Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 18:06, курсовая работа
Целью курсовой работы, для написания которой использовались наиболее базовые научные труды отечественных и зарубежных авторов, а также популярные учебные пособия, является всестороннее рассмотрение аспектов вопроса о конкурентоспособности товара и управлении его качеством.
Исходя из цели работы, необходимо решить следующие задачи: во-первых, дать определение терминам «конкурентоспособность» и «качество» товара; во-вторых, предоставить информацию о факторах, составляющих понятие «конкурентоспособность товара»; в-третьих, рассказать о способах обеспечения конкурентного преимущества; в-четвертых, оценить роль качества продукции в условиях рыночной экономики; в-пятых, рассмотреть стратегию управления качеством.
Введение………………………………………………………………………….…3
Глава 1. Конкурентоспособность товара
1.1.Конкурентоспособность товара и ее составляющие………………..…5
1.2.Управление конкурентоспособностью товара и пути обеспечения его конкурентного преимущества…………………………………………………….10
1.3.Оценка конкурентоспособности товара и ее параметры……………...17
Глава 2. Управление качеством товара
2.1.Качество и его показатели…………………………………………...….21
2.2.Значение качества продукции в условиях конкурентной борьбы…...27
2.3.Стратегия управления качеством………………………………………29
Заключение…………………………………………………………………………32
Список литературы…………………………………………………………………34
При помощи цифр можно дать характеристику конкурентоспособности одного товара по отношению к другим. Сопоставление товаров ведется при помощи таблицы сравнения параметров. По результатам сравнения можно дать одно из следующих заключений:
Вывод о конкурентоспособности дополняется заключениями о преимуществе и недостатке оцениваемого товара по сравнению с аналогичными, а также предложениями мер, необходимых для принятия с целью улучшения положения товара на рынке.
По результатам
оценки конкурентоспособности товара
можно принять следующие
Основой оценки конкурентоспособности является сравнение характеристик анализируемых товаров с конкретной потребностью и выявлении их соответствия друг другу. Для объективной оценки необходимо использовать те же критерии, которыми оперирует потребитель, выбирая товар на рынке. Следовательно, необходимо решить задачу определения номенклатуры параметров, подлежащих анализу и значимых с точки зрения потребителей.
Номенклатура параметров, которая используется при оценке конкурентоспособности товара, состоит из двух обобщающих групп:
К техническим параметрам относят параметры потребности, характеризующие содержание этой потребности и условия ее удовлетворения (см. рисунок ниже).
1) Параметры назначения
характеризуют область
Параметры назначения в свою очередь делятся на:
2) Эргономические параметры характеризуют товар с точки зрения его соответствия свойствам человеческого организма при выполнении трудовых операций или потреблении;
3) Эстетические параметры характеризуют информационную выразительность (рациональная форма, целостная композиция, совершенство производственного исполнения, стабильность товарного вида). Эстетические параметры моделируют внешнее восприятие продукции и отражают ее внешние свойства, являющиеся для потребителей наиболее важными;
4) Нормативные параметры характеризуют свойства товара, регламентирующиеся обязательными нормами, стандартами и законодательством.
К группе экономических параметров относятся полные затраты потребителя (цена потребления) по приобретению и потреблению продукции, а также условия ее приобретения и использования на конкретном рынке. Полные затраты потребителя в общем случае состоят из единовременных и текущих затрат.
Окончательное решение по выбору номенклатуры параметров, для оценки конкурентоспособности, принимается экспертной комиссией с учетом конкретных условий использования этой продукции и целей оценки.
Глава 2. Управление качеством товара
Качество - это когда возвращается покупатель, а не товар.
Неизвестный автор
2.1. Качество и его показатели
Современная рыночная
экономика предъявляет
Качество - это авторитет фирмы, увеличение прибыли, рост процветания, и работа по управлению качеством на фирме - альфа и омега для всего персонала, от руководителя до конкретного исполнителя.
Качество продукции - важнейший показатель деятельности предприятия. Повышение качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы научно-технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. Рост качества продукции - характерная тенденция работы всех ведущих фирм мира. Она охватила европейские, американские и азиатские предприятия. И качество выпускаемой продукции - основной фактор конкуренции между фирмами.
Что же такое качество продукции? Данное понятие регламентировано ГОСТ 15 467-79 .
Качество - это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
Качество как
фактор конкурентоспособности
Ниже перечислим последствия недостаточного уровня качества.
1. Экономические
1.1. Потеря материальных
и трудовых ресурсов, израсходованных
на изготовление, транспортировку
и хранение продукции,
1.2. Потери в производственной инфраструктуре (плохой битум - плохие дороги, плохой цемент - плохие средства хранения (элеваторы), плохие коммуникации, плохая связь и т.д.).
1.3. Дополнительные затраты на ремонт техники.
1.4. Дополнительные затраты времени у населения на ремонт бытовой техники.
1.5. Потери природных
ресурсов в результате
1.6. Недополученная
валютная выручка из-за низкой
доли экспорта готовой
1.7. Дополнительная потеря валютных средств для импорта техники и товаров народного потребления.
1.8. Дополнительные
затраты материальных и
2. Социальные
2.1. Дефицитность отечественной продукции.
2.2. Падение престижа
продукции, изготовляемой на
2.3. Недостаточное
удовлетворение потребностей
2.4. Снижение темпов
роста благосостояния
2.5. Нерациональная
трата свободного времени
2.6. Ухудшение морального климата в коллективе.
2.7. Уменьшение прибыли предприятия.
3. Экологические
3.1. Дополнительные
затраты на очистку:
3.2. Дополнительные
затраты на меры по
3.3. Потеря продуктивности продукции сельского хозяйства из-за недостаточного качества воздуха, воды и почвы.
3.4. Ускоренная амортизация
и дополнительные затраты на
ремонт гражданских зданий и
транспорта из-за плохого
С понятием качества
тесно связано и понятие
Качество продукции
не ограничивается только одним свойством,
это совокупность свойств. Свойства
продукции количественно
Показатели назначения
характеризуют полезный эффект от использования
продукции по назначению и обусловливают
область применения продукции. Для
продукции производственно-
Показатели надежности - безотказность, сохраняемость, ремонтопригодность, а также долговечность изделия. В зависимости от особенностей оцениваемой продукции для характеристики надежности могут использоваться как все четыре, так и часть из указанных показателей. Для некоторых изделий, связанных с безопасностью людей, безотказность может быть основным, а иногда и единственным показателем надежности. Чрезвычайно важна безотказность бытовых электроприборов, некоторых механизмов автомобилей (тормозная система, рулевое управление). Для воздушных судов безотказность - единственный и основной показатель качества. Для характеристики сохраняемости - свойств изделия сохранять свои показатели в течение хранения и транспортирования - применяются такие показатели, как средний срок сохраняемости, гамма-процентный срок сохраняемости. Сохраняемость играет важную роль для пищевой продукции. Ремонтопригодность определяют такие показатели, как средняя стоимость технического обслуживания, вероятность выполнения ремонта в заданное время. Долговечность определяется величиной затрат на поддержание изделия в работоспособном состоянии.
Показатели технологичности
характеризуют эффективность
Показатели стандартизации и унификации - это насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями, а также уровень унификации по сравнению с другими изделиями. Все детали изделия делятся на стандартные, унифицированные и оригинальные. Чем меньше оригинальных изделий, тем лучше как для изготовителя продукции, так и для потребителя.
Эргономические
показатели отражают взаимодействие человека
с изделием и комплекс гигиенических,
антропометрических, физиологических
и психологических свойств
Эстетические показатели характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство исполнения и стабильность товарного вида изделия.
Информация о работе Конкурентоспособность товара и управление качеством