Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 15:40, курсовая работа
Целью работы является раскрытие сущности конкурентной борьбы и методов ее проведения.
Для достижения поставленной цели предстоит решить следующие задачи:
1.Изучить виды конкурентной борьбы, методы ее изучения и способы проведения;
2.Расчитать конкурентоспособность продукции и фирмы.
Методическим основанием для выполнения курсовой работы являются труды: Л.В.Заруевой, Г.С.Вершининой, Ф.Котлера, М.Э.Портера и другие.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
1 КОНКУРЕНТНАЯ БОРЬБА И МЕТОДЫ ЕЕ ИЗУЧЕНИЯ……………………….4
1.1 Виды конкурентной борьбы……………………………………………………..4-7
1.2 Методы изучения конкурентной борьбы ….…………………………….. …..7-15
1.3 Способы проведения конкурентной борьбы………………………………...15-18
2 РАСЧЕТЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ И ФИРМЫ…………………………………………………………………………19
2.1 Оценка конкурентоспособности продукции………………………………...19-21
2.2 Оценка конкурентоспособности фирмы……………………………………..22-30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………..32-33
, (2.5)
Под стандартизированными показателями понимают исходные показатели, приведенные в соразмеренный вид через построение матриц.
Исходные показатели выбираются из системы показателей, базирующейся на данных публичной финансовой отчетности. Такая система включает четыре группы показателей[5]:
1. Показатели оценки
2. Показатели эффективности управления.
3. Показатели оценки деловой активности.
4. Показатели оценки ликвидности и финансовой устойчивости.
В данной работе берутся следующие показатели для расчетов[5]:
1.Чистая рентабельность рассчитывается как отношение чистой прибыли к сумме активов;
2.Рентабельность собственного капитала рассчитывается как отношение чистой прибыли к собственному капиталу;
3.Дивиденды на 1 акцию, р (таблица 2.5);
4.Чистая прибыль на 1р. объема продаж рассчитывается как отношение чистой прибыли к объему продаж;
5.Отдача всех активов рассчитывается как отношение объема продаж к сумме активов;
6.Оборачиваемость дебиторской задолженности рассчитывается как отношение объема продаж к дебиторской задолженности;
7.Коэффициент текущей ликвидности рассчитывается как отношение оборотных средств к дивидендам на 1 акцию, р;
8.Коэффициент автономии рассчитывается как отношение собственного капитала к сумме активов.
Количество показателей может быть больше или меньше, в зависимости от точности и достоверности информации.
Составим таблицу исходных данных для оценки финансовой составляющей конкурентоспособности фирмы - таблица 2.9. Приведем расчетную часть, которая, по сути, является матрицей, в сопоставимый вид – таблица 2.10.
Таблица 2.9
Исходные данные
Показатели |
Фирма 1 |
Фирма 2 |
Фирма 3 |
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ | |||
1. Объем продаж, тыс. р. |
270040 |
170040 |
310040 |
2. Чистая прибыль, тыс.р. |
13540 |
6840 |
13990 |
3. Сумма активов, тыс. р. |
740120 |
300130 |
920040 |
4. Собственный капитал, тыс. р. |
444090 |
210100 |
276050 |
5. Оборотные средства, тыс. р. |
170040 |
95040 |
195040 |
6. Дебиторская задолженность, тыс. р. |
42540 |
33290 |
78040 |
7. Краткосрочные обязательства, тыс. р. |
90040 |
90040 |
180040 |
8. Дивиденды на 1 акцию, р. |
40,24 |
40,35 |
40,19 |
РАСЧЕТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ | |||
1. Чистая рентабельность |
0,018 |
0,023 |
0,015 |
2.Рентабельность собственного капитала |
0,030 |
0,033 |
0,051 |
3. Дивиденды на 1 акцию, р. |
40,24 |
40,35 |
40,19 |
4. Чистая прибыль на 1р. объема продаж |
0,050 |
0,040 |
0,045 |
5. Отдача всех активов |
0,365 |
0,567 |
0,337 |
6. Оборачиваемость дебиторской задолженности |
6,348 |
5,108 |
3,973 |
7. Коэффициент текущей ликвидности |
1,888 |
1,056 |
1,083 |
8. Коэффициент автономии |
0,60 |
0,70 |
0,30 |
Таблица 2.10
Матрица расчетных данных
Показатели |
Фирма 1 |
Фирма 2 |
Фирма 3 |
1. Чистая рентабельность |
0,018 |
0,023 |
0,015 |
2.Рентабельность собственного капитала |
0,030 |
0,033 |
0,051 |
3. Дивиденды на 1 акцию, р. |
40,24 |
40,35 |
40,19 |
4. Чистая прибыль на 1р. объема продаж |
0,050 |
0,040 |
0,045 |
5. Отдача всех активов |
0,365 |
0,567 |
0,337 |
6. Оборачиваемость дебиторской задолженности |
6,348 |
5,108 |
3,973 |
7. Коэффициент текущей ликвидности |
1,888 |
1,056 |
1,083 |
8. Коэффициент автономии |
0,60 |
0,70 |
0,30 |
Далее вводим матрицу соразмерных показателей – таблица 2.11.
Таблица 2.11
Стандартизированная матрица
Показатели |
Фирма 1 |
Фирма 2 |
Фирма 3 |
1. Чистая рентабельность |
0,78 |
1 |
0,65 |
2.Рентабельность собственного капитала |
0,59 |
0,65 |
1 |
3. Дивиденды на 1 акцию, р. |
0,997 |
1 |
0,996 |
4. Чистая прибыль на 1р. объема продаж |
1 |
0,8 |
0,9 |
5. Отдача всех активов |
0,64 |
1 |
0,59 |
6. Оборачиваемость дебиторской задолженности |
1 |
0,80 |
0,63 |
7. Коэффициент текущей ликвидности |
1 |
0,56 |
0,57 |
8. Коэффициент автономии |
0,86 |
1 |
0,43 |
Воспользуемся формулой 2.5, при этом учтем сразу коэффициент весомости. Полученные данные сведем в таблицу 2.12.
Таблица 2.12
Матрица показателей для оценки финансовой составляющей с учетом их веса
Показатели |
Коэффициент весомости |
Фирма 1 |
Фирма 2 |
Фирма 3 |
1. Чистая рентабельность |
4 |
0,44 |
0 |
0,7 |
2.Рентабельность собственного капитала |
5 |
0,92 |
0,78 |
0 |
3. Дивиденды на 1 акцию, р. |
3 |
0,005 |
0 |
0,007 |
4. Чистая прибыль на 1р. объема продаж |
2 |
0 |
0,28 |
0,14 |
5. Отдача всех активов |
3 |
0,62 |
0 |
0,71 |
6. Оборачиваемость дебиторской задолженности |
3 |
0 |
0,35 |
0,64 |
7. Коэффициент текущей ликвидности |
4 |
0 |
0,88 |
0,86 |
8. Коэффициент автономии |
4 |
0,28 |
0 |
1,14 |
ИТОГО: |
2,265 |
1,588 |
4,197 |
Расчеты проводились следующим образом:
По каждой графе приводится сумма всех i-х показателей по столбцу (по каждой j-ой фирме). В данном случае минимальным значением является сумма показателей 2-jй фирмы (расчет делался по разнице показателей (1 – х1j). Следовательно, эта фирма имеет наилучшее финансовое, или конкурентоспособное состояние.
Завершает оценку конкурентоспособности фирмы сведение оценок всех 3-х составляющих и окончательное ранжирование фирм по местам – таблица 2.13.
Таблица 2.13.
Обобщение составляющих конкурентоспособности фирм
Составляющие оценки конкурентоспособности |
Фирма 1 |
Фирма 2 |
Фирма 3 |
Маркетинговая |
1 |
3 |
2 |
Производственная |
1 |
3 |
2 |
Финансовая |
2 |
1 |
3 |
Фирма, имеющая большее количество первых мест, является наиболее конкурентоспособной. Места распределились следующим образом:
1-е место – 1 фирма;
2-е место – 3 фирма;
3-е место – 2 фирма;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По результатам выполнения курсовой работы можно сделать следующие основные выводы:
1.Существует множество подходов к классификации видов конкурентной борьбы, в данной курсовой работе был рассмотрен один из них - классификация видов конкурентной борьбы по ряду признаков;
2.По способу ведения конкурентную борьбу можно разделить на добросовестную и недобросовестную;
3.Добросовестная конкуренция использует такие методы, как: повышение качества продукции, снижение цен («война цен»), реклама, развитие до- и послепродажного обслуживания, создание новых товаров и услуг с использованием достижений НТР;
4.Недобросовестная конкуренция использует такие методы, как: экономический (промышленный шпионаж), подделка продукции конкурентов, махинации с деловой отчетностью, обман потребителей, валютные махинации, сокрытие дефектов, подкуп и шантаж;
5.Методами изучения
6.При расчете конкурентоспособности товара была использована методика М.Г. Долинской и И.А. Соловьёва;
7.После проведения расчетов конкурентоспособности фирмы была выявлена наиболее конкурентная фирма, ей оказалась фирма под №1;
Таким образом, решены поставленные задачи и достигнута основная цель.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Базилевич В. Д. Экономическая теория: политэкономия: Учебник / Э45 Под ред. В.Д. Базилевича. — М.: Рыбари; К.: 2009.— 870 с.
2. Баликоев В.З. Общая экономическая теория. Учеб. пособие. Новосибирск. Издательская компания “Лада”, 1999.- 678 с.
3. Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент / Ф. Котлер. – СПб.: Питер, 2008.- 816с.
4. Курс экономической
теории: Учеб. для вузов / М.Н. Чепурин,
С.Н. Ивашковский, Е.А.
5. Маркетинг. Методическое
указание по выполнению
6. Маркетинг: Учеб. пособие / Под ред. А.М. Немчина, Д.В. Минаева. – СПб.: Бизнес-пресса, 2009. – 512 с.
7. Минько Э.В., Кричевский
М.Л. Качество и
8. Основы маркетинга. Учеб.
пособие / Г.А. Васильев, Н. Д.
Эриашвили; Под ред.Г.А.
9. Основы экономической теории. Учеб. пособие. / Под ред. Камаева В.Д. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2009.
10. О’Шонесси Дж. Конкурентный
маркетинг: стратегический
11. Портер М.Э. Конкуренция: Учеб. пособие / М.Э. Портер; Пер. с англ. – М.: Вильямс. 2008.- 495с.
12. Фатхутдинов Р.А.
13. Фатхутдинов Р.А.
14. Лифиц И.М. Теория
и практика оценки
15. Давыденко Л.Н. Экономическая теория/Под ред. Давыденко Л.Н - Минск: Выш. шк., 2007. — 352 с.
16. Черчилль Г. А. Маркетинговые исследования / Г. А. Черчилль, Т. Дж. Браун ; [пер. с англ. под ред. Г. Л. Багиева]. — 5-е изд. — СПб.: Питер, 2007.
Информация о работе Конкурентная борьба и основные методы ее проведения