Конкурентоспособность товара и управление качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 18:06, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы, для написания которой использовались наиболее базовые научные труды отечественных и зарубежных авторов, а также популярные учебные пособия, является всестороннее рассмотрение аспектов вопроса о конкурентоспособности товара и управлении его качеством.
Исходя из цели работы, необходимо решить следующие задачи: во-первых, дать определение терминам «конкурентоспособность» и «качество» товара; во-вторых, предоставить информацию о факторах, составляющих понятие «конкурентоспособность товара»; в-третьих, рассказать о способах обеспечения конкурентного преимущества; в-четвертых, оценить роль качества продукции в условиях рыночной экономики; в-пятых, рассмотреть стратегию управления качеством.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….…3
Глава 1. Конкурентоспособность товара
1.1.Конкурентоспособность товара и ее составляющие………………..…5
1.2.Управление конкурентоспособностью товара и пути обеспечения его конкурентного преимущества…………………………………………………….10
1.3.Оценка конкурентоспособности товара и ее параметры……………...17
Глава 2. Управление качеством товара
2.1.Качество и его показатели…………………………………………...….21
2.2.Значение качества продукции в условиях конкурентной борьбы…...27
2.3.Стратегия управления качеством………………………………………29
Заключение…………………………………………………………………………32
Список литературы…………………………………………………………………34

Файлы: 1 файл

маркетинг.docx

— 126.40 Кб (Скачать файл)

Показатели транспортабельности  выражают приспособленность продукции  для транспортирования.

Патентно-правовые показатели характеризуют патентную  защиту и патентную чистоту продукции  и являются существенным фактором при  определении конкурентоспособности. При определении патентно-правовых показателей следует учитывать  наличие в изделии новых технических  решений, а также решений, защищенных патентами в стране, наличие регистрации  промышленного образца и товарного  знака как в стране-производителе, так и в странах предполагаемого экспорта. Экологические показатели - это уровень вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают при эксплуатации или потреблении продукции, например, содержание вредных примесей, вероятность выбросов вредных частиц, газов, излучений при хранении, транспортировании и эксплуатации продукции.

Показатели безопасности характеризуют особенности продукции  для безопасности покупателя и обслуживающего персонала, т.е. обеспечивают безопасность при монтаже, обслуживании, ремонте, хранении, транспортировании, потреблении  продукции.

Совокупность перечисленных  показателей формирует качество продукции. Изделие должно быть надежным, эстетически радующим глаз, хорошо выполнять свои функции, т.е. удовлетворять  те потребности, для

которых оно предназначено. Но помимо всех этих показателей важна и цена изделия. Именно с ценой связан вопрос экономически оптимального качества, или экономически рационального качества. Покупатель, приобретая изделие, всегда сопоставляет, компенсирует ли цена изделия набор свойств, которыми оно обладает. Помимо цены важны и эксплуатационные характеристики изделия, поскольку они влекут за собой затраты по эксплуатации и ремонту, а если изделие характеризуется длительным сроком службы, эти затраты вполне сопоставимы с ценой изделия, а по некоторым изделиям и существенно превосходят продажную цену изделия.  [10;153]

Под экономически оптимальным  качеством понимается соотношение  качества и затрат, или цена единицы  качества, что можно выразить формулой:

К опт = Q/C∑ , (1)

Где К опт - экономически оптимальное качество;

Q - качество изделия;

С ∑- затраты на приобретение и эксплуатацию изделия, руб.

Определить знаменатель  формулы несложно, поскольку он включает продажную цену изделия, затраты  по эксплуатации, ремонту и утилизации изделия. Сложнее определить числитель, т.е. качество, включающее самые разнообразные  показатели. Этим занимается целая  наука квалиметрия, которая разработала  достаточно приемлемые методы по количественной оценке качества продукции.

Итак, качество продукции  в условиях современного производства - важнейшая составляющая эффективности, рентабельности предприятия и поэтому ему необходимо уделять постоянное внимание. Заниматься качеством должны все - от директора предприятия до конкретного исполнителя любой операции. Все процессы по обеспечению, проектированию, сохранению качества объединены в систему управления качеством.

2.2. Значение качества продукции в условиях конкурентной борьбы

Управление качеством - действия, осуществляемые при создании, эксплуатации или потреблении продукции  в целях установления, обеспечения  и поддержания необходимого уровня ее качества.

Сущность всякого  управления заключается в выработке  управляющих решений и последующей  реализации предусмотренных этими  решениями управляющих воздействий  на определенном объекте управления. При управлении качеством продукции  непосредственными объектами управления являются процессы, от которых зависит  качество продукции. Они организуются и протекают на допроизводственной, производственной и послепроизводственной стадиях жизненного цикла продукции.

Управляющие решения  вырабатываются на основании сопоставления  информации о фактическом состоянии  управляемого процесса с его характеристиками, заданными программой управления. Нормативную  документацию, регламентирующую значения параметров или показателей качества продукции (технические задания  на разработку продукции, стандарты, технические  условия, чертежи, условия подставки), следует рассматривать как важную часть программы управления качеством  продукции.

Основной задачей  каждого предприятия (организации) является качество производимой продукции  и предоставляемых услуг. Успешная деятельность предприятия должна обеспечиваться производством продукции или  услуг, которые:

· отвечают четко  определенным потребностям, сфере применения или назначения;

· удовлетворяют  требованиям потребителя;

· соответствуют  применяемым стандартам и техническим  условиям;

· отвечают действующему законодательству и другим требованиям  общества;

· предлагаются потребителю  по конкурентоспособным ценам;

· направлены на получение  прибыли. [7;87]

Управление качеством  продукции должно осуществляться системно, т.е. на предприятии должна функционировать  система управления качеством продукции, представляющая собой организационную  структуру, четко распределяющую ответственность, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые  для управления качеством.

В последние годы широкое распространение получили стандарты ИСО серии 9000, в которых  отражен международный опыт управления качеством продукции на предприятии. В соответствии с этими документами  выделяется политика в области качества - непосредственно система качества, включающая обеспечение, улучшение  и управление качеством продукции.

Политика в области  качества может быть сформулирована в виде принципа деятельности предприятия  или долгосрочной цели и должна включать:

· улучшение экономического положения предприятия;

· расширение или  завоевание новых рынков сбыта;

· достижение технического уровня продукции, превышающего уровень  ведущих предприятий и фирм;

· ориентацию на удовлетворение требований потребителя определенных отраслей или регионов;

· освоение изделий, функциональные возможности которых  реализуются на новых принципах;

· улучшение важнейших  показателей качества продукции;

· снижение уровня дефектности изготавливаемой продукции;

· увеличение сроков гарантии на продукцию;

· развитие сервиса.

Наряду с системами  управления качеством продукции  важная роль в изучении и реализации программ качества принадлежит и  кружкам качества (или группам  качества). Как показывает зарубежный опыт, кружки качества - это форма  демократизации капитала, она создает  заинтересованность рабочих в качестве, изменяет психологический климат на предприятии. Принципы организации кружков качества:

· добровольность участия;

· стремление к коллективным формам поиска правильных решений, их оперативное рассмотрение, внедрение  в производство принятых предложений;

· моральное и  материальное удовлетворение достигнутыми успехами, стимулирование результатов  творческой деятельности;

· поддержка инициативы руководством и общественными организациями  на всех уровнях управления предприятием;

· обеспечение гласности  и пропаганды их деятельности всеми  формами и средствами массовой информации, обобщение и распространение  опыта работы.

Кружки качества первоначально возникли в США, однако существенный импульс этому движению дали японские фирмы, где произошел  и качественный, и количественный рост кружков. Затем они охватили страны Европы, Америки и Азии.

Кружки качества помогают предприятиям решать как технико-экономические, так и социально-психологические  задачи предприятия.

Кружки качества распространены во всем мире. Они представляют собой важный элемент общественного  участия в управлении качеством  наряду с обществами потребителей

 

 

2.3. Стратегия управления качеством

Управлению качеством  продукции во всех странах уделяется  достаточно много внимания. В последние  годы сформировался новый подход, новая стратегия в управлении качеством. Она характеризуется  рядом моментов:

· обеспечение качества понимается не как техническая функция, реализуемая каким-то одним подразделением, а как систематический процесс, пронизывающий всю организационную  структуру фирмы;

· новому понятию  качества должна отвечать соответствующая  организационная структура предприятия;

· вопросы качества актуальны не только в рамках производственного  цикла, но и в процессе разработок, конструирования, маркетинга и послепродажного  обслуживания;

· качество должно быть ориентировано на удовлетворение требований потребителя, а не изготовителя;

· повышение качества продукции требует применения новой  технологии производства, начиная с  автоматизации проектирования и  кончая автоматизированным измерением в процессе контроля качества;

· всеобъемлющее  повышение качества достигается  только заинтересованным участием всех работников.

Все это осуществимо  только тогда, когда действует четко  организованная система управления качеством, направленная на интересы потребителей, затрагивающая все подразделения  и приемлемая для всего персонала.

Только непониманием проблемы качества можно объяснить  такие заявления руководителей, как «управление качеством продукции  означает ужесточение приемки продукции», «управление качеством продукции  означает более активное внедрение  стандартизации», «управление качеством  представляет собой статистику», «управление  качеством на практике представляется весьма трудоемким процессом», «пусть вопросами управления качеством  продукции занимается отдел приемки  или контроля», «успехи предприятия  в управлении качеством продукции  исключают выполнение дополнительных мероприятий», «управление качеством  не имеет отношения к администрации  предприятия или отделу реализации».

В условиях острой конкурентной борьбы фирмы смогут успешно  развиваться, лишь внедряя системное  управление качеством продукции. Растущая требовательность к повышению качества изделий в настоящее время - одна из характерных черт мирового рынка.

Системы разработки новых изделий должны содержать  три основных положения:

· качество рассматривается  наравне со всеми техническими новшествами  с самого начала разработки изделия;

· планирование научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ  организуется таким образом, чтобы  не ограничивать проектирование вариантов  изделия с наилучшими характеристиками;

· ускорение разработки изделия должно стать основным критерием  эффективности системы разработки. [4;45]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В последние годы мир бизнеса чрезвычайно усложнился: повысился уровень конкуренции, обстановка в целом стала непредсказуемой. Для выживания и развития предприятий в реальных условиях им необходимо приспосабливаться к динамично меняющимся условиям окружающей среды. Для этого каждый предприниматель, каждая фирма должны иметь свою хозяйственную стратегию, находить главное звено для победы в острой конкурентной борьбе. Без стратегического видения будущего, без поиска долговременных конкурентных преимуществ невозможно достичь эффективного функционирования бизнеса.

Одним из важнейших  факторов роста эффективности производства является улучшение качества выпускаемой  продукции или предоставляемых  услуг. Качество продукции является главным условием «выживаемости» и  ключом к успеху на рынке в условиях жесткой конкуренции. Качество, удовлетворяющее  потребителя год назад, может  уже не отвечать его требованиям  в этом году. Поэтому каждый производитель должен отслеживать ситуацию, быть в курсе всех событий, предугадывать вкусы, мнения и требования людей. Быстро изменяющиеся предпочтения заставляют искать новые пути для создания более совершенного продукта или услуги.

В данной курсовой работе мы всесторонне рассмотрели вопрос о конкурентоспособности товара и управлении его качеством. Были даны определения терминов «конкурентоспособность» и «качество» товара; представлена информация о факторах, составляющих понятие «конкурентоспособность товара»; рассказано о способах обеспечения конкурентного преимущества; оценена роль качества продукции в условиях рыночной экономики; рассмотрена стратегия управления качеством.

Повышение качества выпускаемой продукции расценивается  в настоящее время, как решающее условие её конкурентоспособности  на внутреннем и внешнем рынках. Конкурентоспособность товаров во многом определяет престиж страны и является решающим условием увеличения её национального богатства.

Информация о работе Конкурентоспособность товара и управление качеством