Конкурентоспособность товара и управление качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 18:06, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы, для написания которой использовались наиболее базовые научные труды отечественных и зарубежных авторов, а также популярные учебные пособия, является всестороннее рассмотрение аспектов вопроса о конкурентоспособности товара и управлении его качеством.
Исходя из цели работы, необходимо решить следующие задачи: во-первых, дать определение терминам «конкурентоспособность» и «качество» товара; во-вторых, предоставить информацию о факторах, составляющих понятие «конкурентоспособность товара»; в-третьих, рассказать о способах обеспечения конкурентного преимущества; в-четвертых, оценить роль качества продукции в условиях рыночной экономики; в-пятых, рассмотреть стратегию управления качеством.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….…3
Глава 1. Конкурентоспособность товара
1.1.Конкурентоспособность товара и ее составляющие………………..…5
1.2.Управление конкурентоспособностью товара и пути обеспечения его конкурентного преимущества…………………………………………………….10
1.3.Оценка конкурентоспособности товара и ее параметры……………...17
Глава 2. Управление качеством товара
2.1.Качество и его показатели…………………………………………...….21
2.2.Значение качества продукции в условиях конкурентной борьбы…...27
2.3.Стратегия управления качеством………………………………………29
Заключение…………………………………………………………………………32
Список литературы…………………………………………………………………34

Файлы: 1 файл

маркетинг.docx

— 126.40 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение………………………………………………………………………….…3

Глава 1. Конкурентоспособность  товара

1.1.Конкурентоспособность  товара и ее составляющие………………..…5

1.2.Управление конкурентоспособностью  товара и пути обеспечения его   конкурентного преимущества…………………………………………………….10

1.3.Оценка конкурентоспособности товара и ее параметры……………...17

Глава 2. Управление качеством товара

2.1.Качество и  его показатели…………………………………………...….21

2.2.Значение качества  продукции в условиях конкурентной  борьбы…...27

2.3.Стратегия управления  качеством………………………………………29

Заключение…………………………………………………………………………32

Список литературы…………………………………………………………………34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В условиях рыночных отношений в любых организациях и на предприятиях актуальность управления качеством определяется его направленностью  на обеспечение такого уровня качества продукции и услуг, который может  полностью удовлетворять все  запросы потребителей. Высокое качество продукции и услуг является самой  весомой составляющей, определяющей их конкурентоспособность. Без обеспечения  стабильного качества, соответствующего требованиям потребителей, невозможно рационально интегрировать национальную экономику в мировое хозяйство  и занять в ней достойное место. Процессы интеграции в современных  условиях развития мирового сообщества объективно необратимы, поэтому современная  концепция управления качеством  продукции и услуг при достижении всех целей и задач функционирования предприятий и организаций предполагает ее обязательный приоритет среди  других направлений.

Поэтому, чтобы продукция  была конкурентоспособной, необходима постоянная, целенаправленная, кропотливая работа товаропроизводителей по повышению качества, систематически осуществляемый контроль качества, другими словами, любое предприятие желающее укрепить свои позиции в жесткой конкуренции и максимизировать свою прибыль должно уделять большое внимание процессу управления качеством. Все вышесказанное и обуславливает актуальность изучения темы «конкурентоспособность товара и управление его качеством».

Целью курсовой работы, для написания которой использовались наиболее базовые научные труды отечественных и зарубежных авторов, а также популярные учебные пособия, является всестороннее рассмотрение аспектов вопроса о конкурентоспособности товара и управлении его качеством.

    Исходя из цели работы, необходимо решить следующие задачи: во-первых,  дать определение терминам «конкурентоспособность» и «качество» товара; во-вторых, предоставить информацию о факторах, составляющих понятие «конкурентоспособность товара»; в-третьих, рассказать о способах обеспечения конкурентного преимущества; в-четвертых, оценить роль качества продукции в условиях рыночной экономики; в-пятых, рассмотреть стратегию управления качеством.

Производственная  деятельность любого предприятия в  современных условиях зависит от того, насколько успешно решаются проблемы, связанные с конкурентоспособностью и качеством выпускаемой продукции. Только решив эту проблему, предприятие может эффективно функционировать и развиваться в рыночной среде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Конкурентоспособность товара

Конкурентоспособность – это искусство 

продавать подобное лучше подобных.

(Сергей Федин)

 

    1. Конкурентоспособность товара и ее составляющие

Конкурентоспособность товара  – это комплекс потребительских и стоимостных характеристик товара, которые определяют его успех на рынке.

Одной из составляющих конкурентоспособности является качество продукции (услуги). Качество товара - это определенная совокупность свойств товара, способная в той или иной мере удовлетворять требуемым потребностям при их использовании по назначению, включая утилизацию или уничтожение.

Наибольшее воздействие  на конкурентоспособность предприятий  оказывают, по мнению многих ученых, интегральные факторы и, прежде всего, инвестиционные, инновационные и финансовые.

Основными требованиями для достижения конкурентоспособного производства являются: использование  прогрессивной технологии, современных  методов менеджмента, своевременное  обновление фондов, обеспечение гибкости производства, пропорциональности, непрерывности  и ритмичности процессов.

Борьба за потребителя  - это, прежде всего, борьба за сферу влияния на рынке, а она в свою очередь зависит от низкой цены и качества производственной продукции, то есть потребительной стоимости. В ходе конкуренции устанавливается общественная необходимость в данной продукции, дается оценка с определением уровня цен.

Прочность положения  предприятия на рынке определяется конкурентоспособностью производимых ею продуктов и возможностями  вести конкурентную борьбу.

Конкурентоспособность отражает качественную сторону предлагаемой продукции. Конкурентоспособным является тот товар, комплекс потребительских  и стоимостных свойств которого обеспечивает ему коммерческий успех  на рынке. Конкурентоспособный товар  - это товар, выгодно отличающийся от аналогов-конкурентов по системе качественных и социально-экономических признаков.

Индикаторами конкурентоспособности  товара являются:  [6; 104]

 

Конкурентоспособность означает высокое качество товаров  при поддержании высокой заработной платы и жизненных стандартов. Важнейшим фактором, обеспечивающим конкурентоспособность, является повышение  темпов производительности труда.

Параметры качества, как правило, определяются исходя из интересов производителя, а параметры  конкурентоспособности - из интересов потребителя. Уровень качества и технический уровень продукции задаются техническим уровнем современного производства, а для оценки конкурентоспособности необходимо сопоставить его с уровнем развития потребностей.

Для каждого товара необходимо оценить его уровень  конкурентоспособности для того, чтобы в дальнейшем провести анализ и выработать успешную товарную политику.

Оценка конкурентоспособности  состоит из следующих этапов: [13; 96]

  • анализа рынка и выбора наиболее конкурентоспособного товара;
  • определения сравнительных параметров образцов товара;
  • расчета интегрального показателя конкурентоспособности оцениваемого товара.

Конкурентоспособность товара определяет во многом конкурентоспособность  и самого предприятия, его финансово-экономическое  состояние и репутацию.

Конкурентной устойчивости предприятия способствует соответствие управления предприятием и его технологического уклада. Чем больше разрыв между  организацией управления предприятием и техническим уровнем производства, тем быстрее оно теряет свою конкурентоспособность.

Производство и  реализация конкурентоспособных товаров  и услуг - обобщающий показатель жизнестойкости предприятия. Однако производство конкурентоспособной продукции может быть ресурсоемким и высокозатратным, что в условиях рынка неизбежно приведет к снижению эффективности, уменьшению прибыли, ухудшению финансового положения предприятия. В этом случае требуется дополнительное финансирование, что в результате понижает конкурентоспособность производителя.

Применение интенсивных  технологий, высокий уровень механизации  - это необходимые условия для получения дохода от произведенной продукции.

Для того чтобы производить  товар на уровне мировых стандартов, необходимы новые технологии и современное  оборудование. Это требует значительных инвестиций, способных обеспечить не только высокое качество российских товаров, но и создать новые рабочие  места.

Процесс формирования конкурентоспособности представляет собой совокупность организационно-экономических  мер по приведению производственных программ выпуска продукции определенного  объема, ассортимента и качества в  соответствие с имеющимся производственным потенциалом. Одним из главных факторов формирования конкурентоспособности  является максимальное использование  конкурентных преимуществ.

Вторую группу факторов составляют показатели качества товара, определяемые действующими стандартами, нормами, рекомендациями.

К третьей группе факторов, влияющих на уровень конкурентоспособности, относят экономические показатели, формирующие себестоимость и  цену товара.

Обеспечение конкурентоспособности  предприятия достигается благодаря  соблюдению основополагающих принципов  рыночной системы и разумного  использования факторов, воздействующих на эффективность и конкурентоспособность  производства.

К основным принципам  конкурентоспособности предприятия  относятся:

  • принципы превосходства качества товара на рынке;
  • принципы преобладания товара на рынке;
  • принципы минимизации издержек труда и материально-денежных средств на единицу товарной продукции;
  • принцип экономической выгоды.

Процесс формирования конкурентоспособности представляет собой совокупность организационно-экономических  мер по приведению производственных программ выпуска продукции определенного  объема, ассортимента и качества в  соответствие с имеющимся производственным потенциалом. Одним из главных факторов формирования конкурентоспособности  является максимальное использование  конкурентных преимуществ. В теории существуют два основных типа конкурентных преимуществ товаропроизводителя.

Суть первого  - более низкие издержки на производство за счет концентрации и лучшей технологии производства, а значит, возможности продавать по ценам более низким, чем конкуренты.

Второй тип конкурентоспособности  основывается на удовлетворении особых потребностей покупателя, его запросов за премиальную цену.

Конкурентоспособность выступает как часть воспроизводственного процесса относительно способов и методов  хозяйствования на рынке товаров  и услуг и оценивается массой прибыли в соотношении с потребленными и используемыми ресурсами.

Также существует пять факторов, выделенных М. Портером, определяющих конкурентоспособность.

Кроме того, М. Портер выделяет пять наиболее типичных новаций, дающих конкурентное преимущество:

  • новые технологии;
  • новые или изменившиеся запросы покупателей;
  • появление нового сегмента рынка;
  • изменение стоимости или наличия компонентов производства;
  • изменение правительственного регулирования [11;97]

Конкурентоспособность предприятия является относительной характеристикой, выражающей отличия развития данного предприятия от развития конкурентов по степени удовлетворения своими товарами потребностей людей и по эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции.

Сформулируем общие  принципы, которые дают конкурентные преимущества предприятиям.

  • Нацеленность всех и каждого работника на действие, на продолжение начатого дела.
  • Близость предприятия к клиенту.
  • Создание автономии и творческой атмосферы на предприятии.
  • Рост производительности благодаря использованию способностей людей и их желанию работать.
  • Демонстрация важности общих для предприятия ценностей.
  • Умение твердо стоять на своем.
  • Простота организации, минимум уровней управления и служебного.

 

    1. Управление конкурентоспособностью товара и пути обеспечения его конкурентного преимущества

Информация о работе Конкурентоспособность товара и управление качеством