной курсовой работе был рассмотрен один из них - классификация видов конкурентной борьбы по ряду признаков;

2.По способу ведения конкурентную борьбу можно разделить на добросовестную и недобросовестную;

3.Добросовестная конкуренция использует такие методы, как: повышение качества продукции, снижение цен («война цен»), реклама, развитие до- и послепродажного обслуживания, создание новых товаров и услуг с использованием достижений НТР;

4.Недобросовестная конкуренция использует такие методы, как: экономический (промышленный шпионаж), подделка продукции конкурентов, махинации с деловой отчетностью, обман потребителей, валютные махинации, сокрытие дефектов, подкуп и шантаж;

5.Методами изучения конкурентной  борьбы являются основные методы  маркетинговых исследований;

6.При расчете конкурентоспособности товара была использована методика М.Г. Долинской и И.А. Соловьёва;

7.После проведения расчетов конкурентоспособности фирмы была выявлена наиболее конкурентная фирма, ей оказалась фирма под №1;

Таким образом, решены поставленные задачи и достигнута основная цель.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Базилевич В. Д.  Экономическая теория: политэкономия: Учебник / Э45 Под ред. В.Д. Базилевича. — М.: Рыбари; К.: 2009.— 870 с.

2. Баликоев В.З. Общая  экономическая теория. Учеб. пособие. Новосибирск. Издательская компания “Лада”, 1999.- 678 с.

3. Котлер Ф. Маркетинг.  Менеджмент / Ф. Котлер. – СПб.: Питер, 2008.- 816с.

4. Курс экономической  теории: Учеб. для вузов / М.Н. Чепурин,  С.Н. Ивашковский, Е.А. Киселёва  и др.; Под общ. ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселёвой. – 5-е изд., доп.  и перераб. – Киров: АСА, 2003. – 832 с.

5. Маркетинг. Методическое  указание по выполнению курсовой  работы для студентов специальности  060800 “Экономика и управление  на предприятии (в строительстве)”  и 072000 “Стандартизация и сертификация  ” для всех форм обучения. -  Новосибирск, 2003.

6. Маркетинг: Учеб. пособие  / Под ред. А.М. Немчина, Д.В.  Минаева. – СПб.: Бизнес-пресса, 2009. – 512 с.

7. Минько Э.В., Кричевский  М.Л. Качество и конкурентоспособность.  – СПб.: Питер, 2006. – 268 с.

8. Основы маркетинга. Учеб. пособие / Г.А. Васильев, Н. Д.  Эриашвили; Под ред.Г.А. Васильева.  – М.:ЮНИТИДАНА, 2005. – 543 с.

9. Основы экономической  теории. Учеб.  пособие. / Под ред.  Камаева В.Д. – М.:  Изд-во  МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2009.

10. О’Шонесси Дж. Конкурентный  маркетинг: стратегический подход: Пер. с англ. / Дж. О’Шонесси; Под  ред. Д.О. Ямпольской.- СПб.: Питер, 2006. 864 с.

11. Портер М.Э. Конкуренция:  Учеб. пособие / М.Э. Портер; Пер.  с англ. – М.: Вильямс. 2008.- 495с.

12. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность:  экономика, стратегия, управление.- М.: ИНФРА-М,2000.- 312 с.

13. Фатхутдинов Р.А. Стратегический  маркетинг: Учеб. /  Р.А. Фатхутдинов.  – М.: ЗАО “Бизнес-школа”; ”Интел-Синтез”, 2006. – 640 с.

14. Лифиц И.М. Теория  и практика оценки конкурентоспособности  товаров и услуг / И.М. Лифиц. – М.: Юрайт-М, 2009. – 222 с.

15. Давыденко Л.Н. Экономическая теория/Под ред. Давыденко Л.Н - Минск: Выш. шк., 2007. — 352 с.

16. Черчилль Г. А. Маркетинговые исследования / Г. А. Черчилль, Т. Дж. Браун ; [пер. с англ. под ред. Г. Л. Багиева]. — 5-е изд. — СПб.: Питер, 2007.

 


Информация о работе Конкурентная борьба и основные методы ее проведения