Конкурентоспособность товара и управление качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 18:06, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы, для написания которой использовались наиболее базовые научные труды отечественных и зарубежных авторов, а также популярные учебные пособия, является всестороннее рассмотрение аспектов вопроса о конкурентоспособности товара и управлении его качеством.
Исходя из цели работы, необходимо решить следующие задачи: во-первых, дать определение терминам «конкурентоспособность» и «качество» товара; во-вторых, предоставить информацию о факторах, составляющих понятие «конкурентоспособность товара»; в-третьих, рассказать о способах обеспечения конкурентного преимущества; в-четвертых, оценить роль качества продукции в условиях рыночной экономики; в-пятых, рассмотреть стратегию управления качеством.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….…3
Глава 1. Конкурентоспособность товара
1.1.Конкурентоспособность товара и ее составляющие………………..…5
1.2.Управление конкурентоспособностью товара и пути обеспечения его конкурентного преимущества…………………………………………………….10
1.3.Оценка конкурентоспособности товара и ее параметры……………...17
Глава 2. Управление качеством товара
2.1.Качество и его показатели…………………………………………...….21
2.2.Значение качества продукции в условиях конкурентной борьбы…...27
2.3.Стратегия управления качеством………………………………………29
Заключение…………………………………………………………………………32
Список литературы…………………………………………………………………34

Файлы: 1 файл

маркетинг.docx

— 126.40 Кб (Скачать файл)

При помощи цифр можно дать характеристику конкурентоспособности одного товара по отношению к другим. Сопоставление товаров ведется при помощи таблицы сравнения параметров. По результатам сравнения можно дать одно из следующих заключений:

  • товар конкурентоспособен на данном рынке в сравниваемом классе изделий;
  • товар обладает низкой конкурентоспособностью на данном рынке в сравниваемом классе изделий;
  • товар полностью неконкурентоспособен на данном рынке в сравниваемом классе изделий. [9;34]

Вывод о конкурентоспособности  дополняется заключениями о преимуществе и недостатке оцениваемого товара по сравнению с аналогичными, а также предложениями мер, необходимых для принятия с целью улучшения положения товара на рынке.

По результатам  оценки конкурентоспособности товара можно принять следующие решения:

  • изменить состав и структуру применяемых материалов, комплектующих изделий или конструкции товара;
  • изменить порядок проектирования товара;
  • изменить технологию изготовления товара, методы испытания, систему контроля качества изготовления, хранение, упаковку, транспортировку, монтаж;
  • изменить цены на товар, цены на услуги, на обслуживание и ремонту, цены на запасные части;
  • изменить порядок реализации товара на рынке;
  • изменить структуру и размер инвестиций в разработку, производство и сбыт товаров;
  • изменить структуру и объемы поставок при производстве товара, цены на комплектующие изделия и состав выбранных поставщиков;
  • изменить систему стимулирования поставщиков;
  • изменить структуру импорта и видов импортируемых товаров.

Основой оценки конкурентоспособности является сравнение характеристик анализируемых товаров с конкретной потребностью и выявлении их соответствия друг другу. Для объективной оценки необходимо использовать те же критерии, которыми оперирует потребитель, выбирая товар на рынке. Следовательно, необходимо решить задачу определения номенклатуры параметров, подлежащих анализу и значимых с точки зрения потребителей.

Номенклатура параметров, которая используется при оценке конкурентоспособности товара, состоит  из двух обобщающих групп:

  • параметры качества (технические параметры);
    • экономические параметры. [5;184]

К техническим параметрам относят параметры потребности, характеризующие содержание этой потребности  и условия ее удовлетворения (см. рисунок ниже).

 

1) Параметры назначения  характеризуют область применения  товара и функции, которые он  предназначен выполнять. По этим  параметрам судят о содержании  полезного эффекта, достигаемого  с помощью применения данного  товара в конкретных условиях  потребления.

Параметры назначения в свою очередь делятся на:

  • классификационные параметры, которые характеризуют принадлежность товара к определенному классу. Эти параметры используются для оценки только на этапе выбора области применения товаров-конкурентов;
  • параметры технической эффективности, которые характеризуют прогрессивность технических решений, используемых при разработке и изготовлении продукции;
  • конструктивные параметры, которые характеризуют основные проектно-конструкторские решения, использованные при разработке и производстве товара.

2) Эргономические параметры характеризуют товар с точки зрения его соответствия свойствам человеческого организма при выполнении трудовых операций или потреблении;

3) Эстетические параметры характеризуют информационную выразительность (рациональная форма, целостная композиция, совершенство производственного исполнения, стабильность товарного вида). Эстетические параметры моделируют внешнее восприятие продукции и отражают ее внешние свойства, являющиеся для потребителей наиболее важными;

4) Нормативные параметры  характеризуют свойства товара, регламентирующиеся обязательными нормами, стандартами и законодательством.

К группе экономических  параметров относятся полные затраты  потребителя (цена потребления) по приобретению и потреблению продукции, а также  условия ее приобретения и использования  на конкретном рынке. Полные затраты  потребителя в общем случае состоят  из единовременных и текущих затрат.

Окончательное решение  по выбору номенклатуры параметров, для  оценки конкурентоспособности, принимается  экспертной комиссией с учетом конкретных условий использования этой продукции  и целей оценки.

Глава 2. Управление качеством товара

Качество - это  когда возвращается покупатель, а  не товар.

Неизвестный автор

 

 

2.1. Качество и его показатели

Современная рыночная экономика предъявляет принципиально  иные требования к качеству выпускаемой  продукции. В современном мире выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение  на рынке товаров и услуг определяются уровнем конкурентоспособности. В  свою очередь конкурентоспособность  связана с двумя показателями - уровнем цены и уровнем качества продукции. Причем второй фактор постепенно выходит на первое место. Производительность труда, экономия всех видов ресурсов уступают место качеству продукции.

Качество - это авторитет фирмы, увеличение прибыли, рост процветания, и работа по управлению качеством на фирме - альфа и омега для всего персонала, от руководителя до конкретного исполнителя.

Качество продукции  - важнейший показатель деятельности предприятия. Повышение качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы научно-технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. Рост качества продукции - характерная тенденция работы всех ведущих фирм мира. Она охватила европейские, американские и азиатские предприятия. И качество выпускаемой продукции - основной фактор конкуренции между фирмами.

Что же такое качество продукции? Данное понятие регламентировано ГОСТ 15 467-79 .

Качество - это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Качество как  фактор конкурентоспособности распространяется на всю национальную экономику. Оно  способствует рациональному использованию  ресурсов.

Ниже перечислим последствия недостаточного уровня качества.

1. Экономические

1.1. Потеря материальных  и трудовых ресурсов, израсходованных  на изготовление, транспортировку  и хранение продукции, вышедшей  из строя раньше плановых сроков  физического износа.

1.2. Потери в производственной  инфраструктуре (плохой битум - плохие дороги, плохой цемент - плохие средства хранения (элеваторы), плохие коммуникации, плохая связь и т.д.).

1.3. Дополнительные  затраты на ремонт техники.

1.4. Дополнительные  затраты времени у населения  на ремонт бытовой техники.

1.5. Потери природных  ресурсов в результате использования  низкокачественных машин, используемых  для добычи этих ресурсов.

1.6. Недополученная  валютная выручка из-за низкой  доли экспорта готовой продукции.

1.7. Дополнительная  потеря валютных средств для импорта техники и товаров народного потребления.

1.8. Дополнительные  затраты материальных и трудовых  ресурсов на осуществление многозвенной  и многоступенчатой системы органов  технического контроля качества.

2. Социальные

2.1. Дефицитность  отечественной продукции.

2.2. Падение престижа  продукции, изготовляемой на национальных  предприятиях.

2.3. Недостаточное  удовлетворение потребностей производственно-технического  и личного плана.

2.4. Снижение темпов  роста благосостояния населения:

2.5. Нерациональная  трата свободного времени населения  на устранение дефектов изготовления  товаров народного потребления.

2.6. Ухудшение морального  климата в коллективе.

2.7. Уменьшение прибыли  предприятия. 

3. Экологические

3.1. Дополнительные  затраты на очистку: воздушного  бассейна, водного бассейна, земельных  ресурсов.

3.2. Дополнительные  затраты на меры по оздоровлению  населения.

3.3. Потеря продуктивности  продукции сельского хозяйства  из-за недостаточного качества  воздуха, воды и почвы.

3.4. Ускоренная амортизация  и дополнительные затраты на  ремонт гражданских зданий и  транспорта из-за плохого качества  воздушной среды. [3; 25]

С понятием качества тесно связано и понятие технического, уровня продукции - относительной характеристики качества продукции, основанной на сопоставлении значений показателей, определяющих техническое совершенство оцениваемой продукции, с соответствующими базовыми показателями, их значениями.

Качество продукции  не ограничивается только одним свойством, это совокупность свойств. Свойства продукции количественно выражаются в показателях качества. Общепризнана классификация на десять групп свойств и соответственно показателей.

Показатели назначения характеризуют полезный эффект от использования  продукции по назначению и обусловливают  область применения продукции. Для  продукции производственно-технического назначения основным показателем может  служить производительность, показывающая, какой объем продукции может  быть выпущен с помощью оцениваемой  продукции или какой объем  производственных услуг может быть оказан за определенный промежуток времени.

Показатели надежности - безотказность, сохраняемость, ремонтопригодность, а также долговечность изделия. В зависимости от особенностей оцениваемой продукции для характеристики надежности могут использоваться как все четыре, так и часть из указанных показателей. Для некоторых изделий, связанных с безопасностью людей, безотказность может быть основным, а иногда и единственным показателем надежности. Чрезвычайно важна безотказность бытовых электроприборов, некоторых механизмов автомобилей (тормозная система, рулевое управление). Для воздушных судов безотказность - единственный и основной показатель качества. Для характеристики сохраняемости - свойств изделия сохранять свои показатели в течение хранения и транспортирования - применяются такие показатели, как средний срок сохраняемости, гамма-процентный срок сохраняемости. Сохраняемость играет важную роль для пищевой продукции. Ремонтопригодность определяют такие показатели, как средняя стоимость технического обслуживания, вероятность выполнения ремонта в заданное время. Долговечность определяется величиной затрат на поддержание изделия в работоспособном состоянии.

Показатели технологичности  характеризуют эффективность конструкторско-технологических  решений для обеспечения высокой  производительности труда при изготовлении и ремонте продукции. Именно с  помощью технологичности достигаются  массовость выпуска продукции, рациональное распределение затрат материалов, средств, труда и времени при технологической  подготовке производства, изготовлении и эксплуатации продукции.

Показатели стандартизации и унификации - это насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями, а также уровень унификации по сравнению с другими изделиями. Все детали изделия делятся на стандартные, унифицированные и оригинальные. Чем меньше оригинальных изделий, тем лучше как для изготовителя продукции, так и для потребителя.

Эргономические  показатели отражают взаимодействие человека с изделием и комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических  и психологических свойств человека, проявляющихся при пользовании  изделием. Это могут быть усилия, необходимые для управления трактором, расположение ручки у холодильника, кондиционер в кабине башенного  крана или расположение руля у  велосипеда, освещенность, температура, влажность, запыленность, шум, вибрация, излучение, концентрация угарного газа и водяных паров в продуктах  сгорания и т.д.

Эстетические показатели характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность  композиции, совершенство исполнения и стабильность товарного вида изделия.

Информация о работе Конкурентоспособность товара и управление качеством